Будем ли праздновать День российской государственности?

Значение государственных праздников должно отвечать значению исторических событий, к которым они приурочены

0
247
Время на чтение 5 минут
Когда несколько лет назад был отменён выходной в День российской конституции 12 декабря, многие ожидали, что скоро такая же участь постигнет и праздник 12 июня. Отказ от торжеств по поводу событий истории 90-х годов внешне логично вписывался в политику начала годов 2000-х, для которой была характерна определенная ревизия предшествующего периода. Однако, сделав шаг одной ногой, власть в задумчивости остановилась...

Официальные объяснения, почему в Российской Федерации празднуется день 12 июня, неоднократно менялись за последние годы. Соответственно, менялось и название праздника. Теперь это "день России". Первоначальные названия - "день независимости России", "день принятия декларации о государственном суверенитете России" - исчезли. Первое - в силу полной и очевидной абсурдности. Второе - по причине того, что декларация, принятая Съездом народных депутатов РСФСР в 1990 году, сегодня не представляет никакой политической ценности для подавляющего большинства российских граждан.

"Декларация независимости" является точкой отсчёта существования Соединённых Штатов Америки. Это несомненная и неотъемлемая ценность для граждан США. Поэтому и день её принятия - 4 июля - празднуется ими вполне органично, осознанно и искренне.

Может ли для России, с её более чем тысячелетним прошлым, быть исходным пунктом современной политической истории акт, провозглашённый меньше двух десятков лет назад?

Мог бы, если бы он претендовал на некое новое слово во всемирно-историческом масштабе. Как, например, в советское время принятие новой конституции СССР считалось очередной важной вехой на пути к коммунизму. Разумеется, декларация от 12 июня на подобное значение не могла притязать. Напротив, её пафос был в том, что Россия отказывается не только от всемирно-исторической миссии, но и от великодержавной роли... Многие граждане возникшей "суверенной РФ" не без основания считают ту декларацию точкой отсчёта отнюдь не возрождения, а падения российской государственности.

Поэтому 12 июня постепенно стал просто "днём России". При этом так и остается неясным: почему мы именно в этот день празднуем "день России"?

Это уникальный в мировой практике случай, когда отмечается просто "день страны". Ни в одном государстве такого нет. В странах, не всегда бывших суверенными, празднуется, как правило, годовщина независимости. Этот день не обязательно именуется Днём независимости, как в США. В Норвегии такую роль выполняют два праздника: День Конституции (принятой после расторжения унии с Данией 17 мая 1814 года и действующей до сих пор) и День расторжения унии со Швецией 7 июня 1905 года. В Исландии - День провозглашения республики, то есть обретения независимости от Дании 17 июня 1944 года. В Польше День независимости приурочен к годовщине окончания Первой мировой войны 11 ноября. Кроме того, там празднуется и День конституции, но не нынешней, а принятой в годы борьбы против разделов Польши, 3 мая 1791 года. Это считается важной вехой в истории польской государственности. В Чехии есть два праздника, связанных с ключевыми моментами в истории государственности. 28 октября отмечается образование Чехословакии в результате распада Австро-Венгрии в конце Первой мировой войны - по сути, День независимости. Но история Чехии началась не в ХХ веке. И поэтому там есть ещё праздник Чешской государственности. Он приурочен к католическому празднованию памяти святого Вацлава - небесного покровителя земли Чешской, первого чешского князя, принявшего христианство.

В России, окончательно и навсегда ставшей суверенной отнюдь не 18, а более 500 лет назад, подобием праздника независимости некоторое время служило воспоминание об избавлении от нашествия Ахмата - последнего золотоордынского хана.

Бегство его полчищ от берегов Угры знаменовало окончательное освобождение Русского государства от иноземной зависимости и несколько десятилетий после этого поминалось благодарственной молитвой. Но постепенно, по мере роста могущества России, память об этом событии утратила актуальность.

В государствах, никогда или почти никогда не бывших под чужим владычеством, тоже есть торжественные дни, приуроченные к историческим датам. Во Франции главный такой праздник - День взятия Бастилии 14 июля, по идейному смыслу аналогичный празднику Октябрьской революции в бывшем СССР. В Швеции - День флага 6 июня, связанный с началом восстания Густава Вазы против датской оккупации в XVI веке. В Великобритании роль общенационального праздника выполняет День рождения королевы. Правда, эта дата чисто условная. Она с начала ХХ века обязательна для любого британского венценосца, независимо от реального дня его появления на свет. Тем самым подчёркивается общенациональный, а не династический характер этого праздника. Но в фокусе торжества - не абстрактное понятие страны, а её персонификация в лице монарха.

Таким образом, праздники в честь государства как такового всегда имеют конкретное отношение к его истории или его символам. И носят при этом соответственное название. Каким же таким событием в нашей с вами истории является 12 июня 1990 года? Неужели оно сравнимо по значению с датой 9 мая 1945 года или хотя бы 4 ноября 1612 года (несмотря на всю условность именно этого числа, значимость самого события сомнения не вызывает)?

Праздники российской государственности, по логике вещей, должны отвечать истинной иерархии исторических событий. Первое место здесь, без сомнения, занимает День Победы в Великой Отечественной войне. На втором в настоящее время - день 4 ноября, призванный заменить для общества, привыкшего к государственному празднику в начале ноября, день Октябрьской революции. Ну, а дальше по значению идут дни 12 июня и 23 февраля...

И всё-таки праздник 12 июня сохраняется. Здесь вспомним, что День взятия Бастилии отмечался во Франции ещё много лет после казни Робеспьера и даже после свержения Директории. Первый консул, а впоследствии император Наполеон Бонапарт легитимировал свою власть активным использованием символов революции. Он даже именовался на первых порах после коронации "императором Республики" - довольно абсурдное, на наш нынешний взгляд, словосочетание. Но без этого нельзя было обойтись, так как в ту пору источников легитимности во Франции было только два: один был связан со старой монархией, другой - с революцией.

В этом смысле обращение современной российской власти к событиям времен развала Союза как к источнику своей легитимности объяснимо. Однако это имеет для общества скорее дезинтегрирующее, чем объединяющее, следствие.

Отношение к роспуску СССР и краху социализма в российском обществе до сих пор, прямо скажем, неоднозначное...

Власть может таким образом легитимировать совершившийся передел собственности (что она неизменно признаёт, говоря о недопустимости пересмотра итогов приватизации), но не может обеспечить своей собственной легитимности перед возможной угрозой дестабилизирующих факторов.

Важное предназначение государственных праздников - легитимация власти. Прочные исторические источники легитимности российской власти, очевидно, лежат отнюдь не в событиях революционных эпох (Смутных времён), будь то конец 20-го, начало 20-го или даже начало 17-го века. Если смотреть с этих позиций, то на роль праздника российской государственности гораздо лучше, чем 12 июня - день, весьма сомнительный с точки зрения значения даты - подошёл бы день исторически условный, но символически несомненный.

Им мог бы стать день, совпадающий, например, с православным празднованием памяти какого-либо святого небесного покровителя Руси - Николая Чудотворца (19 декабря), Сергия Радонежского (8 октября), а быть может, и Равноапостольного князя Владимира (28 июля).

Но, конечно, здесь большой простор для вариантов.

Вообще, государственный праздник - мероприятие, призванное сплачивать нацию. Поэтому актуальность и иерархия государственных праздников должны определяться в первую очередь общественным мнением, мнением народа.

http://stoletie.ru/obschestvo/budem_li_prazdnovat_den_rossisko_gosudarstvennosti_2008-06-11.htm
Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".
Подписывайте на телеграмм-канал Русская народная линия
РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне; Артемий Троицкий; Артур Смолянинов; Сергей Кирсанов; Анатолий Фурсов; Сергей Ухов; Александр Шелест; ООО "ТЕНЕС"; Гырдымова Елизавета (певица Монеточка); Осечкин Владимир Валерьевич (Гулагу.нет); Устимов Антон Михайлович; Яганов Ибрагим Хасанбиевич; Харченко Вадим Михайлович; Беседина Дарья Станиславовна; Проект «T9 NSK»; Илья Прусикин (Little Big); Дарья Серенко (фемактивистка); Фидель Агумава; Эрдни Омбадыков (официальный представитель Далай-ламы XIV в России); Рафис Кашапов; ООО "Философия ненасилия"; Фонд развития цифровых прав; Блогер Николай Соболев; Ведущий Александр Макашенц; Писатель Елена Прокашева; Екатерина Дудко; Политолог Павел Мезерин; Рамазанова Земфира Талгатовна (певица Земфира); Гудков Дмитрий Геннадьевич; Галлямов Аббас Радикович; Намазбаева Татьяна Валерьевна; Асланян Сергей Степанович; Шпилькин Сергей Александрович; Казанцева Александра Николаевна; Ривина Анна Валерьевна

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/uploaded/files/reestr-inostrannyih-agentov-10022023.pdf

Ярослав Бутаков
Венский конгресс: сто лет мира
С 1812 по 1914 год неприятель не переходил западную границу России
05.09.2014
Нужны ли России русские?
У Федеральной миграционной службы РФ своя «государственная» политика
25.05.2012
Превратится ли КПРФ в ХДС?
Думские коммунисты выступили в защиту христианских ценностей
19.04.2012
В России появится партия «славянофилов»?
Альтернативой западничеству может стать только самобытная русская политическая доктрина
24.03.2012
Все статьи Ярослав Бутаков
Последние комментарии
Правда Православия и ложь «христианских» либералов
Новый комментарий от Сергей
26.04.2024 12:47
Леваки назвали великого русского философа Ильина фашистом
Новый комментарий от Сергей Швецов
26.04.2024 12:34
Почему удар по Ельцину последовал из либеральной среды?
Новый комментарий от Советский недобиток
26.04.2024 12:03
История капитализма в России. Куда идем?
Новый комментарий от Советский недобиток
26.04.2024 11:50
Декоммунизация Шевченко
Новый комментарий от Потомок подданных Императора Николая II
26.04.2024 11:33
4 книги, рассказывающие о заблуждениях верующих
Новый комментарий от Сергей
26.04.2024 11:27