Открылась она в помещении Фонда народных художественных промыслов РФ и была посвящена 1020-летию Крещения Руси. В своем послании Его Святейшество привел замечательное свидетельство архидиакона Павла Алеппского, который в середине XVII столетия вместе с Антиохийским Патриархом Макарием побывал в России и отметил, что каждый русский ратник носил на груди красивую икону-складень, а завершая день, ставил образок на видном месте и творил перед ним молитву.
- Здесь есть совершенно уникальные вещи, - сказала заведующая отделом Центрального музея древнерусской культуры и искусства имени Андрея Рублева С. В. Гнутова, подводя гостей к витринам. - Например, нательные крестики V века, найденные во время археологических раскопок в Крыму. Или кресты-энколпионы с территории Киевской Руси - их верующие носили поверх одежды, и это был ясный признак принадлежности к христианам.
- Вообще все, что вы видите в первом зале, хранится в частных коллекциях и на всеобщее обозрение выставлено впервые.
Даже фотографии раритетов пока нигде не были опубликованы, - добавил заместитель председателя оргкомитета вы-ставки Л. Л. Ежов, генеральный директор Центра развития православных ремесел "Русский Афон".
Для того, чтобы на этой выставке были представлены редчайшие образцы христианской культуры, много людей приложили усилия. Среди них - известный московский коллекционер С. А. Астахов. Являясь членом Дворянского собрания, он через руководство собрания обратился к тем коллекционерам, собирателям, у которых намоленные святыни-миниатюры представляют собой семейные реликвии, передаваемые по наследству. И многие откликнулись.
- Выставка получилась не камерная, а масштабная, - заключил Сергей Александрович. - Если в первом зале мы погружаемся в древность, в прошлые века, то во втором, где находятся работы современных мастеров, можем искренне возрадоваться, что годы лихолетья не уничтожили, не вырвали с корнем традиции православного искусства. Оно живет, развивается!
Как раз в это время во втором зале проводила мастер-класс по росписи пасхальных яиц молодая художница из Палеха Ольга Терентьева-Макарова. Она показывала, какими должны быть деревянные заготовки, как вязать кисточки - лучше всего из беличьих хвостов. Рассказывала о своих любимых сюжетах - изображении рая, русских православных храмов, христосования верующих (такие картинки на пасхальных яйцах получаются особенно выразительными).
- Сколько времени уходит на одно изделие? - поинтересовались журналисты.
Художница улыбнулась в ответ:
- Это не ремесло, поставленное на поток. Это - искусство, и многое тут зависит от настроения, физического самочувствия, даже от погоды: солнечный ли день на дворе или пасмурный. Но самое главное - молитвенный настрой.
Выпускница Палехского художественного училища Ольга Терентьева-Макарова также расписывает знаменитые палехские шкатулки и пишет именные иконы.
- Особенно когда приступаешь к написанию иконы, - продолжила она тему, - надо полностью отрешиться от всех мирских проблем, иначе твое состояние скажется на ликах святых.
Затем эту тему - тему молитвенной сосредоточенности во время работы - продолжил ювелир из Санкт-Петербурга Юрий Федоров. По образованию физик, а по натуре лирик, он с детства что-то рисовал, вырезал из дерева, мастерил. Художественных увлечений было много. Увидев в музеях древние церковные предметы - медно-литые, резные, - Юрий поразился тому, что они (вроде бы просто, даже примитивно сделанные) оказывают такое сильное воздействие на душу. Захотел кое-что повторить, но вещи, по его признанию, получались пустыми.И только когда он пришел к вере и начал воцерковляться, в работах стала видна душа. Сегодня эксперты-искусствоведы называют Федорова одним из лучших церковных ювелиров России. Он изготавливает нательные, нагрудные кресты, панагии, которые являют собой образец живого продолжения традиций византийского искусства.
И каждое свое изделие мастер сопровождает подробными аннотациями о символике и иконографии. В наше время это крайне необходимо людям, которые хотят не просто носить красивую вещь, но и знать о ее сакральном смысле...
Внимание многих посетителей привлекла витрина с фотографиями драгоценных панагий, выполненных на высоком художественном уровне. Эти панагии, как поведал нам руководитель московских реставрационно-художественных мастерских "Феофания" Константин Бенедиктов, были заказаны Спасо-Преображенским Валаам-ским монастырем и затем подарены Святейшему Патриарху Московскому и всея Руси Алексию II.
- У нас замечательный коллектив, тонко чувствующий и понимающий специфику работы в церковной сфере, - сказал Константин. - За все заказы для храмов, монастырей, архипастырей мы беремся с благоговением. Но над подарками для Его Святейшества трудились с особым трепетным чувством.
Председатель оргкомитета выставки "Православная миниатюра V-XXI веков", декан факультета церковных художеств Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета, старший научный сотрудник музея имени Андрея Рублева протоиерей Александр Салтыков с горечью сказал на открытии выставки, что если внимательно присмотреться к жизни нашего общества - как к его внешней стороне, так и ко внутренней, то можно увидеть, что оно подошло к самому краю пропасти.
- Миру нужен свет, иначе мы погрузимся во тьму, - продолжил пастырь. И в конце своего выступления произнес: - Я уверен, что луч света в нашем темном царстве от этой вы-ставки воссиял!
http://www.orthodoxmoscow.ru/A_08_08/vistavka.html