Русская народная линия
информационно-аналитическая служба
Православие  Самодержавие  Народность

Конфликт капитала и интеллекта

Маринэ  Восканян, РПМонитор

21.06.2008


Как разрешить классовые противоречия постиндустриализма? …

Часть 2


Часть 1

ЗНАНИЯ, КОТОРЫЕ РАЗДЕЛЯЮТ

Хотя само по себе построение "общества знаний" - вполне благородная цель и действительно открывает массу новых возможностей для наиболее способных и мобильных, однако для многих других коктейль из информатизации и глобализации оказывается не таким приятным на вкус.

Противоречия между новыми постиндустриальными классами могут обостряться и не только в связи с чисто экономическими мотивами, описанными выше. Ранее предполагалось, что западное общество успешно справилось с призраками классовой борьбы, поскольку "обуржуазило" большую часть населения. Но даже если у "новых бедных" есть крыша над головой, телевизор и холодильник, постиндустриальное общество не становится от этого эгалитарным и гармоничным. Появился новый признак, помимо материального благосостояния, жестко разделяющий людей.

У рядового конторского служащего наших дней, сидящего весь день за монитором компьютера, где сменяют друг друга электронные документы, e-mail-ы, новости и приветы от друзей по ICQ, гораздо больше общего с генеральным директором своей фирмы, нежели с более "близким" ему по размеру зарплаты прорабом со стройплощадки. Признак принадлежности к новому классу - не уровень доходов, а сфера деятельности. Даже в промышленном производстве рабочий, управляющий станком с помощью компьютера, - это уже далеко не брат-близнец своего предшественника, собственноручно точившего детали из болванок.

Ряд исследователей использует для описания новых реалий термин "меритократия" - то есть ситуация, когда наибольший вес в обществе имеют люди, отличающиеся своими достижениями, способностями и профессиональной компетентностью, а не социальным происхождением или приписываемым статусом. Это, конечно, идеализированный взгляд, но огромную роль специалистов-профессионалов в современной экономике отрицать не приходится. Отличительной чертой "меритократов" является то, что трудятся они не только и не столько ради материального вознаграждения, но и в очень большой степени ради самореализации. В частности, у высокооплачиваемых профессионалов даже потребление становится одной из форм самореализации - одежда, бытовая техника, "гаджеты", автомобили приобретаются с обязательным учетом имиджевой составляющей. Важно также доказать свои качества как уникальной личности и профессионала. То есть в благоприятных условиях новым средним классом в той или иной степени часто движут так называемые постматериальные мотивы. В то же самое время масса населения находится совершенно в противоположной ситуации, для них дверь в "общество знаний" с его возможностями закрыта. Это два разных мира, две разные ценностные установки. В России, что интересно, противопоставление "меритократов" остальной части общества имеет некоторую историю - советские "меритократы", техническая и гуманитарная интеллигенция, довольно четко понимали свое отличие от "простого народа", хотя далеко не всегда могли похвастаться финансовым превосходством (вспомним знаменитые образы "бедного инженера" и "продавщицы с брильянтами в ушах").

Кроме того, все шире распространяется так называемое "цифровое неравенство" - то есть неравный доступ к современным информационно-коммуникационным технологиям. Раньше (и в России в том числе) считалось, что преодолеть цифровой разрыв можно максимальной "компьютеризацией" домохозяйств, учреждений, школ. Однако домохозяйка, читающая в сети новости светской жизни, школьник, "скачивающий" чужой реферат, и служащий, от нечего делать захаживающий в рабочее время на порносайты, - нисколько не используют те возможности, которые дают новые технологии. Техника сама по себе никаких подарков ее пользователям не преподнесет - а для освоения знаний нужна собственная инициатива.

Фактически, в условиях постиндустриализма (какая бы судьбы ни ждала его в дальнейшем) все дороги открыты только для тех, кто образован, обладает интеллектом, стремится к новым горизонтам и достаточно мобилен для приспособления к быстро меняющейся жизни.

РЕСУРСЫ "ВОССТАНИЯ КЛЕРКОВ"

"Пусть даже постиндустриальный средний класс чем-то недоволен и считает себя "новой аристократией", как это может на практике повлиять на общество и государство?" - спросит скептически настроенный читатель.

Недооценивать мирных "белых воротничков" не стоит. Разумеется, они не устраивают уличных шествий и драк с силами правопорядка. Но не надо забывать, что революции происходят в первую очередь в умах. Показателен здесь опыт Советского Союза. Советские служащие - клерки, инженеры, сотрудники многочисленных НИИ - тоже были заняты интеллектуальным трудом, и точно так же в силу полученного образования и образа жизни обладали достаточно критичным взглядом на окружающую действительность, которой были далеко не всегда довольны.

Именно они и стали "движущей силой" смены режима - как те, кто участвовал в этом реально, посещая митинги и т.п., так и те, кто просто молча одобрял происходящее (существует даже хлесткий вариант названия "бархатной революции" 1991 года в СССР - "восстание клерков"). А ведь заметим, никакого Интернета с его мгновенным распространением идей и блогосферы, ставшей "агорой" информационного века, тогда не было.

Роль информационных социальных сетей вообще представляется ведущей для любых постиндустриальных революций. Не зря в докладе британских военных аналитиков говорится о том, что как новый пролетариат, так и любые другие "недовольные" будут в первую очередь использовать для координации своих действий Интернет, а такая невинная, на первый взгляд, форма абсурдистского поведения интернет-пользователей, как флэш-моб, будет взята на вооружение всеми постиндустриальными революционерами и террористами. Тем более, что формы совместной интернет-активности тысяч, а сегодня уже и миллионов людей становятся все совершеннее.

На Западе уже появился термин "оружие массового объединения". Такие примеры, как YoyTube, Wikipedia, Linux показывают - совместная работа огромного количества людей во всем мире на безвозмездной основе и при абсолютной территориальной удаленности друг от друга не просто возможна, она сверхэффективна. "Википедия" сегодня популярней, чем "Британника", блоггеры - чем CNN, карты Google, уточняемые пользователями, - чем официальные карты", - описывает эту "эру любителей" Дон Тапскотт в своей книге "Wikinomics: How Mass Collaboration Changes Everything", называя эти новые формы социального сотрудничества "Викиномикой" - производным от названия самой популярной любительской энциклопедии Интернета.

В обсуждаемом докладе британского Минобороны делается аналогичный, неутешительный для традиционных СМИ прогноз - их аудитория (это касается и интернет-СМИ) будет неуклонно падать. Уже сейчас самые популярные мировые блоги имеют ежедневную посещаемость, превышающую ежедневные тиражи самых популярных газет. Непосредственный доступ к самой свежей информации и комментариям очевидцев - еще один немаловажный фактор для "идейного объединения".

Забавно, что еще совсем недавно крах марксистской идеологии предрекался в том числе и потому, что неминуемость пролетарской революции в рамках марксистской теории объяснялась сверхконцентрацией пролетариата, а во второй половине XX века, мол, и пролетариат не тот, а главное - "пролетариат умственного труда" не только не сконцентрирован, но и не имеет ни малейшей тенденции к концентрации. Однако все вышло совсем по-другому. Новые интернет-технологии дали такую возможность концентрации усилий миллионов, какая и не снилась отцам прошлых революций. "Информационный пролетариат" куда более коммуникативен и объединен между собой, чем когда бы то ни было.

ДИАГНОЗ МИРУ ПОСТМОДЕРНА

Допустим, в руках у "белых воротничков" есть мощный инструмент информационного взаимодействия. Но почему прослойку людей, очевидно являющуюся плодом либерального идеологического "воспитания", вдруг должны заинтересовать идеалы всеобщего равенства? В британском оборонном ведомстве считают, что "неустойчивость моральных принципов и приверженность прагматическим ценностям в современном мире приведут к тому, что люди начнут искать прибежище в религиозной ортодоксии или доктринерских политических идеологиях, таких как марксизм, которые смогут обеспечить их более жесткой системой взглядов".

Иными словами, проблема коренится не только в экономической, но и в психологической сфере. Идеологии - религиозные и социальные - могут стать прибежищем для всех, кто устал от цинизма повседневности.

В условиях, когда в информационном пространстве ширятся формы некоммерческого сотрудничества между людьми, появляются все новые способы обойти ловушки монополистов - производителей информационных продуктов и сделать их общедоступными, идеи социального равенства на самом деле уже все меньше выглядят доктринерскими.

Французский философ Ж. Бодрийар уже давно поставил диагноз миру постмодерна, в котором все идеалы одинаково равны и одинаково пусты: "Мы живем в постоянном воспроизведении идеалов, фантазмов, образов, мечтаний, которые уже присутствуют рядом с нами и которые нам, в нашей роковой безучастности, необходимо возрождать снова и снова". Еще один французский мыслитель, Жиль Липовецки, автор исследования природы современного индивидуализма "Эра пустоты", несмотря на констатацию того же факта, все же надеется на "ответственный индивидуализм": "Потребление не может дать нам все, и постепенно понимание этого снова возвращается к людям. В частности, потребление не может дать нам ощущение полезности". Постмодернистская свобода от заданных точек отсчета, от рамок любого канона - логического, эстетического, этического, может быть и приемлема как абстрактный философский конструкт, но не на уровне реальной повседневной жизни, где каждый вынужден искать эти ориентиры. Как ни странно, идеал социал-гуманизма, если его можно так назвать, вновь может оказаться востребованным. Этому находятся самые неожиданные подтверждения.

НАДЕЖДА НА "СОЗНАТЕЛЬНЫЙ КАПИТАЛИЗМ"

Патриция Эбурдин - известный американский футуролог и соавтор футурологических бестселлеров "Мегатренды", каждый из которых предсказывал наиболее важные социальные и экономические тренды предстоящего десятилетия. Надо сказать, что еще в 80-е годы "Мегатренды" многое действительно предсказали в отношении только набиравшего силу информационного сектора в экономике, а в 90-е - лавинообразный рост интернет-технологий и их роль в постиндустриальном мире. В прошлом году Эбурдин выпустила "Мегатренды-2010", с подзаголовком "The Rise of Conscious Capitalism" - "Восход сознательного капитализма". Что же это за новый капитализм, который уже появляется, и в чем его сознательность?

По мнению Эбурдин, нынешние проблемы в экономике - рецессия, кризисы, корпоративные скандалы в экономике США, а на уровне индивида - безработица, падение доходов, терроризм, войны, вынуждают пересмотреть саму идеологию капитализма и приведут к отказу от принципа "Прибыль превыше всего". "Капитализм должен излечиться вечными ценностями - ведь он потому оказался так всемогущ, что изначально был основан на принципе справедливости и равенстве возможностей", - пишет она. Причем речь идет о чем-то намного более серьезном, чем "социальная ответственность бизнеса". Согласно классическому определению Еврокомиссии, корпоративная социальная ответственность (corporate social responsibility, CSR) является концепцией, которая отражает добровольное решение компаний участвовать в улучшении жизни общества и защите окружающей среды. Но социальная и экологическая политика компаний напрямую влияет на их объем продаж и является, таким образом, очевидной маркетинговой мерой по улучшению своего имиджа в глазах потребителей и держателей акций.

Эбурдин утверждает, что знаменитые слова нобелевского лауреата, либерального экономиста Милтона Фридмана о том, что корпорация существует только для того, чтобы приносить прибыль держателям акций, - заблуждение. Что сегодняшняя корпорация может и должна думать в первую очередь о людях, об окружающем мире и справедливости, что прошло время, когда бизнес отвечал только перед акционерами. И приводит новый лозунг, который озвучил Джефф Шварц, глава корпорации Timberland: "Когда в мире миллионы людей не умеют читать, писать и голодают, можем ли мы заботиться только о прибыли акционеров?"

ЖАДНОСТЬ ВЕДЕТ К УБЫТКАМ

Считать, что капитализм внезапно "прозрел" и увидел противоречие между своей этикой и общечеловеческими ценностями, было бы наивно. Может быть, "акулы бизнеса" увидели, что эти ценности не мешают, а помогают получать прибыль? Быть хорошим и богатым более перспективно, чем богатым и плохим, ведь имидж, как известно, - это наиприбыльнейший актив современного бизнеса. Если можно получить прибыль в образе "хорошего парня", зачем нужен образ циничного злодея? Это действительно так, но концепция "сознательного капитализма" вполне гармонирует с прогнозами об ориентированном на социалистические идеалы "новом пролетариате". Эбурдин пишет о том, что "собственный интерес", краеуголный камень капитализма, не нужно путать с жадностью, что занятия бизнесом нисколько не противоречат духовности, гуманитарным и религиозным ценностям.

Если подобный прогноз "помножить" на прогнозы британских военных аналитиков и размышления теоретиков постиндустриализма, получается весьма интересная картина. Противоречия между новыми социальными группами - сверхбогатыми, "золотыми воротничками", "новыми пролетариями" и "низшим классом" кажутся непреодолимыми в рамках нынешних представлений о том, что богатые "делиться" не собираются, "информационных пролетариев", кроме собственной самореализации и ее оплаты, ничего не интересует, а "бедные" навсегда выкинуты с корабля общества знаний. Шанс на преодоление этих противоречий действительно видится только в сознательной "переориентации" все большего числа людей - причем именно из "средней" и "верхней" прослойки на социогуманистические ценности. Да, это звучит крайне утопично. Но, возможно, лучше попытаться построить мирную утопию, чем готовиться к глобальному противостоянию "всех против всех", которое ждет постиндустриальный мир в случае обострения его хронических проблем. И это тот случай, когда футурологам-оптимистам искренне хочется пожелать, чтобы их прогнозы сбылись.

http://www.rpmonitor.ru/ru/detail_m.php?ID=8180



РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.


Форма для пожертвования QIWI:

Вам выставят счет на ваш номер телефона, оплатить его можно будет в ближайшем терминале QIWI, деньги с телефона автоматически сниматься не будут, читайте инструкцию!

Мобильный телефон (пример: 9057772233)
Сумма руб. коп.

Инструкция об оплате (откроется в новом окне)

Форма для пожертвования Яндекс.Деньги:

Другие способы помощи

Наверх

 

Другие статьи этого автора

все статьи автора

Другие статьи этого дня

Другие статьи по этой теме