Протоиерей Александр Шимбалев родился в 1967 г. в Гомеле. Окончил Одесский госуниверситет по специальности «астрономия». С 1996 г. преподает в БГПУ астрономию; с 1998 г. служит священником в минском Свято-Духовом кафедральном соборе. Руководитель Отдела образования и катехизации Минской епархии.
Отец Александр, Вы являетесь преподавателем педагогического университета, автором школьного учебника астрономии, а также преподаете на курсах повышения квалификации для школьных учителей физики и астрономии. В основном это люди старшего поколения, воспитанные в традициях атеистической эпохи. Для многих из них неразрешимый вопрос – как можно совмещать науку и служение в священническом сане?
Я думаю, этот вопрос может возникать у людей, недостаточно компетентных в данных областях знаний. Например, человек ученый, но не знает богословия и поэтому не может себе представить, как одно и другое совместимо – а, тем не менее, мы с вами должны помнить, что современная европейская наука, зародившись в лоне церкви, развивалась там многие столетия. Например, виднейшие астрономы, те, кто произвел в астрономии по сути революцию, Николай Коперник был священником и одновременно занимался астрономией, или наш соотечественник Мартин Почобут-Одляницкий, директор Виленского университета и астрономической обсерватории, которую, собственно, в Виленском университете он и основал, также был священником. Т.е. раньше таких вопросов не возникало, сейчас они возникают, потому что в советское время искусственно вбивался клин между наукой и религией. Атеистическая пропаганда не является какой-либо отраслью науки – хоть и говорили «научный атеизм», но он не был научным, потому что от принципов научности отходил в принципе. Ведь наука – это познание истины, познание истины любой ценой. А это была пропаганда, которая должна была добиться изначально поставленной цели – доказать, что Бога нет, что религия – это ложь. И в соответствии с этим выстраивалась аргументация. Поэтому никак нельзя назвать этот атеизм научным: он искусственно разделял науку и религию, и в итоге наши соотечественники были сформированы такой концепцией. А сегодня, когда можно совершенно свободно читать самую разную литературу, можно повысить свой образовательный уровень и понять, что никакого противоречия здесь нет.
Ваш личный путь к вере. И есть ли место чуду в этом поиске?
Я себя верующим человеком считал всегда, и в детстве, и в юности, и дальше, поэтому обращения не было – была медленная эволюция, и о чуде можно говорить в моей жизни много раз. Это чудеса, которые случаются с нами почти каждый день, но нужно уметь их видеть, поскольку мы всегда видим присутствие Божье в нашей жизни, как каким-то образом расставляются события. Мне видится, что это не случайность, что промысел Божий в жизни есть. И поэтому я думаю, что нужно учиться жить с открытыми глазами – не искать откровенного чуда, а уметь видеть эти маленькие чудеса, которые нас окружают каждый день.
Евангелие от Иоанна начинается словами: «В начале было Слово, и Слово было у Бога, и Слово было Бог». В греческом варианте употреблено слово «логос», т.е. в сотворении Вселенной присутствует разумность и упорядоченность. В чем найти разумность творения мира человеку, далекому от веры?
«Логос», безусловно, это закон, порядок, слово – в греческом языке очень сложный термин и в русском переведено просто «Словом» не совсем корректно. Порядок во Вселенной, разум во Вселенной мы с вами видим ежедневно, ежечасно – если мы посмотрим на всю красоту мира, то увидим, насколько он упорядочен. Физику, астроному, биологу это открывается особенно. Астроном, изучая Вселенную, видит гармонию, которая в ней царит, соотношения констант, которые в нашем мире реализованы так, что этот мир развивается именно таким особым образом. Антропный принцип во вселенной (говоря простыми словами, он утверждает, что вселенная создана для человека) подтверждает нам слова священного писания – и те, которые вы привели, и те, что человек – венец творения. Вся вселенная устроена таким образом, что в ней должен в конце концов появиться человек. Поэтому вселенная гармонична, красива и совершенна. Но иногда человек, поврежденный грехом, вносит деструкцию в эту красивую вселенную, пытается окружающий мир обезобразить – но не все люди, слава Богу, лишь некоторые – и поэтому человеку нужно еще много работать над собой, чтобы постараться мир вокруг себя гармонизировать, а не уничтожать.
Отец Александр, скажите, пожалуйста, какая книга привела Вас к вере?
Какие православные книги оказали на Вас наибольшее влияние? Вряд ли это была книга, но очень много книг православных мне нравится. Очень люблю читать труды Святых отцов, поскольку они глубоко и мудро понимали суть мироздания. Например, если мы почитаем святителя Василия Великого «Беседы на Шестоднев», то мы поразимся тому, что он был ученым: одновременно ученым-естествоиспытателем и ученым-богословом. И он таким красивым, глубоким языком описал состояние науки того времени в соответствие с книгой Бытия, что сегодня эти труды, спустя примерно 1700 лет, читаются так же увлекательно, как и тогда. Остальные научные сочинения устарели, а вот книги святителя Василия Великого – нет. Восхищает именно божественная мудрость, которая заключена в его словах. Все труды отцов церкви, которые писались ими не просто как описательные размышления, а именно с вдохновением, т.е. с Божьей помощью, прекрасны по своему содержанию и что самое важное – назидательны. Человек, который эти творения читает и пытается осмыслить, также получает наставление в вере и своей жизни. Из Святых отцов мне очень нравятся святые Василий Великий, Иоанн Златоуст, Максим Исповедник. А из современных авторов я бы особенно выделил книги, проповеди, размышления митрополита Антония (Сурожского) – очень глубокий мыслитель. Также люблю читать и слушать митрополита Филарета – мудрейшего человека, у которого очень глубокое проникновение в те области, которых он касается.
Что Вы читаете сейчас?
Сейчас я читаю несколько книг. Одна книга – Йейтс Ф. «Джордано Бруно и герметическая традиция». Это исследование жизни и учения Джордано Бруно в контексте герметической магии. Интересная книга, которая раскрывает суть учения этого человека и инквизиционный процесс над ним, показывает, что не все так однозначно, как советская наука пыталась трактовать. Вторая книга, которую я читаю одновременно с этой – Ричард Нолл «Тайная жизнь Карла Юнга» – исследование, которое посвящено подоплеке юнговской психологии. Оказывается, в основе его научных изысканий была религия, общение с мертвыми, спиритические сеансы. То, что сегодня кажется научным и интересным в психологии бессознательного, вышло из спиритизма и германского культа мертвых. И третья книга, которая у меня сейчас на столе – Диснер И. «Королевство вандалов. Взлет и падение». Интересная очень книга об истории королевства вандалов в северной Африке, поскольку она касается вопросов переселения народов, падения Западной Римской империи и соотношения сил в то время между церквями православной и еретическими – т.е. взаимоотношения между православными, арианами и донатистами. Очень глубокий анализ этого клубка проблем, любопытное исследование.
Что Вы советуете прочесть людям, которые только начали свой духовный путь?
Я бы посоветовал почитать книги архиепископа Илариона (Алфеева) – у него есть книги для людей начинающих, катехизические – очень хорошие, глубокие и красивые исследования. Например, «Таинство веры» - богословски верно написано и в то же время простым языком. Советую прочесть книги митрополита Антония – он пишет очень понятно. Вот эти книги помогут человеку повысить свое образование и покажут красоту учения Церкви. Я думаю, что новоначальному будут интересны также слова, выступления, речи Патриарха Кирилла, которые затрагивают все насущные вопросы современности.
А какие книги Вы посоветуете для дальнейшего самообразования?
Есть много хороших книг, но, к сожалению, я не все книги знаю и, назвав какие-то книги, я могу обойти стороной очень хорошие, которые мне не попадались на глаза. Поэтому я бы советовал каждому человеку по мере своего духовного продвижения, просто общаться с духовником, общаться с приходским священником, который близок по образу мысли. И священник всегда подскажет, что в данный момент человеку нужно почитать, на что обратить внимание.
Как бороться с проникновением на книжный рынок псевдоправославной литературы? Встречались ли Вы с таким явлением?
Конечно! Очень много литературы деструктивной продается под видом православной. И, к сожалению, очень часто на этих книгах написано, что они изданы по благословению – чуть ли не Патриарха. Иными словами, обманывают издателя и читателя. Но есть и другой вариант: может быть, дадут одну главу почитать, а, получив благословение, печатают книгу, в которой есть главы, которые не соответствуют православному духу. Я бы советовал использовать при выборе литературы, при чтении книг, самый верный принцип: нужно всегда помнить, что христианство – религия любви. И, следовательно, истинное возрастание в христианском и православном духе – это стяжание любви и смирения. И значит, чем более мудрым и более верующим становится человек, тем более действенно выражена его любовь, источаемая им к другим людям. Напротив, если появляется литература агрессивная, которая ругает всех, которая призывает к какому-то насилию, осуждает и прочая – нужно этих книг сторониться, потому что они не следуют той кардинальной линии, которая должна быть у христианина. Они не воспитывают человека в заповедях Христовых, они наоборот удаляют человека от них. Поэтому нужно искать всегда мудрость, нужно всегда искать любовь.
Необходима ли цензура в православном книгоиздании?
Обязательно нужна! И вот по какой причине. Есть много книг, которые не православны, много книг, в которых православное учение искажается. К сожалению, такие книги печатаются, распространяются, люди по незнанию покупают их, читают, и начинаются в Церкви нестроения, расколы. Вместо того, чтобы всем вместе работать над совершенствованием нашего общества, нашей страны, просвещать народ, мы получаем, что люди озлобляются, начинают друг с другом спорить. И в итоге мы видим, что здесь воистину происки сатаны. Господь говорит, что Он принес любовь и мир, и по любви и миру нас узнают другие, а выходит, что разные православные люди друг с другом спорят о том, о другом, о третьем, и нестроения возникают в обществе. И вот чтобы этого было меньше, нужна специальная богословская комиссия, состоящая из авторитетных православных ученых, которая бы эти книги просматривала, прочитывала и какие-то рекомендовала к изданию, какие-то нет.
Достаточно ли в Беларуси православных книг? Где Вы покупаете православные книги?
Книг достаточно, мне кажется. Очень много книг продается в издательстве Белорусского экзархата. Я думаю, что там вы сможете любую книгу купить или заказать, если сейчас какой-либо нет в продаже. Много книг продается в магазинах при храмах. Практически у каждого храма есть свой магазин и там продается православная литература. Очень много книг в интернете, огромные православные библиотеки, где книги предлагаются для чтения бесплатно, на законных основаниях, поэтому я думаю, что сегодня всякий человек сможет найти книгу, даже не выходя из дома. Ну а если он не хочет читать с экрана, то книги можно найти в книжном магазине.
Ваши пожелания читателям портала "Правкнига"?
Я желаю читателям помнить, что самое главное для нас – это просвещение. Нужно читать с пользой для себя, просвещаться духом истины. Это значит, чтение должно благотворно влиять на наши души. И мы, благодаря этому чтению, должны воспитывать себя в духе любви и мира.
Автор: Туровская Надежда