Минувший год, к сожалению, ознаменовался заметными утратами в отечественной культуре. Перспектива оказаться в начале столетия в культурной пустыне становится реальностью из-за безответственных решений отдельных чиновников. Тема эта начинает волновать и молодых авторов, тех из них, кто уже связывает свое будущее с благородной профессией реставратора, исследователя отечественного культурного наследия.
Редакция предоставляет возможность молодому автору - Марии Вяземской поделиться своими впечатлениями об увиденном на улицах Москвы.
* * *
Осевшие облака пыли и эхо возмущенных откликов прохожих - это все, что осталось от уникального памятника архитектуры по адресу Садовническая набережная, 73. Великолепное здание было снесено после обрушения части соседнего дома. Случившееся правительство города Москвы объяснило соображениями безопасности, но тем не менее в этом здании уже более десяти лет никто не жил, и шаги по устранению его аварийности не предпринимались.
Один из немногих оставшихся в Москве исторических памятников 19 века не один год находился в обветшалом состоянии, запустелый, но не утративший своей красоты. И всё же снос стал закономерным итогом: он оказался предпочтительнее реставрации. И спустя лишь несколько дней после трагедии на месте выразительного в своей благородной архитектуре здания развернулась стройка. Вновь построенные дома отведутся под муниципальное жилье, и хотя их обещают воссоздать в оригинальном виде, здания уже навсегда утратят всю историческую ценность своего «предшественника». Однако больше всего поражает не только сам чудовищный факт разрушения архитектурного памятника, но и то, что руководители застройки не признают его таковым и отрицают всю его культурную ценность. Фраза «не представляет ценности» ещё с 20-х годов прошлого века стала дежурным прикрытием вандализма.
К глубочайшему сожалению, это - далеко не единственный пример фактического уничтожения нашей с вами истории. Москва с каждым годом всё больше теряет свой неповторимый дух, который хранят именно старые улицы и здания города, столь нещадно разрушающиеся. Тот дух, который так любим мы. Снос памятников становится всё более заметной тенденцией: постепенно уничтожаются целые историко-градостроительные комплексы Москвы. Причиной этого становятся нехватка территорий для застройки и крайняя экономическая невыгодность реставрации архитектурных памятников как таковой.
И всё же реставрация, с учётом приспособления зданий под офисные помещения, - не такое уж редкое явление. Но она приводит в большинстве случаев не к лучшему результату. Изначальный облик здания попросту не учитывается: частичные расширения фасада, смена дизайна, своевольное изменение архитектурных деталей, этажности приводят к полному несоответствию оригиналу памятника, что становится фактически его уничтожением.
Таким примером может служить «реконструкция» Московского дома фотографии на Остоженке. Уникальное здание было почти полностью снесено и перестроено в «ультрасовременном» стиле. Не разрушен проектировщиками только фасад, но и он подвергся ряду значительных изменений. В итоге фасад некогда великолепного исторического памятника со сводчатыми потолками помещений перестал соответствовать требованиям проекта реконструкции, и его вновь переделывают. На этот раз возвращая его к стилю старой московской архитектуры!
Ситуация практически доведена до абсурда: здание реконструировалось для того, чтобы в итоге переделать его, подстраиваясь под его же первоначальную стилистику! И это также не единичный случай. Не так давно на улице Большая Лубянка восстановили линию зданий с фасадами XIX века. Но загвоздка в том, что это уже архитектура века XXI, и разрушенного не исправишь.
Но вот другой пример, не менее губительный для культурного облика Москвы. Пример, когда памятники просто-напросто застраиваются другими зданиями со всех сторон. Фактически это стирает их с лица земли: иногда требуется не один час, чтобы найти памятник в хаотичном переплетении московских улиц, спрятанный в глубине кварталов за высокой стеной бетонных коробок. Чудом сохранившаяся церковь Михаила и Феодора Черниговских, построенная еще в 1675 году у Большой Ордынки, уже давно окружена высокими жилыми и офисными помещениями. Об этой церкви знают немногие, но забыта она совершенно незаслуженно. Она потрясающим образом не утратила духа своего времени: находясь в ней, словно переносишься в бунтарский XVII век и ощущаешь себя вне времени, чувствуя причастность к великой русской истории. К сожалению, намечающаяся застройка территории - не единственная его проблема. Сокрытие от человеческих глаз служит ещё и поводом к бездействию. Церковь теряет своё архитектурное пространство и медленно разрушается. Многозначительная надпись «охраняется государством» оказывается бессильной в вопросе привлечения внимания столичных властей к нещадному влиянию времени на часть исторического и культурного наследия России.
Как же бороться со столь халатным отношением к архитектуре прошлых веков? Самое главное - не оставаться равнодушным. Смотреть, обсуждать, наслаждаться - популярность памятников у населения служит им намного более надежной защитой, чем многочисленные законы. Пусть не все способны увидеть ценность окружающей их исторической среды, но многие ценят красоту, и посещение памятников может не только защитить их, но и стать источником морального и эстетического удовлетворения.
Можно также принимать многочисленные программы, направлять петиции, протесты, чтобы обращать внимание властей и застройщиков к общественному мнению. Москвичи уже достигли внушительных результатов: им удалось привлечь к разрушению архитектурного наследия не только российское, но и международное сообщество. Но неравнодушные жители не останавливаются на достигнутом. Так, общественное движение «Архнадзор», активно выступающее против актов вандализма по отношению к русской истории, регулярно проводит митинги, демонстрации и пикеты. Разумеется, несколько десятков жителей не могут оказать должного влияния, но за памятники начинают ратовать сотни и тысячи людей, и это не остается незамеченным.
Отдать свой голос, подписать петицию, прямо обратиться к правительству - это незначительная трата сил, когда на карту поставлено столь многое: красота, архитектурная ценность нашего города и сама история. За бездействие придется заплатить дороже: уничтожая культуру, люди уничтожают своё прошлое. А страна, не имеющая понимания своего места в истории, лишена будущего. Без него рискуем остаться и мы, и наши дети. Вот почему так важно защищать памятники культуры, ставшие свидетелями вершившейся каждый месяц и день истории той России, в которой сейчас живём мы.
Активный заступник за культурное наследие России, писатель и истинный гражданин нашей страны Савва Ямщиков говорил, что его «главным делом жизни стало сохранение памятников, традиций народа, а значит - сбережение его памяти». Давайте и мы охранять память о нашем народе, о великих событиях, произошедших в России. К этому каждый должен прилагать максимально возможные усилия, ведь будущее нашей страны - это то, за что стоит бороться.