Русская народная линия
информационно-аналитическая служба
Православие  Самодержавие  Народность

«Придите и просветитесь!..»

Алексей  Бакулин, Православный Санкт-Петербург

21.05.2010

Было тихо, было солнечно, река Шексна дышала чистым, прохладным дыханием; необъятные голубые воды разлива под необъятными июньским небесами — и на зелёном берегу две белые церкви, два древних русских храма. Мы приехали в Горицкий Воскресенский женский монастырь. Вологодская епархия. Северная Фиваида.

Мы все стремимся на Афон, в Бари, на Святую Землю… Я, спаси Господи, не отрицаю благодати этих земель, лишь бы мы паломничали туда не для того, чтобы гордыню тешить: «Я-то был, а ты-то нет!» Но скажи современному православному: «Вологодские святыни», — и редко-редко у кого душа встрепенётся. Вологда — Калуга — Воронеж — Кострома… Какая разница?!. Везде, наверное, есть древние церкви, но этого добра и у нас хватает, зачем куда-то ехать, чтобы рассматривать очередные развалины?
А я утверждаю, что Вологодские святыни, что северная русская школа святости не меньше Афонской. Я утверждаю, что в Кирилло-Белозерском монастыре, в Ферапонтове, на горе Мауре и в Горицах  земля сливается с небом, и порою кажется, что по облакам ступаешь, а не по деревенской мураве.

Святыни Вологодские сейчас разорены, но разорение это внешнее. Земля хранит святость. Земля ждёт делателей: как только они появятся, тихое пламя святости вновь разгорится.
…Но мы говорили о Горицах. Трудно объяснить не видавшему, в чём чудо этих мест. Надо взять за руку, привести, показать: «Смотри! Где ты такое ещё увидишь? Где ты таким воздухом надышишься? И не только в красоте природы дело, хотя от красоты здесь дух захватывает. Благодать — вот что главное. Благодать в газете не опишешь, словами не перескажешь. Силу благодати, тепло благодати, ласковую мудрость благодати нужно сердцем ощутить».

Легче рассказать об истории Горицкого монастыря. История эта удивительна. Откуда есть пошла сия обитель, этого никто уже не помнит. Впервые о ней упоминает летопись в самом начале XVI века, но и до того селились здесь иночествующие. Расцвет монастыря начался с тех пор, когда на него обратили внимание члены царской семьи, когда игуменьей здесь стала тётя Иоанна Грозного Евфросинья Андреевна Старицкая, в монашестве Евдокия. При ней деревянные храмы были заменены на каменные, при ней расцвело так называемое лицевое шитьё: монахини вышивали воздухи для храмов. Видимо, игуменья была по-настоящему большой, талантливой художницей: её творения в народе были признаны образцовыми, 200 лет их повторяли и копировали мастерицы всех русских женских обителей.

Недолгих шесть лет в тишине и покое жил Горицкий монастырь, а потом грянула беда: в Москве казнили сына игуменьи — князя Владимира Старицкого, а вслед за тем, чтобы весь род мятежный извести, добрались и до Евдокии. Она, её племянница княгиня Иулиания Дмитриевна, келейница монахиня Мария и игумения Анна — все были утоплены в водах реки Шексны. Память инокинь-мучениц свято чтилась в обители, над их останками была выстроена деревянная часовня, а в XIX веке на месте часовни был сооружён великолепный зимний собор в честь Пресвятой Троицы.

В стенах обители несли великие монашеские труды многие знатные и царственные изгнанницы. Некоторые из них были насильственно пострижены и привезены в Горицкий монастырь, почему и называют его часто Обителью опальных княгинь. Но были в истории монастыря и такие случаи, когда знатные столичные особы, приехав почтить память своих знаменитых родственниц и ощутив всё боголепие молитвенной тишины в стенах обители, оставались здесь навсегда. Вот и одна из фрейлин Императрицы Марии Фёдоровны княжна Параскева Хованская, приехав в 1824 году поклониться праху чтимой основательницы монастыря — Евфросинии, также из рода Хованских, осталась здесь смиренной послушницей богомудрой игуменьи Маврикии. Научившись шить обувь, столярничать и прясть лён, она не оставляла эти ремёсла до конца своих дней. Присланные ей из столицы денежные средства, не пересчитывая, отдавала на общую потребу.

В 1612 году разбитые под Москвой литовские и польские завоеватели долго свирепствовали на севере Руси. Не сумев преодолеть каменные стены Кириллова монастыря, они без труда вошли в Горицкую обитель, разорили церкви, поругали престолы. Обитательниц монастыря, не успевших скрыться, «безбожные люди нещадно били и некоторые в ужасных муках умирали».

В XVIII веке, после реформ Петра I, вклады в монастырь почти прекратились, пашни и земли были отобраны в казну. Обитель пришла в полный упадок. В величественном некогда Воскресенском соборе дождь струился по стенам. Но Бог поругаем не бывает. И вот в 1810 году на место почившей игуменьи Маргариты в должность настоятельницы вступает, по единогласному выбору сестёр, юная летами инокиня Маврикия (Ходнева). С именем этой самой знаменитой игуменьи связано и возрастание духовной жизни обители в XIX веке, и её внешнее благоустройство.

Одна из современниц так описывает первые годы её монашества: «Она неусыпно прилежала к церковному пению, к молитве общей и домашней, к посту и послушанию, ходила всегда склоня голову и поникнув очами к земле, умом же возвышалась к Богу. Уста её были запечатлены молчанием: не выходило из них праздное или льстивое, а тем паче ложное слово… Любовь ко всем в сердце её была искренняя и всегда готовая всякому помочь, всем послужить». Сердечно сокрушалась она о неравенстве среди сестёр, которое царило в обители. «Вот, вкупе нужно нам жить, в полном согласии, как сёстрам о Господе, — говорила она со слезами, — а у нас что? Вот одна сестра живет во всяком изобилии, с рабынями и прислужницами, в больших келиях, а другая в ветхой хижине, неусыпно работает, чтобы кусок хлеба себе достать». И первым делом игуменьи Маврикии стало введение в монастыре полного общего жития, с общей для всех трапезою и общими трудами.

Не все приняли благосклонно это нововведение, некоторые сёстры, привыкшие к самовластию, ушли из обители. Однако богомудрая игуменья не отступила от начатых преобразований.

Были восстановлены строгость в исправлении церковной службы и иноческого келейного правила, чтение Псалтири по живым и усопшим, боголепное клиросное пение. И число сестёр, истинно искавших спасения души, стало быстро увеличиваться. За послушницами простого звания потянулись в обитель дочери знатных особ, девицы дворянского и княжеского происхождения, которые стремились к иноческим подвигам и безмолвию. Почила игуменья Маврикия на 84-м году жизни, приняв за три года до кончины постриг в великую схиму с именем Мария.

…В 20-х годах ХХ века монастырь был превращён в колхоз «Колос», а в 1930 году закрыт. Последняя игуменья обители Зосима (Рыбакова) была расстреляна в 1937 году. Её участь разделили 96 клириков и сестёр Горицкого монастыря — все они погребены в Левашовской пустыни под Ленинградом. Приняли мученическую кончину и 70 престарелых монахинь, которые оставались жить возле монастыря, — их погрузили на баржу, вывели её в Белое озеро и потопили. Вечная им память…

6 октября 1999 года указом правящего архиерея, архиепископа Вологодского и Велико-устюжского Максимилиана, Воскресенский Горицкий женский монастырь вновь стал действующим. Настоятельницей была назначена монахиня Евфалия (Лебедева); 19 мая 2006 года она получила звание игуменьи. Большинство зданий лежит в руинах… С 2007 года на пожертвования благотворителей были начаты реставрационные работы в Троицком соборе.

Самыми необходимыми были работы по укреплению фундаментов и реставрации цоколя, деформация которых привела к развитию сквозной трещины в кладке восточного фасада храма. Трещина была так значительна, что грозила обрушением юго-восточного угла здания. Осенью 2007 г., на праздник Рождества Богородицы, в соборе под полом были найдены останки княгинь-инокинь, покоящиеся в двух небольших гробах. Были найдены также останки, предположительно относящиеся к погребению схиигумении Марии. Начиная с этого времени молитвенным предстательством горицких праведниц началось восстановление Троицкого собора.

Для дальнейшего восстановления Троицкого собора требуется реставрация кровли. Это дорогостоящие работы, требующие много средств. Горицкие инокини ждут вашей помощи, православные! Вы имеете возможность помочь возрождению одной из святынь земли Вологодской. Засияют купола и кресты над храмом — в этом будет и Ваша лепта! Сёстры Горицкие молятся о всех жертвователях монастыря, молятся и почившие праведницы, не оставляющие своей обители.

Алексей БАКУЛИН

Пожертвования для восстановления храма можно присылать почтовым переводом на имя игумении Евфалии (Лебедевой З.С.): 161107 Вологодская область, Кирилловский район, с. Горицы, ПРО Воскресенский Горицкий женский епархиальный монастырь. Тел.: 8-817-575-81-30  8-921-823-57-25 (м. Таисия).

http://pravpiter.ru/pspb/n221/ta013.htm




РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.


Форма для пожертвования QIWI:

Вам выставят счет на ваш номер телефона, оплатить его можно будет в ближайшем терминале QIWI, деньги с телефона автоматически сниматься не будут, читайте инструкцию!

Мобильный телефон (пример: 9057772233)
Сумма руб. коп.

Инструкция об оплате (откроется в новом окне)

Форма для пожертвования Яндекс.Деньги:

Другие способы помощи

Наверх

 

Другие статьи этого автора

Другие статьи этого дня

Другие статьи по этой теме