В Крымской войне
Исключительное значение имела деятельность архиепископа Иннокентия для Одессы в Крымскую войну (1853-1856 гг.), когда во всей полноте проявились патриотизм и архипастырское мужество Херсонского Святителя, за которое историк М. Погодин провозгласил архиепископа Иннокентия «великим гражданином русской земли». Владыка не только, проявляя известное мужество, находился при обстреле неприятельской эскадры в своем архиерейском доме или на богослужении в храмах, но и ревностно проповедовал, утешал и ободрял раненых воинов, служил молебны о победе русского воинства, погребал убитых... Его часто можно было видеть на передовых позициях, часто под обстрелом противника он кропил солдат и матросов святой водой, личным примером воодушевлял воинов на ратные подвиги.
Самым тяжелым днем для жителей Одессы стала Великая Суббота - 10 апреля 1854 г., когда неприятельский флот подверг город особенно сильной бомбардировке. Архипастырь с обычной церковной торжественностью совершал Божественную литургию. Горячая молитва предстоящих, тихие вздохи и слезы обнаруживали крепкое желание всех найти утешение в надежде на помощь Божию. Богослужение близилось к концу, пели запричастный стих. Вдруг раздался страшный разрушительный взрыв, крепкие стены соборного храма поколебались, стекла задрожали, молитвенные песнопения умолкли и люди, пораженные паническим страхом, пали на церковный пол. И в эти минуты едва ли не один архипастырь сохранял присутствие духа! Царские врата немедленно растворились. Терпеливо выждав, пока испуганный народ ободрится и придет в себя, Владыка вышел из алтаря, взял пастырский жезл и произнес: «Вы устрашились сего бранного звука, произведенного вражескою рукою и, стоя на молитве в этом святилище, не устыдились пасть на землю по маловерию. Но какой страх и ужас обымет грешную душу, когда возгремит архангельский глас трубы, чтобы призвать нас на всеобщий Суд!»
В те дни всеобщего уныния, когда казалось, что никакая сила не остановит грозную армаду, готовую стереть с лица земли беззащитный город, этот человек великой веры, со свойственной ему прозорливостью, предсказывал, что бомбардировка будет непродолжительной. И, действительно, 11апреля неприятель прекратил огонь, а 14-го, в среду на Светлой седмице, совсем оставил Одессу.
Спустя 17 месяцев, 26 сентября 1855 г., неприятельский флот в составе 120 военных кораблей вновь появился у берегов Одессы, грозя жителям города всеми ужасами разорения и опустошения. Со следующего же дня и до 3 октября, то есть во все время блокады, преосвященный Иннокентий не переставал совершать покаянные молебствия, сопровождая их пастырскими приветствиями то на соборной площади, то в кафедральном соборе. Особую силу имела его молитва перед чудотворным Касперовским образом Божией Матери. И неприятель прекратил блокаду Одессы. Святителем было установлено по пятницам еженедельное моление перед Касперовской иконой (которое совершается и в настоящее время).
Народ в простоте сердца выражал общее тогда убеждение: «Если бы командование армией доверили Иннокентию, Россия выиграла бы Крымскую войну».
Святитель Христов в Севастополе бесстрашно ходил под неприятельскими выстрелами по рядам войск, ободряя солдат и полководцев; ездил на буксире по бухте тогда, когда впереди и сзади сыпались бомбы. Промысл Божий хранил святителя - это тогда явно все чувствовали. Как воистину «добрый пастырь», он душу свою полагал за паству свою. Он не страшился высказывать истинный взгляд на то или иное положение дел. Он говорил: «Мы преемники Вассианов и Филиппов, правду я скажу и на Белом море, в Соловецком монастыре. Мы монахи, нам терять нечего».
Устроение новых крымских обителей
Святитель Иннокентий бывал и на Святой горе Афон, переписывался со святогорской братией и мечтал о создании Крымского Афона с его старчеством. Это была бы, по его размышлениям, новая Оптина пустынь. Прямым следствием этих чаяний святителя стало открытие в 1850 г. Бахчисарайского скита с киновиями. 15 августа, в день праздника Успения Пресвятой Богородицы, в скале, где была вытесана церковь Успения Божией Матери с множеством келий, святитель Иннокентий, несмотря на тяготившую его болезнь, с греческим митрополитом Агафангелом - представителем Афона, возглавил Божественную литургию.
Впоследствии святитель Иннокентий возродил древнюю греческую церковь с источником при ней между Чатырдагом и Бахчисараем, источник святых бессребреников Космы и Дамиана в урочище Кизим, пустынь Котерлезскую во имя святого Стефана исповедника, пустынь близ Керчи, где были чудеса великомученика Георгия Победоносца, древнюю церковь святого Матфея, целебный источник Предтечи и Крестителя Господня Иоанна, храм на горе Инкерман. Благодаря ему возникло скитское монашество в Херсоне. За год до своей кончины, в 1856 г., архиепископ Иннокентий возобновил близ Сурожи Кизилташскую киновию (с новейших времен там возрожден Свято-Стефано-Сурожский монастырь).
Вот как рассказывает в своих воспоминаниях об архиепископе Иннокентии очевидец его трудов: «Мне казалось, что я вижу шествие необыкновенного земного существа, что от этого шествия веет каким-то необъяснимым дыханием, искрятся мириады звезд над вершиной Чатырдага, где около усталой лошадки стоит молящийся Иннокентий. Внизу мы видим клубящиеся облака, тишина невозможная... лицо убеленного видною сединою иерарха дышит каким-то светом...»
Наследие русского Златоуста
Проповеди святителя, переведенные на греческий, французский, немецкий, сербский, армянский, польский языки, поражали читателей ясностью мыслей, быстротой и легкостью богословской концепции, изумительной страстностью их построения и красотой слова. При внимательном изучении жизни и богословского наследия архиепископа Иннокентия нельзя не увидеть, что основой его жизни было Евангелие.
Научно-богословские сочинения архиепископа Иннокентия - это золотой фонд русской религиозно-богословской мысли. Изданные в 12-ти томах в С.-Петербурге в 1871 и 1901 гг., они и поныне не утратили своего актуального значения.
Кроме глубоких научно-богословских трудов духовный писатель составил акафисты Пресвятой Троице, Божественным Страстям Христовым, Живоносному Гробу, Воскресению Христову, Покрову Пресвятой Богородицы и Архистратигу Божиему Михаилу, ставшие ярким украшением Литургической жизни Русской Православной Церкви.
Митрополит Московский Макарий (Булгаков) писал: «...архиепископ Иннокентий был человеком в собственном смысле гениальным, он был великий проповедник, оригинальный и вдохновенный, и как писатель русский архиепископ Иннокентий по справедливости должен занять одно из первых мест в истории русской литературы, и как проповедник он займет одно из первых мест между духовными ветками не только нашего времени и Отечества, но и всех времен и народов. Имя архиепископа Иннокентия навсегда останется бессмертным».
Время подтвердило истинность пророческих слов митрополита Макария. В Новгороде на памятнике «Тысячелетия России» в числе других знаменитых исторических деятелей русской государственности изображен и архиепископ Херсонский Иннокентий.
Архипастырь-подвижник скончался 26 мая 1857 г. и был погребен в Преображенском кафедральном соборе Одессы. Но накануне кончины, в течение последнего месяца, он объехал свои детища-обители епархии, принимал посетителей. Последние два с половиной часа жизни он был в ясном и полном разуме.
Он умирал в Херсонском монастыре, в Троицкую родительскую субботу и попросил сперва прочесть канон Святой Троице, затем лег на постель из свежего сена, по традиции приготовленной на полу. Занималась заря дня Святой Троицы, когда Иннокентий подошел к окну и сказал: "Господи, какой день!" Потом, сказав поспешно: «Скорее поднимите меня», на руках двух келейников, молитвенно коленопреклоненный, отошел ко Господу.
К 30-летию кончины архиепископа Иннокентия (Борисова) профессором-протоиереем Т. Буткевичем была написана первая биография иерарха-подвижника «Иннокентий Борисов, бывший архиепископ Херсонский» (СПб., 1887). В предисловии сказано: «С именем Иннокентия, архиепископа Херсонского связывается одна из самых ярких страниц в истории духовной литературы и жизни русского общества. Личность архиепископа Иннокентия представляет поистине изумительный образ духовного великана, который не только в проповедничестве (где он справедливо по заслугам приобрел название «Русского Златоуста»), но и во всех других сферах своей деятельности проявил поражающую силу ума и таланта, того духовного гения, который как озаряющий факел не только освещает целую эпоху, но и указывает дальнейшее направление...»
В 1936 г., после взрыва Преображенского собора, останки архиепископа Иннокентия были перенесены на Одесское Слободское кладбище. В 1950 г. заботами архиепископа Одесского и Херсонского Никона (Петина) останки святителя были перенесены на другое место кладбища, а на его могиле были установлены надгробие и памятник, у которого постоянно горела лампада. В 1987 г. захоронение было перенесено на кладбище Одесского Свято-Успенского мужского монастыря, где и находилось в ряду других архиерейских захоронений до пятницы 18 июля 1997 г., когда состоялось обретение честных мощей архиепископа Иннокентия.
И ныне предстоит угодник Божий Иннокентий в лике святительском в незаходимой славе небесной, ходатайствуя в земном странствии сущих пред дивным во святых Своих Господом Богом, Которому подобает слава всегда, ныне и присно, и во веки веков. Аминь.