Протоиерей Максим Козлов: "Я объясняю студентам, что Православие и партия "Единая Россия" не тождественные понятия"

Настоятель студенческого храма против "навязывания"

0
180
Время на чтение 4 минуты
Храмы при университетах - явление пока необычное и малопонятное большинству из нас. Между тем, до 1917-го домовые университетские храмы были частью того православного уклада, которым жила вся страна. Можно ли, нужно ли возвращать эту традицию? Готовы ли студенты стать прихожанами, а священники общаться с молодой и не всегда благостно настроенной паствой? В Саратове ответы на эти вопросы ищет иерей Кирилл Краснощеков, настоятель храма во имя Святых царственных страстотерпцев, открытом при Саратовском госуниверситете в 2004 году. Восстановленный при МГУ домовый храм имени святой мученицы Татианы имеет более продолжительный опыт. В 1995-м, в канун Татьянина дня в нем прошла первая служба.
О том, какие они - студиозусы-прихожане нового века, "Взгляду-православие" рассказывает его настоятель, в прошлом сам выпускник МГУ, протоиерей Максим Козлов.

- Отец Максим, как себя чувствует православная миссия в студенческой среде?
- Отлично чувствует. В любой области, а тем более в религиозной, больше всего слышно тех, кто высказывает странные, одиозные взгляды. Трезвые суждения меньше заметны. А студенческой, университетской среде как никому нужен трезвый взгляд. В том числе и церковный.

- В чем особенность храма при вузе?
- Конечно же, сейчас не так, как было до революции. Никаких обязательных лекций, никакого обязательного присутствия священников в аудиториях. Но есть и свои особенности, отличающие нас от других церквей. У нас преимущественно молодежный приход. 70% - студенты, преподаватели, родители тех, кто поступил или хочет поступить. Я всегда говорю: мы, как ведомственная поликлиника, ориентированы на людей из сферы образования и науки. И если верна пословица "каков поп, таков и приход", то верна она и в обратную сторону. Как прихожане испытывают влияние духовенства, так и мы, духовенство, должны отвечать на их реальные запросы. Служил бы я в деревне или на кладбище, все было бы немного иначе. А поскольку я служу в среде молодых, то круг их интересов - что они читают, смотрят, о чем думают - не может лежать в стороне от моего попечения.

- Какой круг вопросов волнует вашу паству?
- Мы существуем в огромном круге вопросов. Молодые люди, во-первых, любят; во-вторых, любят удачно и неудачно; в-третьих - женятся; в-четвертых - в их семьях, увы, возникают проблемы; в-пятых - они решают принципиальные мировоззренческие проблемы; в-шестых - у них есть неверующие родственники; в-седьмых - они начинают ходить в храм и встречают там разных людей; в-восьмых - они могут найти или не найти священника, который станет их духовником... много чего происходит. Дети рождаются, их надо крестить, все начинается снова... Это жизнь!

- Начало 90-х было временем неофитства, много молодежи шло в храмы. А сейчас?
- Сейчас проще. Стало меньше людей, приходящих ради моды, стало больше тех, кто приходит серьезно. Зато появились другие сложности. Появилось такие мнения, что, вот, духовные поиски Бориса Гребенщикова - это круто, это интересно, это "не мейнстрим". А Православие - это же "госрелигия"! Это - Путин и Медведев, мы туда не пойдем. Очень важно донести до молодежи такую простую мысль, что Православие - это не этническая религия русских. Что Православие и партия "Единая Россия" - не тождественные понятия. Что если мы останемся без "Единой России", от Православия не убудет, а вот если не будет Православия, "Единой России" будет плохо. Это интерес партии - быть ближе к Церкви, а не наш интерес.

- Какие формы общения со студентами у вас существуют?
- У нас организованы многообразные формы внебогослужебного общения. Одна из самых востребованных - живая беседа. Каждый день в церкви дежурит священник. Не только для того, чтобы служить молебны и панихиды, но и чтобы разговаривать о том, о чем хочет пришедший человек. Например, о том, что он думает о последней книге Пелевина или о фильме Кустурицы... Это я вам сейчас свои интересы озвучиваю (смеется), но это, правда, так. Еще у нас есть школа духовного пения для детей и молодежи. Есть сетевое интернет-издание "Татьянин день", вокруг которого собран большой круг людей. Вообще, живет не то, что мы искусственно организовали, а что люди захотели, а мы просто откликнулись. Вот недавно паломнические поездки организовали, юридическую службу - поступило такое предложение. Пять дней в неделю студенты юридического института дают бесплатные консультации всем, кто обращается. И никто их не заставлял. Люди попросили - они откликнулись. А мы помогли организовать.

- Боитесь навязывать свое мнение?
- Да, мы не навязываемся. Потому что сейчас очень страшно уподобиться тем проповедникам, которые в метро раздают апельсины и Библию. Нужно быть другими. Один клирик у нас в храме каждую неделю ведет беседы по Новому Завету с теми, кто придет. Объявления даются в интернете. И я всегда говорю: если кто-то пришел, опасаясь карательных санкций, из страха не сдать зачет, - уйдите. Сейчас на студенческую молодежь ни в коем случае нельзя действовать насилием - ни прямым, ни косвенным.

- Секты - это актуальная проблема в студенческой среде или уже схлынуло?
- Знаете, немножко схлынуло, но вот совсем недавно мы в МГУ столкнулись с церковью Уитнеса Ли. Представители этой церкви обрабатывали абитуриентов и первокурсников. Провинциальные студенты, оказавшиеся вдали от родственников, друзей, - самая благодатная среда. Они тянутся к тому, кто их приголубит, кто скажет: я твой друг, я тебя люблю.

- А вы знаете, как их приголубить?
- Я не знаю, как кого приголубить, но я знаю, что надо жить, а не обозначать жизнь. Самое ужасное в церковной жизни и в жизни вообще, когда вместо настоящих отношений что-то обозначается. Это реклама, красочный фасад.

- Студенческая среда - вольнодумская. Как ей ужиться в рамках одной идеи?
- Вольнодумская - значит широкая. До революции в свой праздник - Татьянин день - студенты шли в церковь, потом проводили праздничные акции, а потом пили-гуляли по-русски. Вот вам, широкий русский человек. Не надо все сводить к узкому - к пьянке, либеральным настроениям. Тот, кто знает всё, выберет правильное направление. Как Федор Михайлович Достоевский. Вот вам вольнодумство. Русская душа - христианка. Дайте ей просто знать настоящее.

- Как относится к вашему присутствию университетское руководство?
- Я не буду говорить, что Виктор Антонович Садовничий - воцерковленный православный человек, но у него есть понимание того, что легитимность присутствия домового храма в университете несомненна. И теперь этот пример проецируется и на провинциальный уровень. И это очень важно.
Беседовала Елена Налимова, Информационное агенство "Взгляд-инфо"

http://www.eparhia-saratov.ru/index.php?option=com_content&task=view&id=5510&Itemid=4
Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".
Подписывайте на телеграмм-канал Русская народная линия
РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне; Артемий Троицкий; Артур Смолянинов; Сергей Кирсанов; Анатолий Фурсов; Сергей Ухов; Александр Шелест; ООО "ТЕНЕС"; Гырдымова Елизавета (певица Монеточка); Осечкин Владимир Валерьевич (Гулагу.нет); Устимов Антон Михайлович; Яганов Ибрагим Хасанбиевич; Харченко Вадим Михайлович; Беседина Дарья Станиславовна; Проект «T9 NSK»; Илья Прусикин (Little Big); Дарья Серенко (фемактивистка); Фидель Агумава; Эрдни Омбадыков (официальный представитель Далай-ламы XIV в России); Рафис Кашапов; ООО "Философия ненасилия"; Фонд развития цифровых прав; Блогер Николай Соболев; Ведущий Александр Макашенц; Писатель Елена Прокашева; Екатерина Дудко; Политолог Павел Мезерин; Рамазанова Земфира Талгатовна (певица Земфира); Гудков Дмитрий Геннадьевич; Галлямов Аббас Радикович; Намазбаева Татьяна Валерьевна; Асланян Сергей Степанович; Шпилькин Сергей Александрович; Казанцева Александра Николаевна; Ривина Анна Валерьевна

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/uploaded/files/reestr-inostrannyih-agentov-10022023.pdf

Протоиерей Максим Козлов
Все статьи Протоиерей Максим Козлов
Последние комментарии
Правда Православия и ложь «христианских» либералов
Новый комментарий от Русский Иван
26.04.2024 19:40
Победи себя – будешь непобедим!
Новый комментарий от Русский Иван
26.04.2024 19:35
История капитализма в России. Куда идем?
Новый комментарий от Русский Иван
26.04.2024 19:21
Великий перелом
Новый комментарий от Русский Иван
26.04.2024 19:17
О чём говорят американские конспирологи
Новый комментарий от Русский Иван
26.04.2024 19:04
Леваки назвали великого русского философа Ильина фашистом
Новый комментарий от Сергей Швецов
26.04.2024 18:52