Безусловно, обострение грузино-российских отношений выгодно в первую очередь М.Саакашвили. После не слишком убедительной победы на экстренных выборах 5 января, ему крайне сложно удерживать свой и без того падающий рейтинг. Экономических достижений, которыми можно было бы похвастаться - нет, качественного улучшения жизни грузинского народа - тоже. Остается, как и в 2004 году, устроить "небольшую войну". А если не удастся то, хотя бы, как в 2006 году - с газопроводом, обвинить Россию в провокации против Грузии. М.Саакашвили надеется, что новое обострение даст возможность, с одной стороны, хоть ненадолго отвлечь грузин от реальных проблем в экономике страны, а с другой - лишний раз засвидетельствовать для НАТО свою "последовательную позицию" в отношениях с Россией.
Однако возникает закономерный вопрос - прием же здесь В.Ющенко? Ведь Грузия и Россия - страны независимые и вполне в состоянии решать свои проблемы сами (насколько это позволяет делать конструктивность грузинской стороны). Однако совместное заявление Ющенко-Саакашвили высвечивает важные проблемы, которые возникли у Виктора Андреевича в Украине и, кроме того, вновь характеризует некоторые психологические доминанты его поведения.
Первое и самое важное это, конечно, процесс выдавливания В.Ющенко из украинской "реальной политики", который наметился, даже не после "второго пришествия" Ю.Тимошенко во власть, а, скорее, после принятия украинским президентом решения о проведении незаконных парламентских выборов 2007 года.
Бесперспективность этой затеи для НУНС была очевидна для всех. Вероятность получить дополнительные голоса электората и проценты представительства для фракции в Верховной Раде была ничтожно мала (не соизмерима с объемом потенциально затраченных средств), а вот нажить себе значительно усилившегося "заклятого друга" в лице БЮТ - крайне высока. Так оно собственно и получилось. То, что задумывалось как некая острастка для финансистов Партии Регионов, вылилось в бенефис Юлии Владимировны, что закономерно привело ее на пост премьер-министра.
Однако бурная деятельность, которую Ю.Тимошенко развернула на посту премьера, как она сама и прогнозировала, стала началом президентской предвыборной кампании.
Прогнозируемый отказ БЮТ проголосовать за новый закон о Кабинете Министров (урезающий полномочия Ю.Тимошенко), попытка использовать в полную силу действующий закон о Кабинете Министров, полная деморализация фракции НУНС и частичный ее переход под протекторат БЮТ, противостояние по земельному вопросу и, конечно же, война за Фонд госимущества - вот лишь неполный перечень ключевых боев успешно проигранных В.Ющенко на внутриполитической арене.
Та война, которая сейчас развернулась между Кабинетом Министров и Секретариатом Президента, по своему накалу значительно превышает даже самые сложные моменты взаимоотношений между В.Ющенко и В.Януковичем, в бытность последнего премьер-министром. При этом хочется обратить внимание на тот факт, что В.Ющенко, в отличие от В.Балоги, не боец - он в принципе не в состоянии находиться в положении "нелюбимого всеми" хоть сколько-нибудь продолжительное время. Он не умеет искать конструктивные пути разрешения кризисов - в таких ситуациях он начинает переходить в инфантильный дискурс, с одной стороны делая вид, что такой проблемы не существует вовсе, а с другой - быстро ища сферу, где только он находится в центре внимания. Чаще всего это оказывается сфера строительства "единой политической нации" и "патриотическое воспитание молодежи".
В данный момент такой сферой стала и внешняя политика (которая все еще находится под контролем президента) - со всеми удачно подвернувшимися проблемами - вступление в НАТО и... новым витком грузино-российского противостояния.
Активность украинского президента на евроатлантическом фронте пока не принесла желаемых результатов, поэтому он решил разыграть грузинскую карту. Сегодня поддержка кума М.Саакашвили в борьбе с "віковим гнобителем України та українців, що вибудував свою другу столицю на кістках козаків" для В.Ющенко - дело чести. Тем более, что терять персонально В.Ющенко на поле украино-российских отношений, учитывая, сколько сил он приложил для их разрушения, особенно нечего. Отсюда и столь резкий тон, и такая оперативность. Кроме того, это заявление вновь и вновь подчеркивает, что украинский МИД, в тон заявлениям американского внешнеполитического ведомства, взял курс на закрепление в международном информационном пространстве образа России, как страны "агрессивной", "дестабилизирующей", "склонной к провокациям" и "мыслящей имперскими стереотипами".
Но это не единственная причина появления данного совместного заявления. Вторая - менее очевидна, однако от этого не менее важна и реальна. То, что мессианский комплекс присущ В.Ющенко было заметно уже давно. Да и политтехнологи "Нашей Украины" перед выборами 2004 года постарались максимально использовать этот комплекс для воздействия на некие архетипы толпы с целью раскручивания рейтинга Виктора Андреевича. Во многом именно этим объясняется тот истерический настрой толпы на Майдане-2004, когда люди были готовы чуть ли не "ложиться под танки" и "биться в рукопашную с российским спецназом" (популярные мифологемы того периода времени, активно продуцируемые в то время "оранжевыми" политиками). Подобное состояние очень точно описывает в своих работах Ле Бон, говоря о феномене харизматического лидера толпы (которых в тот момент на одной площади собралось даже чересчур много). Мессианство может проявляться в разных формах, но у В.Ющенко есть две центральные - создать "единую нацию" (внутриполитическая цель) и "миротворчество" (внешнеполитическая цель).
Ему жизненно необходимо "осчастливить" какую-нибудь неспокойную точку своим "мудрым" руководством и "наставительными беседами", подкрепить эти наставления введением украинского военного контингента с последующей защитой "угнетенных" (конечно агрессивной Россией) и показать, кто же тут "региональный лидер".
Самые большие надежды на реализацию своего "миротворчества" В.Ющенко возлагал на Приднестровье. Но здесь "План Ющенко" постигла неудача. Он так и не был доведен до логического конца, как и большинство начинаний Виктора Андреевича.
Теперь подвернулась Грузия. В совместном заявлении В.Ющенко и М.Саакашвили есть важное упоминание о том, что "Украина готова рассмотреть вопрос о своем участии в миротворческих операциях вместе с другими заинтересованными сторонами". Однако для замены российских миротворцев на любых других (в том числе и украинских) требуется нечто большее, чем "обеспокоенность" лидеров Грузии и Украины. Для начала - хотя бы согласие Южной Осетии и Абхазии.
В ближайшем будущем можно ожидать обострения отношений в регионе, инициированного грузинской стороной, при активном информационном сопровождении - с украинской. Учитывая контекст последних заявлений украинских дипломатов в ООН, можно с высокой вероятностью предположить, что соответствующие заявление о необходимости пересмотреть мандат российских миротворцев будет сделано грузинской стороной совместно с украинскими представителями в этой организации.
http://odnarodyna.ru/articles/1/102.html