Еще в июне, когда стало понятно, что дневные температуры прочно установились на отметках, намного превышающих норму, в храмах Саратовской епархии неоднократно служились молебны о даровании дождя. В связи с засухой и массовыми лесными пожарами, по благословению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла особые молитвы о ниспослании дождя ежедневно возносятся также и на Божественной литургии. 8, 15 и 22 августа - в храмах епархии будут приниматься пожертвования на нужды погорельцев. Священная история знает немало примеров, когда засуха посылалась Богом людям как наказание за грехи, принося с собой голод, болезни и смерть. Иногда кажется, что сегодняшняя ситуация совсем скоро станет походить на ту, что описана в 17-й главе Третьей книги Царств (И сказал Илия [пророк] Фесвитянин, из жителей Галаадских, Ахаву: жив Господь Бог Израилев, пред Которым я стою! в сии годы не будет ни росы, ни дождя, разве только по моему слову). К сожалению, современное общество не лишено таких пороков, которые были бы достойны страшного гнева Божьего. Голод все же нам вряд ли грозит, по крайней мере, в этом году. Но ведь никто не знает наверняка, как пойдут дела дальше. Это ощущение уязвимости для современного человека несколько неожиданно, хотя для нашей страны, пожалуй, в меньшей степени. В России, где бесконечно растут проблемы в самых разных сферах жизни, а, по данным Росстата, за чертой бедности живут более 24 миллионов человек, чувство защищенности и комфорта не является доминирующим. Но все-таки русский человек знает, что в принципе болезни лечатся, дети рождаются, нефть продается, нанотехнологии разрабатываются, медали завоевываются, а великая русская литература существует. Но вот аномальные природные явления - это как раз один из тех факторов, которые способны отучить человека от привычки жить по инерции. Наступает время очнуться и подумать. Я не могу это контролировать, я не могу это изменить, а что же тогда делать? Чтобы ответить, надо сначала понять: а зачем это со мной происходит? Мы попросили клириков Саратовской епархии помочь разобраться.
Священник Алексий Каширин, настоятель храма во имя святого великомученика и целителя Пантелеимона поселка Степного Советского района:
- Наша религия это не религия Бога, который постоянно наказывает за какие-то провинности, а религия радости. Евангелие - благая весть о Воскресшем Христе. Поэтому, как сказал апостол Иаков, с великой радостью следует принимать различные искушения, зная, что испытание веры производит терпение; терпение же должно иметь совершенное действие (Иак. 1, 2-4). Конечно, жарко, конечно, трудно, но в терпении как раз и проявляется наше Богопочтение. Если же мы постоянно сетуем на жару, на то, что урожая нет, и прочие «несправедливости», это свидетельствует о нашем маловерии. Человек впадает в состояние уныния, что можно рассматривать как противление Богу, неприятие того, что Богом послано. Тем более что при нынешнем уровне экономических связей реальной опасности голода нет. Я своим прихожанам советую не поддаваться на манипуляции СМИ, пытающихся вогнать нас в состояние паники. В России бывали ситуации страшнее, когда полное озеро воды внезапно уходило под землю. А это уже действительно знак. Тут уже нужно всем молиться не о том, чтобы Господь дождь послал, а чтобы простил грехи и помиловал всех нас.
Священник Сергий Ясиновский, настоятель храма во имя святого Архистратига Божия Михаила села Питерка Питерского района:
- Я считаю, что эта жара все-таки является наказанием за какие-то наши грехи. Мне, например, позвонили ребята-фермеры, просят: надо дождя, батюшка. Назначили день, час - но ни один из них не пришел! Я думаю, это степень воцерковления сказывается. Когда Владыка благословил служить в храмах молебны о даровании дождя, мы с прихожанами помолились, попросили, и в ночь пошел дождь, шел всю ночь во всем районе, лужи были. Скептики сказали, что это мы просто подгадали, посмотрев прогноз в Интернете... А отец Алексий Мушников из Мироновки мне рассказывал, что он собрал фермеров, которые хотели помолиться, и они с хоругвями, с иконами молебны пели прямо на полях. И пошел дождь ровно у тех, кто был на молебне. В шахматном порядке, хочешь верь, хочешь не верь! Доходит молитва. Господь слышит и сразу откликается. Я даже уверен, что если бы собрался весь народ, как раньше делали наши русские люди; если бы постились, молились, каялись - все бы даровалось по этой молитве. Бабушка мне рассказывала, что они во время засухи никогда не приходили после таких молитв сухие домой, всегда до нитки вымокали. Даже брали хоругви, которые не жалко было бы трепать под дождем. Потому что точно знали, что дождик будет. Причем не ждали, когда все сгорит на полях, а надо дождя - пошли и попросили. А сейчас люди часто надеются только на свои силы, на помощь государства. Или ждут какого-то чуда свыше, что все само как-то устроится без их труда.
Но надо отметить, что у нас этим летом стало все-таки больше людей в храм ходить, хотя, казалось бы, в такой зной должно быть наоборот. Видимо, они постепенно все-таки идут к Богу, и на этой жаре зернышки веры созревают в их душах.
Священник Андрей Евстигнеев, настоятель храма в честь иконы Божией Матери «В скорбех и печалех Утешение» города Саратова:
- Нельзя, конечно, любое погодное явление сразу трактовать как гнев Божий. Но сам факт, что жара держится так долго, должен нас заставить задуматься. Наверное, все, даже нерелигиозные люди, обратили внимание на то, сколько самых разных проблем эта жара обнажила. Во-первых, совершенно непредусмотренные условия в транспорте, в городе. Очень мало мест, где можно просто присесть отдохнуть, ведь такая погода чрезвычайно плохо действует на организм человека. Еще жара показала нам степень человеческой беззащитности. Отключи сейчас холодную воду и электричество, встанет весь наш быт в многоквартирном доме, и мы окажемся в условиях первобытных людей из пещер. Это еще раз нам говорит о том, что ни в коем случае нельзя слишком уж надеяться на себя. Происходящее - это не кара, а проявление любви. Наказание как поучение. Наказуя наказа мя Господь,- говорится в 117-м псалме, то есть «наказывая, поучал меня Господь...» Здесь вопрос очень тонкий, вопрос именно о Промысле Божьем. А Промысл Божий открывается спустя какое-то время.
Печально, но приходилось сталкиваться с некоторым ропотом даже среди тех, которые считают себя верующими: мы вот молимся, просим Бога, а результата никакого: жара не спадает, дождя нет. Дело в том, что у определенной части народа отношение к молитве очень похоже на отношения в магазине: товар - деньги. Я Тебе, Боже, свечку поставил, молебен заказал, поэтому Ты обязан исполнить мне такую-то и такую-то просьбу. Но товарно-денежные отношения с Богом недопустимы. А молиться о дожде все-таки, конечно, нужно продолжать. Мы не сумели спасти пшеницу и другие культуры, но остальная природа - это тоже часть нашей жизни. Адаму в раю дана была заповедь: возделывать сад Едемский и хранить его. Если уж человек считает себя венцом природы, именно здесь-то он и должен проявить это свое превосходство.
Видимый мир - это естественное Откровение, призванное говорить о величии Творца даже через такие неблагоприятные природные явления, как зной и связанные с ним страдания. Ведь Откровение дает нам знания о главных свойствах Бога: милосердии и любви. В определенном смысле то, что происходит сегодня в Центральной России,- это проверка на милосердие и любовь нас самих. Вспоминает о Боге не только тот, кто оказывается в беде или скорби, но и тот, кто откликается на эту беду. И пусть вспоминает не всегда разумом, но сердцем и совестью. И, может быть, посмотрев именно так на все происходящее, мы встанем с благодарным сердцем перед Господом, и в этом предстоянии будем внимательнее к своей душе. Ведь Отец Небесный непрестанно желает каждого человека сделать наследником Своего Царства, но без воли самого человека, без его труда над собой это невозможно.
Опубликовано на сайте Православие и современность
http://www.eparhia-saratov.ru/index.php?option=com_content&task=view&id=10275&Itemid=3