Духовное воплощение цвета в поэзии на примере критической работы С.Есенина "Ключи Марии"

0
224
Время на чтение 3 минуты
Пророческий цвет творчества С.Есенина охватывает все стороны реальности чувствований русского человека, в основе которых лежит природное осмысление и Божественный замысел, а не схема бытия. В поэзии "отзвеневшего " и "ушедшего" утвердилось искусство мозаики образов, они соединены между собой творчески- нелинейно.

Древомыслие и народное молитвотворчество составляют тайный орнамент, воплощение молчащих символов. В безусловном художественном мире соединяются молитвенное созидание и молитвенное созерцание, сила замысла распространяется на подвижные образы, на искусство, созданное по образу и подобию творения!

Поэзия - последний колос, являющий собой все плодотворчество и плодотворение полудремных полей, лесов, рек. Все это в полной мере воплотилось в открытом, словно ветер, образе поэта-вестника Сергея Есенина.

Зеленая церковь природы, "алый свет зари", (алый-искушение красного) представляют Вечную женственность поэзии берез и утончение ее сущности. Созерцание таинства наполняет каждый порыв Есенина, происходит одухотворение творения. Он слезно воспевает природу-удел Бога! Из купели словесного творчества выходит человек, примиряющий себя со стихией по-новому: он воспринимает водную стихию как водосвятную, видит умаление огненной стихии в церковной лампаде, святую землю помещает в ладанке и открывает пространства крестным знамением.

Говоря о человеке, как о существе, познающем свое существо, Есенин невольно подводит к тому, что именно с пришествием Христа, на святом водоразделе истории установилось полное примирение пространства. Если запечатлеть жизнь человека в жесте, то этот жест окажется земным поклоном, дающим начало и завершение "творческой ориентации человека". Пуп земли - это Логос, начертание всегда горит во своде Логоса, выявляя незримые оковы пространства. Срывая плоды Божественного творчества, мы сеем зерна для птиц небесных. А в образе, ждущем зерна- покаяние птиц земных. Купол накапливает и удерживает энергию пламени, сам же пламень - удержанное дыхание, вздох. И в этой дымке созерцанья человек пытается вступить в творческую полемику с Богом.

С каждой алфавитной буквы начинается молитва, и, на какой бы стадии понимания человек ни находился, воздух, которым он дышит, всегда стремится в купол пространства соборного уединения.

Поэтические строки Есенина насквозь пропитаны купольным воздухом, древесным цветом иконописания. "Опрокинутость воздуха и земли" напоминает промежуточное состояние между замыслом и актом творения, фиолетовую бездну, которая, также, как и поэзия, тяготеет к искупительно-красному узорешению.( Как известно, фиолетовый цвет обладает двойственностью, находясь на грани живого красного и мертвого синего, словно это первоцвет святой неопределенности). Но первозданность имени всегда превозмогает губительное смешение и мертвенность. Упоминавшийся древесный цвет сохраняет земные шаги Спасителя.

Именно это природно-земное, гласные звуки человеческого сознания, сопровождают человека к роднику его родины.

Человек с первозданным ( мирозданным ) умом пытается уподобить нечто глобальное обиходному или постоянно встречающемуся предмету из калейдоскопа своего миропонимания, а когда данный масштаб не может быть охвачен в буквальном смысле подобным образом, человек стремится уравновесить творческий хаос мыслей с нетронутым поиском хаосом. В православном калейдоскопе миропознание представляется как миропомазание, идущее благословение изнутри, дабы пролить свет на те или иные объекты сосредоточения.

Пиком такого миропомазания является просвещенная молитва, иначе говоря, покаянная, в ней открывается седьмое чувство-ключ Марии, позволяющее прозревать соответствие небесным уровням венца собственного творения. Творческие грани естества явлены человеку только в л и т у р г и ч е с к о м сне, когда задействованы все органы чувств, когда открыта для прозрений духовная немощь.

Есенинская природа - осенний лес преддверия, место, с которого "Затерялась Русь", пребывая теперь в "тоске журавлиной" в "голубиных облаках":

Полюбил я тоской журавлиною
На высокой горе монастырь.

Это чувство высшего примирения (венчания) неба и земли, чего так жаждал песенный дар Есенина.

Чахнет старая церквушка,
В облака закинув крест.

Вновь предстает образ ключа от Богоподобной страны, коей заря-"молитвенник красный", грусть - "пастушеская", а "кроткий Спас" - всегда Рождественский и Пасхальный.

Цвет радуницы (поминальный цвет) лежит "особой метой" от края к свету Голубой ризницы - Руси.

Все три образа "существа творчества" (Сергей Есенин выводит заставочный, корабельный и ангелический ) приходят к Евангелическому. Крест Марии - вот что очерчивает окружающее пространство поэта. Есенину удалось стяжать иконное в своем п о э т о п и с а н и и, р о д о с л о в и е народа, увековечить его властью любви, которая всегда от Бога. Без сложившейся иконы мира невозможна четко сложенная картина, в этом смысле мир действительно мозаичен! Определение творческого пути Есенина можно заключить в трех словах: Перед Лицом Бога. "Осел христианства" - воплощение единоустремленной тварности, коей дано славословить Бога без слов и чувствовать Его в большей степени, чем человеку. В этом таинстве прямой благодати стерты границы иерархии, достигается полнота "Божьего терема". Идущая по облакам - Вечная Женственность поэзии, ее Неувядаемый цвет масличной ветви благословляет невозведенный доныне храм Прощения Господня.

Любовь Есенина к страстотерпной русской земле, к земле, что по природе мироносица, простирает ее границы, точно также икона проступает из риз в своем п р а я в л е н и и родовым окном. Оберегая крестоцвет поэзии, поэт припал к Древу среди берез, обращаясь к его куполу, слыша внутренний мир земли.

http://www.ioannp.ru/publications/89087
Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".
Подписывайте на телеграмм-канал Русская народная линия
РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне; Артемий Троицкий; Артур Смолянинов; Сергей Кирсанов; Анатолий Фурсов; Сергей Ухов; Александр Шелест; ООО "ТЕНЕС"; Гырдымова Елизавета (певица Монеточка); Осечкин Владимир Валерьевич (Гулагу.нет); Устимов Антон Михайлович; Яганов Ибрагим Хасанбиевич; Харченко Вадим Михайлович; Беседина Дарья Станиславовна; Проект «T9 NSK»; Илья Прусикин (Little Big); Дарья Серенко (фемактивистка); Фидель Агумава; Эрдни Омбадыков (официальный представитель Далай-ламы XIV в России); Рафис Кашапов; ООО "Философия ненасилия"; Фонд развития цифровых прав; Блогер Николай Соболев; Ведущий Александр Макашенц; Писатель Елена Прокашева; Екатерина Дудко; Политолог Павел Мезерин; Рамазанова Земфира Талгатовна (певица Земфира); Гудков Дмитрий Геннадьевич; Галлямов Аббас Радикович; Намазбаева Татьяна Валерьевна; Асланян Сергей Степанович; Шпилькин Сергей Александрович; Казанцева Александра Николаевна; Ривина Анна Валерьевна

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/uploaded/files/reestr-inostrannyih-agentov-10022023.pdf

Дарья Матвеенко
Все статьи Дарья Матвеенко
Последние комментарии
К 305-летию выхода Робинзона Крузо
Новый комментарий от учитель
26.04.2024 01:58
Леваки назвали великого русского философа Ильина фашистом
Новый комментарий от Константин В.
26.04.2024 00:55
«Регионы должны укрупняться»
Новый комментарий от учитель
26.04.2024 00:27
История капитализма в России. Куда идем?
Новый комментарий от Потомок подданных Императора Николая II
25.04.2024 23:57
Откуда берутся товарищи Ивановы?
Новый комментарий от Потомок подданных Императора Николая II
25.04.2024 23:44
Потерянное время
Новый комментарий от Русский Иван
25.04.2024 21:45