Нельзя играть с Церковью

Беседа с епископом Рашко-Призренским Феодосием

В дни Архиерейского Собора, проходившего с 17 по 20 ноября в Белграде, жизнь Сербской Церкви была омрачена одним чрезвычайным происшествием. В тот момент, когда сербский епископат решал насущные вопросы жизни Церкви, находящийся на покое епископ Артемий вместе со своими последователями приехал без благословения на Косово и произвел попытку узурпации власти в Рашко-Призренской епархии. Несмотря на то, что он находился под временным запретом в священнослужении, владыка Артемий совершил литургию. При этом ему сослужили клирики, большинство из которых также были под запретом или же лишены сана по законному решению Церковного суда. Прибывшие с владыкой Артемием монахи попытались занять нескольких монастырей на севере Косово и в Рашской области.

Заведомо обреченная на провал авантюра окончилась для владыки Артемия и его единомышленников полным фиаско. Архиерейский Собор Сербской Православной Церкви охарактеризовал его действия как раскольничьи и соборным решением лишил его епископского сана.

 

Для выдворения бесчинствующих из занятого ими монастыря пришлось прибегнуть в помощи полиции.

Тем не менее, вернувшись в центральную Сербию, бывший епископ Артемий уже заявил ряду средств массовой информации, что не признает «неканоничные» решения Священного Собора и Синода, а среди общественности продолжают ходить истории о «неправедно гонимом защитнике Православия». Общественное мнение серьезно обеспокоено этим вопросом и регулярно подогревается искаженной информацией.

23 ноября 2010 года новоизбранный епископ Рашко-Призренский Феодосий ответил в интервью газете «Вечерние новости» на несколько вопросов, наиболее интересующих общественность в связи с делом бывшего владыки Артемия.

* * * 

 

Загрузить увеличенное изображение. 500 x 727 px. Размер файла 101224 b.
 Епископ Рашко-Призренский Феодосий (Шибалич)
Епископ Рашко-Призренский Феодосий (Шибалич)
- Лишенный сана владыка Артемий утверждает, что решение о лишении его сана, как и несколько предыдущих (о запрете пребывания в Косове, запрете на священнослужение) принято вопреки церковному уставу, то есть без рассмотрения на церковном суде?

 - Естественно, не нарушены ни каноны, ни устав Церкви, так как в этом случае это означало бы, что никто из 36 присутствовавших на Соборе епископов, во главе с Патриархом Иринеем, не знают правил Церкви. Епископа, согласно канонам, должны судить не менее 12 архиереев. В случае бывшего владыки Артемия Собор в тот момент уже заседал, и поэтому было принято предложение, по которому Собор был превращен в Церковный суд, принявший полноправное и законное решение. Собор выбирает епископов и имеет право лишить их сана. Так происходило и раньше в истории.

- Но его защита там не была слышна...

- Бывший владыка Артемий во время заседания совершил попытку путча в канонической епархии Сербской Православной Церкви. Участвовал в насильственном захвате монастырей, не принадлежащих ему канонически, и подписывал акты с фальсифицированной печатью епархии. Для Собора это было более чем ясным свидетельством и доказательством вины. Поэтому распространяемые бывшим владыкой спекуляции о мнимой канонической необоснованности этого решения совершенно беспредметны.

- Нанесли ли все эти события вред Церкви, и было ли необходимым участие Косовской полиции в монастырях Дубоки Поток и Девине воде?

- Защита имущества от узурпации - легальное право СПЦ, как и любой другой институции. Поэтому участие полиции, в этом случае сербов из Косовской полицейской службы, было единственно доступной нам возможностью. Речь идет о КПС, которая находится в командной структуре ЕУЛЕКС, а не Приштины. ЕУЛЕКС не признает независимость Косова и действует по мандату миссии ООН. Собор занял твердую позицию: собственность Сербской Церкви необходимо вернуть в руки законных епархиальных властей и не допустить организации на территори Косова какой бы то ни было «раскольничьей церкви», которая бы использовала собственность Сербской Церкви. Искренно говоря, мне тяжело из-за всего этого, но служение Церкви должно быть превыше наших ощущений.

- «Закрыт» ли этими решениями случай бывшего владыки Артемия и может ли он и в дальнейшем представлять опасность для единства Сербской Православной Церкви?

- Я лично думаю, что бывший владыка больше не представляет серьезной опасности для Церкви, потому что этим решением Собор ясно и недвусмысленно показал всем верующим позицию Церкви по данному вопросу. Если бы бывший владыка продолжил прежнюю нецерковную деятельность и дальше бы представлялся как «епископ Рашко-Призренский», то, боюсь, могли бы последовать дополнительные церковные меры. Надеюсь и молю Бога, чтобы Артемий окончательно понял: с Церковью играть нельзя.

- Известно, что лишенный сана епископ пользуется поддержкой значительного числа верующих в Косове. Может ли это углубить уже существующие разделения между сербами в Косове и Метохии?

- Народ в епархии не разделен около вопроса поддержки бывшего владыки Артемия. Никто не умаляет его прежние неоспоримые заслуги, но здесь встает вопрос: за Церковь ли мы или против нее? Сербский народ в Косове и Метохии, как и в Рашской области, абсолютно верен и останется верен Сербской Православной Церкви.

- Как Вы прокомментируете мнения, что за спиной всех событий около лишенного сана владыки Артемия замешена и политика?

- Патриарх Ириней и архиереи много раз подчеркивали, что здесь речь об исключительно церковной, а не политической проблеме. Судьба края - вопрос всей Сербской Православной Церкви, а не одного епископа или политической партии. Поэтому наша задача - в сохранении народного единства и поддержки сербов, а не в занятии политикой и разделении народа на подобных и неподобных.

Перевел с сербского Иван Ушаков

http://www.pravoslavie.ru/orthodoxchurches/43060.htm

Загрузка...

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции».

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
https://minjust.ru/ru/nko/perechen_zapret
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html
https://rg.ru/2019/02/15/spisokterror-dok.html

Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить
Введите комментарий
Феодосий (Шибалич):
Это наш Иерусалим
Беседа с епископом Рашко-Призренским Феодосием
05.05.2011
Нельзя играть с Церковью
Беседа с епископом Рашко-Призренским Феодосием
25.11.2010
Все статьи автора
""
Комиссия по диавологу
Павел Тихомиров о сближении Ватикана и Сербской Церкви
08.06.2015
С надеждой на покаяние
Архиерейский Собор Сербской Православной Церкви отлучил от Церкви бывшего епископа Рашко-Призренского Артемия (Радосавльевича)
01.06.2015
Все статьи темы