Русская народная линия
информационно-аналитическая служба
Православие  Самодержавие  Народность

Россию нам всем надо заслужить

Валерий  Ганичев, Русское Воскресение

12.12.2008


Доклад на Соборной встрече: «Духовная сила слова: основа единства народа» (К 50-летию Союза писателей России) …

Уважаемые соборяне, коллеги, соратники!

В разговоре о слове мы не можем не говорить об одном из очагов, где заботятся о поддержании его духовной высоты, о державных смыслах, о нравственности.

Это, конечно, Союз писателей России, пятьдесят лет деятельности которого мы отмечаем сегодня. Не собираюсь делать ни обзор, ни отчёт — впереди, в первой половине будущего года, наш съезд.

Хотелось поделиться некоторыми размышлениями, сказать о некоторых уроках его существования и работы.

Во-первых, считаю, что история Союза писателей России — это история сбережения России. Это процесс собирания духовного ядра нации. Если тогда, в 50 - 60-е годы, это главы и окончание Шолоховской «Поднятой целины»   «Они сражались за Родину», это главы о героизме, трагедии и жизненной силе нашего народа. Это «Владимирские просёлки» Владимира Солоухина, открывавшие мир не сусальной, а естественной красоты России и её людей. Это восторженные, полные искреннего восхищения Родиной стихи Расула Гамзатова. Ну а ныне может и меньше оптимизма, но не меньше исторической ответственности перед народом. Это предостерегающая от безнаказанности и показывающая вектор народного гнева «Дочь Ивана, мать Ивана» Валентина Распутина, признанная лучшей книгой иностранного автора в миллиардном Китае. Это мощнейшее полотно, указующее на глубины тектонических национальных сдвигов — «Раскол» Владимира Личутина. Это книга о фактах становления средневековой империи Чингизхана якута Николая Лугинова. Это трагическая книга «Безотцовщина» Виктора Николаева, побывавшего во всех детских колониях, увидевшего бездну горя, но и высветившего путь выпрямления судьбы, наполнения души подростка светом и смыслом. Это вызывающие к жизни, к действию и стойкости в наше не бодряческое время стихи и песни Владимира Кострова, Евгения Семичева, Светланы Сырневой и Глеба Горбовского, Михаила Ножкина, Николая Зиновьева и Виктора Смирнова, Егора Исаева и Магомета Ахметова и других замечательных поэтов России.

II. Не могу не сказать о великой роли Союза писателей России по соединению литератур, культур, языков народов России в единое духовное и культурное пространство.

Это великая миссия, которую, к сожалению, сегодня в стране не осуществляет ни один государственный орган и, пожалуй, ни одна общественная организация, за исключением, может быть, некоторых направлений в деятельности политической партии «Единой России», Коммунистической и «Справедливой России».

Ведь нет нынче Министерства по делам национальностей, а лучше бы Министерства по делам русского народа и других национальностей страны.

Не имея никаких средств на это, не имея поддержки СМИ, министерств, у нас, в Союзе писателей,   ежегодно проводятся десятки полнокровных встреч писателей всех национальностей, у нас предоставляется такой букет ярких, самобытных, красивых, вдохновенных, с любовью к своему народу и простым людям, к нашему общему Отечеству произведений башкир, якутов, кабардинцев, аварцев, удмуртов, бурятов, о которых нигде больше не узнаете, не прочитаете, не услышите. Почти незаметен ныне, потерял позолоту фонтан «Дружбы народов» на Выставке достижений народного хозяйства. Но здесь у нас, в здании на Комсомольском проспекте, он не иссяк, он животворен, он рассыпается всеми цветами радуги.

Приникните к нему, дорогие наши соотечественники, омойте свои души, руководители политических сил, перестаньте брюзжать, что в народе растёт напряжённость и отчуждение, поддержите то, что наяву проявляется в писательских встречах на Комсомольском. Об этом, кстати, свидетельствует присутствие на нашей встрече и писателей из других стран (Украины, Китая, Финляндии, Белоруссии, Палестины и др.).

III. Хотелось сказать об одной важной черте сегодняшнего Союза писателей. После опыта писателей военных поколений, после глубинного проникновения в народную душу выветрился дух Богоборчества и Богоразрушения, касавшийся писателей начала XX века. Отечественный писатель уже не может, как и в XIX веке, золотом веке нашей литературы, не творить на координатах Веры.

Поэтому мы участвуем и являемся соучредителями Всемирного Русского Народного Собора, глава которого святейший Патриарх. Поэтому книги нынешних писателей России проникнуты высотой помыслов, нравственностью, духовностью. Поэтому святейший Патриарх сказал при встрече с писателями, что средостение между писателями и Русской Православной Церковью разрушено, и в этом немала заслуга и Союза писателей, как подчеркнул   он.

В нашем Министерстве образования заявляют, что цель школы — сделать ученика успешным. Не нравственным, не образованным, не гуманным, а успешным. А ведь успешным может быть грабитель, человек, пренебрегающий общественным долгом, вообще, безнравственный человек.

Довольно серьёзные силы хотят отстранить писателей от раздумий о смысле жизни, от социальных раздумий, отлучить слово от действительности, от учительства, присущего русской литературе.

В этом смысле обратите внимание на дискуссию, вернее, публичную порку, которую учинил мультибогач, Пётр Авен писателю Захару Прилепину за его повесть »Санькю», поставившую под сомнение моральность и праведность целого ряда постулатов современной либеральной, властной элиты. В обществе уже мало кто в этом сомневается, и миллионер (или миллиардер?) сам решил развенчивать бродящие в умах народов идеи справедливости, равенства, братства, нестяжательства, патриотизма, духовного служения и, наконец, христианства. Захар ему ответил: «Не собираюсь отказываться от своих убеждений». Нет, жива литература и от своей социальной функции не отказалась.

IV. И ещё важная, может быть, важнейшая задача, которую пытается решать Союз писателей России: «Языком душа с Богом разговаривает» — гласит одна из мудрейших русских пословиц. Научиться приподнимать словом души человеческие — одно из самых высших писательских предназначений. На многих своих пленумах, встречах Союз писателей утверждал мысль о том, что сбережение русского языка, поддержка его, укрепление его позиций — одно из главных условий (!) духовного, культурного, научного, экономического развития России, основа её национальной безопасности, единства государства, не агрессивное, гуманистическое средства влияния на мировые процессы.

В 2007 году прошла Всероссийская встреча в Белгороде, в области особого рода, где возводится самое большое количество индивидуальных домов, где добиваются высоких урожаев и надоев, где последние годы вознеслись птицекомплексы и свинокомплексы мирового уровня, где деревья, цветы и чистота — обязательная принадлежность каждого населённого пункта, где премии — холодильники, машины и награды — вручаются не только лучшим семьям, лучшим мамам и папам, но и лучшим дедушкам и бабушкам (мне, например, это нравится и кажется вдохновляющим для нашего возраста).

В этом году именно отсюда прозвучало обращённое ко всем слово: «Возродим ВСЕ храмы России». И ведь возродим! У себя в Белгородской области восстановили 214 храмов. Осталось 10. Так вот, у руководителей области, у духовных отцов, да и у всех жителей хватает сил на сбережение и защиту русского языка. Читательские конференции, смотр сочинений по языку, литературе, ежегодные литературные патриотические чтения «Прохоровское поле», вручение Всероссийских премий этого же названия, объединительная русско-украинская премия «Слобожанщина», решительная и беспощадная борьба со сквернословием, когда штрафы от словесных хулиганов идут в детские дома.

Можно и нужно считать борьбу за родной язык, за нашу общую культуру тоже главным делом, как это считает губернатор области Евгений Степанович Савченко, владыка Белгородский и Старооскольский Иоанн, как считают учителя Яковлевского района, да и всей области, откуда поступает самое большое количество сочинений на Всероссийский детский конкурс сочинений «Гренадёры, вперёд!» А коль о себе заботятся, о своей родной культуре, то уважают культуру и язык соседа. В Союз писателей в Белгороде принимают ребят, которые пишут по-украински, ежегодно вручается русским и украинским поэтам из соседней Харьковщины премия «Слобожанщина», дети из Полтавщины, Сумщины водят вместе с белгородскими ребятишками хороводы на Гайворонском детском фестивале.

К сожалению, мы не можем порадоваться, что так дела обстоят везде в стране. Как сказал один лингвист: «Превращение образования в «рынок образовательных услуг» вызывает содрогание и отвращение». И это чувствуется, ибо мы начали терять поколение, которое не учится по-настоящему русскому языку. Да и как обучиться, если произошла катастрофа, когда под видом сложности расположения в прокрустовом ложе ЕГЭ русской литературы, её вообще лишили государственного представительства и вывели из экзамена, которым определяется наш гражданин-соотечественник. Не говоря уже   о русском языке. Государственно образующие предметы не занимают внимание наших образованцев.

Ещё о сквернословии. Чиновники наши благодушно настроены к нему, и активно отбивают все атаки тех, кто борется со сквернословием. Выдающая себя за журналистов, писателей, учёных воинственная группа клакеров, протаскивает сквернословие, мат в эфир, книгу, журнал. Часть учёных, активно отрабатывающих зарубежные гранты, плотиной стали на пути борцов с низостью, пошлостью и цинизмом в книге. Мы просим белгородцев, которые на законодательном уровне не ослаблять усилия в борьбе с этой скверной, с этой заразой, а всем остальным присоединиться в этом к нам...

Мы благодарим наших сотоварищей, которые в Эстонии, Латвии, Молдавии, на Украине, в Казахстане, Америке, Болгарии, Австрии, Германии помогают утверждаться русскому языку, расширяет его сферу. Мы благодарим МИД, министра иностранных дел Лаврова (кстати, хорошего поэта и члена нашего Союза) за то, что в своих документах они заявляют, что «задача сохранения позиций русского языка занимает приоритетное место в работе МИДа».

Кстати, положительное отношение к России сформируется ещё и от того, какой русский язык предлагается этому сообществу. Язык классической русской литературы, живой великорусский, или язык подворотни, эпатажный, который звучит в салонах некоторых литературных рыночных лавочников, выдающих себя за подлинных русских писателей.

Итак: защита русского языка, всех национальных языков — одна из главнейших задач Союза, задача долговременная, требующая высокого профессионализма, квалификации и неустанной работы души.

Хотелось сказать сегодня и об опасностях для нашей литературы — их немало, и литератор преодолевает их самостоятельно, но некоторые из них   столь велики, что в одиночку с ними вряд ли можно справиться.

Тот тип поведения и социального движения, которое выбирают люди, состоит в том, что всё большие слои втягиваются в поиск и получение впечатлений, удовольствий, многие из которых на грани животной чувственности, грязи, низости.

Всё больше и больше людей привыкают к этому, соглашаются с низостью, пакостью, цинизмом, потребительским уродством.

Мы должны сказать сегодня, что вся эта «недочеловечность» — порождение бизнеса и рынка, того «дикого рынка», который желает воцариться у нас в стране.

Тревожит не только колоссальное социальное расслоение, что будет, безусловно, причиной социальных потрясений. Но то, что в области нравственности и культуры происходит столь же вопиющее разделение.

Причём следует сказать об опасном согласии многих деятелей культуры с беспутными потребностями, извращением в культуре, отказ от этики.

Они и сами приобщились к «корыту». Согласились с подменой истинной культуры на массовую, потребительскую поп-культуру, которая оказалась поистине уродливой карикатурой на культуру.

Образовался круг людей, обслуживающих эту поп-культуру. Началось выхолащивание, вытеснение национальных культур, лишение их охранительных народных традиций. Бизнес от культуры ринулся эксплуатировать всю низость человеческого бытия и характера.

Поистине великим принципом потребительского либерализма, с гордостью первооткрывателей произносимого у нас в стране в 90-е годы прошлого столетия, стал лозунг: «Можно делать всё, что не запрещено законом».

Они позволили топтать совесть и честь, достоинство и человечность, ибо эти категории не отражены в юридических кодексах. А такого рода потребительское наплевательство породило слой наживающихся на индустрии развлечений, сексобизнесе, развлекательном и бездумном чтиве.

Таких людей, обслуживающих самые низкие потребности в человеке и наживающихся на этом, справедливо назвали «интеллектуальное шкурьё», т.е. людишки, думающие только о собственной шкуре.

Я назвал самые главные поля, на которых действует Союз писателей России. Конечно, это не нравится некоторым безнравственным, безнациональным, державно безответственным, антинародным персонам, соединение которых являет определённую силу.

Они, нередко пользуясь своим массовым присутствием в СМИ, развязывают кампанию травли, опорочивания Союза, его позиции, его традиции. Это неизбежно, и должно с твёрдостью и стойкостью встречаться нашими друзьями.

Недавно сто писателей, деятелей культуры подписали письмо руководителям страны против рейдерской попытки захвата Дома Союза писателей России на Комсомольском, 13, принадлежащем Союзу с 1970 года — Союзу писателей, который обеспечил десант в Чечню и Якутию, выступления в Тирасполе и на Прохоровском поле, в Архангельске и Орле. Если Вы поддерживаете обращение ста писателей — проголосуйте «за возвращение этого дома в коллективную собственность».

Что же касается недочётов, ошибок, недоделок, то их немало, и их с Вашей помощью мы будем исправлять.

Унывать, скулить по поводу того, что нам трудно, никто не помогает, не стоит. Уныние Богу противно. Надо работать творчески, отдавая все силы общему Делу. И тут нельзя не вспомнить слова известного русского поэта Игоря Северянина, сказанные им в 1928 году, когда после манерных салонов Петербурга, эмигрантсткого изгойства он вдруг ощутил необходимость, долг писателя-гражданина, призванного творить стихию Добра.

… увела

Тебя судьба не без причины

В края неласковой чужбины.

Что толку охать и тужить —  

Россию нужно заслужить!

Уверен, Россию нам всем надо заслужить.

 

http://www.voskres.ru/idea/ganitshev7.htm




РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.


Форма для пожертвования QIWI:

Вам выставят счет на ваш номер телефона, оплатить его можно будет в ближайшем терминале QIWI, деньги с телефона автоматически сниматься не будут, читайте инструкцию!

Мобильный телефон (пример: 9057772233)
Сумма руб. коп.

Инструкция об оплате (откроется в новом окне)

Форма для пожертвования Яндекс.Деньги:

Другие способы помощи

Наверх

 

Другие статьи этого автора

все статьи автора

Другие статьи этого дня

Другие статьи по этой теме