Строго говоря, фильм «Поп» был сделан исключительно для церковной публики. Насколько мне известно, люди нецерковные или вовсе не смотрели его, или, посмотрев, тотчас забыли - настолько все проблемы, поднятые в фильме, далеки от основной массы народа. Это к вопросу о художественных достоинствах «Попа»: по-настоящему сильный фильм втягивает зрителя в свою проблематику, зажигает даже вовсе холодную зрительскую душу, а «Поп» снят только для тех, кто «уже в курсе».
Но суть не в этом. Суть даже не в том, что в фильме «Поп» немцы - все,
кроме одного эпизодического персонажа, - люди весьма обаятельные,
скромные, почтительные, интеллигентные и т.д. Все советские люди в нём -
даже если по сценарию они играют положительную роль, - симпатий
зрительских отнюдь не вызывают, все они хорошо описываются одним
грубоватым словечком - «мордовороты». Один мордоворот добрый, другой
злой, но каждый из них вызывает отвращение.
И не в том дело, что, говоря о Псковской миссии, авторы фильма показывают человека, для миссии нетипичного. Увы, увы, история свидетельствует, что 99% священников Псковской миссии служили немцам верой и правдой, исправно доносили в гестапо на русских патриотов, закладывали собственных прихожан и на совести у этих людей не одна сотня расстрелянных по их доносам соотечественников. Отец Александр, главный герой фильма, - он не из таких. Он пытается, находясь во власти немцев, служить России.
Были такие священники в действительности? Да,
были. Но служили они по большей части не в Псковской миссии.
Запоминающийся эпизод из фильма: отец Александр отказывается отпевать полицая, произнося при этом: «Братья
и сёстры, я понимаю большое горе отца и матери убитого, но не наших
молитв и «Со святыми упокой» своею жизнью заслужил во гробе
предлежащий. Он - изменник Родины и убийца невинных детей и стариков.
Вместо «Вечной памяти» произнесём же: «Анафема»!» Интересно то,
что такой случай действительно был!.. Был на самом деле священник
(кстати, тоже отец Александр), который не стал отпевать предателя и
произнёс при этом именно такие слова, - и более того: призывал полицаев
одуматься, покаяться, обратить оружие против немцев. Но в
действительности этот замечательный священник, отец Александр Романушко,
служил в Белоруссии и к Псковской миссии отношения не имел!.. И
кстати, сразу после этого своего героического выступления батюшка ушёл к
партизанам, понимая, что теперь под немцами ему не жить. А отец
Александр из фильма? С него всё как с гуся вода!.. Ему, по мысли
авторов, немцы прощали всё что угодно.
Что же получается? Рассказывая о стаде чёрных козлищ, авторы берут в
качестве главного примера белую овцу!.. Господа, да корректно ли это?..
Большинство нашей публики о Псковской миссии или не слышали вовсе, или
имеют о ней самое смутное понятие.
Посмотрев фильм «Поп», этот зритель
скажет: «А, Псковская миссия!.. Знаю, знаю, там служили
священники-патриоты!..» Как говорится, с точностью до наоборот.
Но - опять-таки - не в этом дело. Дело в том, что фильм вновь
поднимает один из самых больных вопросов русского ХХ века: «С кем ты,
православный, - с государством или с Церковью?»
Считать этот вопрос простым и однозначным может только человек в
высшей степени недалёкий. История ХХ века показала русским (и очень
жёстко показала!), что всё отнюдь не так просто, - даже если
государство исповедует самое непримиримое безбожие. Это понимали
мученики первых веков христианства, стоявшие до смерти за веру
Христову, но не отрекавшиеся от долга перед импе-
рией.
И страшно то, что в новые времена вопрос этот слишком часто формулировался таким - чудовищным! - образом:
«Кого позволительно предать: Россию ради Христа - или Христа ради России?»
Тысячи и тысячи верующих русских людей в ХХ веке, ломая собственные
судьбы, губя себя и своих близких, проливая свою и чужую кровь,
вынуждены были убедиться: предательство всегда
остаётся предательством! Нельзя предать Христа, не предавая тем самым
Россию. Нельзя предать Россию, не предавая тем самым Христа.
Ценой очень и очень большой крови русские люди в ХХ веке поняли: «Надо
научиться жить, не предавая ни Христа, ни России». Надо научиться
воздавать Богово Богу и кесарево кесарю, даже если кесарь тебе лично
неприятен. Эта заповедь Господня невероятно трудна для исполнения, -
но, в общем-то, не труднее, чем все прочие Его заповеди.
Однако снова и снова - до сих пор! - кто-то пытается вдолбить русским:
«Без предательства никак не обойтись! Если хочешь быть с Россией -
отрекись от Христа! Если хочешь быть с Христом - отрекись от России!»
И вот фильм «Поп». В сущности говоря, о чём этот фильм? О человеке, о
священнике, который не хотел предавать ни Христа, ни России - и
поплатился за это. Россия (в фильме представленная весьма жуткими
персонажами) не приняла его подвига. Вывод? «Лучше бы служил батюшка
немцам: они люди культурные, деликатные, к религии вполне терпимые...
Вообще, какая досада, что не немцы победили!.. Мы бы с ними такую
религиозно-просветительскую работу развернули!.. Хочешь жить - умей
предавать!»
...А вообще-то каждый, кто видел фильм «Поп», знает, что рассказом о
Псковской миссии он отнюдь не ограничивается. У него есть и ещё одна
тема, для авторов не менее (если не более) важная. Что такое, в
сущности, поведение православных священников в оккупации? Дела давно
минувших дней - есть вещи и более злободневные... И авторы фильма
обстоятельно, твёрдо, жёстко учат зрителя, что ему следует думать по
этому второму, злободневному вопросу. Но мы об этом втором вопросе
сейчас говорить не станем: тут совсем другая история...