Русская народная линия
информационно-аналитическая служба
Православие  Самодержавие  Народность

Петр Мамонов, исполнитель роли Ивана Грозного в фильме "Царь": "Мы Бога превратили в бюро добрых услуг"

Петр  Мамонов, Комсомольская правда

"Царь" / 20.11.2009

Не успел отгреметь на экранах страны фильм "Царь", а Петр Мамонов, сыгравший в нем роль Ивана Грозного, - вновь на съемочной площадке. В скромной квартире в центре Москвы режиссер Сергей Лобан снимает картину "Шапито-шоу", одну из главных ролей в которой играет Мамонов. Через пять минут после команды "стоп" актер уже готов общаться с нами - как будто и не был в образе. А может быть, и в самом деле не был - не зря ведь говорят, что Мамонов в кино играет прежде всего самого себя.

"РОЖАЙТЕ НЕ МЕНЬШЕ СЕМЕРЫХ"

- О вас в народе сложилось интересное мнение - мол, вот практически святой отшельник, живет в глуши и изредка проповедует с экрана. Самому не кажется, что это перебор?

- Да бог с вами, какой из меня отшельник? Мне 16 лет назад сильно повезло - достался хороший участок земли в Подмосковье, на котором я построил большой дом. Мне там хорошо и уютно. Но при этом в Москве я могу находиться столько, сколько понадобится. Сейчас вот в кино снимаюсь, завтра к матери больной на Каретный поеду... Человеку комфортно везде, если на душе у него покой.

- После вашей роли в фильме "Остров" все вдруг заговорили о вере. А как вы себя чувствовали в этом фильме?

- Я всегда делаю только то, что скажет мне режиссер. Все, что вы видите и в "Острове", и в "Царе", - это видение режиссера. Конечно, каждый актер, если он личность, привносит в образ что-то свое, но разобраться в этом непрофессионалу невозможно. Актера перепахивает не фильм, а жизненный опыт.

- Опыта у вас как раз в избытке.

- Да, поэтому я и хочу, чтобы люди мне верили. Чтобы мой жизненный опыт помог им не совершить ошибок. У нас ведь сейчас сильно искажено понятие о крутости. Наркотики, выпивка - все это не круто! О другом надо задуматься.

- О чем же?

- О себе. Нужно всегда задавать себе вопрос: "Кому хорошо от того, что я живу?" Семья - это самое главное. Но не в том виде, в котором она существует сейчас. Откройте дверь любой квартиры, и вы увидите одну и ту же картину - муж спит на диване пьяный, а затюканная жизнью мама и бабушка не могут надышаться на ребенка. Одного-единственного ребенка. Они ему и сопли вытирают, и закармливают, и на любой чих сбегаются. А потом вырастают монстры, которые ничего, кроме собственного "я", за душой не имеют. А если бы ребенок был не один, а семеро, тогда и проблем таких бы не возникало. Я сам, к сожалению, поздно к этой мысли пришел, совком был типичным, жене разрешал на аборты ходить... Не думал тогда, что это убийство самое настоящее. И упустил время.

- То есть результат правильно прожитой жизни - семеро детей и 47 внуков?

- А как иначе?! Это в 22 года женщина думает: ага, вот за этого замуж не пойду, а буду вместе с этим, он побогаче и посолиднее. Чушь все это! Это пока ей 22, богатый будет привечать. А в 27 лет она уже никому не нужна. Вот где трагедия. Замуж надо выходить, все обдумав и взвесив, но не с меркантильной стороны. И если уж возникли какие-нибудь проблемы, не нужно сразу бежать. Вот я сейчас играю в фильме, в котором отец и сын находят друг друга после 15 лет разлуки. Отец в свое время просто убежал. И кому от этого хорошо? Терпеть надо уметь. Изнеженный человек совсем стал - чуть что хуже стало, так в бега пускается. О самопожертвовании вообще никто не думает.

- А разве когда-то кто-то думал?

- Э, тут скепсис как раз и неуместен. За что погибали тысячи мальчиков, которых какой-то дядя отправил на войну в Чечню? За этого дядю? Нет, друг за друга. В обычной жизни умирать за кого-то необязательно, нужно просто жить не только ради себя. Но даже такая, казалось бы, очевидная вещь для многих из нас кажется невыполнимой.

"МНЕ СЛОЖНО СООТВЕТСТВОВАТЬ СЛОВУ "ЧЕЛОВЕК"

- В мире, который вы описываете, сохранение веры - не самое легкое занятие.

- Какая глупость! Это вот ко мне, бывает, подойдет какая-нибудь 17-летняя девица и скажет: "Ой, вот что-то я сомневаюсь в существовании Бога". Сомневается она, вы понимаете? Ломоносов, Пушкин, Гоголь и Эйнштейн не сомневались, а она вон, значит, как. Другое дело, что под словом "вера" люди понимают что-то совсем неправильное. Зачем у нас в церковь приходят? Помоги, говорят, Господи, сын пьет, а внук совсем от рук отбился. Превращают Бога в бюро добрых услуг. Не по адресу они обращаются. В церкви нужно благодарить Господа за то, что позволил тебе, ничтожному и грешному, еще один день прожить.

- И вы после всего сказанного еще удивляетесь, что к вам публика относится, как к святому старцу из "Острова"?

- А нет ничего плохого в том, что я стараюсь жить именно так. Конечно, я не безгрешен. Бывает, что раздражаюсь, гневаюсь, а бывает и так - сижу вечером дома и водочку пью. Я ведь человек. Просто я всегда стараюсь соответствовать этому слову. Ведь что такое "человек" в переводе с древнеславянского? "Чело" - лик, "век" - вечность. Вечная личность. А соответствовать-то сложно, вот иногда и оступаюсь.

- Но главное - "жить не по лжи", правильно?

- Главное - постоянно совершать богоугодные поступки. Встал утром, увидел вокруг беспорядок, прибрался - и на душе уже хорошо. С себя все и начинается. Не надо уповать на власть, из-за действий которой мы якобы хуже живем.

- Совсем не надо?

- Совсем. У меня к нынешней власти нормальное отношение. Но я считаю, что никакая власть не сделает тебя счастливее, пока ты этого не сделаешь сам. Мешает, с другой стороны, очень многое. До сих пор стоит чучело на вокзале (Мамонов имеет в виду памятник Ленину на Ленинградском вокзале в столице. - Ред.). Труп в центре Москвы в Мавзолее лежит. Попробуйте представить, что в Германии до сих пор памятники Гитлеру по всей стране. Не получится представить! Серьезные грехи у нас в прошлом, за которые мы никак не можем раскаяться.

- Ну вот вы, уважаемый человек, с мнением которого считаются, возьмите и посоветуйте.

- А я не хочу в этом участвовать, лезть на какие-то баррикады. То, что думаю, я сказал. А раскаяться публично или нет - пусть сами решают.

БЕЗ "ЦАРЯ" В ГОЛОВЕ

- Сейчас заканчивается прокат фильма "Царь" - вашей последней на данный момент законченной работы в кино. Из-за чего вас не устроила ваша собственная актерская игра в этом фильме?

- Стоило мне один раз сказать про то, что мне не понравился образ Ивана Грозного, как тут же об этом заговорили все! А человек-то изменчив по своей сути. Поэтому вчера мне моя работа не понравилась, сегодня - наоборот. А завтра, может, еще что-нибудь произойдет. В любом случае "Царь" - это уже вчерашний день моей жизни. Вижу, что у многих фильм вызвал настоящую ненависть. Что ж, это один из признаков того, что кино получилось...

- В конфликте между царем и митрополитом Филиппом вы на чьей стороне?

- Олег Янковский очень хорошо сыграл Филиппа, убедительно. И я на стороне Филиппа, разумеется. Но не только из-за игры Янковского. А потому, что на стороне митрополита правда. Иван Грозный - сложный персонаж, противоречивый. И как государь он, может быть, праведен. Но его точку зрения мне принять никак невозможно.

- Смотрите новое российское кино?

- А вы когда по рынку ходите, покупаете тухлое мясо? Я наелся уже в свое время, хватит. Может быть, среди залежей тухлятины и есть какой-нибудь стоящий кусок, но искать я его не буду.

ЛИЧНОЕ ДЕЛО

Петр Николаевич МАМОНОВ, актер, музыкант. Родился 14 апреля 1951 года в Москве. Мамонова выгнали из двух столичных школ с формулировкой "за то, что устраивал цирк". Окончил Московский полиграфический институт. Дебютировал в качестве актера в 1970 году в московском троллейбусе N 5 в моноспектакле "Левис", за что чуть было не нарвался на проблемы с милицией. С 1980 года - солист и автор песен группы "Звуки Му", считающейся основоположницей всего отечественного панка. В качестве киноактера дебютировал в фильме "Игла" (1988). Снялся в четырех картинах Павла Лунгина - "Такси-блюз" (1990), "Луна-Парк" (1992), "Остров" (2006) и "Царь" (2009).

Женат, имеет двоих взрослых сыновей.

ТОЛЬКО ЦИФРЫ

С 4 по 16 ноября картину Лунгина "Царь" в кинотеатрах посмотрели около 1 миллиона россиян. Общие сборы "Царя" на сегодняшний день составляют 5 миллионов долларов - это десятый результат для отечественных картин, выпущенных в прокат в этом году. "Царь" отстает от лидеров - новогодней тройки: "Обитаемый остров" (22 млн. долларов), "Любовь-Морковь-2" (18 млн. долларов), "Стиляги" (17 млн. долларов). Зато фильм Лунгина почти вплотную приблизился к итоговому результату второй части "Обитаемого острова", собравшей 6 млн. долларов. При этом производство "Царя", понятно, обошлось в несколько раз дешевле, чем съемки фантастического фильма по роману Стругацких.

Александр Нечаев

ВЗГЛЯД С 6-го ЭТАЖА

Фильм "Царь" как зеркало российской жизни

Кто более верующий: митрополит Филипп или Иван Грозный?

Наконец-то сподобился посмотреть фильм "Царь". Очень воодушевлен, потому что кино действительно хорошее. Но и удивлен в то же время.

Ну, казалось бы, в чем фабула? В 1565 году Иван Грозный призывает в столицу и позже делает митрополитом друга детства - игумена Соловецкого монастыря Филиппа (Колычева). Примерно три года Филипп обличает убийства и пытки Скуратова, Басманова и их собакоголовых приспешников из опричнины (в действительности лишь выполнявших волю Ивана IV), но и сам погибает, лишившись поддержки царя. Мораль вроде бы простая: вот оно, истинное поведение христианина по отношению к власти, образец православной этики (недаром Русской православной церковью митрополит Филипп прославлен как святитель Филипп Московский)...

Но на самом-то деле еще неизвестно, кто больше христианин и кто более истово верует - гуманист Филипп или злодей Иван Грозный. Парадокс к том, что и тот и другой ничуть не уклоняются ни от религиозных канонов, ни от православной морали. Но если Филипп руководствуется одной частью вероучения - в основном из Евангелия (о смирении, всепрощении и т. п. сентенциях в духе "Но кто ударит тебя в правую щеку твою, обрати к нему и другую" (Матф. 5:39), то царь обращен к другой, не менее канонической его части - Апокалипсису: "и вот, конь бледный, и на нем всадник, которому имя "смерть"; и ад следовал за ним; и дана ему власть над четвертою частью земли - умерщвлять мечом и голодом, и мором и зверями земными"...

Ну и кто же тут более прав с православной точки зрения - исцеляющий слепых и убогих Филипп или подавляющий бунт черни, казнящий врагов своих зверями земными (свирепыми медведями) и собирающий царство в кулак Иван Грозный? Вспомним, ведь к этому времени он уже и Казань взял, и Астрахань покорил, и непокорных новгородцев усмирил... Так что с точки зрения государственной Иван-то, пожалуй, будет покруче и поправеднее...

Сергей ПОНОМАРЕВ

http://kp.ru/daily/24397.4/573771/



РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.


Форма для пожертвования QIWI:

Вам выставят счет на ваш номер телефона, оплатить его можно будет в ближайшем терминале QIWI, деньги с телефона автоматически сниматься не будут, читайте инструкцию!

Мобильный телефон (пример: 9057772233)
Сумма руб. коп.

Инструкция об оплате (откроется в новом окне)

Форма для пожертвования Яндекс.Деньги:

Другие способы помощи

Наверх

 

Другие статьи этого автора

Другие статьи этого дня

Другие статьи по этой теме