Храм или завод?

Куда приведет Бутырская улица

Новости Москвы 
0
96
Время на чтение 6 минут
14 октября, в праздник Покрова Пресвятой Богородицы, в шестой раз пройдет благотворительная акция Русской православной церкви "День милосердия ко всем в узах находящихся". В акафисте Покрову Пресвятой Богородицы поется: "Радуйся, крепкая Заступнице сущих в плену и изгнании; радуйся, Попечительнице во узах и темнице сидящих" (икос 10)...

В этот день православные священнослужители посетят следственные изоляторы столицы, отслужат молебны в тюремных храмах города и обойдут камеры пенитенциарных учреждений. Заключенных поздравят с праздником и передадут заключенным, вне зависимости от вероисповедания, подарочные наборы. Целью данного мероприятия является привлечение общественного внимания к проблемам тюрем, к нуждам заключенных. Организаторы акции утверждают, что сегодня крайне необходимо помочь людям, находящимся в местах лишения свободы, найти свой путь к Богу, встать на путь покаяния и нравственного созидания своей жизни. Центром празднования в этом году станет Покровский храм в Бутырской тюрьме (СИЗО-2).

В наши дни при упоминании слова "Бутырка" большинство людей вспоминают лишь Бутырскую тюрьму. Но не только благодаря тюрьме знаменита эта местность. Здесь, на улице Бутырской, находится удивительный храм Рождества Богородицы в Бутырках, считавшийся до революции одним из красивейших в Москве, история которого в ХХ веке оказалась сложной и печальной.

Изначально "бутырками" называли избы, жилища, села, стоявшие отдельно от общего поселения. Это был сторожевой пункт, оберегавший город от внезапных набегов, а также точка наблюдения за приезжавшими в город иностранцами. Более всего это название закрепилось за районом на севере Москвы. Здесь-то в XVII веке и возникла великолепная церковь Рождества Пресвятой Богородицы в Бутырской слободе, надолго ставшая украшением этих мест.

Деревянная церковь в Бутырках была воздвигнута в 1646-1647 годах владельцем села - боярином Никитой Ивановичем Романовым. Каменная же церковь Рождества Пресвятой Богородицы с приделами Преподобного Сергия и Николая Чудотворца была построена Бутырским полком в центре солдатской Бутырской слободы в 1682-1684 годах. Тогда же ее освятил патриарх Иоаким. Это был большой соборный храм. На стенах с четырех сторон находились четыре великолепные иконы, написанные по золотому фону: Рождества Богородицы, Благовещения, Спасителя с предстоящими Ему Божьей Матерью и Иоанном Предтечей, Благословения Царицы Небесной. Древние зодчие вкладывали в такой порядок особый смысл: иконы представляли тропарь Рождеству Богородицы в лицах, каждая икона соответствовала определенной фразе молитвы.

С основной частью соединялась длинная двускатная трапезная, в которую вели три крыльца - паперти. Неподалеку от храма отдельно стояла высокая шатровая колокольня, в которой было сорок маленьких декоративных окошек - "слухов". Такие колокольни появились после указа патриарха Никона о запрещении строительства шатровых храмов. Церковь Рождества Богородицы на Бутырках стала одним из храмов, в которых этот запрет был обойден, - шатровым стало не само здание церкви, а лишь колокольня. Состояла она из трех уровней: нижний ярус был проходным на территорию церкви. На втором ярусе между двух крупных окон размещалась икона Спасителя во весь рост с раскрытым Евангелием и припавшими к Его стопам Варлаамом Хутынским и Сергием Радонежским. Под карнизом этого яруса, а также при входе в храм были прекрасные поливные изразцы (кахели), на которых рельефно изображались вазы с цветами и райские птицы. Наконец, третий ярус был восьмиугольным с пролетными арками (здесь располагалась звонница), который увенчивался конусообразным восьмигранным шатром с окошками-"слухами".

Тяжелым временем для храма стало нашествие французов, которые изрядно попортили храм изнутри, но потом все было бережно восстановлено.

После 1917 года храму, казалось бы, ничто не угрожало: он был признан ценным архитектурным памятником и поставлен на государственную охрану. Но уже в 1920-е годы регулярные богослужения прекратились. Окончательно же церковь была закрыта в 1935 году по ходатайству соседствовавшего с нею завода и передана ему же "для культурных надобностей". Предполагалось разгородить здание на несколько этажей и сделать здесь библиотеку, актовый зал, выставочные площадки, лаборатории - тем не менее на практике храм был превращен в один из заводских производственных цехов.

Завод, получивший храм в собственность, со временем приступил к медленному его разрушению. Уже к началу Великой Отечественной войны срезали шатер и главы храма, потом сломали здания приходской школы и богадельни вокруг колокольни, затем разрушили большую часть уникальной трапезной. Впрочем, надо радоваться, что от церкви вообще что-то сохранилось - были планы снести все, но этому с трудом помешала группа историков и искусствоведов. Варварский процесс получил завершение в 1970 году, когда завод выстроил свой новый корпус прямо между обрубком колокольни, от которой остались два этажа, и остатком основной части храма.

Даже в советское время такое обращение с памятником архитектуры вызвало протесты, Совет министров СССР потребовал от завода прекратить безобразие, но завод требования проигнорировал. В 1990-е требования стали настойчивее. В результате церкви в феврале 1996 года был возвращен обрубок колокольни. В нем приход решил устроить алтарь с приделами. С восточной стороны к колокольне пристроили абсиду для алтаря, а с юга - небольшую звонницу. Храм был освящен во имя св. Димитрия Донского и долгое время был единственной действующей частью храма на Бутырках. Настоятелем стал отец Алексий Талызов.

Иконостас хотя и новый, но сделан в древнерусском стиле, совсем не смотрится как новодел. В храме есть несколько старинных икон - дары прихожан. Когда приход соберет достаточно средств, будет начато восстановление колокольни в первозданном виде - сейчас идет сбор необходимых документов. А пока стоит лишь этот обрубок, кое-как покрашенный, со следами загрязнений от завода, без иконы между окнами, с кое-где пробивающимися полуразбитыми изразцами XVII века.

А что же остальная часть храма? Ее можно увидеть, перейдя на Новодмитровскую улицу. Там стоит обрубленный, обшарпанный четверик храма, его основная, соборная часть. Свою роль сыграло положение нового корпуса - из-за бюрократической волокиты памятником архитектуры до недавнего времени считался только обрубок колокольни (на нем висит соответствующая надпись), стоящий на Бутырской улице, д. 56. А остальная часть храма юридически находится на Новодмитровской улице, д. 47, и поэтому памятником не являлась. Храм оказался изуродован донельзя: прямо в древних стенах щели, сквозь них проходят трубы, сбоку приделы надстроены и искалечены. Из центральной абсиды уродливо торчит труба, слева пробито окно, вывалились отдельные кирпичи.

В течение 90-х и начала 2000-х годов за храм шла долгая юридическая борьба между церковью и дирекцией завода. В 90-е годы Правительство РФ несколько раз предписывало передать храм верующим. 15 апреля 2000 года Владимир Путин подписал указ, предписывающий ММЗ "Знамя" в течение одного месяца передать здание храма прихожанам. В итоге лишь в 2006 году по судебному решению началась передача здания в руки Богородице-Рождественского прихода. 15 декабря того же года состоялся первый молебен.

Еще недавно вдоль существенной части Большой Новодмитровской улицы, где стоит четверик храма, тянулась глухая заводская стена. Теперь в ней сделан пролом, а вход в церковь проходит через... алтарь. Да, это звучит странно, так как совершенно противоречит православным канонам (алтарь - святая часть храма, куда войти имеет право только священник), но ничего не поделаешь. Завод "Знамя" пробил здесь дверь и сделал лестницу наверх. Поэтому пока используется то, что досталось в наследство. Иначе в храм попасть пока невозможно: со всех других сторон его окружают заводские корпуса, куда вход всем, кроме работников промышленного предприятия, запрещен.

На первом этаже храма видны древние стены храма и его абсиды изнутри. Несмотря на запустение, чувствуется атмосфера старины в этих сводах... Легко увидеть четкий контраст между древней кладкой XVII века и советским кирпичом, отличающимся от своего предка и по форме, и по цвету.

Возле лестницы расчищен кусок прекрасной росписи рубежа XIX-XX веков, по которой можно наглядно судить, насколько великолепен был храм. На третьем этаже также расчищены отлично сохранившиеся под слоем краски росписи, по образцу которых в будущем предстоит расписать весь храм. Интересно, что сейчас именно там, на третьем этаже, можно видеть то, чего без перекрытий рассмотреть было бы нельзя. Дело в том, что храм не имел деления на ярусы, и эти росписи после восстановления храма, когда уберут перекрытия, вновь окажутся очень высоко. Среди росписей отчетливо видны лик св. митрополита Ионы, св. митрополита Филиппа и других святых.

До полного возрождения храма еще далеко: не разрешены многие юридические проблемы прихода. Вопрос о сносе огромного корпуса завода 70-х годов пока не стоит, что серьезно затрудняет воссоздание всего комплекса церкви в первоначальном виде. Угрожающая ситуация сложилась и вокруг колокольни: сейчас речь уже идет даже не о реставрации с воссозданием шатра и звонницы, а о противоаварийных действиях. В частности, необходимо срочно укрепить древний фундамент колокольни, который грозит разрушиться. Средств у прихода на широкомасштабные работы до сих пор нет, а если ничего не предпринять, колокольня может просто развалиться. Словом, деятельность по возрождению прекрасной церкви только начинается. И остается только желать, чтобы уникальный храм возродился и Бутырская улица снова обрела свое главное украшение!

http://www.souzveche.ru/modules/news/article.php?storyid=2553
Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".
Подписывайте на телеграмм-канал Русская народная линия
РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне; Артемий Троицкий; Артур Смолянинов; Сергей Кирсанов; Анатолий Фурсов; Сергей Ухов; Александр Шелест; ООО "ТЕНЕС"; Гырдымова Елизавета (певица Монеточка); Осечкин Владимир Валерьевич (Гулагу.нет); Устимов Антон Михайлович; Яганов Ибрагим Хасанбиевич; Харченко Вадим Михайлович; Беседина Дарья Станиславовна; Проект «T9 NSK»; Илья Прусикин (Little Big); Дарья Серенко (фемактивистка); Фидель Агумава; Эрдни Омбадыков (официальный представитель Далай-ламы XIV в России); Рафис Кашапов; ООО "Философия ненасилия"; Фонд развития цифровых прав; Блогер Николай Соболев; Ведущий Александр Макашенц; Писатель Елена Прокашева; Екатерина Дудко; Политолог Павел Мезерин; Рамазанова Земфира Талгатовна (певица Земфира); Гудков Дмитрий Геннадьевич; Галлямов Аббас Радикович; Намазбаева Татьяна Валерьевна; Асланян Сергей Степанович; Шпилькин Сергей Александрович; Казанцева Александра Николаевна; Ривина Анна Валерьевна

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/uploaded/files/reestr-inostrannyih-agentov-10022023.pdf

Никита Брусиловский
Все статьи Никита Брусиловский
Новости Москвы
Все статьи темы
Последние комментарии
«Регионы должны укрупняться»
Новый комментарий от учитель
26.04.2024 00:27
Леваки назвали великого русского философа Ильина фашистом
Новый комментарий от Константин В.
26.04.2024 00:26
История капитализма в России. Куда идем?
Новый комментарий от Потомок подданных Императора Николая II
25.04.2024 23:57
Откуда берутся товарищи Ивановы?
Новый комментарий от Потомок подданных Императора Николая II
25.04.2024 23:44
К 305-летию выхода Робинзона Крузо
Новый комментарий от Павел Тихомиров
25.04.2024 22:02
Потерянное время
Новый комментарий от Русский Иван
25.04.2024 21:45