Стиль наследования культуры на примере бытия Великой княгини Елизаветы Фёдоровны

0
193
Время на чтение 4 минуты
Приумножение культурного опыта на основе личностного благоустремления воплощается в синтезе традиций и их преломлении в христианском свете, их преображении, которое в полной мере способен осуществить лишь святой человек. Это обусловлено вневременным подходом к культуре, когда её высшие проявления становятся насущным хлебом, насущной истиной, когда исключается множество ложных ориентиров и возделывается единое культурное поле.

Именно личность объемлет культуру, вот почему особенно важно обратиться к тем механизмам наследования культуры, которые выбрала для себя Великая княгиня Елизавета Фёдоровна. Наследуя русскую культуру благодарственно, она выражала это и в особом отношении к святыням, к пониманию которых её приблизила русская церковная музыка, и к своим духовным учителям, утвердившим её переход от облика к лику. Глагол русской поэзии, которую так полюбила Великая княгиня, стал в её устах утешением. Записанные ею стихотворения Лермонтова, Пушкина, Фета, свидетельствуют о её душевном созерцании "золотого века" русской культуры. Великая княгиня совершила подвиг наследования, когда главный пласт культуры - религиозный - она осваивала жертвенно. Это был стиль укрепления оснований культуры, их утверждение. Особенность этого наследования и в том, что оно не было результатом мучительных религиозных исканий, а являлось абсолютным приятием данного культурного бытия. Святые прообразы Елизаветы Фёдоровны в определенной мере предопределили её путь, подготовили принципиально новое видение возрождения истоков нашей культуры. Промыслительно, что это сделала именно святая княгиня, проникшись отеческой исконностью более тех людей, кто жил в России с рождения. Пространство домового православного храма - то пространство, которым дышала Елизавета Фёдоровна. Эстетика повседневного бытия была тесно переплетена с вспомоществованием, Великая княгиня создавала нетварную красоту вокруг людей разных поколений и разных устремлений. Отношение Великой княгини к культуре - это и отношение к человеческому труду, которому её чуткое сердце часто указывало верное направление.

Важно отметить, что это была переходная эпоха, когда то, что привлекало Великую княгиню, порой отторгалось другими. На фоне своего рода исторического распутья вопрос о сохранении родного наследия сквозь личностную культуру стоит особенно остро.

Марфа и Мария - это и путь культуры, который видела Великая княгиня. Это сочетание созерцания, следования образцам и созидания этих образцов, что явила собой Елизавета Фёдоровна. Ей была близка монастырская культура безмолвия, где следование высшему идеалу особенно сближает Творца Небесного и творца земного. Со-делание, то, к чему Елизавета Фёдоровна побуждала окружавших её людей, было непременным условием создания культурной целостности. Удивительное сочетание традиций и новых начинаний было одной из особенностей наследования культуры Великой княгиней.

Елизавете Фёдоровне было важно, чтобы различные социальные роли возвышали человека. Консолидация людей, близких жизнетворчеству Великой княгини была своеобразным центром культурного тяготения, центром благотворения, покровительствовавшим искусству, способствовавшим тому, чтобы человеческий талант переходил в высокотворческое служение ближнему. В этом заключается одна из сторон святого благотворения Елизаветы Фёдоровны. Ей хотелось создать тот круг общения, который не был бы замкнут, а был бы обращен к каждому живущему, нуждающемуся в физическом, душевном и духовном просветлении. В этом смысле, наиболее близко это воплотилось в спасительном сестринском начале, дарующем будущее.

Елизавету Фёдоровну беспокоила проблема социально-культурной жизни молодежи, социальная психология молодых людей, то, насколько молодые люди были вовлечены в общекультурный процесс. Она заботилась о создании социально благоприятных условий для творческого саморазвития. Это проявлялось и в том, что призреваемые дети покровительствуемых Ею учреждений находились под светлым воспитательным началом попечителей и учителей. Иерархия культурных компонентов предполагает возможное создание качественно нового целого, когда личностная культура становится объектом наследования, как это видно на примере Великой княгини. Её деятельность была собирательным началом, передача социокультурного опыта осуществлялась непосредственно в современности, это был творческий акт со-наследования. Зрелый стиль наследования предполагает некое равновесие между влиянием традиций на личность и влияния личности на традиции. Великая княгиня побуждала к хранению исконности, обращая к святыням молодых людей. Стиль Великой княгини сформировался ещё в детстве под влиянием традиций милосердия. Это в дальнейшем находит своё продолжение в том, что Елизавета Фёдоровна оказывала влияние на людей на всех жизненных этапах. Здесь важно сказать, что влияние на формирование культуросозидающей направленности распространилось гораздо шире определенного исторического отрезка, Великая княгиня находит последователей в современности.

Елизавета Фёдоровна способствовала воплощению заповедей в жизни человека, раскрытию таланта, особенно показателен пример молодых людей, находящихся под её покровительством, пытающихся привнести в культурное пространство индивидуальное, благодарное начало.

Мы можем выделить эстетико-предметный мир культуры как повседневное сопровождение деятельности. Пересечение повседневной и молитвенной культуры - феномен бытия, в котором нам особенно дорог каждый поступок Елизаветы Фёдоровны, её творческо-поведенческие мотивы.

Сестры милосердия вносят вклад в основание культурного опыта, даруя веру вместо утопии. Утверждается преемственность культуры в свете милосердия, преемственность сестринского начала, идеал жертвенной красоты.

Перед нами стоит вопрос о том, как мы наследуем подвиг Елизаветы Фёдоровны. Стиль наследования - это стиль распространения; должно быть своего рода миссионерство в культуре, т.е. проповедь собственным бытием. Являя собой святую преемственность, Великая княгиня способствовала сохранению её в культуре.



Список использованной литературы:

1. Кучмаева И.К. Социальные закономерности и механизмы наследования культуры. М.: Государственная академия славянской

культуры, 2006.

2. Кучмаева И.К. Когда жизнь истинствует...Культура благотворения Великой княгини Елисаветы Феодоровны.-М.: Издательство "Индрик", 2008.

http://www.ioannp.ru/publications/457732
Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".
Подписывайте на телеграмм-канал Русская народная линия
РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне; Артемий Троицкий; Артур Смолянинов; Сергей Кирсанов; Анатолий Фурсов; Сергей Ухов; Александр Шелест; ООО "ТЕНЕС"; Гырдымова Елизавета (певица Монеточка); Осечкин Владимир Валерьевич (Гулагу.нет); Устимов Антон Михайлович; Яганов Ибрагим Хасанбиевич; Харченко Вадим Михайлович; Беседина Дарья Станиславовна; Проект «T9 NSK»; Илья Прусикин (Little Big); Дарья Серенко (фемактивистка); Фидель Агумава; Эрдни Омбадыков (официальный представитель Далай-ламы XIV в России); Рафис Кашапов; ООО "Философия ненасилия"; Фонд развития цифровых прав; Блогер Николай Соболев; Ведущий Александр Макашенц; Писатель Елена Прокашева; Екатерина Дудко; Политолог Павел Мезерин; Рамазанова Земфира Талгатовна (певица Земфира); Гудков Дмитрий Геннадьевич; Галлямов Аббас Радикович; Намазбаева Татьяна Валерьевна; Асланян Сергей Степанович; Шпилькин Сергей Александрович; Казанцева Александра Николаевна; Ривина Анна Валерьевна

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/uploaded/files/reestr-inostrannyih-agentov-10022023.pdf

Дарья Матвеенко
Все статьи Дарья Матвеенко
Последние комментарии
Ватикан и Фанар готовят страшнейшую диверсию
Новый комментарий от Бармалей
18.04.2024 15:00
Американские христиане выбирают из двух зол
Новый комментарий от Сергей
18.04.2024 14:40
«Церковь ожидает от мигрантов уважения к традициям России»
Новый комментарий от Сергей В.
18.04.2024 14:35
Легализация мата и чистота языка
Новый комментарий от Мирянин
18.04.2024 14:35
Теряем здравый смысл...
Новый комментарий от Сергей
18.04.2024 14:35
Заметки из бывшей Северной Фиваиды
Новый комментарий от учитель
18.04.2024 13:48