Русская народная линия
информационно-аналитическая служба
Православие  Самодержавие  Народность

Московская международная книжная: картинки с выставки

Петр  Маслюженко, Фонд "Русское единство"

12.10.2010


Взглянув на гигантский павильон № 72 XXIII Московской международной книжной выставки-ярмарки, слабонервный человек мог бы оторопеть: какое несметное количество книг и прочей продукции, предназначенной к чтению, издается сегодня вообще и представлено на ярмарке в частности. Начиная от издателей-монстров, определяющих книготорговую ситуацию в стране, заканчивая небольшими фирмами, производящими целевую, тематическую культурную книгопродукцию.

Глаза разбегались от возможностей современной полиграфии, от обилия книг разных ценовых уровней - от карманных покетбуков до гигантских иллюстрированных томищ, упакованных в умопомрачительные подарочные полиграфические коробки. Да, думалось при взгляде на очередь в кассу перед входом в гигантский ярмарочный павильон: Россия - самая читающая страна в мире!

Но этой оторопи лишены те, кто находится внутри книгоиздательского процесса и знает, что «самой читающей страной в мире» был все же Советский Союз, а это несколько разные вещи. Да и тот тезис был несколько натянут. Знают специалисты и о том, что и читать мы стали во много раз меньше, особенно компьютеризированная и интернетизированная молодежь, и книжный выторг сильно упал за последние годы. Сначала раз в пять - в связи с экономическим мировым кризисом, а потом еще процентов на 20-30.

Оттого и вытягивались лица у директоров издательств, когда они проходили по рядам Московской книжной ярмарки (а ряды тут были названы замечательно-изобретательно: аллея Пушкина, аллея Шолохова или аллея Василя Быкова, на которой царила белорусская книгопродукция): огромные отсеки безбрежного павильона были заняты не столько книгами, сколько лотками с продукцией «сопутствующей»: открыточками, наклеечками, модными нынче магнитными прилипалками к холодильникам, канцтоварами. Особенно мрачнели лицом представители издательств культурных, ориентирующихся не на «попсню», а на интеллектуальную, духовную, умную продукцию, которая всегда составляла гордость русского книгоиздания.

Теперь преобладает, по меткому слову одного наблюдателя, сплошной «умный позвоночник». Автору этих строк довелось быть свидетелем, какая очередь (между прочим, людей интеллигентного вида) стояла в ожидании чего-то очень важного, как в былые времена за продуктовым дефицитом. На громкий вопрос: «Граждане, что ожидается?», последовал ответ: «Умный позвоночник». Можно смеяться. Ну, в конце концов, книга эта, быть может, полезна городским жителям, в наши-то гиподинамичные времена преимущественного сидения. Однако тем не менее саркастической ухмылки реплика не могла не вызывать. Это даже метафора дня: народу нужен умный позвоночник. Спасибо, что пока мы не опустились еще ниже. Но уже - около того.

На этом фоне, указывающем тенденцию оскудения умов и угасания эпохи станка Гуттенберга, эдаким оазисом красоты, духовности, добра и просвещения выглядел стенд журнала из Старой Руссы «Введенская сторона», посвященного мировой художественной культуре, юношескому творчеству, выявлению и поддержке молодых дарований, нравственному и духовному воспитанию, формированию культуры молодежи, ее эстетическому обучению. Несмотря на то, что стенду было отведено не очень удобное место и располагался он на периферии павильона (что, впрочем, вполне соответствует отношению нашего общества к проблематике журнала), было немало интересующихся красивым полиграфически и весьма содержательным молодежным изданием. Некоторые московские специалисты сразу обращали внимание на великолепный, высокоэстетичный дизайн журнала, отмечая, что он - краеугольная проблема всех изданий, а найти хорошего дизайнера практически невозможно.

Стенд старорусской «Введенской стороны», которой изрядно помогает арт-галерея из Великого Новгорода «На Торгу» (Ярославово дворище) в лице присутствовавшего на ярмарке директора Елены Жировой (чудесный пример бизнес-поддержки культурного молодежного издания!), был украшен не только обложками журналов, но в его среду была органично имплантирована и небольшая, из нескольких работ, выставка графики главного редактора журнала члена Союза художников России Николая Локотькова.

О работах Локотькова следовало бы говорить не бегло, но за недостатком места скажем лишь, что его творчеству присущ какой-то неизъяснимый внутренний свет - грустный, но и улыбчивый, добрый и живой, без агрессивной цветовой палитры, без атаки на зрителя (как это сегодня повелось), словно приглашающий посидеть с автором за деревянным столиком на веранде, выпить чайку с баранками, вдыхая вечерний аромат окружающих садов и лесов, побеседовать (может, и молчаливо) о сиюминутном, не забывая о вечном. Локотьков - по-настоящему русский провинциальный художник, и я не знаю в современной эстетической действительности более высоких эпитетов.

В рамках ярмарки Федеральное агентство массовых коммуникаций России провело круглый стол на тему «Журнал «Введенская сторона»: от творческой импровизации к культурологическому феномену». Это логичное и последовательное действие федерального агентства по отношению к изданию. Ведь в начале года журнал, которому в 2010 г. исполняется 12 лет, получил премию правительства Российской Федерации в области печатных СМИ «За вклад в сохранение и популяризацию культурного наследия страны, воспитание и просвещение молодежи». Он в самом деле является если не лучшим, то одним из лучших профильных изданий на русском языке. Об этом говорит и премия 2009 г. - имени академика Д.С. Лихачева (Фонда Д.С. Лихачева) за выдающийся вклад в сохранение культурно-исторического наследия России. Формулировки мощные, но, на наш взгляд, вполне соразмерные изданию.

На круглом столе присутствовали друзья и авторы журнала «Введенская сторона», читатели-поклонники. Открыл заседание Николай Локотьков, рассказавший об истории появления и названия журнала, о выпуске первых номеров, о поддержке журнала писателями А.И. Солженицыным и Д.А. Граниным, о том, сколь значительный путь проделало издание за эти годы.

С сообщением, обозначенным  в программке как «Журнал «Введенская сторона» - центр духовного притяжения в контексте русской всемирной отзывчивости», выступил писатель из Харькова Станислав Минаков, который вместе с дочерью  Анной Минаковой, тоже профессиональным писателем, с января этого года курирует литературную редакцию журнала. С. Минаков отметил, что русский провинциальный журнал, который задумывается и порождается в Старой Руссе, наполняется всем миром, печатается в Санкт-Петербурге, стал за последние несколько лет своеобразным центром притяжения культурных и нередко духовных сил больших пространств. Авторами и читателями журнала являются как молодые художники и литераторы, так и профессионалы, нередко классики из разных стран. «Журнал стал по географии международным, а по наполненности и отзывчивости всемирным, и это по сути есть своеобразная космическая духовная воронка, в которую втягиваются большие культурные пространства, - отметил С. Минаков. - Возможно, дело тут в непостижимом космическом феномене, отзвуком коего нам известен Достоевский, связанный родовыми и биографическими узами со Старой Руссой».

Тезис о всемирном уровне журнала «Введенская сторона» активно поддержал в своем выступлении Алексей Алехин, главный редактор журнала поэзии «Арион» (Москва), говоривший о состоянии современной культуры, исчезающей подобно шагреневой коже, о роли и месте «Введенской стороны» в контексте общих социокультурных проблем.

На круглом столе, где были представлены все 33 выпуска журнала за истекший период, выступили также представитель спонсора издания - курорта «Старая Русса» Валентина Коровина, директор московской галереи «На Каширке» Людмила Кузьмина, представитель Федерального агентства массовых коммуникаций Галина Щетинина, редактор издательства «Арка» (Санкт-Петербург) Елена Стрельцова. Журналист Ирина Медведева представила молодежный литературно-художественный альманах «Илья» (юбилейный номер), отметив общность направленности и родственность двух изданий - «Введенской стороны» и «Ильи».

Вышла к микрофону и впечатленная поклонница журнала - молодая москвичка, студентка полиграфического вуза, спонтанно сформулировавшая насущную тему. Словно подведя черту, она поставила важную проблему, заметив, что журнал такого уровня и такого содержания - от современного искусства до мировой классики - крайне актуален и в наше прагматичное и межеумочное время пригодился бы всем, начиная с детворы и заканчивая педагогами и родителями, да просто читателями, однако, где же он на прилавках, где он в библиотеках? Кто о нем знает, кто о нем рассказывает на ТВ, на том же канале «Культура», как об общероссийском международном феномене?

А что как в самом деле «Введенскую сторону» - в каждый дом, в каждую «семью и школу»?

http://rusedin.ru/2010/10/10/moskovskaya-mezhdunarodnaya-knizhnaya-kartinki-s-vyistavki/




РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.


Форма для пожертвования QIWI:

Вам выставят счет на ваш номер телефона, оплатить его можно будет в ближайшем терминале QIWI, деньги с телефона автоматически сниматься не будут, читайте инструкцию!

Мобильный телефон (пример: 9057772233)
Сумма руб. коп.

Инструкция об оплате (откроется в новом окне)

Форма для пожертвования Яндекс.Деньги:

Другие способы помощи

Наверх

 

Другие статьи этого автора

Другие статьи этого дня

Другие статьи по этой теме