Главное событие человеческой истории

0
112
Время на чтение 4 минуты

Любой человек принадлежит к определенной культуре - сложной системе языков, представлений о мире, знаков, символов и ценностей. Культуры формируются своей историей - как медленными, почти незаметными процессами, так и поворотными, грандиозными событиями. Такими событиями - глубоко врезающимися в память народов - могут быть переселения на новые земли, или военные победы, или революции, или воцарение новой династии, или выдающиеся открытия. О таких событиях поэт говорит - "блажен, кто посетил сей мир в его минуты роковые", хотя для непосредственных участников этих роковых минут они могут выглядеть вовсе не блаженными.

Последствия этих событий могут быть катастрофическими - как, например, захват власти большевиками в России или нацистами - в Германии, или смешанными, как открытие Америки, или положительными - как изобретение книгопечатания.

Но если мы, оглядываясь на нашу собственную, русскую, или шире, европейскую культуру, зададимся вопросом, какое событие было для нее самым важным, самым определяющим, мы столкнемся с интересным парадоксом. Существует одно, определяющее событие, отражающееся буквально во всем - в том, на каких языках мы говорим и как называем дни недели; в том, как мы видим мироздание и наше место в нем; в том, как мы видим добро и зло; в симфониях и научных теориях; в архитектуре и живописи; в законодательстве и медицине, короче говоря, во всем, что составляет нашу цивилизацию.

Интересный парадокс, однако, в том, что это событие - повлиявшее на ход истории гораздо сильнее, чем любая битва или любое открытие - сталкивается с настойчивым отрицанием; многие люди полагают, что его не было - хотя они сами, как представители европейской культуры, несут на себе его неизбежный отпечаток.

Речь идет о Воскресении Господа нашего Иисуса Христа из мертвых. Возвращаясь к евангельским событиям, чуть меньше, чем на две тысячи лет назад, мы не находим грандиозной битвы, или блистательного воцарения, или открытия нового континента; мы находим события, которые представлялись историкам того времени чем-то настолько незначительным, что они даже не считают нужным их упоминать.

В одной небольшой провинции огромной Римской Империи, вдали от ее политических и культурных центров, от ее великих битв и дворцовых переворотов, римские власти предали смерти Человека, обвиненного в том, что он - противник Кесарю. В этом не было ничего необычного; римляне были суровыми правителями, а иудеи - жители этой провинции - неспокойными подданными. За историю своей империи римляне распяли тысячи людей; это было эффективным способом демонстрации власти и подавления любого мятежа в зародыше.

Иудеи верили, что Бог пошлет им Мессию - Спасителя, от которого они ожидали "восстановления Царства Израилю", возрождения национальной независимости, попранной язычниками, и наступления Царства справедливости, мира и изобилия. С появлением того или иного популярного народного вождя вспыхивали надежды, возникало воодушевление - но когда римляне быстро и безжалостно убивали кандидата в мессии, эти надежды умирали вместе с ним. Писание передает слова Гамалиила, который ссылается на это, как на хорошо известный факт: "Ибо незадолго перед сим явился Февда, выдавая себя за кого-то великого, и к нему пристало около четырехсот человек; но он был убит, и все, которые слушались его, рассеялись и исчезли. После него во время переписи явился Иуда Галилеянин и увлек за собою довольно народа; но он погиб, и все, которые слушались его, рассыпались. (Деян.5:36,37)"

Иногда приходится слышать привычную фразу "христианство явилось ответом на чаяния угнетенных народных масс". Обращение к истории показывает, что это никоим образом не так. Люди не ожидали распятого Мессию; люди ожидали другого Мессию - воина и победителя. То, что Иисус оказался распят, в глазах людей того времени означало только одно - Он не Мессия. Даже в словах Апостолов чувствуется глубокое разочарование: "А мы надеялись было, что Он есть Тот, Который должен избавить Израиля; но со всем тем, уже третий день ныне, как это произошло. (Лук.24:21)"

Со всей очевидностью, христианство должно было закончиться, не начавшись - ученики, оплакав свои рухнувшие надежды, вернулись бы к своим обычным делам, и все эти события навсегда исчезли бы со страниц истории. Не было бы Церкви, и христианские миссионеры не принесли бы народам Европы веру в Единого Бога; не было бы Джотто и преп. Андрея Рублева, Кельнского Собора и Церкви Покрова на Нерли, не было бы Баха и Рахманинова. Не было бы веры в достоинство каждого человека - ибо это библейская, и, особенно, евангельская вера. Не было бы науки - потому что наука требует веры в рациональную упорядоченность и познаваемость мироздания, веры, укорененной в представлении о разумном и личностном Создателе. Не было бы даже тех идей свободы, равенства и братства, во имя которых разнообразные революционеры восставали против Церкви - потому что сами эти идеи позаимствованы из библейской же традиции.

Но произошло нечто, что полностью изменило лицо мира - произошло событие, которое лежит в основании мира, в котором мы живем сейчас. Вскоре после смерти Иисуса ученики, казалось бы, совершенно раздавленные и уничтоженные, совершенно утратившие всякую веру, надежду и мужество, сидевшие в страхе за запертыми дверями, совершенно преобразились. Они смело вышли навстречу тем самым сильным мира, которые распяли Иисуса, с возвещением о том, что Он есть Спаситель и Судия, подлинный Мессия и Господь, и в Нем - и только в Нем - Бог дает человечеству прощение грехов и вечную жизнь. Они сразу же столкнулись с преследованиями - еще бы, они в лицо властям говорили, что те, ни много ни мало, руками римлян убили долгожданного Мессию. Но никакие преследования, бичевания, пытки, казни, не могли заставить их замолчать. Они проповедовали Благую Весть, с готовностью принимая за нее муки и смерть.

Что произошло? В чем причина такого невероятного преображения? Скептики и неверующие измучились, пытаясь подыскать правдоподобное объяснение; но самым правдоподобным остается то, которое предлагали сами Апостолы - Христос воскрес, они видели Его живым, беседовали с Ним, разделяли трапезу.

Мы живем в мире, в котором живем, говорим на языке, на котором говорим, называем первый день недели "воскресеньем", являемся наследниками нашей культуры, по одной фундаментальной причине - Христос действительно воскрес из мертвых. Воистину воскрес.

http://www.radonezh.ru/analytic/12162.html

Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".
Подписывайте на телеграмм-канал Русская народная линия
РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне; Артемий Троицкий; Артур Смолянинов; Сергей Кирсанов; Анатолий Фурсов; Сергей Ухов; Александр Шелест; ООО "ТЕНЕС"; Гырдымова Елизавета (певица Монеточка); Осечкин Владимир Валерьевич (Гулагу.нет); Устимов Антон Михайлович; Яганов Ибрагим Хасанбиевич; Харченко Вадим Михайлович; Беседина Дарья Станиславовна; Проект «T9 NSK»; Илья Прусикин (Little Big); Дарья Серенко (фемактивистка); Фидель Агумава; Эрдни Омбадыков (официальный представитель Далай-ламы XIV в России); Рафис Кашапов; ООО "Философия ненасилия"; Фонд развития цифровых прав; Блогер Николай Соболев; Ведущий Александр Макашенц; Писатель Елена Прокашева; Екатерина Дудко; Политолог Павел Мезерин; Рамазанова Земфира Талгатовна (певица Земфира); Гудков Дмитрий Геннадьевич; Галлямов Аббас Радикович; Намазбаева Татьяна Валерьевна; Асланян Сергей Степанович; Шпилькин Сергей Александрович; Казанцева Александра Николаевна; Ривина Анна Валерьевна

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/uploaded/files/reestr-inostrannyih-agentov-10022023.pdf

Сергей Худиев
Два массовых убийства привели к диаметрально разным выводам
Использование преступления одного человека для безудержной демонизации этноконфессиональной группы, из которой он происходит
02.04.2021
Хроника одной гордыни
Почему нужно беречься тех, кто нам аплодирует
29.01.2021
С американцами надо говорить напрямую
Старая Америка оказывается нашим естественным союзником – причем не только ситуативным, но и мировоззренческим
08.12.2020
Все статьи Сергей Худиев
Последние комментарии
Страх и подвиг
Новый комментарий от Константин В.
26.04.2024 23:09
Иван Ильин как идеологическая мишень
Новый комментарий от РомКа
26.04.2024 23:08
Об Иване Ильине sine ira et studio
Новый комментарий от Константин В.
26.04.2024 22:25
Леваки назвали великого русского философа Ильина фашистом
Новый комментарий от Русский Сталинист
26.04.2024 22:15
История капитализма в России. Куда идем?
Новый комментарий от Русский Сталинист
26.04.2024 22:06