Русская народная линия
информационно-аналитическая служба
Православие  Самодержавие  Народность

Святитель Гурий Казанский

Архимандрит  Макарий  (Веретенников), Седмицa.Ru

18.12.2009

В истории русской иерархии XVI века были три наиболее выдающиеся архиерейские хиротонии. В 1515 году, после покорения Смоленска, был рукоположен епископ Иосиф (1515 - 1532). Затем, когда произошло дальнейшее расширение страны на запад, в Полоцк в 1563 году был торжественно поставлен архиепископ Трифон (Ступишин). Собор архиереев Русской Церкви определил при этом старейшинство новой епархии. Несколько ранее,после покорения Казани, был рукоположен первый Казанский архиепископ - святитель Гурий (Ф 1563;память 5 декабря). В длинном ряду иерархов, которых рукоположил митрополит Макарий, Предстоятель Русской Церкви середины XVI века, первый Казанский архиепископ, впоследствии причисленный к лику святых, занимает совершенно особое место.

В житии архиепископа Гурия, составленном Казанским митрополитом Ермогеном (1589 - 1606), бывшим в Смутное для России время Всероссийским атриархом (†1612), говорится: «...родился и воспитан был в городе Радонеже...в миру носил имя Григорий, сын Григорьев, по прозвищу Руготин» (1). Таким образом, родная земля святителя Гурия ранее была освящена стопами Преподобного Сергия Радонежского. Еще при жизни в миру Григорий Руготин был оклеветан перед своим господином, который хотел предать его смерти. «Сын же князя, будучи человеком благоразумным, распознал зло, понял нестерпимый срам отцу и матери и сам расследовал слова клеветников, подобно Даниилу, ограждающему целомудренную от клеветы» (2). По ходатайству своего сына князь не предал праведника смерти, а заключил его в темницу. Святитель Ермоген сравнивает страдания Григория с подвигом тезоименитого ему святителя Григория Акрагантийского (VI - VII века; память 23 ноября) (4).

Во время заточения «Григорий начал писать небольшие книжицы для обучения маленьких детей и просил продавать их, а вырученные деньги раздавать нищим» (4). Находясь в темнице, он не искал себе облегчения, во всем положившись на волю Божию, и дал «обет принять постриг» монашеский в Иосифо-Волоколамской обители в случае своего освобождения. Неожиданно Божиим произволением освободившись после двухлетнего заточения, он пришел в монастырь, основанный преподобным Иосифом Волоцким, и стал там послушником. Затем принял монашеский постриг, в котором был назван Гурием, став «чудным иноком» (5). Скорее всего, это произошло при игумене Нифонте (Кормилицыне; 1522-1543), который в таком случае мог и совершить его монашеский постриг. Когда Волоцкий игумен стал епископом Крутицким, инок Гурий был назначен настоятелем обители (1544 - 1551). Затем недолгое время он подвизался настоятелем Троицкой Селижаровой обители в Тверской епархии (6).

В это время на Руси произошло важное событие: в 1552 году, во время третьего похода Ивана Грозного, была покорена Казань. Первоначально в сборе налогов и торговле участвовал Троице-Сергиев монастырь, заботившийся о насаждении русской государственности в ново-просвещенном граде Казани (7). В 1553 году в Москве были крещены Утемиш-Гирей и Едигер-Махмет. «Таким образом, создавались благоприятные условия для активной христианизации Казанского края: в глазах местного населения прежние "законные" властители ханства уже не могли служить знаменем борьбы за веру» (8).

Следующим шагом, спустя три года, явилось учреждение новой епархии Русской Церкви с кафедрой в покоренном граде. Для этого в Москве был созван Собор «о многоразличных чинех церковных и о многих делах ко утверждению вере христианской» (9). Одновременно Собором было принято решение об открытии епархии в Казани, которой было установлено второе место после древнейшей Новгородской кафедры. Первым Казанским архиепископом был избран Селижаровский игумен Гурий.

Никоновская летопись подробно повествует о создании Казанской кафедры: «И царь и великий князь и митрополит Макарей со всеми архиепископи и епископа и со всем священным Собором Русском по священным правилом изобрели в Казаньское царьство на утверждение вере и приговорили быти архиепископу... под его областью город Казань со окрестными улусы, город Свиага з Горною стороною, Василь-город, Вятцкая земля вся. И уложил благочестивый царь и великий князь Иван архиепископу и всем церквам обещанное Богу изо всех доходов Казаньскому земли десятое, а сперва митрополит и все владыки и монастыри пособьствуют Казаньскому архиепископу денгами и хлебом» (10). Таким образом, в новоучрежденной Казанской епархии была возрождена такая форма содержания Церкви, как десятина, существовавшая при князе Владимире после Крещения Руси.

Промыслительным образом первым архипастырем града Казани был поставлен святой муж. Летопись рассказывает о том, с каким торжеством совершалась хиротония святителя Гурия в Успенском соборе Московского Кремля. Это была несомненно самая торжественная хиротония, совершенная святителем Макарием. «И всех, - подчеркивает летописец,- было с митрополитом в Пречистой и со архиепископом Казаньскым архиепископов и епископов, архимандритов и игуменов, протопопов и попов, архидиаконов и протодиаконов и диаконов 76, опричь подьяков» (11). Настольная грамота, данная святителем Макарием архиепископу Гурию, хранилась затем в царском архиве (12).

Некоторое время после своей хиротонии святитель Гурий находился в Москве. В это время для вновь устроенной епархии в древнерусских храмах и монастырях собирались иконы и книги. На одном богослужебном Евангелии из монастыря преподобного Иосифа Волоцкого, которое вложил туда Новгородский архиепископ Феодосий, имеется запись: «А то Евангелие по цареву велению игумен Галахтион з братиею отдали в Казань в соборную церковь на престол к Благовещению, да Евангелие тетр же, да Апостол тетр» (13).

Историк Е. Е. Голубинский пишет: «Учреждение епархии Казанской послужило для царя и для митрополита ближайшим поводом к тому, чтобы они озаботились введением в Москве книгопечатания»(14). А. И. Рогов отмечает, что «именно в Свияжске под Казанью и оказались первые печатные московские книги» (15).

Напутствуемый митрополитом Макарием, провожаемый народом и царем, Казанский архиепископ Гурий 26 мая отправился в путь, на сей раз для духовного покорения Казани. Шествие первого Казанского святителя к месту своего служения вполне можно назвать непрерывным крестным ходом, непрекращающимся водосвятным молебном, продолжением торжества, бывшего в 1552 году при встрече царя в Москве после победы. Остановки, делавшиеся при этом, были весьма многозначительны и напоминали о вековой борьбе русского народа с иноземным игом.

Начало шествию было положено молебном в Кремлевском Успенском соборе с освящением воды «над святыми честными чудотворными мощами». В «Памяти», данной святителю Гурию от царя и митрополита, говорится: «...у Фроловского мосту, основание святым Божиим церквам каменым заветным, Казанским и на том основании архиепископу октенья вслети говорити, и крестом осеняти, и священными водами кропити». По выхода из «Нового города» предписывалось совершать то же самое и читать при этом молитву «творение митрополита Илариона Русского за царя и за все Православие» (16).

Следующая остановка была в Симоновом монастыре. «И под Симоновым монастырем выйти па берег, и архимариту Симоновскому (Алексию. - Прим. авт.) велели звонити во все колокола и с частными кресты и кандалы, и с священники и со всею братьею, встретили святыя образы и архиепископа; и благословению и кажению бывшу, и вкупе в монастырь идуще, молебная совершая, и в церкве, по молебне, Божественную Литургию служат» (17). Далее святитель должен был отправиться водным путем, причем «и по погостам, и по большим селом, где прилучитится при брезе, посылает священными водами кропити святыя храмы, и места, и народ».

В городе Коломне Казанского архиепископа встречал Владыка Феодосий со всем народом, был также совершен молебен с колокольным звоном и при этом читалось «творение Илариона митрополита. После прочтения молитвы предписывалось «осеняти крестом и кропити священными водами». Причем в наказе подчеркивается. что «сицевым образом» нужно поступать во всех селениях на пути «по благословению Преосвященного митрополита и советом и повелением священных епископов» (18).

Таким образом, первая остановка была у храма-памятника, построенного в честь покорения Казани, вторая - у Симонова монастыря, где были погребены троицкие иноки Пересвет и Ослябя, погибшие в битве с татарами на Куликовом поле (19). В Коломне же, как в 1380 году, так и в 1552 году, происходил сбор русского войска, шедшего на борьбу с татарами (20).

Остановка святителя Гурия в Рязани напоминает о начале завоевания Русской земли в ХПI веке Батыем, начавшегося с Рязанского княжества. Последняя остановка в соответствии с наказом была сделана в Свияжске - форпосте завоевания Казани. Это место было освящено явлением Преподобного Сергия еще до основания города (21).

Шествие первого Казанского святителя знаменует собою завершение длительной борьбы русского народа с татарским владычеством, получившей таким образом церковно-молитвенное выражение. Историк С. М. Соловьев в связи с шествием первого Казанского архиепископа к месту его архипастырских трудов пишет: «Это отправление было необычное, первое в русской истории: архиепископ ехал в завоеванное, неверное царство распространять там христианство... вез с собою духовенство, нужные для церкви вещи, иконы и проч.; этот духовный поход Гурия в Казань соответствовал отправлению греческого духовенства из Византии и Корсуня для просвещения Руси христианством при Влалимире (22).

«А приехал архиепископ в Казань июля 28, в нед[елю] (23). В Казани святителю предписывалось «соборовати в церкви в недельный день и поучения простирати народу после молебнов.. во граде ж в Казани поучати народы по вся воскресения (24).

Архиепископу Гурию поручался надзор за деятельностью царской администрации. в наказе также закладывались принципы миссионерства: «А новокрещеных всегда поучати страху Божию, и к себе приучати, и кормити, почти, и жаловать, и беречи но всем, да и прочии видя невернии таковое благочестие и брежение и жалование новопросвещенным, поревнуют христианскому праведному закону и просветятся Святым Крещением, да вкупе с нами прославят Отца и Сына и Святаго Духа» (25). Тема миссионерства присутствует и в другом наказе святителю: «А которые татаровя похотят креститись своею волею, а не от неволи, и ему тех велети крестити, и лутчих держати у себя в епископье и поучати всему крестьянскому закону, и покоити их как мочно, а иных роздавати крестити по монастырям» (26). Об успехах миссионерского служения архиепископа Гурия в его житии писал святитель Ермоген: « ..и многи неверныя в веру приведе, и крести их множество и жены и дети; всюду убо Божия богатно излияся благодать по писанному» (27).

Ближайшими сотрудниками святителя Гурия Казанского были архимандрит Герман, настоятель Свияжского Успенского монастыря, и архимандрит Варсонофий, настоятель Спасо-Преображенского монастыря, ранее бывший в плену в Крыму и знавший татарский язык и обычаи. «Эти три имени благодаря общей деятельности по устроению Казанской епархии вместе вошли в историю Русской Церкви (28). Заботясь о насаждении монашества, архиепископ Гурий дал грамоту архимандриту Свияжского монастыря Герману с разрешением служить в монастыре духовенству, имеющему ставленные и отпускные грамоты (29), а также предоставил ему судебные податные льготы (30). Усилиями святителя в Казани был устроен Зилантов монастырь (31).

В наказе, данном святителю Гурию при отправлении в Казань, указано «государево жалование» архиепископу Гурию и архимандритам Герману и Варсонофию (32). Вскоре после прибытия Владыки Гурия, 13 августа 1555 года, по указанию царя «в дом Пречистой Богородице честнаго и славного Ея Благовещенья» были даны угодья, определено место в Казани для проживания дворовых людей (33). Материальная поддержка Казанской епархии оказывалась и в последующее время. В январе 1556 года по царскому указу святителю было выделено озеро «казанских прежних царей и архиепископу Гурию велети в том озере рыбу ловити на себя» (34). Два года спустя государевы дьяки взимали налог в деревнях Кирилло-Белозерского монастыря «Казанскому архиепископу Гурью и архимандритом Свияжскому да Казанскому за запас на нынешней лета 7060 шестой год ... для нынешние хлебные дорогови» (35). Учрежденис Казанской епархии и последующая забота о цей, можно сказать, носили государственный характер.

Царь Иоанн Грозный весьма ценил Казанского Владыку. В послании святителю Гурию он писал: «О Боже! как бы щастлива Руская земля была, коли бы владыки старцы были, яко преосвященный Макарий и ты» (36) Грамоты царю святителя Гурия не сохранились, по в одной из Волоколамских рукописей имеется запись XVI века: «Государю великому князю Ивану Васильевичу всея Руси бьет челом и плачетьца сирота твоя Гуреи...» (37).

После покорения Казани в городе велись большие работы. «Территория кремля вскоре была увеличена (на 240 м по периметру) расширением его к югу. Новую часть кремля возвели из камня вызванные в 1556 году из Пскова 200 каменщиков под руководством Постника Яковлева и Ивана Ширяя (38). Посылал архиепископу Гурию в Казань различных лк>дей, которых тот просил, и митрополит Макарий (39), а среди них, вполне возможно, могли быть иконописцы, расписывавшие в 1560 году Успенский собор в Свияжском Успенском монастыре.

Архипастырское служение Казанского Владыки продолжалось недолго. Святитель Ермоген так писал об архиепископа Гурии: «Жил преподобный богоугодно: нищих кормил, во всем помогал неимущим, заступался за бедных, вдовиц и сирот, избавлял их от бед, прилагал труды к трудам и все ночи возносил Богу молитвы... всякими добрыми делами угождал Богу и жил по Богу твердо (40). Последние годы святитель много болел. «Много времени пролежал преподобный больным; говорят, что болезнь его мучила три года. Только на святые великие Господские праздники приносили его в церковь на Литургию, и тогда он лежал или сидел в церкви, ибо не в силах был стоять» (41).

В 1563 году отошел ко Господу митрополит Макарий и еще двое иерархов, которые своим отшествием в иной мир предварили Первосвятителя. 26 февраля в Иосифо-Волоколамском монастыре почил находившийся там на покое Новгородский архиепископ Феодосий (42). Архиепископ же Гурий «второго декабря позвал... архимандрита Варсонофия, к которому имел любовь велию, и повелел возложить на себя великий образ святой схимы» (43). Скончался он в начале декабря 1563 года. В летописи читаем: «Тоя же зимы... преставися Гурей, архиепископ Казанский и Свияжьский, и положен бысть в Казани в монастыри Преображении Господа нашего Иисуса Христа; сей же бяше Гурий первый архиепископ в Казани» (44). Преемником и продолжателем трудов архиепископа Гурия на Казанской кафедре стал Свияжский архимандрит Герман (Полев), поставленный митрополитом Афанасием (1654 - 1566) (45).

Боярин Иоанн Застолбский «соорудил гробницу и большую каменную часовню над могилой преподобного».

Мощи святителя Гурия были обретены вкупе с мощами святителя Варсонофия Тверского († 1576; память 11 апреля) 4 октября 1595 года при Казанском митрополите Ермогене († 1612; память 17 февраля). Е. Е. Голубинский пишет, что «вслед за сим обоим было установлено празднование» (46). Святитель Ермоген, автор сказания о Казанской иконе Божией Матери, составил также жития святителей Германа и Варсонофия и службу им (47). 20 июня 1630 года по благословению Казанского митрополита Матфея (1615 - 1646) святые мощи были перенесены из Спасо-Преображенского монастыря в кафедральный Благовещенский собор и в честь этого события было установлено празднование.

Память святителя Гурия празднуется 4 октября, в день обретения его святых мошей, затем в день блаженной кончины святителя - 5 декабря, а также 20 июня, в лень перенесения его святых мощей в 1630 году в Благовещенский собор. Для июньской службы по благословению Казанского митрополита Лаврентия (1657-1672) был написан канон. При митрополита Казанском Тихоне (1699 - 1724) декабрьская служба святителю Гурию была составлена митрополитом Димитрием Ростовским. Она же творится ныне и 20 июня, в день перенесения его мощей. Митрополит Димитрий составил также «Житие святителей Гурия и Варсонофия, извлеченные из Гермогенова и помещенные в Минеи Чети... а также написал похвальное слово святителю Гурию, печатаемое в 3-м томе его творений» (48).

Говоря в службе об архиерейской хиротонии иерарха, гимнограф не назвал по имени святителя Макария, но именно он имеется в виду: «Благословением Первосвятителя поставляешися пастырь и учитель новопросвещенному граду Казани, идеже прелестию врага омраченныя люди светом Богоразумия просветил еси». Об этом говорится и в службе на обретение мощей святителя Гурия: «Благословением крайнего святителя поставляешися пастырь и учитель новопросвещенному граду Казани». Святитель Гурий прославляется за свои миссионерские труды: «...языче огненный, опаливый Магометово злочестивое учение».

Об Акафисте архиепископу Гурию исследователь акафистного творчества А. Попов пишет: «Акафисты святителям Гурию и Варсонофию, Казанским чудотворцам, были составлены архимандритом Климентом, проживавшим в Спасском монастыре в Казани» (49). В Акафисте святитель Гурий прославляется как проповедник-миссионер, как «первосвятителя, учитель и покровитель града Казани» (50). В 1866 году А. А. Карачевым был составлен второй Акафист святителю Гурию, который остался ненапечатанным (51).

Ранние изображения святителя Гурия датируются XVII веком (52). Отметим росписи Благовещенского собора в Казани (53), выполненные в 1870 году. В трапезной части собора на «стенах и сводах представлены...хиротония святителя Гурия в Москве, проводы его в Казань» (54). Таким образом, в верхнем регистре на северной стене изображен первый Казанский святитель - архиепископ Гурий во время своей архиерейской хиротонии, совершившейся 3 февраля 1555 года Он в центре полукруга ее участников в коленопреклоненной позе, в саккосе и омофоре. Слева - святитель Макарий возлагает книгу на его главу, он в крестчатом саккосе. Справа - два других иерарха, сослужащих митрополиту. Второй интересующий нас сюжет соборной росписи-проводы архиепископа Гурия в Казань в мае 1555 года. Справа в желтом далматике и короне написан царь Иоанн Грозный. Левее перед ним - святитель Гурий в архиерейской фиолетовой мантии и черном клобуке, руки его сложены на груди. Еще левее - святитель Макарий в белом клобуке и другие иерархи. Он с жезлом в руке, жезл - с сулком.

Архиепископ Гурий был хиротонисан святым Первоиерархом, житие и служба ему были составлены канонизованными святителями. Его архиерейское служение предстает нам в рассказе святых мужей. Просветительские труды святителя Гурия увековечены на памятнике 1000-летию России в Великом Новгороде, где он изображен в разделе «Просветители» рядом митрополитом Макарием (55).

Примечания

1. Патриарх Ермоген Жизнеописание, творения, исторические предания, чудеса и прославление. М., 1997. С 60.

2. Там же. С. 61.

3. Там же. С 62. Из русских апалогичным подвигом прославился святитель Василий Рязанский (†1295; память 3 июля).

4. Там же. С. 62.

5. Там же. С. 63.

6. В книжных описях Волоколамского монастыря и в записях на книгах называется старец Феогност Руготин (Книжные центры Древней Руси. Иосифо-Волоколамский монастырь как центр книжности. Л.. 1991. С. 27, 36)

7. Каштанав С. М. Земельно-иммунитетная политика Русского государства в Казанском крае в 50-х годах XVI века (по актовому материалу),// Из истории Татарии. Казань, 1970. Сб. 4. С. 166

8. Там же. С. 165.

9. ПСРЛ. СПб., 1904. Т. 13. Ч. 1. С. 249

10. ПСРЛ СПб., 1904 Т. 13 Ч 1 С. 249 250

11. ПСРЛ СПб., 1904. Т. 13. Ч. 1. С. 250. Миниатюру Лицевого летописного свода, на которой изображен Собор, избравший первого Казанского архиепископа, святителя Гурия, см. Немировскии Е.Л. Возникновение книгопечатания в Москве: Иван Федоров. М., 1964 С. 56.

12. Государственный архив России XVI столетия, / Подготовка текста и комментарии А. А. Зимина. М., 1978. Ч. 1. С. 76; Там же. Ч. 2. С. 389

13. Георгиевский В. Т. Фрески Ферапонтова монастыря СПб., 1911. Прил. С. 19. Вместе с книгами святитель везх и иконы. Одну из них, Владимирскую икону Божией Матери, архиепископ Гурий благословил чебоксарским жителям, указал место для строения соборного храма Введения во храм Пресвятой Богороднцы (Карлинов И., протоиереи. Введенский кафедральный собор в Чебоксарах: к 325-летию со дня освяшения // МП. 1977. № 12. С.15, 21. Прим 21)

14. Голубинский Е. Е. История Русской Церкви М, 1900.Т. 2. Ч. 1. С. 801.

15. Рогов А И. Возникновение и развитие книгопечатания. // Очерки русской кулыуры XVI века. Изд-во МГУ, 1977 Ч. 2. С. 264.

16. Акты, собранные в библиотеках и архивах Российской Империи Археографической экспедицией. (Далее ААЭ). Т. 1 (1294 - 1598). СПб., 1836. С. 258.

17. ААЭ. Т. 1. С. 258. См. также: Токмаков И. Ф. Историческое и археологическое описание Московского ставропигиального первоклассного Симонова монастыря. М, 1892. Вып. 1. С 73.

18. ААЭ. Т. 1. С. 258 259.

19. Их имена значатся в лике святых града Москвы (Барсуков Н. Источники русской агиографии СПб., 1862. Прил. С IV)

20. ПСРЛ. Т. 13. Ч. 1. С. 187

21. Служба и Жития преподобных Сергия и Никона Радонежских. М.. Печ двор, 27.XI. 1647. Л 124 - 126 обз ПСРЛ Т. 19: История о Казанском царстве (Казанский летописец). М., 2000. Стб. 310 - 311.

22. Соловьев С. М. Сочинения. Кн. 4. История России с древнейших времен. М., 1989. Т 7 - 8. С. 66. См. также Покровский И. Русские епархии в XVI - XIX вв., их открытие, состав и пределы. Т. 1 (XVI - XVII вв.) Казань, 1897 С. 128

23. Зимин А.А. Краткие летописцы XV - XVI веков // Историческийархив. М.- Л., 1950.Т 5. С 20.

24. ААЭ. Т. 1. С. 259.

25. ААЭ Т. 1 С. 259.

26. ААЭ. Т. 1. С. 259.

27. Платон (Любарский), архимандрит. Сборник древностей Казанской епархии. Казань, 1868. С. 35 - 51.

28. Варсонофий, иеромонах. Святитель Варсонофий, епископ Тверской. Казанский чудотворец // ЖМП. 1981. № 7. С 65.

29. ААЭ. Т. 1. С. 269.

30. AAЭ. Т. 1. С. 270.

31. Макарий, митрополит Московский. История Русской Церкви. М., 1996. Кн 4. Ч 1. С. 216.

32.  ААЭ. Т. 1 С. 261.

33. Акты исторические. СПб., 1841 Т. 1 С. 298- 299.

34. Покровский И. Казанский архиерейский дом. Казань, 1906. Приложение. С. 1.

35. Русская историческая библиотека. Т. 32. Архив П. М. Строева. Пг.. 1915. Т. 1 Стб 428

36. Амвросий (Орнатский), архимандрит. История Российской иерархии.М, 1815. Ч. 6 С. 529.

37. Книжные центры Древней Руси. Иосифо-Волоколамский монастырь.С. 186.

38. Градостроитсльство Московского государства XVI - XVII веков / Под общей редакцией Н Ф. Гуляницкого. М, 1994. С 224

39. Амвросий (Орнатский), архимандрит. Указ соч. л1. 6. С. 531; Продолжение древней российской вивлиофики. М., 1788 Ч. 3. С. 244; Татищев В. II. История российская. Л., 1968. Т. 7. С. 369, 387.

40. Патриарх Ермоген... С. 66.

41. Там же. С. 67.

42. Кунцевич Г. 3. Феодосий, архиепископ Новгородский (1491 - 1563) СПб., 1898 С. 5.

43. Патриарх Ермоген... С. 67.

44. ПСРЛ. Т. 13. Ч. 3. С. 372

45. Троицкий Г. Святой Герман, архиепископ Казанский и Свияжский (К 400-летию со дня преставления), // ЖМП. 1967. № 12 С 53 - 57.

46. Голубинский Е. Е. История канонизации святых в Русской Церкви. Изл. 2-е. М., 1903. С. 119

47. Спасский Ф. Г. Русское литургическое творчество (по современным Минеям). Париж, 1951. С. 180 - 182.

48. Попов А. Православные акафисты за Синодальный период русского церковного песнотворчества // Православный собеседник. Казань. 1902. Ч. 2. С. 159.

49. Там же. С. 156.

50. Акафисты русским святым. С. 608.

51. Попов А. Указ. соч. С. 160.

52. См., например Макарий, митрополит Московский. История Русской Церкви. М, 1996. Кн. 4. Ч. 1. С. 188.

53. Изображение собора см: Баталов А. Московское каменное зодчество конца XVI века М.,1996. Рис. 94

54. Яблоков А., протоиерей. Кафедральный Благовещенский собор в Казани. Казань, 1909. С. 16.

Благодарю за это указание А. В. Журавского

55. Смирнов В. Россия в бронзе: Памятник Тысячелетию России и его герои. Новгород, 1993. С. 76-77.

Источник: Журнал Московской Патриархии. №4, 2005 г. С. 74-80

http://www.sedmitza.ru/text/894728.html 




РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.


Форма для пожертвования QIWI:

Вам выставят счет на ваш номер телефона, оплатить его можно будет в ближайшем терминале QIWI, деньги с телефона автоматически сниматься не будут, читайте инструкцию!

Мобильный телефон (пример: 9057772233)
Сумма руб. коп.

Инструкция об оплате (откроется в новом окне)

Форма для пожертвования Яндекс.Деньги:

Другие способы помощи

Наверх

 

Другие статьи этого автора

Другие статьи этого дня

Другие статьи по этой теме