Кино и немцы

0
258
Время на чтение 4 минуты

Строго говоря, фильм «Поп» был сделан исключительно для церковной публики. Насколько мне известно, люди нецерковные или вовсе не смотрели его, или, посмотрев, тотчас забыли - настолько все проблемы, поднятые в фильме, далеки от основной массы народа. Это к вопросу о художественных достоинствах «Попа»: по-настоящему сильный фильм втягивает зрителя в свою проблематику, зажигает даже вовсе холодную зрительскую душу, а «Поп» снят только для тех, кто «уже в курсе».

Но суть не в этом. Суть даже не в том, что в фильме «Поп» немцы - все, кроме одного эпизодического персонажа, - люди весьма обаятельные, скромные, почтительные, интеллигентные и т.д. Все советские люди в нём - даже если по сценарию они играют положительную роль, - симпатий зрительских отнюдь не вызывают, все они хорошо описываются одним грубоватым словечком - «мордовороты». Один мордоворот добрый, другой злой, но каждый из них вызывает отвращение.

И не в том дело, что, говоря о Псковской миссии, авторы фильма показывают человека, для миссии нетипичного. Увы, увы, история свидетельствует, что 99% священников Псковской миссии служили немцам верой и правдой, исправно доносили в гестапо на русских патриотов, закладывали собственных прихожан и на совести у этих людей не одна сотня расстрелянных по их доносам соотечественников. Отец Александр, главный герой фильма, - он не из таких. Он пытается, находясь во власти немцев, служить России.

Были такие священники в действительности? Да, были. Но служили они по большей части не в Псковской миссии.

Запоминающийся эпизод из фильма: отец Александр отказывается отпевать полицая, произнося при этом: «Братья и сёстры, я понимаю большое горе отца и матери убитого, но не наших молитв и «Со святыми упокой» своею жизнью заслужил во гробе предлежащий. Он - изменник Родины и убийца невинных детей и стариков. Вместо «Вечной памяти» произнесём же: «Анафема»!» Интересно то, что такой случай действительно был!.. Был на самом деле священник (кстати, тоже отец Александр), который не стал отпевать предателя и произнёс при этом именно такие слова, - и более того: призывал полицаев одуматься, покаяться, обратить оружие против немцев. Но в действительности этот замечательный священник, отец Александр Романушко, служил в Белоруссии и к Псковской миссии отношения не имел!.. И кстати, сразу после этого своего героического выступления батюшка ушёл к партизанам, понимая, что теперь под немцами ему не жить. А отец Александр из фильма? С него всё как с гуся вода!.. Ему, по мысли авторов, немцы прощали всё что угодно.
Что же получается? Рассказывая о стаде чёрных козлищ, авторы берут в качестве главного примера белую овцу!.. Господа, да корректно ли это?.. Большинство нашей публики о Псковской миссии или не слышали вовсе, или имеют о ней самое смутное понятие.

Посмотрев фильм «Поп», этот зритель скажет: «А, Псковская миссия!.. Знаю, знаю, там служили священники-патриоты!..» Как говорится, с точностью до наоборот.

Но - опять-таки - не в этом дело. Дело в том, что фильм вновь поднимает один из самых больных вопросов русского ХХ века: «С кем ты, православный, - с государством или с Церковью?»
Считать этот вопрос простым и однозначным может только человек в высшей степени недалёкий. История ХХ века показала русским (и очень жёстко показала!), что всё отнюдь не так просто, - даже если государство исповедует самое непримиримое безбожие. Это понимали мученики первых веков христианства, стоявшие до смерти за веру Христову, но не отрекавшиеся от долга перед импе-
рией.

И страшно то, что в новые времена вопрос этот слишком часто формулировался таким - чудовищным! - образом:

«Кого позволительно предать: Россию ради Христа - или Христа ради России?»

Тысячи и тысячи верующих русских людей в ХХ веке, ломая собственные судьбы, губя себя и своих близких, проливая свою и чужую кровь, вынуждены были убедиться: предательство всегда остаётся предательством! Нельзя предать Христа, не предавая тем самым Россию. Нельзя предать Россию, не предавая тем самым Христа.

Ценой очень и очень большой крови русские люди в ХХ веке поняли: «Надо научиться жить, не предавая ни Христа, ни России». Надо научиться воздавать Богово Богу и кесарево кесарю, даже если кесарь тебе лично неприятен. Эта заповедь Господня невероятно трудна для исполнения, - но, в общем-то, не труднее, чем все прочие Его заповеди.

Однако снова и снова - до сих пор! - кто-то пытается вдолбить русским: «Без предательства никак не обойтись! Если хочешь быть с Россией - отрекись от Христа! Если хочешь быть с Христом - отрекись от России!»

И вот фильм «Поп». В сущности говоря, о чём этот фильм? О человеке, о священнике, который не хотел предавать ни Христа, ни России - и поплатился за это. Россия (в фильме представленная весьма жуткими персонажами) не приняла его подвига. Вывод? «Лучше бы служил батюшка немцам: они люди культурные, деликатные, к религии вполне терпимые... Вообще, какая досада, что не немцы победили!.. Мы бы с ними такую религиозно-просветительскую работу развернули!.. Хочешь жить - умей предавать!»

...А вообще-то каждый, кто видел фильм «Поп», знает, что рассказом о Псковской миссии он отнюдь не ограничивается. У него есть и ещё одна тема, для авторов не менее (если не более) важная. Что такое, в сущности, поведение православных священников в оккупации? Дела давно минувших дней - есть вещи и более злободневные... И авторы фильма обстоятельно, твёрдо, жёстко учат зрителя, что ему следует думать по этому второму, злободневному вопросу. Но мы об этом втором вопросе сейчас говорить не станем: тут совсем другая история...

http://pravpiter.ru/

Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".
Подписывайте на телеграмм-канал Русская народная линия
РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне; Артемий Троицкий; Артур Смолянинов; Сергей Кирсанов; Анатолий Фурсов; Сергей Ухов; Александр Шелест; ООО "ТЕНЕС"; Гырдымова Елизавета (певица Монеточка); Осечкин Владимир Валерьевич (Гулагу.нет); Устимов Антон Михайлович; Яганов Ибрагим Хасанбиевич; Харченко Вадим Михайлович; Беседина Дарья Станиславовна; Проект «T9 NSK»; Илья Прусикин (Little Big); Дарья Серенко (фемактивистка); Фидель Агумава; Эрдни Омбадыков (официальный представитель Далай-ламы XIV в России); Рафис Кашапов; ООО "Философия ненасилия"; Фонд развития цифровых прав; Блогер Николай Соболев; Ведущий Александр Макашенц; Писатель Елена Прокашева; Екатерина Дудко; Политолог Павел Мезерин; Рамазанова Земфира Талгатовна (певица Земфира); Гудков Дмитрий Геннадьевич; Галлямов Аббас Радикович; Намазбаева Татьяна Валерьевна; Асланян Сергей Степанович; Шпилькин Сергей Александрович; Казанцева Александра Николаевна; Ривина Анна Валерьевна

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/uploaded/files/reestr-inostrannyih-agentov-10022023.pdf

Алексей Анатольевич Бакулин
Кто-то должен шагнуть из окопа первым
Рецензия на книгу Б.А. Орлова «Добро и зло»
04.09.2023
Русский мир – это мы с вами
Слово русского писателя
22.06.2022
Все статьи Алексей Анатольевич Бакулин
Последние комментарии
ВРНС – инструмент единения русского народа
Новый комментарий от Игорь Ал
27.11.2024 21:37
Какое «собирание народов», если под угрозой существование России?!
Новый комментарий от Константин В.
27.11.2024 21:30
Предсказание Сталина
Новый комментарий от Русский Иван
27.11.2024 21:29
Религиозная амбивалентность?
Новый комментарий от Русский Иван
27.11.2024 20:55
Церковь всегда одна
Новый комментарий от Алекс
27.11.2024 16:58
«Фантом Поросёнкова лога»
Новый комментарий от Бузина Олесь
27.11.2024 16:52