itemscope itemtype="http://schema.org/Article">

Сила Крещенской воды в литрах не измеряется!

0
189
Время на чтение 6 минут

Если спросить у священников, какой день в году у них самый трудный, большинство, не раздумывая, скажет: «Крещение Господне». В этот день храмы осаждают тысячи людей с бутылками и канистрами. Большинство из них, к сожалению, вспоминают о храме только в этот день, и чего только не услышишь в очереди за Крещенской водой!

Сразу оговоримся, что этот материал адресован не тем, кто постоянно ходит в храми знаком с церковной жизнью. Скорее, он призван помочь многим из них аргументированно ответить на вопросы менее воцерковленных или совсем невоцерковленных коллег, родственников, знакомых. «Простые вопросы» из разряда тех, что часто можно услышать, мы задали клирику Духосошественского собора города Саратова, преподавателю литургики Саратовской православной духовной семинарии протодиакону Михаилу Беликову.

- В чем особая сила Крещенской воды?

- Благодатные свойства Крещенской, или Богоявленской, воды описываются в чине Великого освящения. Из этого чина следует, что для верующих людей святая вода становится «благодатию избавления, источником нетления, даром освящения, разрешением грехов, исцелением недугов, всегубительством демонов, сопротивным силам неприступной и ангельской крепости исполненной». Отсюда видны великое значение и великая благодатная сила Богоявленской воды, поэтому она и называется великой Агиасмой - великой святыней.

- Чем эта вода отличается от воды, освященной в другие дни? И почему на праздник Крещения воду освящают дважды - 18 и 19 января? Чем отличается великое водоосвящение от малого - в последнем случае вода менее благодатная?

- Малое водоосвящение может совершаться в любое время по принятой традиции или по желанию верующих, там, где это признается нужным,- в храме, в домах прихожан. Этот чин совершается в воспоминание освящения Ангелом воды в Овчей купели, когда получали исцеление те, кто первыми входили в купель. Установлено три дня, когда этот чин обязательно совершается при богослужении,- 14 августа, в день Происхождения Честных Древ Животворящего Креста Господня, в пятницу Светлой седмицы, в день празднования иконы Божией Матери «Живоносный источник», а также в среду 4-й седмицы по Пасхе, в день Преполовения Пятидесятницы.

Великое освящение совершается утром после Божественной литургии 18 января и 19 января в память Крещения Господа на Иордане. Обряд Великого водоосвящения возник от древнего обычая крестить накануне Богоявления оглашенных. Сама молитва Богоявленского водоосвящения взята из обряда Крещения и является ее позднейшей переработкой. Потому обряд великого водоосвящения совершался до ХI-XII веков накануне праздника, а не в сам день Богоявления. Затем, когда в восточных церквах распространился Иерусалимский устав богослужения, воду стали святить в соответствии с Иерусалимскими обычаями, дважды - в Крещенский Сочельник и в сам день Богоявления, так как в Иерусалиме с древних времен в праздник освящали воду на Иордане на месте Крещения Господа.

Сама постановка вопроса и предположение, что одна святыня менее благодатна, чем другая, граничат с оскорблением святыни, ибо Бог подает свою благодать истинно верующему человеку без меры. Ее нельзя измерить килограммами или, как в случае со святой водой, литрами. Для одного человека и капли будет достаточно, чтобы получить исцеление, а другой человек и тонну в себя вольет, а толку не будет.

В отношении «большей или меньшей благодати» святой воды можно еще сказать, что сила и действенность благодатных средств освящения, которые предлагает нам Святая Церковь, зависят не от того, что одна святыня «сильнее» или «слабее» другой, а от силы нашей веры, преданности и любви к Богу. Кто имеет веру слабую, не живет по заповедям Божиим, не имеет любви к Нему, не желает следовать по пути христианского благочестия - для того и средства, подаваемые Церковью для укрепления на этом пути, будут бесполезны и бездейственны. А если человек имеет великую веру и великую любовь к Богу, то даже сказанные от сердца несколько слов могут привести его к вечной жизни, как привели в Царство Небесное благоразумного разбойника, который был распят в один день со Спасителем. Каждая святыня преподается Церковью в свое время и со своей определенной целью и способствует нашему духовному возрастанию в меру нашей веры и любви к Богу.

- Говорят, что на праздник Крещения нужно взять воду в семи храмах, но «везде очереди, и я боюсь не успеть». Достаточно ли будет взять воду в трех храмах?

- Издавна с Богоявленской водой связаны определенные суеверия. Помимо древних суеверий, в последнее время прямо на глазах рождаются новые. Еще 15-20 лет назад никто из верующих не слыхал, что воду на Крещение обязательно надо брать в семи храмах. Бессмысленность этого очевидна. А если человек живет в деревне, где только один храм? Что же, он не получит полноты благодати?

Нелепо и смешно, но, вместе с тем, и грустно. Выходит, что человек привык смотреть на храм как на бюро ритуальных услуг. Заплатил деньги, получил без всякого духовного напряжения ту или иную услугу. А поскольку в магазинах всё продают на вес, то и к святыне человек относится как к весовому товару. Такой человек размышляет: «Достаточно ли мне для щей 300 граммов мяса, хотя нужно по-хорошему полкило?» и по аналогии: «Достаточно ли взять воду в трех храмах, если надо вроде бы в семи?». И даже не задумается человек, а какой смысл в этом, почему именно в семи храмах? Абсурд, да еще и грех.

- Правда ли, что можно не ходить в храм, а в 12 часов ночи с 18 на 19 января набрать «святую» воду из любого источника или даже из-под крана?

- Чтобы ответить на этот вопрос, нужно рассказать одну историю - случай из практики. Одна супружеская пара пришла в храм и попросила священника освятить квартиру. Тот в назначенное время пришел и начал чин освящения. Через некоторое время он обнаружил, что находится в комнате один. Он прошел в соседнюю комнату и увидел, что хозяева сидят и смотрят телевизор. С точки зрения потребительской идеологии, которую, к сожалению, многие люди распространяют и на Церковь, и на церковную жизнь, поступок этих людей логичен: деньги оплачены - услуга оказана, утруждать себя совершенно не нужно. То же самое видим и здесь: открыл в 12 часов ночи кран, набрал воды, и не нужно прилагать никаких духовных усилий. Но разве этого «комфорта» ждет от нас Спаситель? Для того ли был установлен Им и святыми апостолами праздник Богоявления? Он установлен, прежде всего, для того, чтобы мы могли действительно приобщиться к благодати, открывшейся в этот день две тысячи лет назад на Иордане, раскрыть свою душу и сердце в богослужении, соединиться в Таинстве Причащения с Господом, открывшим в Своем Крещении тайну Святой Троицы и положившим начало нашего спасения. Только в этом случае мы сможем получить тот дар освящения, которое подается нам и через святую воду. Его нельзя получить, сидя в этот день дома, на диване, перед телевизором.

- Обязательно ли на праздник Крещения купаться в проруби, а если не купаться, не обернется ли это несчастьем?

- Еще одно грубое суеверие, связанное с этим праздником. На Востоке действительно существует такой обычай, основанный на примере палестинских паломников, купающихся в Иордане во всякое время. На Востоке это безопасно для богомольцев, поскольку там не бывает таких морозов, как у нас. У нас же купаться в проруби на Крещение - значит требовать от Бога чуда и пренебрегать своей жизнью и здоровьем, что граничит с грехом, и Святая Церковь никогда не поощряла этого обычая. Во всяком случае, он не является обязательным и желательным с церковной точки зрения.

В Древней Руси на Крещение купались те, кто занимался на святках гаданием, ряжением, суеверно приписывая такому купанию способность очищения от этих грехов. Во что превращаются крещенские купания в наше время, стыдно и говорить: толпа пьяной молодежи, мат, курево, спиртное... Верующему человеку там делать нечего.

- Можно ли пить крещенскую воду вместо лекарств, обливаться ею в душе, добавлять в ванну?

- Крещенская вода - святыня, предназначенная, прежде всего, для освящения души. Это не гель для ванной и не аптекарское лекарство. Для излечения недугов святая вода вкушается, отнюдь не отменяя лекарства, назначенные врачом. Как сказано в Священном Писании: Сын мой, в болезни твоей молись Господу... и Он исцелит тебя, оставь греховную жизнь... и от всякого греха очисти сердце... и дай место врачу, ибо и его создал Господь, и да не удаляется он от тебя, ибо он нужен (Сир. 38, 10-12). Потому не стоит пить крещенскую воду вместо лекарств.

- Что делать с водой, сохранившейся с прошлого Крещения?

- Ее нужно испить или же употребить с благочестивой целью, например, омыть ею иконы, окропить дом. Просто выливать ее нежелательно.

Подготовила Ольга Новикова

Газета «Православная вера» N 2 (382) 2009 г.

http://www.eparhia-saratov.ru/index.php?option=com_content&task=view&id=7933&Itemid=3

Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".
Подписывайте на телеграмм-канал Русская народная линия
РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне; Артемий Троицкий; Артур Смолянинов; Сергей Кирсанов; Анатолий Фурсов; Сергей Ухов; Александр Шелест; ООО "ТЕНЕС"; Гырдымова Елизавета (певица Монеточка); Осечкин Владимир Валерьевич (Гулагу.нет); Устимов Антон Михайлович; Яганов Ибрагим Хасанбиевич; Харченко Вадим Михайлович; Беседина Дарья Станиславовна; Проект «T9 NSK»; Илья Прусикин (Little Big); Дарья Серенко (фемактивистка); Фидель Агумава; Эрдни Омбадыков (официальный представитель Далай-ламы XIV в России); Рафис Кашапов; ООО "Философия ненасилия"; Фонд развития цифровых прав; Блогер Николай Соболев; Ведущий Александр Макашенц; Писатель Елена Прокашева; Екатерина Дудко; Политолог Павел Мезерин; Рамазанова Земфира Талгатовна (певица Земфира); Гудков Дмитрий Геннадьевич; Галлямов Аббас Радикович; Намазбаева Татьяна Валерьевна; Асланян Сергей Степанович; Шпилькин Сергей Александрович; Казанцева Александра Николаевна; Ривина Анна Валерьевна

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/uploaded/files/reestr-inostrannyih-agentov-10022023.pdf

Протодиакон Михаил Беликов
Благопристойно и чинно
Разговор о богослужебном уставе Русской Православной Церкви, его отличии от канонов и догматов, а также о том, как его изучить
19.12.2013
Поющий чин
07.10.2005
Все статьи Протодиакон Михаил Беликов
Последние комментарии
«Такого маршала я не знаю!»
Новый комментарий от Р.Б.Павел
28.03.2024 18:10
«Не плачь, палач», или Ритуальный сатанизм
Новый комментарий от Валерий
28.03.2024 16:24
В чём смысл этой бойни?
Новый комментарий от АБС
28.03.2024 16:13
Нож в спину воюющей России
Новый комментарий от учитель
28.03.2024 15:51
К 25-летию смерти Ф. Чуева
Новый комментарий от Владимир Николаев
28.03.2024 15:44
«Уйти от этих вопросов не получится»
Новый комментарий от Александр Уфаев
28.03.2024 15:40