Русская народная линия
информационно-аналитическая служба
Православие  Самодержавие  Народность

Религиозность в России и Петербурге

Валентин  Семенов, Социальное богословие

18.12.2009

В статье использованы данные социологического анализа, выполненного по заказу Отдела по связям с религиозными объединениями правительства Санкт-Петербурга. Сбор Интернет-данных проведен сотрудником НИИКСИ С.В.Казаковым.

По официальным данным в Российской империи религиозными практически считалось всё население, среди которого, по данным 1870 года, было 70,8% православных и единоверцев, 1,4% старообрядцев (раскольников, как тогда их называли), 0,3% униатов, 0,8% армяно-григориан, 8,9% католиков, 5,2% протестантов, 3,2% иудеев (евреев, как тогда писали), 8,7% магометан (как тогда называли мусульман), 0,7% идолопоклонников [9, с.86]. Вместе с тем, в дореволюционной России православие являлось государственной религией, фактически главной составляющей российской идеологии (известная формула графа Уварова «Православие, самодержавие, народность»).

В 1914 году в России было 77 767 православных церквей и часовен, 1025 монастырей, 117 915 священнослужителей, 94 629 монахов и послушников, а также около 20 млн. всевозможных сектантов [4, с.14].

Через 10 лет после Октябрьской революции, в конце 20-х годов А.В.Луначарский называл верующими 80% населения Советского Союза. В середине 30-х годов считалось, что в СССР верующими являются 50% населения (1/3 городского и 2/3 сельского населения). В конце 30-х уже полагали, что религиозными являются 1/4 городских и 1/2 сельских жителей [4, с.21].

В 70-х годах ХХ века в СССР, по мнению социологов, проводивших исследования религиозности после долгого перерыва, проживало 15-20% верующих (в городе 10-15%, среди сельских жителей - 20-30%), преимущественно старшего возраста [4, с.24].

С начала 90-х годов в новом государстве - Российской Федерации начинаются постоянные опросы общественного мнения, в том числе, по проблемам религиозности, конфессиональной принадлежности. Появляются социологи, специализирующиеся на изучении религиозных проблем общества. Так, в 1991 году, в Российском независимом институте социальных и национальных проблем (г. Москва) создается исследовательский центр «Религия в современном обществе» [6, с.52].

По репрезентативным данным Фонда «Общественное мнение» отношение к религии в России в 90-е годы ХХ века выглядело так (см. табл.1).

Таблица 1.

Позиции 1991 г. 1992 г. 1997 г. 1998 г. 1999 г.

Православные 34 47 50 51 55

Прочие исповедания 10 10 8 7 9

Не считают себя верующими 40 28 36 36 31

Затруднились ответить 16 15 6 6 5

Динамика численности верующих в России в 1991-1999 гг. (данные в %)

Источник: http://classic.fom.ru/fominfo/99/info-263.htm

Как видим, увеличение верующих всех конфессий произошло за 9 лет (с 1991 по 1999 гг.) на 20% (с 44 до 64%), среди православных - на 21% (с 34 до 55%). Наибольший скачок произошел с 1991 по 1992 годы (на 13%).

В последующие годы, по данным того же Фонда «Общественное мнение» (ФОМ), динамика религиозности в России была следующей (табл.2).

Таблица 2.

Динамика численности верующих в России в 2000-2004 гг. (данные в %)

Позиции 2000 г. 2001 г. 2002 г. 2003 г. 2004 г.

Православные 54 53 60 59 58

Представители ислама 5 5 4 8 5

Другие конфессии 1 1 1 1 1

Не считают себя верующими 37 32 30 24 30

Затруднились ответить 3 6 4 6 6

Источник: http://www.religare.ru/article9145.htm

Хотя рост количества верующих замедлился в эти годы, все-таки он продолжается, прежде всего, среди православных.

В 2006 году было проведено сразу несколько крупных репрезентативных всероссийских исследований религиозности населения разными организациями (ВЦИОМ, МГУ, ИнОП - Институт общественного проектирования). Причем, ВЦИОМ и ИнОП задавали вопросы с сопоставимыми вариантами ответов (см. табл.3).

Таблица 3.

Религиозность населения России в 2006 г. (данные в %)

Позиции Данные ВЦИОМ Данные ИнОП

Православные 63 62

Представители ислама 6 7

Другие конфессии 3* 1

Веруют в Бога внеконфессионально 11 14

Не считают себя верующими 16 15

Затруднились ответить 1 1

* Другие конфессии, по данным ВЦИОМ, означают: 1% католиков, 1% буддистов и 1% остальных конфессий.

Источники: http://wciom.ru/arkhiv/tematicheskii-arkhiv/item/single/3756. html; http://www.religare.ru/analitics34822.htm

Эти данные можно считать наиболее достоверными для России в настоящее время.

Таким образом, в 2006 году доля верующих среди населения России достигла самого высокого показателя за все постсоветские годы - 72% (сравните с 44% в 1991 г. и с 59% в 2001 г., см. табл. 1 и 2). По проценту верующих современная Россия приближается к СССР 20-х годов [см. выше, 4, с.24].

Указанный опрос ВЦИОМ в ноябре 2006 г. показал, что соблюдение религиозных обрядов (не реже раза в месяц) характерно для 11% населения. Четверть опрошенных (26%) отмечают только основные религиозные праздники. Еще столько же (24%) соблюдают обряды от случая к случаю. Однако 37% населения никаких обрядов не исполняют, выше всего доля таких людей среди молодежи 18-24 лет (45%), а ниже - в группе старше 60 лет (31%).

Для верующих религия - это, прежде всего, вера предков (42%), а также следование моральным нормам (32%).

Источник: http://wciom.ru/arkhiv/tematicheskii-archiv/single/3756.html

Исследователи из Института общественного проектирования (ИнОП) отмечают, что за период с 1991 по 2006 годы число атеистов в России уменьшилось на половину, в то время как количество верующих (прежде всего, православных) увеличилось также вдвое: в 1991 г. их было примерно треть населения, а в 2006 г. - уже две трети. Число мусульман при этом практически не меняется.

Исследователи из ИнОП также считают, что количество воцерковленных увеличивается прямо пропорционально росту числа действующих храмов.

Среднему активному православному человеку сейчас 49 лет, 75% православных - это женщины. Среди мусульман наоборот - больше мужчин (60,5%), а средний возраст близок к православным - 46 лет.

Источник: http://religion.sova-center.ru/discussions/1BDDB2D/842F9AA

Спорной является проблема определения численности приверженцев той или иной конфессии. В журнале «Коммерсантъ-Власть» дается сжатая характеристика этой проблематики: «Самую грубую оценку дает этнический принцип. Суммируется численность этносов, которые традиционно исповедуют данную религию. Эта сумма и выдается за число верующих. Так, если взять данные последней Всероссийской переписи населения и сложить всех «потенциально православных» (русских, удмуртов, украинцев и т.д.), получается 120 млн. В то же время, согласно этой методике, в России должно насчитываться 14 млн. мусульман.

Религиозные деятели ведут собственный подсчет численности своих единоверцев, что дает новые цифры. Патриарх Московский и всея Руси Алексий II оценивает численность православных в России в 70-80% (102-116 млн.). Приведенные в нашем журнале цифры по численности мусульман (3 млн.) и буддистов (1,5 млн.) были получены в Совете муфтиев России и в Московском буддийском обществе. Указанная численность протестантов (2 млн.) неоднократно приводилась различными СМИ со ссылкой на данные самих протестантских общин.

Еще одна методика, используемая при подсчете численности религиозных объединений, - опросы, в ходе которых граждане сами указывают свою религиозную принадлежность. Так, согласно публикациям Института религии и политики, православными последние несколько лет считают себя 55-59% граждан России (80-85 млн.), мусульманами - от 4 до 6% (6-9 млн.), протестантами и буддистами - примерно по 1% (1,5 млн.).

Четвертый вариант мы получим, если обратимся к данным более углубленных соцопросов, касающихся не только религиозной самоидентификации, но и соблюдения обрядов. Так, по данным социолога Валентины Чесноковой, с 1989 года занимающейся исследованиями численности православных в России, людей, которые не реже раза в месяц ходят в церковь, 12% (2002 г.). Исследования ROMIR Monitoring, проведенные в 2004 г., выявили 13% посещающих религиозные службы не реже раза в месяц». (Коммерсантъ ВЛАСТЬ, 16 октября 2006).

Еще более сложной выступает проблема воцерковленности. Об этой проблеме в сфере православия пишет священник Владимир Вигилянский: «Но критерии воцерковленности для каждого исследователя тоже самые разные. Одни считают, что церковные люди - это те, кто с большой мерой сознательности относятся к своей вере, кто посещает церковь каждое воскресенье и каждый большой церковный праздник, кто знает церковные догматы и наизусть - известные молитвы, кто не смешивает веру в Бога с суевериями, кто читает «Евангелие» и церковную литературу и тому подобное. Другие исследователи не так строго судят о прихожанах, им достаточно того, что люди участвуют в церковных таинствах: венчаются, крестят своих детей, соборуются, исповедуются и причащаются» [1].

В частности, в результате довольно сложного анализа имеющейся неточной статистики, результатов опросов, собственных рассуждений и допусков исследователи С.Б.Филатов и Р.Н.Лункин приходят к следующим выводам: «Численность практикующих (курсив наш - В.С.) верующих, таким образом, составляет: православные - 3-15 млн., староверы - 50-80 тыс., католики 60-200 тыс., протестанты - более 1,5 млн., иудаисты - 30 тыс, мусульмане - не более 2,8 млн., буддисты - не более 500 тыс., авторитарно организованные НРД (новые религиозные движения) - не более 300 тыс. человек» [15, с.44].

«Предпринятая попытка разобраться в реальной численности верующих различных религий в современной России показывает, насколько данных опросов, официальной и конфессиональной статистики недостаточно для точных и полноценных выводов. Тем не менее, общая картина вырисовывается» [15, с.44]. Однако, с нашей точки зрения, это слишком формалистическая картина, возможно отражающая «современное фарисейство», а не живую религиозную жизнь [7; 14]. Теми же недостатками формализма страдает и работа Центра «Религия в современном обществе» [5].

Представляется, что более прав тот же В.Вигилянский: «Игнорировать православную направленность большинства населения страны было бы большой ошибкой. Мы ни в коем случае не должны говорить об этой категории людей, считающих себя православными, как о людях церковных, но не принимать во внимание их чаяния, их желание видеть себя в определенном контексте было бы тоже неправильным. Человек, называющий себя православным, тем самым устанавливает для себя определенный ценностный ориентир, более или менее четкие границы своего нравственного и социального бытия, вписывает себя в конкретный исторический и культурный контекст. Отмахиваться от всего этого значит не учитывать факторы, формирующие гражданское общество в России, а в конечном счете - выступать против национальных интересов страны». И далее: «На мой взгляд, здесь четко выделяется группа людей, имеющих опыт общения через молитву с Живым Богом - таких 52% наших соотечественников. Среди них половина (26%) так или иначе сознательно посещают церковь. Половина от этого числа (13%) причащаются с той или иной степенью периодичности. Они, эти 13%, по моему убеждению, и являются церковными людьми» [1].

Характеристику религиозной ситуации в России завершим сведениями о религиозных организациях, зарегистрированных в Российской Федерации (данные Федеральной регистрационной службы, декабрь 2006 г.), см.: http://www.religare.ru).

Судя по данным о числе зарегистрированных религиозных организациях, выстраивается следующая их иерархия по численности:

- Русская православная церковь (12214 зарегистрированных организаций)

- Протестантизм (4532)

- Ислам (3668)

- НРД (701)

- Старообрядчество (285)

- Иудаизм (234)

- Римско-католическая церковь (251)

- Буддизм (197)

- и другие организации.

Однако следует оговориться, что количество разнообразнейших протестантских организаций и НРД наиболее трудно однозначно классифицируется. Ясно, что немало объединений (особенно, НРД) просто не регистрируется. Примечательно, что по сравнению с 2004 годом (см.: http://www.religare.ru/article9038.htm), в 2006 году количество зарегистрированных организаций Русской Православной церкви увеличилось на 689 единиц, Ислама - на 131 организацию, Римско-католической церкви - на 3, Старообрядчества - на 1, Буддизма - на 5, Иудаизма - на 17, Лютеранства - на 9, Пятидесятничества - на 19, Свидетелей Иеговы - на 22 организации.

И, наоборот, стало меньше организаций Русской Православной церкви за границей - на 15, Баптизма - на 14, Армии спасения - на 22 и др.

Очевидно, что кроме Русской Православной церкви и Ислама, в современной России растет число протестантских организаций и объединений так называемых новых религиозных движений.

Верующие и религиозные объединения в Санкт-Петербурге

В 1900 году 85% населения Санкт-Петербурга было православным, остальные принадлежали к другим конфессиям. Накануне революции 1917 года в Петербурге действовало 470 православных и 9 единоверческих храмов, 14 старообрядческих молелен и 69 инославных молитвенных зданий [16, с.69].

В 60-х годах XX века, по данным социологических исследований (однако, не являющихся репрезентативными), в Ленинграде и Ленинградской области «число верующих в среднем равно 3-5% среди занятого в производственной сфере населения и около 10% среди незанятого (пенсионеры, инвалиды, домохозяйки)» [4, с.24]. В ходе обследования, проведенного социологической группой Государственного музея истории религии и атеизма в 1975-1976 гг. на трех промышленных предприятиях Ждановского района Ленинграда, к числу верующих отнесли себя 3,4% опрошенных. Несколько больше верующих оказалось в Ленинградской области. Среди рабочих и колхозников Гатчинского, Лодейнопольского и Тосненского районов к числу верующих отнесли себя в 2-3 раза больше опрошенных, чем среди рабочих ленинградских предприятий: среди колхозников - 13,5%, среди рабочих совхозов - 13%, среди рабочих промышленных предприятий области - 5,2%. Другие исследования 70-х годов показали, что среди учащихся старших классов 1,5% верующих, среди студентов - 1,2% и среди различных профессиональных категорий интеллигенции - 1,2% [4, с.26, 33].

Однако уже через 16 лет среди работающего населения Петербурга (1992 г.) было 28% верующих (результаты исследований лаборатории социальной психологии НИИКСИ, Семёнов, 1995). С 1993 г. сотрудниками НИИ комплексных социальных исследований СПбГУ под руководством В.Е.Семёнова периодически проводились репрезентативные исследования религиозности в Санкт-Петербурге (см. Отчеты НИИКСИ, а также Семёнов [10-13], 1995, 2004). С начала 90-х гг. по 1995 г. рост количества людей, считающих себя верующими, в Петербурге шел очень быстро (см. табл.4).

Таблица 4.

Динамика численности верующих в Санкт-Петербурге в 1993-2004 гг. (данные НИИКСИ СПбГУ, в %)

Позиции 1993март (1043 чел.) 1993 октябрь (1396 чел.) 1995 (1100 чел.) 1999 (1000 чел.) 2000 (723 чел.) 2001 (913 чел.) 2004 (1200 чел.)

Верующие 47 53 61 61 55 52 59

Неверующие 51 44 35 36 40 43 36

Затруднились ответить 2 3 4 3 5 5 5

С 2000 года произошло уменьшение числа верующих, а с 2004 года снова наметился процесс увеличения их числа, как и в России в целом. При этом процент православных среди верующих петербуржцев, по нашим данным, всегда был в диапазоне 93-95%, прочие конфессии (католики, протестанты, мусульмане, буддисты, иудеи и др.) суммарно оставались в диапазоне 5-7% верующих. Однако социологи, даже проводящие всероссийские исследования религиозности, знают, что кроме православных еще «приверженцами ислама себя называют около 4% опрошенных, цифры по сторонникам других конфессий ниже границ статистической достоверности и учитываться не могут» [3, с.35]. Социологические опросы дают адекватное представление только о больших конфессиях. Религиозные меньшинства должны изучаться иными методами, такими как наблюдение и доверительное интервьюирование.

Надо признать, что конкретные данные о верующих, полученные разными исследовательскими группами нередко весьма различаются. Например, ВЦИОМ, проведя в августе 2002 г. опрос в Петербурге, зафиксировал 67% петербуржцев, верящих в Бога [2], а фирма COMCON-Spb в 2004 г. обнаружила только 50% верующих (http://www.adlife.spb.ru/research/p2085.shtml). НИИКСИ СПбГУ также в 2004 г. получил численность верующих - 59% (см. табл.4). В данном случае эти цифры зависели и от формулировки вопроса: «Как Вы думаете, есть ли Бог?» (ВЦИОМ). «Считаете ли Вы себя верующим, религиозным человеком?» (НИИКСИ). Формулировка вопроса в данных COMCONа не приведена, но судя по вариантам ответов, близка к формулировке НИИКСИ. При этом выборка ВЦИОМа - 1000 человек, НИИКСИ - 1200 человек, COMCON - неизвестно.

Число верующих в Петербурге всегда было несколько меньше, чем по России в целом. Как свидетельствуют исследования, в больших городах религиозных людей меньше, чем в малых городах и селах, а Россия, как известно, далеко не вся проживает в городах с миллионным населением (см. табл.5).

Таблица 5.

Число верующих в Санкт-Петербурге в сопоставлении с числом верующих по всей России (данные в %)

Позиции 1999 г. 2000 г. 2001 г. 2004 г.

Россия (данные ФОМ) 64 60 59 64

Петербург (данные НИИКСИ СПбГУ) 61 55 52 59

Как это не удивительно, но даже самые поверхностные социологические исследования религиозности в Санкт-Петербурге проводятся крайне редко. За исключением книги В.Д.Кобецкого «Социологическое изучение религиозности и атеизма» (Л., Изд-во ЛГУ, 1978), вышедшей почти 30 лет назад, нам не известно более ни одной книги или брошюры, или даже солидной статьи, написанной в последующие годы по результатам более или менее репрезентативных эмпирических социологических исследований проблем религиозности в нашем городе. Вместе с тем, некоторые социологические исследования, проведенные в Петербурге и известные автору, не вполне соответствуют профессиональным требованиям, в частности критерию репрезентативности.

Поневоле приходится сделать вывод о том, что самым крупным эмпирическим социологическим исследованием проблемы религиозности в нашем городе было исследование, выполненное по заказу Санкт-Петербургской Епархии в декабре 1994 - январе 1995 гг. (еще в бытность Митрополитом Иоанна, когда при Епархии работала комиссия по восстановлению прав Русской Православной Церкви во главе с епископом Симоном) сотрудниками НИИКСИ СПбГУ под руководством автора данной статьи. Посредством телефонного опроса было проинтервьюировано 1100 жителей Петербурга по случайной выборке.

По результатам этого изучения, верующими себя называли 61% опрошенных петербуржцев, неверующими - 35%, затруднились ответить - 4%. При этом, среди верующих 95% отнесли себя к Православной Церкви. Среди всех опрошенных петербуржцев 57,5% считали себя православными, 0,5% - католиками, 0,6% - протестантами, 0,7% - мусульманами, 0,1% - буддистами, 1,2% - представителями прочих конфессий.

Среди женщин православными себя назвали 65% опрошенных, среди мужчин - 46% (неверующими были соответственно 29 и 44%).

По возрасту православных было среди 18-29-летних - 53%, 30-39-летних - 51%, 40-49-летних - 51%, 50-59-летних - 64%, среди людей старше 60 лет - 67%.

Среди петербуржцев с высшим и незаконченным высшим образованием православными себя считали 52%, среди лиц со средним образованием - 67%, среди людей с неполным средним образованием - 88%.

Опрос показал, что только 11% петербуржцев, считающих себя православными, постоянно посещают храмы, 71% посещают их периодически и 14% - вообще не посещают.

Как свидетельствует данное исследование, среди православных петербуржцев 7% молятся дома по несколько раз в день, 20% - часто, 14% - периодически, 26% - иногда и 32% - дома не молятся (эти данные подобны всероссийским, см. выше).

Характерно, что 60% петербуржцев полагали, что к 2000 году количество верующих в стране увеличится (даже среди неверующих так же думали 47% опрошенных). Только 7,5% петербуржцев считали, что количество верующих уменьшится. Как можно теперь убедиться, респонденты не ошиблись скорее в качественном, чем в количественном аспекте (см. табл. 1).

Опрос также показал, что 86% петербуржцев были убеждены в том, что все храмы и соборы России, принадлежавшие Церкви до 1917 г., должны быть ей возвращены (только 9% с этим не соглашались). С возвратом церкви икон, книг, утвари и прочего имущества соглашались 82% горожан, не соглашались 10%.

Результаты исследования 1995 г. показали, что 58% петербуржцев считали, что следует восстанавливать уничтоженные в советское время храмы (30% думали, что этого делать не надо). При этом 49% опрошенных полагали, что необходимо строить храмы в районах новостроек, а 36% считали, что это делать необязательно, так как есть более насущные проблемы. Примечательно, что 72% опрошенных горожан хотели, чтобы детям в школе преподавали основы религиозных знаний, против выступало только 14% опрошенных. В связи с этим следует отметить, что в Петербурге последняя проблема так до сих пор и не решается, в отличие от других регионов страны. Зато церкви и часовни в новых районах строятся, пусть пока и в недостаточном количестве.

Безусловно, особое значение в социально-прогностическом аспекте имеет религиозность среди молодежи. По данным НИИКСИ СПбГУ, если верующих среди молодежи Петербурга до 30 лет в 1993 году было 48%, то в 2002 году - 53% (44% среди юношей и 62% среди девушек), причем 94% причисляют себя к православным [8, с.21]. Среди петербургских студентов до 25 лет, по данным НИИКСИ, верующими себя считали в 2005 году 54%, в 2006 - 53% (к православным себя отнесли в обоих случаях по 80% студентов) (источник: Отчеты НИИКСИ СПбГУ). Таким образом, можно констатировать, что верующих среди молодежи немного меньше, чем среди всего населения Петербюургса (см. табл. 4), но заметно меньше среди студентов приверженцев православия, так как имеет распространение некая внеконфессиональная религиозность.

Наши исследования позволили ответить на вопрос: сколько же среди петербуржцев по-настоящему глубоко верующих людей. Для этого, кроме прямого вопроса: «Считаете ли себя верующим, религиозным человеком?», в некоторых исследованиях респондентам задавался вопрос о жизненных ценностях: «Отметьте, пожалуйста, важнейшие для Вас жизненные ценности (не более 3-4-х)?». Далее приводился список из семи ценностей (от семьи до веры).

Результаты красноречиво свидетельствуют, что в рейтинге ценностей вера всегда оказывалась на последнем месте во всех группах населения, за исключением людей старше 60 лет, у которых она выходила даже на 4-е место, а также, естественно, религиозных людей. На первом же месте всегда была ценность семьи, что безусловно хорошо, ибо семья - «малая церковь». У петербургской молодежи в возрасте до 30 лет вера всегда была на последнем, седьмом месте, с рейтингами: 9% - в 2001 г., 13% - в 2002 г., 19% - в 2006 г. У населения Петербурга в целом вера также фиксировалась на последнем месте (14% в 2001 г.). Эти цифры по сути и есть показатель числа глубоко (не случайно) верующих людей в нашем городе.

Что касается религиозных объединений и организаций в Санкт-Петербурге, то, судя по официальному порталу Администрации города, в настоящее время имеется 268 различных религиозных объединений:

1. 131 объединение Московского Патриархата, в т.ч.:

- Русской Православной Церкви (129 объединений)

- Русской Православной Единоверческой Церкви (1 приход)

- Православной Грузинской Церкви (1 приход)

2. Старообрядческие церкви

3. 2 прихода Армянской Апостольской Церкви

4. 7 приходов Римско-Католической Церкви

5. 19 объединений Евангелическо-Лютеранской Церкви

6. 3 Мусульманских объединения

7. 5 Буддийский объединений

8. 9 Иудейских объединений

9. 13 объединений Евангельских христиан-баптистов

10. 6 приходов Церкви Адвентистов Седьмого Дня

11. 1 объединение Армии спасения

12. 23 объединений Пятидесятников

13. 2 объединения Свидетелей Иеговы

14. 2 объединения Мормонов

15. Англиканская церковь

16. Реформаторская церковь

17. Голландская церковь

и др.

а также 229 культовых зданий и сооружений, находящихся в пользовании либо собственности религиозных организаций (включая вновь введенные и возводимые).

Источник: http://gov.spb.ru/day/religion

Как видно из списка, помимо Православной церкви, традиционную активность в Петербурге проявляют протестантские объединения, которые появились в городе еще при Петре I. В частности, выделяются по численности объединения: Евангелическо-Лютеранские (19), Баптистские (13) и Пятидесятников (23). Вместе с тем, культовые здания таких религий, как Ислам и Буддизм, появились в городе только в ХХ веке, а первая Синагога открылась в конце XIX века.

Однако, по данным Отдела по связям с религиозными объединениями Санкт-Петербурга, в городе действуют 426 религиозных объединений. Из них: 10 централизованных, 394 местных, 19 духовных образовательных учреждений, 3 монастыря. Представлены более 30 конфессий и деноминаций. В частности, только в июне 2006 г. Отделом выявлено 8 новых объединений: 3 саентологических, 3 необуддистских, 1 «державников» и 1 коптов (http://www.rusk.ru/st.php?idar=110675).

В результате поиска данных о численности верующих разных конфессий в Санкт-Петербурге на сайтах религиозных организаций в рейтинге цитируемости поисковой системы Yandex.ru (46 сайтов в разделе Сайты Петербурга / Религия) выяснилось, что практически таких данных нет.

По житейским наблюдениям, помимо традиционных конфессий, чаще всего петербуржцы сталкиваются с представителями Свидетелей Иеговы (с их «миссионерскими» обращениями на улице и звонками в квартиры), саентологами-дианетиками (обычно предлагают в центре города листовки с приглашениями для тестирования состояния личности). В учебных заведениях, на различных семинарах и конференциях порой появляются пропагандисты из объединений Бахаи, Брахма Кумарис, так называемой «Церкви Муна». На телеканале ОТВ по вечерам постоянное время имеет миссия «Благая весть». Вместе с тем, на Санкт-Петербургском телевидении исчезли циклы православных передач, за исключением весьма скромных вкраплений в передачах ЛОТа (Ленинградского областного телевидения).

Безусловно, обращает внимание процесс позитивной деятельности и развития в Санкт-Петербурге некоторых общественных православных объединений, направленных на духовно-нравственное просвещение и воспитание, таких как Межвузовская ассоциация духовно-нравственного просвещения «Покров» (в настоящее время в нее входят около 30 вузов Петербурга), Санкт-Петербургский собор православной интеллигенции (объединяет более 100 профессоров, доцентов и научных сотрудников петербургских вузов и НИИ), Петербургский клуб православной молодежи «Чайка» при Приходе Монастыря Святого Иоанна Рыльского на Карповке, Александро-Невский Союз молодежи и целый ряд других общественных объединений.

Социологические данные, приведенные нами, свидетельствуют о несомненном оживлении религиозной и, прежде всего, православной духовно-нравственной активности в нашей стране, в том числе в Санкт-Петербурге. Всё большему числу людей становится понятно, что без духовно-нравственного обеспечения всей жизни и деятельности в стране (в том числе в политической, экономической, военной и других сферах), её состояние и развитие навряд ли будет стабильным и успешным.

В этом контексте одиозным и провокационным выглядит обращение десяти академиков к Президенту России В.В.Путину под названием «Политика РПЦ: консолидация или развал страны?» (июль 2007 г.). Удивительно, что глубоко нравственные объединяющие позиции РПЦ не устраивают академиков, но в то же время их не заботит дисфункциональная и аморальная деятельность многих каналов российского телевидения, радио, миллионных изданий «желтой прессы» и т.п., пропагандирующих и рекламирующих насилие и пороки, дезинформирующие и развращающие детей, подростков и молодежь. Их не смущает, что, не менее выдающиеся, чем они, ученые были глубоко верующими православными людьми. Достаточно назвать имена М.В.Ломоносова, Н.И.Пирогова, Д.И.Менделеева, П.П.Семенова-Тян-Шанского, А.Н.Бекетова, Б.А.Тураева, И.П.Павлова, А.А.Ухтомского, В.Ф.Войно-Ясенецкого, В.В.Новожилова, Л.Н.Гумилева (не говоря о живущих современниках).

В методолого-методическом плане важно осознать, что адекватное исследование численности, социально-демографической структуры и проблем деятельности религиозных объединений возможно только посредством различных методов включенного наблюдения, доверительных бесед и интервьюирования с их представителями и руководством. Можно сослаться на плодотворный опыт подобного исследования положения в православных приходах Петербурга, проведенного старшим научным сотрудником НИИКСИ Н.В.Клинецкой в течение 2000 года по договору с Межвузовским центром по проблемам науки и религии.

В свою очередь, социологические опросы могут достаточно достоверно определить численность и социально-демографическую структуру самых больших конфессиональных объединений, а также тенденции в их деятельности и бытовании.

Литература

1. Вигилянский В. Сколько в России православных? // Церковный вестник. 20 мая 2005 г.

2. Голов А.А. Есть ли Бог в Санкт-Петербурге? // http://www.levada.ru/press/2002082300.html.

3. Дубин Б. Массовая религиозная культура в России (тенденции и итоги 1990-х) // Вестник общественного мнения. 2004. № 3.

4. Кобецкий В.Д. Социологическое изучение религиозности и атеизма. Л., Изд-во ЛГУ, 1978.

5. Конфессиональные особенности религиозной веры и представлений о её социальных функциях // Социологические исследования. 2005. № 6.

6. Мчедлов М.П. Терпимость - свойство культуры, путь к гражданскому согласию // Общество и человек: пути самоопределения. Вып.1., СПб., «Петрополис», 1994.

7. Налётова И.В. «Новые православные» в России: тип или стереотип религиозности // Социологические исследования. 2004. № 5.

8. Положение молодежи в Санкт-Петербурге / Под ред. В.Е.Семёнова. СПб., НИИКСИ, 2003.

9. Россия (энциклопедический словарь) / Издатели: Ф.А.Брокгауз, И.А.Эфрон. СПб., 1898 (репринт. Лениздат, 1991).

10. Семёнов В. Россия снова становится православной // Держава. 1995. № 6-7, апрель.

11. Семёнов В.Е. Вера в зеркале статистики // Град духовный. 2004. № 1.

12. Семёнов В.Е. Молодежь: вера и суеверия // Школа гуманитарных наук. 1993. № 1.

13. Семёнов В.Е. Российская полиментальность и тенденции её развития // Социальные и ментальные тенденции современного российского общества (Человек и общество. Вып. XXXI) / Под ред. В.Е.Семёнова. СПб., Изд-во СПбГУ, 2005.

14. Синелина Ю.Ю. О критериях определения религиозности населения // Социологические исследования. 2001. № 7.

15. Филатов С.Б., Лункин Р.Н. Статистика российской религиозности: магия цифр и неоднозначная реальность // Социологические исследования. 2005. № 6.

16. Шутова О. Санкт-Петербург: специфика вероисповедной политики в регионе // Государственность и государственная служба России: пути развития. СПб., Изд-во СЗАГС, 2002.

http://www.soctheol.ru/researches.php?ida=1058




РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.


Форма для пожертвования QIWI:

Вам выставят счет на ваш номер телефона, оплатить его можно будет в ближайшем терминале QIWI, деньги с телефона автоматически сниматься не будут, читайте инструкцию!

Мобильный телефон (пример: 9057772233)
Сумма руб. коп.

Инструкция об оплате (откроется в новом окне)

Форма для пожертвования Яндекс.Деньги:

Другие способы помощи

Наверх

 

Другие статьи этого автора

Другие статьи этого дня

Другие статьи по этой теме