Я русский гражданин Российской Федерации

Русские и гражданская нация: прогнозы, проблемы, решения

- Вячеслав Вениаминович, в чем причина, почему русский вопрос актуален ныне?

Обложка "Русского общенационального журнала" ? 3, 2008 - Причина, в сущности, в одном, но это "одно" и есть главное: не закреплен должным образом государствообразующий статус русского народа. Но восстановление статуса (общественное, политическое, законодательное) в условиях специфики нашей государственности неизбежно влечет и постановку вопроса о формировании единой российской нации.

- Но договоренности в понимании того, что есть нация, народ, единая нация нет даже в научной среде. Не значит ли это, что работа не завершена, а значит - согласия и быть не может?

- Путаница в терминах - это расплывчатость и недодуманность в мыслях. Слово "нация" может использоваться двояко. В западной социологии, политологии нация традиционно трактуется как политическая общность, согражданство, т.е. - это граждане одного государства. Отсюда такие понятия как национальный интерес или национальная безопасность.

- А у нас?

- В отечественной научной традиции под "нацией" и "народом" часто понималось одно и то же, то есть этническая общность. Не пропущен ли тут текст? Однако, важно отметить и те способы предъявления народного (национального) духа, среди которых основные - это единство этническое, единство в языке, единство в государстве, единство в религии. Так раскрывает себя, в таких формах реализует себя национальный дух, через эти внешние проявления свидетельствует о внутренней самосохраняющей силе. Без этой силы невозможно никакое единство.

- Итак, у нас есть народ-нация. Так нужна ли нам тогда ещё и гражданская нация?

- Хотим мы того, или нет, но должны признать, что и в России в политическом плане актуален вопрос о гражданской нации. Очевидно, что она отличается от народности отеческой (этнической), и реализует себя тоже иначе, прежде всего, через стремление к государственному единству. Это стремление, в сущности, и создает гражданскую нацию (и позволяет, в свою очередь, констатировать её наличие). Но само наличие воли к государственному, политическому единству у народа-нации и у гражданской нации - очень важное общее пространство их взаимного понимания.

- А о какой из наций говорится в Конституции?

- В Конституции РФ записано, что единственным источником власти является многонациональный народ, т.е. в Конституции принята как раз этническая, а не гражданская трактовка нации. И понятно почему. Этнополитические отношения в России складывались веками, и они существенно отличаются от западноевропейских и североамериканских аналогов, где этническое понимание нации выглядит, по меньшей мере, устаревшим или препятствием для продвижения универсальных ценностей образцовых гражданских наций. Не будем забывать, что за терминами стоят судьбы народа и тех личностей, что составляют народ. К сожалению, сегодня выгоднее говорить о проблемах гражданской нации в ущерб нации-народности этнической. Желание политиков, руководителей страны, да и многих ученых "поглотить" этническую нацию, представить ее вредным анахронизмом объясняется, прежде всего, их сервильным следованием глобалистской идеологии. Для России это оборачивается двумя серьезными угрозами. Во-первых, угрозой конфликта этнической и гражданской наций. Во-вторых, очередным форсированным формированием российской гражданской нации за счет ресурсов русской этнонации (народности) по аналогии с советским народом.

- Лозунг "Россия - для русских" - не является ли он провокативным в свете сказанного Вами выше?

- "Россия для русских" - исторически абсурдная идея. Это - скорее эмоции, свидетельствующие об ущемлении русского народа, но они контрпродуктивны. В этом лозунге нет ничего русского и вряд ли он вообще сочинён русскими людьми. Нетрудно представить, что будет со страной, если реализовать этот лозунг. Долой Якутия, Татарстан, Дагестан...- ведь это всё нерусские территории, далее отрезаем от карты России Эвенкию, Ханты-Мансийский округ, Осетию, Башкирию... И так до тех пор, пока не останемся с клочком земли, где началось Московское царство. Нас стремятся разделить используя этот лозунг!

- Сейчас предпочитают говорить россияне, а раньше за рубежом всех выходцев из СССР называли русскими...

- Использование термина "русские" применительно ко всему советскому народу свидетельствовало в свое время о понимании государствообразующей роли русского этноса в Советском Союзе. Однако последствия этой терминологической путаницы для русских скорее негативны. Всех мигрантов из СССР, например, в США, стали называть русскими, хотя этнических русских среди них было мало. Далее появился еще один термин, размывающий русскоэтническую идентичность - "новые русские", среди которых этнически русские составляли меньшинство. В настоящее время термин "русские", условно принятый за рубежом как синоним "советского народа", постепенно занимает место "россиян". В итоге, этнически русские по названию могут совпасть с гражданской нацией - россиянами и вернуть собственное этническое имя будет трудно. "Русские" как этнический термин, канет в лету вслед за "великороссами" и русская этническая нация вовсе останется без имени.

- В последние годы вновь реабилитирована "державность". Как Вы относитесь к этому процессу?

- Державность начинает использоваться как основной идеологический ресурс консолидации российской нации. Это естественный и позитивный процесс. И крайне важно увидеть в этом процессе достойную роль русской нации, избегая ошибок советского и неолиберального периодов, понимая, что "большевистская модернизация и нынешняя "либерализация" основаны на русофобии, питающей их демоническую энергию" (А.С.Панарин). В советский период русский народ в духе "полнейшего национального равенства и братства" использовался как основное средство индустриализации страны, ее обороны, пока к 90-м годам по демографическим и иным причинам оказался не в состоянии играть эту роль дальше. Сегодня на основании глобалистской идеологии русский человек якобы должен в духе "полнейшего цивилизационного равенства и братства" стать основой российской гражданской нации, раствориться в россиянине, т.е. опять забыть о своем самосохранении. Если в 1914 г. В.И. Ленин гордился великороссами за их фактическое забвение этнических интересов в угоду мифическим "братскопролетарским", то в 2008 г. великороссам предлагают сделать то же самое, но под вывеской вхождения в мифическую "мировую цивилизацию".

- Почему любые диаспоры мгновенно объединяются по национальному признаку, а русские только спорят кто из них более русский?

- Русские несли основные нагрузки по нивелировке своего этноса в советский период, когда возникли такие нации, как казахская, туркменская, киргизская, узбекская, грузинская, азербайджанская и многие другие. В результате русская нация оказалась слабо готова к самоорганизации, этнической и конфессиональной самоидентификации, т.е. к тем способностям и качествам, которые столь нужны в "смутное время" неолиберального выживания. Известно, насколько сильнее, чем у русских поддерживается сетевая консолидация других этносов. При резком переходе к рыночным отношениям русские проигрывали тем этносам, у которых предпринимательская активность в большей мере входит в трудовую традицию. Не случайно по оценке экспертов швейцарского фонда "Надежда" свыше 70% капитала в России в 90-х годах принадлежало представителям нерусских национальностей, что является не только экономическим, но и политическим фактором. Это не значит, что русские не способны к предпринимательской деятельности, хотя получение максимальной выгоды и служение мамоне далеко не самые характерные свойства русского менталитета. Игнорирование проблем русской нации, повторное искусственное конструирование из нее гражданской нации, подчёркнутая демонстрация этнически фрагментированного пейзажа в одной из самых моноэтничных стран мира не отражают общегражданских интересов России, и тем более, интересов русской нации. Повторное использование русского этноса как цементирующего средства для теперь уже космополитической (вместо интернационалистской) новой социальной общности, несовместимо с развитием русской нации, а значит несовместимо и с сохранением российской государственности.

- Можно ли говорить, что в нашем государстве существует разумная этнонациональная политика?

- Нет. Заметное нежелание государственной власти затрагивать проблемы этнонациональной политики объясняется их сложностью, взрывоопасностью (замечу: идеологический проигрыш СССР был во многом связан именно с аналогичными соображениями). Русская нация в новой государственности снова не нашла места, адекватного своей исторической роли и значимости, ни в реальной политике, ни в идеологии. Ожидать, что новая гражданская нация - россияне, которая, как когда-то советский народ, будет основываться преимущественно на русской этнонации, а другие этнонации в это время будут укреплять свою идентичность, ресурсы самобытного развития, означает одно - увидеть в ближайшем будущем развал новой мифической общности - россиян и дальнейшее оскудение русского этноса.

- Как не допустить этого?

- Чтобы этого не произошло, надо согласовать интересы гражданской и этнической наций, интересы россиян и русских. Следует научно и политически реабилитировать понятие "национализм", понимая его, прежде всего, как гражданский и этнонациональный патриотизм. Надо разрабатывать идеологию этнонационального развития, в которой главным субъектом был бы не пролетариат или мировая цивилизация, а этнос. Этническая структура общества не менее важна для его развития, чем структура классовая или какая-то иная. Российская гражданская нация гипотетически через год может пополниться сотней миллионов граждан, например, китайской национальности и остаться формально той же гражданской нацией - россиянами, но по существу это будет уже другое государство - не Россия.

- Но граждане РФ русской национальности лояльно относятся к существующей политической системе и этнополитике? Их это не заботит... Или так только кажется?

- Предельно критическим считается положение, если доля респондентов, выступающих за радикальное изменение политической системы, превышает 40%. Среди русских доля "радикалов" значительна, но, во-первых, она менее 40%; во-вторых, с 2004 по 2006 гг. она снизилась с 34 до 30%. Однако, лояльное отношение русских к политической системе во многом определяется их доверием к действующему Президенту РФ В.Путину (а как будет дальше?) на фоне недоверия к другим политическим институтам.

- Быть может, русским не хватает все же осознания собственных проблем? Нет понимания, что нужны уже усилия сознательного самосохранения, иначе существование самого русского народа окажется под вопросом?

- Да, такие усилия нужны. Но, к сожалению, в нашей образованной среде до сих пор в ходу утверждения Ф.М. Достоевского, В.С. Соловьева и других о том, что "смысл существования наций лежит не в них самих, но в человечестве". Это всечеловеческий порыв опасен для русского самосознания. Но вся наша пропагандистская машина работает на занижение национальных качеств, достоинств и проявлений русского духа. Сначала большевики выдвинули тезис о "тюрьме народов", обвинив русский народ в притеснении других, и необходимости компенсаций национальным окраинам за "удушение" великороссами. Привычка пролетарского интернационализма давать уничижительные оценки преимущественно русской нации была продолжена "прорабами перестройки", "шокотерапевтами", которые иронизировали уже над "совками" и "простыми советскими людьми - быдлом". Характерно, что из советского политического багажа сохранилось национально-территориальное деление Федерации и признание вины русских, теперь уже не за царские, а за советские грехи. Необходимо опровергать и кардинально отвергать подобные клише. Мессианская идея, усиленно внедряемая в сознание русских, обошлась нам дорого. Сегодня 75% русских называют себя православными (данные ИСПИ РАН), но общность с людьми своего вероисповедания испытывают лишь 6% респондентов русской национальности. На вопрос - "С кем из перчисленных групп людей Вы ощущаете близость, общность?" - ответили: 52% - с людьми своего поколения, 52% - с людьми, разделяющими мои взгляды на жизнь; 38% - с людьми той же профессии, рода занятий, что и я. Вызывает настороженные чувства уровень этнической идентичности русских - 10%, недалеко от которой находится уровень идентичности русских как гражданской российской нации - 14% респондентов. И ставить сегодня перед русской нацией общечеловеческие цели было бы несвоевременно и безответственно.

- Вы считаете что этнический фактор всё ещё играет значительную роль в мире?

- Этносы были и еще долгое время будут одними из системообразующих факторов глобальной и локальной общественной жизни. Идущий демографический, а, значит, и этнический передел мира представляет не меньше опасностей, чем передел мира экономический и даже территориальный. Для современной России "упразднение" этнонаций особенно опасно. В российском федерализме на субъектном уровне представлены более двадцати "титульных" этносов, которые как бы получают официальное право заниматься "этнополитикой", т.е. политическими методами отстаивать интересы и ценности своего этноса. Остальные этносы, в том числе и русский, лишены такой возможности и вынуждены говорить о своих национальных интересах в рамках нации-сограждан, т.е. россиян. В итоге складывается опасная для политической стабильности и формирования российской нации ситуация: "титульные" нации открыто используют население, ресурсы для достижения своих этнических целей, формируют элиту именно по этническому признаку. "Нетитульные" нации официально ограничены идеологемой "мультикультурализма", работают в согражданских целях, и говорить им, предположим, о формировании этнической элиты, считается политически некорректным. Эта дискриминация будет постоянно дестабилизировать федеративные и межэтнические отношения.

- Закончим интервью с темы, с которой и начался разговор. Каким Вы видите соотношение между этнонациями и гражданской нацией?

- Есть два наиболее логичных варианта ответов на вопросы о соотношении гражданской и этнической наций и их государствообразующей роли. 1. Если за основу государственного построения берется этнонациональный критерий, то русский этнос юридически признается государствообразующей нацией (Россия в соответствии с методикой ООН считается моноэтническим государством), а остальные этносы равноправно развиваются в статусе национальных меньшинств. 2. Если за основу берется критерий гражданской нации, то эта нация - россияне, признается государствообразующей и построение Федерации должно перейти на один принцип субнацинального формирования - административно-территориальный. Становление новой российской идентичности, патриотизма и соответственно новой гражданской нации не отрицает, а наоборот предполагает укрепление этнической идентичности, в том числе русской. Консолидация русской и российской наций основана на принципе их взаимодополняемости и выражена в словах - я русский гражданин Российской Федерации.
Вячеслав Локосов, доктор социологических наук

http://rusjournal.ru/clauses/91.html

Загрузка...

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции».

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
https://minjust.ru/ru/nko/perechen_zapret
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html
https://rg.ru/2019/02/15/spisokterror-dok.html

Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить
Введите комментарий
Вячеслав Локосов:
Я русский гражданин Российской Федерации
Русские и гражданская нация: прогнозы, проблемы, решения
22.03.2008
Все статьи автора
"Общенациональный Русский журнал"
Все статьи темы
Последние комментарии
Заработала авторизация и форум
Новый комментарий от Сант
04.12.2019
Защитим семью вместе!
Новый комментарий от Александр Копейкин
05.12.2019
Асмолов и Реморенко против Министерства просвещения
Новый комментарий от Коротков А. В.
02.12.2019
Модернистские потуги или обыкновенное невежество?
Новый комментарий от Александр Тимофеев
05.12.2019
Лукашенко дезавуирует создание Союзного государства
Новый комментарий от Юрий Светлов
06.12.2019
Георгий Франциск Скорина
Новый комментарий от Здравый
05.12.2019
Запрет на ценностное мышление
Новый комментарий от Александр Волков
21.10.2019