Славянство как высший культурно-истрический тип

19 ноября 1885 года, 225 лет назад скончался Николай Яковлевич Данилевский

0
243
Время на чтение 4 минуты

Выдающийся идеолог панславизма, социолог и естествоиспытатель Николай Яковлевич Данилевский родился 10 декабря 1822 года в селе Оберце Орловской губернии. Сын заслуженного русского генерала, Данилевский воспитывался в Александровском лицее, затем был вольным слушателем на факультете естественных наук в Санкт-Петербургском университете. В юности, как и Достоевский, он увлёкся социалистическими идеями Фурье. В 1849 году был арестован по делу Петрашевского.

Проведя 100 дней в Петропавловской крепости, Данилевский написал оправдательную записку, в которой доказал свою политическую невинность, был освобождён от суда, но выслан из Петербурга и определён в канцелярию сначала вологодского, а потом самарского губернатора. В 1853 году Николай Яковлевич был командирован в научную экспедицию для исследования рыболовства по Волге и Каспийскому морю, а в 1857 году был отправлен для таких же исследований на Белое море и Ледовитый океан. После этих экспедиций Данилевский создал действовавшее до 1917 года законодательство, касающееся состояния рыболовства во всех водах европейской России.

Главное историко-философское сочинение Данилевского «Россия и Европа» вышло в 1871 году. Одну из центральных его идей он выразил следующим образом: «Для всякого славянина: русского, чеха, серба, хорвата, словенца, болгара (желал бы прибавить, и поляка), - после Бога и Его святой Церкви, - идея Славянства должна быть высшею идеей, выше свободы, выше науки, выше просвещения, выше всякого земного блага».

Данилевский считал Россию и славянство особым культурно-историческим типом, однако наиболее широким и полным. Оспаривая общепринятые деления: географическое (по частям света) и историческое (Древняя, Средняя и Новая история), Данилевский, как и немецкий историк Генрих Рюккерт, выставлял в качестве действительных носителей исторической жизни некие обособленные «естественные группы», которые, также, как и Рюккерт, обозначал термином «культурно-исторические типы».

Всякое племя или семейство народов, характеризуемое отдельным языком или группой языков, довольно близких между собой, так, чтобы родство их ощущалось непосредственно, без глубоких филологических изысканий, составляет самобытный культурно-исторический тип, если оно по своим духовным задаткам способно к историческому развитию. Таких типов - до зарождения славянского - Данилевский насчитывал 10: египетский, китайский, ассиро-вавилоно-финикийский (он же халдейский, или древне-семитический), индийский, иранский, еврейский, греческий, римский, ново-семитический, или аравийский, и германо-романский, или европейский. Россия и славянство образуют новый культурно-исторический тип, совершенно отличный и отдельный от Европы.

Все культурно-исторические типы одинаково самобытны и из себя самих черпают содержание своей исторической жизни, но не все осуществляют это содержание с одинаковой полнотой и многосторонностью. И Данилевский, и Рюккерт (хотя в несколько ином распределении), признавали четыре общих разряда культурно-исторической деятельности: деятельность религиозная, культурная (наука, искусство, промышленность), политическая и социально-экономическая.

Только России и славянству, по Данилевскому, дано равномерно развить все четыре сферы человеческой деятельности и осуществить полную «четырёхосновную культуру». Данилевский доказал это на собственном примере. Он был прекрасным специалистом не только в области истории, культуры, философии, политики, экономики, но и создал выдающийся естественнонаучный труд «Дарвинизм» (1885), который до сих пор является одним из главных опровержений теории Дарвина.

Данилевский видел в культурно-историческом типе высшее и окончательное выражение социального единства. Если этот тип, писал он, и не есть абсолютно высшая группа человечества, то она, во всяком случае, высшая из всех тех, интересы которых могут быть сознательными для человека, и составляет, следовательно, последний предел, до которого может и должно простираться подчинение низших интересов высшим, пожертвование частных целей общим. Но установление всемiрного господства одного культурно-исторического типа, по мнению Данилевского, было бы гибельным для человечества, так как господство одной цивилизации, одной культуры лишило бы человеческий род необходимого условия совершенствования - элемента разнообразия.

Считая, что самое большое зло - это потеря «нравственной народной самобытности», Данилевский решительно осуждал Запад за навязывание им своей культуры всему остальному мiру. Раньше большинства своих современников русский мыслитель понял, что ради того, чтобы «культурородная сила» не иссякла в человечестве вообще, необходимо противостоять власти одного культурно-исторического типа, необходимо «переменить направление» культурного развития.

«В продолжение этой книги, - писал Данилевский, - мы постоянно проводим мысль, что Европа не только нечто нам чуждое, но даже враждебное, что её интересы не только не могут быть нашими интересами, но в большинстве случаев прямо им противоположны... Если невозможно и вредно устранить себя от европейских дел, то весьма возможно, полезно и даже необходимо смотреть на эти дела всегда и постоянно с нашей особой русской точки зрения, применяя к ним как единственный критериум оценки: какое отношение может иметь то или другое событие, направление умов, та или другая деятельность влиятельных личностей к нашим особенным русско-славянским целям; какое они могут оказать препятствие или содействие им?»

В России, по убеждению Данилевского, необходимы сильная власть и строгая централизация, т. к «цель государства состоит главнейше в защите и охране жизни, чести и свободы народной».

Данилевский считал, что степень централизованности  государства во многом зависит от степени опасности, угрожающей национальной чести и свободе, которые государство должно защищать. Конституция и парламент, с точки зрения Данилевского, возможны в России «только как мистификации, как комедия». Даже если политическая система со временем потребует изменений, эти изменения должны вноситься постепенно.

Вместе с тем, верный традиции славянофилов, Данилевский считал, что ограничивать свободу в обществе из страха перед революцией абсурдно, поскольку это может вызвать лишь ещё большее противодействие. По его мнению, разумным является сочетание реформ и сильной государственной политики, а сужение общественных свобод приносит больше вреда, чем пользы.

Ключевым моментом в концепции Данилевского, который и по сей день включают в курсы истории социологии во всём мiре, является цикличность цивилизационного процесса. В отличие от Тойнби и Шпенглера, Данилевский не сосредоточивает своё внимание на признаках упадка или прогресса, но собирает обширный фактологический материал, позволяющий за множеством исторических особенностей увидеть повторяемость социальных порядков.

«Россия и Европа» содержит немало мыслей, ценность которых ощутимо возросла в начале XXI столетия. Одна из них - это предостережение Николая Яковлевича Данилевского об опасности денационализации культуры и политики, которая вовсю процветает в современной России.

http://www.russdom.ru/node/3408

Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".
Подписывайте на телеграмм-канал Русская народная линия
РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне; Артемий Троицкий; Артур Смолянинов; Сергей Кирсанов; Анатолий Фурсов; Сергей Ухов; Александр Шелест; ООО "ТЕНЕС"; Гырдымова Елизавета (певица Монеточка); Осечкин Владимир Валерьевич (Гулагу.нет); Устимов Антон Михайлович; Яганов Ибрагим Хасанбиевич; Харченко Вадим Михайлович; Беседина Дарья Станиславовна; Проект «T9 NSK»; Илья Прусикин (Little Big); Дарья Серенко (фемактивистка); Фидель Агумава; Эрдни Омбадыков (официальный представитель Далай-ламы XIV в России); Рафис Кашапов; ООО "Философия ненасилия"; Фонд развития цифровых прав; Блогер Николай Соболев; Ведущий Александр Макашенц; Писатель Елена Прокашева; Екатерина Дудко; Политолог Павел Мезерин; Рамазанова Земфира Талгатовна (певица Земфира); Гудков Дмитрий Геннадьевич; Галлямов Аббас Радикович; Намазбаева Татьяна Валерьевна; Асланян Сергей Степанович; Шпилькин Сергей Александрович; Казанцева Александра Николаевна; Ривина Анна Валерьевна

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/uploaded/files/reestr-inostrannyih-agentov-10022023.pdf

Андрей Венедиктович Воронцов
Шолохов и Солженицын
О сложных взаимоотношениях двух Нобелевских лауреатов
21.02.2014
Дядя Гиляй
Владимир Гиляровский был одним из первых в России мастеров газетных сенсаций
10.12.2013
Все статьи Андрей Венедиктович Воронцов
Последние комментарии
Дзержинск – новое название на карте России
Новый комментарий от Русский танкист
12.02.2025 19:05
Поставьте памятник Сталину на Поклонной горе...
Новый комментарий от Александр Т
12.02.2025 18:19
Оскорбление Санкт-Петербурга и петербуржцев
Новый комментарий от Владимир Николаев
12.02.2025 17:58
Золотой рубль – шаг к созданию валюты стран БРИКС
Новый комментарий от Бузина Олесь
12.02.2025 17:50
Демограф путает профориентацию и семейные ценности
Новый комментарий от р.Б.Алексий
12.02.2025 17:04
«Гражданская война» в Интернете и христианское отношение к истории
Новый комментарий от Алексей Ощепков
12.02.2025 16:48
Сказки Пушкина
Новый комментарий от С. Югов
12.02.2025 16:40