Русская народная линия
информационно-аналитическая служба
Православие  Самодержавие  Народность

Чем мне нравится экзистенциализм

Алексей  Шиханцов, Татьянин день

19.09.2008

Даже если мы еще не умели читать молитвы, мы уже просто чувствовали боль. Боль постижения себя, одиночества в этом непонятном мире, отчаяния и разочарования, своей конечности и несовершенства. Почти никто не знал еще, где искать утешения...

Мы жили дальше, думали, учились - и кому-то даже приходилось, чтобы стать соискателем научной степени, всерьез взяться за философский архив человечества. Почти никто не был в восторге - это же не нейтральные явления окружающей действительности, а очень личные и болезненные вопросы отношения к миру и к себе самим, и не очень-то приятно заучивать то, с чем категорически не согласен. Уже в общетеоретических вводных главах учебников читаешь, что философия и религия - разные формы мировоззрения. Неужели обязательно, всегда и безусловно? Никак друг с другом не связанные? Для каждой отдельно взятой личности?

«Экзистенциали?зм (фр. existentialisme от лат. exsistentia - существование), философия существования - направление в философии XX века, рассматривающее человека как уникальное духовное существо, способное к выбору собственной судьбы. Экзистенция трактуется как противоположность эссенции (сущности). Если судьба вещей и животных предопределена, то есть они обладают сущностью прежде существования, то человек обретает свою сущность в процессе своего существования. Основным проявлением экзистенции является свобода, которая подразумевает тревогу за результат своего выбора».
(Источник -
 http://www.wikipedia.org/ ).

Мне до сих пор чем-то нравится экзистенциализм. Наверное, честностью и прямотой постановки вопроса, без подмены его сложными системами и логическими выкладками - просто самой жизнью. И особенной остротой стяжания веры, ответа, избавления - словно наконец-то проснулись, отрационализировали свое. Действительно, если немного выйти из захваченности текущим моментом, когда все вокруг словно и вправду существует только в твоем сознании, и ты, не замечая этого, говоришь только с образами - то понимаешь очень ясно независимость мира от твоего сознания, его реальность. Эту реальность я всегда очень хорошо чувствовал, если только не закапывался слишком глубоко в себя, и пусть я в этом мире, составляю с ним единое бытие, и со мной он уже не тот, что был бы без меня - но он абсолютно реален. И да, было чувство безвозвратной заброшенности в мир, безусловного одиночества в начале и в конце. Про то, что завершенность есть совершенность и смерть, уже понятие было, но далеко не сразу пришло полное осознание смертности и конечности, близости конца и его присутствия - и оно никак не вело за собой бессмысленность или абсурд. Сартр и Камю мне как раз совершенно не понравились, их героев было очень жалко. Истина есть - просто теперь понималось, что с ней, однако, придется встретиться и в одиночку держать ответ. Игрушки в сторону. Никакое занятие или увлечение уже надолго не развлекало, не давало забытья. И вот, по Хайдеггеру, только в смерти мы становимся собой, обретаем полноту существования, свою экзистенцию - ну да, потому что изменчивости и текучести нашего бытия больше нет, в тексте поставлена точка, ничего не добавить, он завершен, и его можно прочесть. И он даже что-то целостное расскажет. Конкретизировались сразу кафкианские Процесс и Закон ("вовсе не надо все принимать за правду, надо только осознать необходимость всего") . А что я почти год спустя вижу у Льюиса? То, что мы не можем говорить с Богом, не обретя своего голоса, и не можем предстать перед Его лицо, пока мы сами лиц не обрели. Все начало срастаться воедино. "Хроники Нарнии" вообще местами крайне экзистенциальны, даже боишься поначалу вдумываться и вживаться. Но как бы ни было это все колюче, неудобно, безгарантийно, тесно - а с приходом Истины (свободной, независимой, но реальной, и все тут!) жизнь становится куда более напряженной, она заполняет собой все, от нее не убежишь через потайной ход - приходилось вступать на путь, видный только в пределах видимого глазу горизонта. Консультируешься с теми, кто уже прошел, и даже оставил весточку после себя - и там все ободряет хотя бы тем, что очень знакомо. Митрополит Антоний Сурожский - прямо-таки настоящий православный экзистенциалист, говорит не предписанием, но животрепещущей ситуацией, вопросом-призывом, и вот он приводит рассказ про мудреца и три вопроса, и каков ответ девочки мудрецу: "Самое важное время - это теперешнее мгновение; ведь прошлого больше нет, а будущее еще не настало. У тебя, у меня - только вот это мгновение, в котором мы живем. Самый важный человек - тот, с которым ты сейчас находишься, другого же нет. А самый важный поступок - сделать для этого человека самое лучшее, что можешь". И вот сейчас, именно сейчас надо быть учеником Христовым, чтобы любой встретившийся человек услышал через нас Его голос и сделал шаг к Нему навстречу. Это пресловутое Dasein, «здесь-бытие», можно статично и безысходно констатировать, обсуждать, смаковать в обезболивающем словоплетении, а можно - и нужно, необходимо, неизбежно - преодолевать его ежесекундно, выталкиваться из него волей к свету и спасению. "Поздно" - очень простое слово, но насколько по-разному и в разное время мы его осознаем. Уже в следующую секунду время может выйти. "Вы куплены дорогою ценою" (1 Кор 7:23). И о каком принуждении или порабощении заповедью может идти речь, если мы не однажды и навсегда встаем на безопасную сторону Истины, а почти каждое мгновение (самое важное!) вынуждены и свободны делать или не делать выбор в ее пользу?.. 

http://www.taday.ru/text/133173.html




РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.


Форма для пожертвования QIWI:

Вам выставят счет на ваш номер телефона, оплатить его можно будет в ближайшем терминале QIWI, деньги с телефона автоматически сниматься не будут, читайте инструкцию!

Мобильный телефон (пример: 9057772233)
Сумма руб. коп.

Инструкция об оплате (откроется в новом окне)

Форма для пожертвования Яндекс.Деньги:

Другие способы помощи

Наверх

 

Другие статьи этого автора

 

Другие статьи этого дня

Другие статьи по этой теме