Священномученик Александр, архиепископ Семипалатинский (+1937)
Архиепископ Семипалатинский Александр (Александр Иванович
Щукин) родился 13 марта 1891 г. в Риге в семье священника Иоанна и супруги его
Елисаветы. Дед его - Василий Щукин - служил диаконом в Риге, отец окончил
Московскую Духовную Академию, был рукоположен во священника и преподавал Закон
Божий в Рижской семинарии, епархиальном училище и гимназиях; кроме того, на него
была возложена обязанность, преподавания латинского и греческого языков. У о.
Иоанна и Елисаветы было семеро детей. Дочь их вспоминала, что отец любил детей,
но не баловал их и не потакал их слабостям, опасаясь, что иначе из них вырастут
плохие христиане. Но и не понуждал их насильно к исполнению молитвенных правил,
хотя сам все свободное время отдавал молитве. Также и жена его Елисавета, если
выдавалось свободное время, спешила в храм. Дети о. Иоанна с удовольствием
предавались детским играм, лишь один Александр не принимал в них участия. Он рос
тихим, скромным, послушным и никогда не преступал воли родителей. Пока братья и
сестры играли, он запирался в комнате отца и молился. А если дети начинали
шуметь, он выходил и останавливал их: «Так нельзя, потише, пожалуйста».
Александр не был от природы угрюмого нрава, но сердце его с детских лет было
расположено подражать древним подвижникам. Его первой и постоянной мечтой было
стать священником. Он ощущал это как свое призвание и во всей своей жизни не
изменил ему. В 1915 г. Александр окончил Московскую Духовную Академию. К этому
времени с началом военных дей- ствий в 1914 г. о. Иоанн переехал с семьей в
Нижний Новгород, куда по окончании Академии приехал и Александр и поступил
преподавателем в Нижегородскую Духовную семинарию. Наступил 1917 г.,
приближалось время гонений. Александр попросил отца благословить его принять сан
священника, не вступая в брак, чтобы впоследствии принять монашеский постриг.
Отец Иоанн благословил, и Александр был рукоположен в сан священника к
Вознесенскому храму в городе Лыскове, где служил в то время его отец.
30 августа 1923 г. временно управляющий Нижегородской епархией епископ Балахнинский Филипп (Гумилевский) направил Святейшему Патриарху Тихону рапорт, в котором сообщал, что епископ Макарий (Знаменский) уклонился в обновленчество и не может оставаться на кафедре в Макарьеве. Даже в случае раскаяния, его пребывание в Макарьеве явится для верующих соблазном. Общий голос духовенства и мирян двух уездных городов Лыскова и Васильсурска согласно указывает на священника Александра Щукина как на кандидата во епископы. С этим избранием согласен и он, временно управляющий Нижегородской епархией, и просит Патриарха утвердить представленного кандидата епископом Макарьевским с совершением хиротонии в Нижнем Новгороде. По получении благословения Патриарха в Благовещенском храме, 23 сентября 1923 г. священник Александр Щукин принял монашеский постриг с именем Александр в честь преподобного Александра Свирского. На следующий день состоялось его наречение во епископа Макарьевского, викария Нижегородской епархии, а на другой день в храме святителя Алексия, митрополита Московского, состоялась хиротония, в которой участвовали епископы Балахнинский Филипп и Лукояновский Поликарп (Тихонов).
Владыка Александр с большой
любовью и попечением относился к своим родителям, которым он был благодарен за
то, что они пробудили в нем дух благочестия, любви к Церкви и православному
богослужению. В 1918 г. власти арестовали о. Иоанна и полгода продержали в
тюрьме, после чего он долго и тяжело болел. В то время, когда сын отправился в
Нижний Новгород для совершения над ним епископской хиротонии, о. Иоанн тяжело
заболел воспалением легких, и, зная, что умирает, смиренно ожидал возвращения
сына, чтобы тот напутствовал его. Владыка Александр приехал в Лысково накануне
смерти отца. Он долго беседовал с ним, а затем напутствовал Святыми Тайнами.
Первой архиерейской службой была заупокойная всенощная по новопреставленному
отцу. Владыка Александр был прекрасным проповедником и добрым наставником. Сам
более всего почитавший монашеское житие, он в этом же духе наставлял и своих
духовных чад. Некоторых он посылал в Дивеево, а затем, если они высказывали
расположение к иноческой жизни, давал на то свое благословение. Служил он в
Макарьевском монастыре. Часто ездил помолиться в монастырь Старые Мары, где была
чтимая икона Богородицы «Троеручица». В Макарьеве, где жил епископ Александр, он
организовал преподавание Закона Божия детям и сам преподавал, что требовало в то
время большого мужества, так как власти враждебно относились к христианской
проповеди. Преподавание продолжалось в течение года, а затем все же было
запрещено властями. В сентябре 1927 г. на шестьдесят втором году жизни тяжело
заболела мать святителя. Владыка ухаживал за ней и присутствовал при ее кончине.
Перед смертью она сказала: «У меня открылись глаза, и я ясно вижу небо. Как там
светло...».
В 1929 г., в день Архистратига Божия Михаила, епископ
Александр был арестован и отправлен в Нижегородскую тюрьму, где в то время было
собрано почти все нижегородское духовенство. На допросе у следователя епископ
Александр отвечал: «Проповеди я говорю каждое воскресенье на темы Священного
Писания... и иногда в защиту религиозных истин, оспариваемых современниками.
Произнесение проповедей и выступление в защиту истины вызывалось стремлением
найти истину в вопросах, соприкасающихся с религией, в которых я предоставлял
доказательства учения православно-христианского по этим вопросам... Иногда
выступал в проповеди против безбожия». Ответы епископа вызывали, по-видимому,
недоумение у следователя, и на следующий день после допроса Владыка написал
пояснение: «Вопросами, оспариваемыми современниками, я назвал в своих показаниях
вопросы христианской апологетики, а именно: о конечности мира, происхождение
человека через творение его Богом, об исторической действительности
христианства, о бессмертии души. А вопросами, соприкасающимися с религией, я
назвал научные теории, касающиеся перечисленных выше истин религии. Целью, с
которой я говорил такие проповеди, было найти истину в научных теориях и
доказать пасомым правильность православно-христианского вероучения в этих
вопросах. Вопросов политической, общественной и социальной жизни я в своих
проповедях не касаюсь». В тюрьме Владыке обещали свободу, если он перестанет
говорить проповеди. Он не согласился. «Я поставлен проповедовать и не могу
отказаться», - сказал епископ. Следователи били его и пугали, на все святитель
отвечал спокойно и кротко: «Тело мое в вашей власти, и вы можете делать с ним,
что хотите, но душу свою я вам не отдам». Он был помещен в камеру к священникам.
Истинный молитвенник и подвижник, он и здесь подолгу молился, понуждая к истовой
и неленостной молитве и насельников камеры, многие из которых, попав в тесные
обстоятельства тюрьмы ГПУ, начали уже унывать. После ареста епископа его сестра
Елизавета ездила в Москву к прокурору Вышинскому - хлопотать о брате, чтобы его
или освободили, или отправили в ссылку за свой счет, так как у него больное
сердце. «Вы не по адресу обратились, - отвечал Вышинский, - вам нужно обратиться
в Красный Крест. Что касается заключения, то владыка Александр арестован за
проповеди и будет отправлен на три года в Соловки». 1
11 января 1929 г.
следствие было закончено. Епископа обвинили в том, что он «как идейный противник
Советской власти, путем произнесения проповедей с антисоветским уклоном,
прививал свои контрреволюционные убеждения населению и в единоличных беседах вел
откровенную антисоветскую пропаганду на темы 'о бесчинстве
коммунистов-безбожников'... Имея преданных ему монахов и монахинь ... давал им
указания, как бороться с безбожниками ... рассылал их по селам и деревням как
миссионеров, не останавливаясь перед открытой борьбой с культурными учреждениями
государства. (Имеются в виду его блистательные выступления на диспутах против
невежественных безбожных лекторов). ...Руководствуясь положением об органах ОГПУ
в части административных высылок и заключения в концлагерь, утвержденного ВЦИКом
от 28/III-24 г. и объявленного в приказе ОГПУ за № 172 от 2/IV-24 г. ... дело
... передать в Особое Совещание ... для вынесения приговора во внесудебном
порядке...». 26 апреля 1929 г. Особое Совещание приговорило епископа к трем
годам заключения в концлагерь, которое он должен был отбывать в соответствии с
приказом по ОГПУ относительно места содержания духовенства - на Соловках. В
Соловецком лагере епископ работал сначала сторожем, а затем бухгалтером. Когда
закончился срок заключения, власти не пустили его в Нижегородскую епархию, и
митрополит Сергий 31 декабря 1931 г. назначил его епископом Волховским, викарием
Орловской епархии, 27 июля 1932 г. епископ Александр получил назначение на
Орловскую кафедру. 3 января 1934 г. митрополит Сергий возвел его в сан
архиепископа. Церковь в то время подвергалась беспощадным гонениям, православных
арестовывали и расстреливали. Посещать храмы становилось опасным. Страх быть
арестованным все больше и больше охватывал людей. Церкви пустели. И Владыка стал
безбоязненно проповедовать. Слушая его вдохновенные проповеди, видя его
подвижническую жизнь нестяжателя и молитвенника, люди переставали бояться и
возвращались в Церковь, и храмы в Орле снова стали наполняться народом. Власти,
видя возрождение религиозной жизни в городе, стали применять меры к изгнанию
любимого народом архипастыря. В 1936 г. многие епархиальные архиереи лишились
регистрации и были вынуждены покидать свои епархии. По-видимому, лишен был
регистрации и архиепископ Александр. Владыка уехал в Нижегородскую область и
поселился в селе Семеновском. В сентябре 1936 г. митрополит Сергий назначил
архиепископа Александра на Семипалатинскую кафедру. Получив назначение, он сразу
отправился в Семипалатинск.
Повсюду шли аресты. Сестра Елизавета
писала ему в Семипалатинск: «Уйди на покой, приезжай ко мне в Лысково,
пересидишь». «Как бы я вас ни любил, - отвечал Владыка, - но я не для того взял
посох, чтобы его оставить». В августе 1937 г. архиепископ Александр был
арестован. Он в последний раз благословил своих духовных детей, свидетелей
ареста. Следствие в те годы было пыточное, и многие ради избавления от страданий
давали любые показания. Владыка держался мужественно, не соглашаясь и не
подписывая ни одного из навязываемых ему обвинений. Его обвиняли в шпионаже и в
контрреволюционной агитации - архиепископ решительно все отвергал. Спрашивали о
знакомых, он отказался их назвать. 28 октября 1937 г. тройка УНКВД по
Восточно-Казахстанской области приговорила Владыку к расстрелу. Архиепископ
Александр был расстрелян через два дня, 30 октября 1937 г. Погребен он был в
общей могиле, и место погребения остается до сего дня неизвестным.
Из
приложения к журналу «Свет Православия»
http://www.sedmitza.ru/text/1605994.html