Православная семинария во Франции

0
149
Время на чтение 8 минут
5 октября в одной из духовных семинарий Русской Православной Церкви начинается учебный год. Событие, которое многие могли бы отнести к разряду рядовых и даже непримечательных. В этом, безусловно, был бы резон, если бы не несколько "но". Во-первых, учебный год в этой семинарии начинается впервые. Во-вторых, семинария не только расположена довольно далеко от России, но и находится в тех краях, где никогда не было духовных школ Московского Патриархата, - во Франции. В пригороде Парижа, на улице, носящей имя святой покровительницы французской столицы, почитаемой в лике святых и Православной Церковью, - святой Женевьевы.

Комплекс семинарских зданий на улице святой Женевьевы в городке Эпине-су-Сенар расположен сравнительно недалеко от местного железнодорожного вокзала. Из центральных районов Парижа сюда можно добраться региональной электричкой (РЕР). Двухэтажный поезд всего за 30-35 минут довезет вас до небольшой станции Брунуа. Недалеко от станции в направлении рю сан Женевьев начинается красивая пешеходная дорожка с аккуратно уложенным асфальтом и пышной растительностью вокруг. Через семь-восемь минут пути дорожка уступает место обычной городской улице, по которой до семинарии надо идти еще минут пять. Массивный комплекс с зелеными воротами и высоким забором заметить нетрудно: господствуя над окружающей местностью, он сразу бросается в глаза.

Совсем недавно в этих зданиях XVII века с 90 комнатами и с примыкающим к ним парком в 4 гектара, садом и огородом размещался католический женский монастырь. Монастырь понемногу увядал: год за годом уменьшалось число его насельниц. Наконец монахини, которых осталось всего двенадцать, перебрались в помещение поменьше. Опустевший комплекс в Эпине-су-Сенар, по договоренности с католической епархией Иль-де-Франса, был предоставлен в аренду Русской Православной Церкви. Специально для размещения в нем духовной семинарии.

Пока договор аренды с католиками заключен на один год. С возможностью продления и с перспективой выкупа здания в собственность. И хотя размер арендной платы отнюдь не символичен (250 тысяч евро в год), в эту сумму "умещаются" все коммунальные услуги и электричество. Деньги для оплаты текущих расходов семинарии поступают благодаря частным пожертвованиям. В том, что столь щедрые спонсоры и благотворители нашлись, немалая заслуга архиепископа Иннокентия (Васильева), управляющего Корсунской епархией.

Наверное, тот факт, что на Западе впервые в истории появилось духовное учебное заведение Московского Патриархата, не может не порадовать православного человека. Хотя, конечно, не всем это событие пришлось по душе. Известно, что открытие семинарии вызвало немало вопросов. В том числе вопросов недоуменных. Во-первых, зачем? "Зачем нужна семинария? Ведь во всей Западной Европе приходов Московского Патриархата не намного больше, чем в средней епархии в России", - говорят сомневающиеся. Во-вторых, непонятно, почему местом расположения семинарии был избран именно Париж. Что мешало учредить семинарию, скажем, в Берлине, Риме или Лондоне? Эти вопросы я адресовал иеромонаху Александру (Синякову), ректору семинарии, в первые же минуты нашей беседы.

- Есть несколько причин, по которым было решено открыть семинарию во французской столице, - объяснил мне отец Александр. - Во-первых, Париж - центр самой крупной епархии Московского Патриархата за пределами СНГ (не считая Берлинской). Во-вторых, в Париже максимально сконцентрированы интеллектуальные ресурсы русской эмиграции. Свою роль сыграло то, что у нас сложились хорошие отношения с Католической Церковью. Наконец, нам было проще наладить отношения со светскими учебными заведениями - с той же Сорбонной, где я преподавал. Если же говорить о самом факте учреждения семинарии на Западе, то надо иметь в виду, что мы готовы принимать представителей всех епархий Московского Патриархата, а не только тех, что находятся на территории Западной Европы. Но принимать с таким расчетом, чтобы дать возможность обучения во французском интеллектуальном университетском контексте.

Справка. Иеромонах Александр (Синяков) родился в 1981 году в Левокомском районе Ставропольского края (Россия). Окончил Тулузский университет, Свято-Сергиевский богословский институт и парижский университет Сорбонна (все три - во Франции). Свободно владеет французским, английским, немецким и греческим языками. В сентябре 2003 года рукоположен в иеродиакона, в ноябре 2004 года - в иеромонаха. Служил в Париже, будучи секретарем Корсунской епархии по связям с общественностью, прессой и религиозными организациями. С 2002 по 2005 годы преподавал русскую цивилизацию, историю Церкви и древнеславянскую филологию в Сорбонне. Решением Священного Синода в апреле 2008 года назначен ректором духовной семинарии в Париже.

Чем больше я слушаю рассказ отца Александра, тем рельефнее вырисовывается передо мной образ уникального характера семинарии. Уникальность явственно проступает даже через тот солидный образовательный пласт, что сформировался к настоящему времени в Русской Церкви. Во-первых, семинария двуязычна. Без французского здесь не обойтись. Для тех, кто французским языком не владеет (или владеет недостаточно), с первых же дней обучения организуются интенсивные курсы. Ведь семинаристам три раза в неделю придется выезжать на занятия в Париж - в Сорбонну и Высшую школу научных исследований. В престижных французских университетах они будут постигать философию, библеистику, историю европейской богословской мысли, патрологию и историю догматов. Причем обучение в светских вузах не сведется к формальному прослушиванию лекций: семинаристам придется сдавать экзамены и писать диссертацию. В случае успешной ее защиты им гарантированы как духовное, так и светское образование: диплом семинарии и степень магистра философии Сорбонны. В стенах же самой семинарии учащиеся будут постигать православное богословие, историю Русской Церкви, каноническое право, русскую философию и ряд других дисциплин.

В-вторых, очевидно, что семинария станет центром подготовки служителей Церкви, владеющих несколькими иностранными языками. Не только древними (еврейским и греческим), но и современными. О французском я уже упоминал. Кроме этого, семинаристам предстоит учить английский, а также еще один европейский язык на выбор (немецкий, испанский или итальянский). Примечательно, что преподавание будет вестись носителями языка.

Наконец (что очень важно в условиях Западной Европы), семинария берет на себя все расходы для студентов, направляемых епархиями или другими духовными школами. Каждому семинаристу предоставляется отдельная (!) комната (с умывальником) и трехразовое питание. Плюс годовой проездной (для поездок на занятия в Париж). Кроме того, в здании оборудуется библиотека, компьютерный зал и беспроводной интернет. Очень необходимый для тех, кто предпочитает работать на личном компьютере.

- Вообще, учреждая семинарию в Западной Европе, мы, безусловно, принимали во внимание и тот факт, что у нас есть много людей из числа эмигрантов, желающих получить духовное образование, - подчеркивает отец Александр. - Я говорю, прежде всего, о детях тех, кто приехал на Запад в 1990-е годы. Учиться в российских условиях эти ребята не готовы. По разным причинам: или родители против, или есть сложности с получением российской студенческой визы, или отпугивают бытовые условия. А Церковь отказаться от этих молодых людей не может. В итоге получалось, что за последние 15 лет многие на Западе были рукоположены в священный сан без духовного образования. Семинария в Париже позволит восполнить этот пробел.

По словам ректора, профессорско-преподавательская корпорация семинарии формируется из лучших специалистов в своей области, проживающих как в странах СНГ, так и на Западе. Лекции здесь будут читать преподаватели из Франции, Италии, Бельгии, Голландии, России и Украины. Среди лекторов - протоиерей Николай Макар из Милана, специалист в области канонического права; протоиерей Сергий Овсянников из Амстердама, специализирующийся на библеистике; иерей Сергий Модель из Брюсселя, известный своими публикациями об истории и современном положении Православных Церквей в Европе.

- Конечно, широкая география проживания наших преподавателей потребует адекватной организации учебного процесса, - подчеркнул ректор. - Скажем, преподаватели из Бельгии и Франции смогут приезжать еженедельно. Преподаватели из Италии - раз в месяц. Но у них будет то же количество часов, что и у еженедельных преподавателей. Просто график проведения лекций и семинаров мы сделаем более плотным.

Кроме студентов, направляемых епархиями и духовными школами, семинария принимает тех, кто готов платить за учебу самостоятельно. Учитывая уровень цен и зарплат в парижском регионе, сумма оплаты невысока - 350 евро в месяц. За эти деньги предоставляется бесплатное жилье (при наличии свободных мест), питание, учебные материалы и безлимитный доступ в интернет. А плата за обучение на экстернате вообще символическая - 250 евро в год.

- На экстернат мы принимаем как мужчин, так и женщин, причем любого вероисповедания. Можем даже атеистов принять, если они пожелают у нас учиться, - улыбается отец Александр. - Срок обучения на экстернате - три года. Выпускники будут получать сертификат семинарии. Обучение строится вокруг триместриальных сессий. Каждый год учащиеся пишут курсовую работу, причем в рамках определенной специализации. Так, первый год посвящен изучению богословских дисциплин, второй - православного богослужения, третий - истории и канонического права. Мы четко разделяем русскоязычную и франкоязычную части экстерната.

- В этом году на экстернат записалось около 50 человек. Две трети из них - на русское отделение, - заметил отец Александр. - На дневное бесплатное отделение мы приняли 15 человек (пять человек из Западной Европы, пять - из России и пять - из других стран СНГ). Кроме того, три человека поступили к нам на платное отделение. В будущем мы планируем набирать на бесплатное отделение не более восьми человек.

В беседе со мной ректор особо подчеркивает, что семинария носит межепархиальный характер. Все архиереи Московского Патриархата в Западной и Средней Европе включены в наблюдательный совет семинарии. Они могут влиять на кадровую политику, а также рекомендовать абитуриентов для учебы на бесплатном отделении. Кроме того, в наблюдательный совет был приглашен (и согласился войти) архиепископ Команский Гавриил (де Вильдер) - управляющий Экзархатом русской традиции Константинопольского Патриархата.

- Действительно, часть представителей Экзархата отнеслась к открытию семинарии негативно, - заметил иеромонах Александр в ответ на мой уточняющий вопрос. - Хотя сам архиепископ Гавриил настроен положительно. Свято-Сергиевский институт разделился: половина преподавателей поддержала открытие семинарии, другая половина встретила это событие без энтузиазма. Очень позитивно восприняли открытие семинарии в Румынской митрополии. Митрополит Иосиф (Поп) будет у нас читать лекции по патрологии. В этом году мы также зачислили на первый курс студента-румына.

Да, в какой-то мере положение семинарии омрачается теми межюрисдикционными проблемами, что не оставляют Западную Европу. Хотя для учебного процесса они, вероятно, не столь существенны. К тому же, семинарии была гарантирована поддержка со стороны французского правительства. А это означает, что для будущих студентов и преподавателей не возникнет особых проблем с получением французских виз. Факт, конечно, немаловажный. Особенно для граждан таких стран, как Россия, Беларусь, Украина, Казахстан и Молдавия.

Конечно, прогнозировать что-то на будущее (даже ближайшее) - дело сложное и неблагодарное. Но мне все-таки думается, что у парижской семинарии есть все шансы стать кузницей интеллектуальных кадров Русской Православной Церкви. Ибо из ее стен будут выходить блестящие богословы, знакомые с западной культурой, владеющие несколькими иностранными языками, понимающие традицию православных нерусского происхождения. К слову, для семинаристов предусмотрены стажировки в приходах других юрисдикций. А в храме самой семинарии богослужения будут совершаться ежедневно.

Кроме того, семинаристам предстоит постигать азы пастырского и социального служения в больницах, знакомиться с миссионерской деятельностью Католической Церкви, учиться работать в школах с детьми. Причем, все это не просто планы, а конкретная реальность, воплощаемая в жизнь благодаря договоренностям, достигнутым руководством семинарии.

Главное, чтобы эти блестящие знания и хорошая подготовка, полученные за пять лет пребывания во Франции, были востребованы не только на Западе, но и на Востоке. Дабы Русская Церковь в странах СНГ могла бы кротко и в то же время мудро и достойно отвечать на вызовы современности. В том числе благодаря той когорте православной интеллектуальной элиты, что с нынешнего года будет готовиться в стенах бывшего католического монастыря под Парижем.

http://www.pravoslavie.ru/jurnal/32150.htm
Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".
Подписывайте на телеграмм-канал Русская народная линия
РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне; Артемий Троицкий; Артур Смолянинов; Сергей Кирсанов; Анатолий Фурсов; Сергей Ухов; Александр Шелест; ООО "ТЕНЕС"; Гырдымова Елизавета (певица Монеточка); Осечкин Владимир Валерьевич (Гулагу.нет); Устимов Антон Михайлович; Яганов Ибрагим Хасанбиевич; Харченко Вадим Михайлович; Беседина Дарья Станиславовна; Проект «T9 NSK»; Илья Прусикин (Little Big); Дарья Серенко (фемактивистка); Фидель Агумава; Эрдни Омбадыков (официальный представитель Далай-ламы XIV в России); Рафис Кашапов; ООО "Философия ненасилия"; Фонд развития цифровых прав; Блогер Николай Соболев; Ведущий Александр Макашенц; Писатель Елена Прокашева; Екатерина Дудко; Политолог Павел Мезерин; Рамазанова Земфира Талгатовна (певица Земфира); Гудков Дмитрий Геннадьевич; Галлямов Аббас Радикович; Намазбаева Татьяна Валерьевна; Асланян Сергей Степанович; Шпилькин Сергей Александрович; Казанцева Александра Николаевна; Ривина Анна Валерьевна

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/uploaded/files/reestr-inostrannyih-agentov-10022023.pdf

Сергей Мудров
Священник Франсиско Сальвадор: «Каждую неделю левые грозятся меня убить»
О Чили, православной миссии и миссионерской общине в Сантьяго
04.10.2023
«Люди думают, что мы враги, оккупанты, вепаратисты»
Прот. Стефан Балан о жизни приходов УПЦ в Тернопольской области Украины
01.11.2021
«“Закон о переименовании” государство принимало, чтобы ликвидировать УПЦ»
Митрополит Климент (Вечеря) о Православии в пост-майданной Украине
28.09.2021
Все статьи Сергей Мудров
Последние комментарии
Леваки назвали великого русского философа Ильина фашистом
Новый комментарий от Константин В.
26.04.2024 11:11
О чём говорят американские конспирологи
Новый комментарий от Сергей
26.04.2024 11:00
«Политика разрушения Российской империи заложила "бомбу" на долгие годы»
Новый комментарий от Русский Сталинист
26.04.2024 09:50
Правда Православия и ложь «христианских» либералов
Новый комментарий от С. Югов
26.04.2024 09:23
Декоммунизация Шевченко
Новый комментарий от Апографъ
26.04.2024 08:47
Откуда берутся товарищи Ивановы?
Новый комментарий от Александр Васькин, русский священник, офицер Советской Армии
26.04.2024 08:05