О практике целибата в Русской Церкви

0
219
Время на чтение 7 минут

Мы приглашаем наших авторов и читателей к обсуждению опубликованных документов Межсоборного присутствия Русской Православной Церкви и начинаем это обсуждение статьей настоятеля храма святой мученицы Татианы об истории и современной практике рукоположения безбрачного духовенства в Русской Церкви.

Практика целибата в Русской Православной, в Российской еще Церкви, имеет свое конкретное начало. Это начало связано с очень светлой личностью в истории нашего духовного образования и, можно сказать, в истории подвижничества и благочестия нашей церкви. Это Александр Васильевич Горский, многодесятилетний профессор и многолетний ректор Московской Духовной Академии, любимец святителя Филарета (Дроздова), митрополита Московского и Коломенского. Собственно, святителем Филаретом Александр Васильевич, девственник от чрева матери своея и человек, не желавший по своим соображениям принимать монашество, был подвигнут святителем Филаретом к тому, чтобы писать прошение о целибатном рукоположении. В статусе мирянина он не имел возможности стать ректором духовной школы.

В обоснование этой совершенно новой тогда для Российской церкви практики митрополит Филарет написал целый трактат о примерах целибатных рукоположений, которые были в Древней Церкви и в позднейшей церковной истории. Этот трактат был подан святителем как докладная записка в Синод, сопровождающая прошение о рукоположении Горского в целибате и о назначении его ректором. Этот трактат был опубликован потом, в частности, в издании Московской Духовной Академии с названием «Прибавления к творениям святых отцов и учителей Церкви». Собственно, до революции других известных примеров целибатных рукоположений нет.

После революции, даже точнее, после первых десятилетий советской власти, когда в 40-е годы стали возможны новые рукоположения духовенства - не единичные, а уже количественно приметные, достаточно массовые - встал вопрос о том, что многие из желавших рукополагаться имели канонические препятствия к тому, чтобы принимать сан, вступая в брак. Так сложилось по прожитым десятилетиям в условиях безбожной социалистической действительности. Многие находились в разводе, в том числе, между прочим, и потому, что их, как верующих, оставляли жены, которые от веры отошли или их убеждений не разделяли, или в силу других коллизий. И они жениться перед рукоположением не могли, а к монашеству либо призвания не имели, либо не могли пойти в монахи: в какой-то момент даже священником было проще оказаться, чем в монастыре. И вот тогда в достаточно приметном количестве была возобновлена практика целибатных рукоположений. В разной мере она теплилась и в последующие 50-е, 60-е, 70-е годы.

Новая довольно массовая волна пошла, когда возник новый всплеск по количеству хиротоний, в конце 80-х - начале 90-х годов, когда опять в Церковь пришли поколения желавших послужить ей, но до того имевших внешние препятствия от властей. Они в значительной части пришли с теми же проблемами: кто-то был разведен, кто-то имел другие причины, по которым в женатом состоянии рукополагаться не мог. Часть этих людей пошли путем принятия монашества и служения в монастырях, но определенная часть принимала и принимает сейчас сан как целибатные клирики.

Конечно, наверное, требуется особое внимательное рассуждение и духовника, и правящего архиерея о таких рукоположениях. На сегодня - вот уже в последние лет десять - не вполне становится понятным, почему человек, не имеющий призвания и решимости нести крест семейной жизни и при этом не имеющий призвания и решимости подъять на себя иеромонашество, считает себя пригодным на служение в этом среднем, «ни рыба ни мясо», состоянии. Он и как глава своей домашней церкви не может дать примера прихожанам и другим людям, и не имеет возможности разделить с людьми, которых он окормляет, общие радости и скорби семейного бытия. С другой стороны, не решается этот человек дать и другой пример - отречения от земных попечений. Иногда люди рукополагаются целибатно и принимают монашество потом. Если этот человек уходит в монастырь - понятно, что почему-то он не имел такого стремления первоначально и как-то дорос до него. А если он таким образом легче становится игуменом или архимандритом, то не очень понятно, что это за путь такой к монашеству: без послушания, без прохождения первоначальных его ступеней, когда сначала нужно в коровнике поубираться или кирпичики покласть. Хорош будет тот архимандрит, который сам никогда прежде послушником не был, сам не знает, что такое послушание.

Поэтому с целибатным духовенством возникают у меня вопросы, и я знаю, что у многих людей они возникают. Знаю вполне добрых, искренних, хороших целибатных батюшек, но не вполне понимаю, почему хиротонии таких людей продолжаются в те новейшие 5-10 лет, когда резоны, которые были в предыдущие десятилетия, как кажется, почти все уже отпали.

В последние два десятилетия, к сожалению, случалось, что при общей нехватке духовенства семинарист или просто молодой благочестивый человек, желавший священства, но затруднявшийся с поиском супруги, в двадцать лет целибатным образом принимал сан и отправлялся служить на приход. Это более чем соблазнительно, и - конечно, возрастная планка для такого рукоположения должна быть не ниже, чем для монашеского пострига. В монашеском постриге, кроме выпускников духовной школы, она определена в 30 лет, и для целибата я бы поставил не меньше 30 лет для священнической хиротонии. Как человек понесет это воздержание в ситуации приходской жизни, что труднее, чем в монастыре, как он останется бесстрастным, - представить могу с трудом.

Проблема сегодня усугубляется тем, что наши будущие пастыри - в основном из тех поколений, которые пришли в семинарию сразу после школы, а в лучшем случае после среднего специального или высшего учебного заведения или после вооруженных сил. То есть в каких-то ситуациях это может быть человек 21, 23-х лет, или 24-26-ти лет. Не все в этом возрасте, в особенности в первой возрастной категории, готовы и к созданию семьи, и тем более к ответственному исполнению пастырских душепопечительных обязанностей. Проблема состоит в том, что у нас нет на сегодня общецерковного решения о том, как быть с этими выпускниками духовных школ, которые и учились хорошо, и мальчики хорошие, но и жену он будущую себе еще не нашел, и к монашеству не имеет призвания, и осознанного желания целибата в 22 года у него нет.

Понятна скорбь архиереев, которые учили-учили, вкладывали-вкладывали деньги в эти семинарии, в этих семинаристов, а там из всего курса 2-3 человека готовы сан принять, а мест священнических столько свободных. Архиерей в скорби: что же я их всех учу, если потом все равно приходится неизвестно кого, приходящих из соседних епархий, с непонятно какой репутацией принимать и с риском для приходов назначать. Но понятно и то, что, наверное, правильно идти не путем настояния: вот тебе полгода, решай - в монахи, в целибаты или женись, а если не решишь, то будет тебе анафема маранафа, будешь мне яко язычник и мытарь. Вероятно, нужно найти некую возможность их инкорпорирования в те или иные церковные структуры для полезного церковного труда, связанного ли со священнослужением, с работой в тех или иных церковных институциях, которые бы дали им возможность и жизненно определиться, встать на ноги, и повзрослеть немного для будущего священнослужения.

16 декабря 2010 года президиум Межсоборного присутствия Русской Православной Церкви постановил принять в первом чтении проект документа «Критерии хиротонии безбрачных лиц, не состоящих в монашестве», направить его на отзыв в епархии Русской Православной Церкви и опубликовать с целью проведения общественной дискуссии, по итогам которой передать документ на второе чтение в пленум Межсоборного присутствия.

Пояснительная записка к проекту

Канонический материал по вопросу критериев хиротонии не состоящих в монашестве безбрачных лиц даёт следующие основные нормы:

  • принципиальное утверждение исключительности подобной хиротонии (запрет на развод, понуждение к выбору в вопросе семейного положения до хиротонии в Ап., 5; Анкир., 10; Карф., 20);
  • признание обязательности целибата для кандидата в клир не отвечающим древним каноническим правилам Церкви (Трул., 13);
  • запрет на изменение безбрачного статуса после хиротонии (Ап., 26; Неокес., 1; Трул., 6);
  • запрет на проживание целибатного клирика с особами женского пола после хиротонии (I Вс., 3).

Члены комиссии обсудили вопросы о возрастном и образовательном цензе для рукоположения в безбрачном состоянии, о порядке принятия решения о рукоположении лица в безбрачном состоянии. Было принято к сведению решение Всероссийского Церковного Собора 1917-1918 гг., «в изменение установленного в Русской Церкви порядка, по коему возведение в сан диакона и священника лиц, не обязанных супружеством и не состоящих в иночестве, дозволяется лишь по достижении ими сорока лет, допустить посвящение в сан диакона и священника в безбрачном состоянии лиц, достигших тридцатилетнего возраста, по особливом испытании со стороны рукополагающего епископа». Данное решение было затем подтверждено постановлением Временного Патриаршего Синода «О безбрачном духовенстве, не достигшем сорокалетнего возраста (от 2 января 1931 года, No. 2)».

В ходе обсуждения проекта документа было указано, что основным критерием для хиротонии в безбрачном состоянии должен быть достаточный жизненный и церковный опыт кандидата к хиротонии, подтвержденный духовником и закрепленный прохождением очного образования в духовной школе. При отсутствии такого образования необходимо, как минимум, полное заочное семинарское образование и прохождение церковнослужительской практики под руководством опытного священника, могущего передать кандидату свой опыт церковной жизни.

«О хиротонии безбрачных лиц, не состоящих в монашестве»

  1. Признать, что практика хиротонии безбрачных лиц, не состоящих в монашестве, а особенно лиц, ранее не состоявших в браке, должна рассматриваться как исключительная.
  2. Хиротонии безбрачных лиц, не состоящих в монашестве, совершать не ранее достижения ими 30-летнего возраста. Таковые лица должны обладать достаточным жизненным и духовным опытом.
  3. Кандидат на хиротонию в безбрачном состоянии без принятия монашества должен прежде хиротонии получить полное семинарское или академическое образование. В том случае, если это образование получается им заочно, он должен пройти не менее чем двухлетнюю практику (с полной нагрузкой) в качестве церковнослужителя при кафедральном соборе, многоштатном городском приходе или епархиальном монастыре, под руководством опытного священнослужителя.
  4. Хиротонию безбрачных лиц, не состоящих в монашестве, совершать лишь после изучения кандидатуры епархиальным советом, на основании письменного обоснованного прошения кандидата на священный сан, встречи с ним и письменной рекомендации его духовника, а также ректора духовной школы, где обучался кандидат, либо настоятеля храма или монастыря, при котором он проходил практику.
  5. Список клириков, рукоположенных в безбрачном состоянии и без принятия при этом монашеских обетов, включать в ежегодные епархиальные отчеты, направляемые на имя Патриарха Московского и всея Руси, с указанием для каждого такого клирика даты рождения и образования, а также кратким изложением причин рукоположения в безбрачном состоянии.

    http://www.taday.ru/text/814342.html
Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".
Подписывайте на телеграмм-канал Русская народная линия
РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне; Артемий Троицкий; Артур Смолянинов; Сергей Кирсанов; Анатолий Фурсов; Сергей Ухов; Александр Шелест; ООО "ТЕНЕС"; Гырдымова Елизавета (певица Монеточка); Осечкин Владимир Валерьевич (Гулагу.нет); Устимов Антон Михайлович; Яганов Ибрагим Хасанбиевич; Харченко Вадим Михайлович; Беседина Дарья Станиславовна; Проект «T9 NSK»; Илья Прусикин (Little Big); Дарья Серенко (фемактивистка); Фидель Агумава; Эрдни Омбадыков (официальный представитель Далай-ламы XIV в России); Рафис Кашапов; ООО "Философия ненасилия"; Фонд развития цифровых прав; Блогер Николай Соболев; Ведущий Александр Макашенц; Писатель Елена Прокашева; Екатерина Дудко; Политолог Павел Мезерин; Рамазанова Земфира Талгатовна (певица Земфира); Гудков Дмитрий Геннадьевич; Галлямов Аббас Радикович; Намазбаева Татьяна Валерьевна; Асланян Сергей Степанович; Шпилькин Сергей Александрович; Казанцева Александра Николаевна; Ривина Анна Валерьевна

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/uploaded/files/reestr-inostrannyih-agentov-10022023.pdf

Протоиерей Максим Козлов
Все статьи Протоиерей Максим Козлов
Последние комментарии
Не геометрические ребусы, но свидетельство о молитвенном опыте
Новый комментарий от Павел Тихомиров
26.04.2024 15:59
О чём говорят американские конспирологи
Новый комментарий от Павел Тихомиров
26.04.2024 15:49
Россию превращают в пародию…
Новый комментарий от Дмитриев
26.04.2024 15:48
Ждём новых «крокусов»?
Новый комментарий от Русский Иван
26.04.2024 15:21
Леваки назвали великого русского философа Ильина фашистом
Новый комментарий от Русский Иван
26.04.2024 15:13
Страх и подвиг
Новый комментарий от Сергей
26.04.2024 14:50