"Не можете служить Богу и маммоне"

0
160
Время на чтение 5 минут
Вынесенную в заголовок статьи фразу Христа в наше время довольно часто вспоминают. Но, к сожалению, при этом мы, россияне, куда реже задумываемся о том, что же она на самом деле означает. Еще более редко мы стремимся сделать из указанных слов практические выводы.

Арамейское слово "маммона" в буквальном смысле имеет целый ряд значений - "состояние", "залог", "твердыня", "источник надежды" и т.д. Разумеется, согласно толкованиям святых под такого рода "состоянием" имеется в виду, прежде всего, богатство. В некоторых местах Библии слово "маммона" именно так и переведено. Но в тех местах, где Христос говорит о невозможности одновременного служения двум господам, это слово оставлено без перевода.

И это неудивительно. Вспомним, что в Евангелии в данном случае говориться о том, что "никто не может служить двум господам: ибо или одного будет ненавидеть, а другого любить; или одному станет усердствовать, а о другом нерадеть" (Мф. 6, 24). Иисус из Назарета в данном случае подчеркивает, что невозможно равным образом служить Богу и другому источнику надежды. Недаром апостол Павел обращаясь к богатым, вовсе не велит им отказываться от богатства. Он требует, чтобы христиане "уповали не на богатство неверное, но на Бога Живого" (1 Тим. 6, 17).

Не правда ли, при осознании этого становится весьма очевидно, почему Христос говорит о том, что нельзя одновременно служить Ему и маммоне? Дело в том, что одной из важнейших заповедей христианства стали слова "Господу Богу твоему поклоняйся и Ему одному служи" (Мф. 4, 10). Эта заповедь не запрещает служение ни своей Церкви, ни своей Родине, ни своим ближним. Она запрещает лишь иметь другого Господа, кроме Бога, считать иной источник надежды заслуживающим служения большего (или хотя бы даже сравнимого) со служением Богу.

И здесь, думается, очень важно понимать, что значит служение. И из Евангелия, и из обычной жизни, очевидно, что служение означает совершение того, что необходимо тому, кому (или чему) мы служим.

И вот тут для современных православных христиан встает вопрос о том, что в теории-то мы, разумеется, вовсе не считаем, что кто-либо или что-либо достойно большего служения, нежели Христос. А вот на практике...

Служение Богу есть следование Его заповедям. Именно этого требует Он от нас. "Если любите Меня, соблюдите Мои заповеди" - говорит Христос. (Ин. 14, 15).

А теперь, уважаемые читатели, давайте честно ответим себе, чего мы делаем в нашей реальной жизни больше - того, что необходимо для исполнения Божьих заповедей, или того, что необходимо для стяжания материального достатка (положения в обществе, почета, славы, выгоды, достижения кажущихся нам важными целей etc.,что называется, "нужное подчеркнуть"). И исходя из этого попробуем сделать вывод - какому господину мы усердствуем, а о каком - нерадим...

Разумеется, каждый из нас может сказать, что в нынешнее непростое время наша забота о "хлебе насущном" для себя и своих ближних вовсе не кажется чрезмерной. Что ж, может быть тогда дело в том, что напротив, недостаточна наша забота о соблюдении заповедей Христа?

Что собственно означает исполнение Его заповедей. Строго говоря, все оно сводится к исполнению наибольшей из них - "возлюби Господа Бога твоего всем сердцем твоим и всею душою твоею и всем разумением твоим" (Втор. 6, 5).

А что значит "возлюбить"? По традиционному христианскому толкованию любовь представляет собой "бытие одного для другого". Того, кто любит, для того, кого любят. И здесь мы всегда должны помнить о том, что возлюбившие Бога христиане обладают высшим возможным счастьем - счастьем взаимной любви нашего Творца. Ибо Бог любит всех, кто любит Его (Ин. 14, 23).

Иными словами, христиане, любящие Бога, живут в этом мире для Него, зная, что Бог при этом пребывает и действует в этом мире ради тех, кто Его любит. В этом, собственно говоря, состоит христианское отношение к жизни, при последовательном проведении которого на практике никакая забота о "хлебе насущном" не заслоняет собой служения Богу. Напротив, всякая человеческая деятельность при этом преображается в духе заповедей Христа о любви (которые включают в себя призыв любить не только Бога, но и ближнего - призыв, во всей своей полноте осуществленный Христом).

Исходя из этого любящие Бога христиане и должны служить своему Богу. А в рамках служения Ему - также своей Церкви, своей Родине, своим ближним. То есть вместе с Богом делать то, что необходимо тем, кому они служат, тем, кого они любят.

Разумеется, при этом нам необходимо, прежде всего, знать, что же собственно в каждый конкретный момент времени нужно от нас Богу, Церкви, Родине, ближним. Обратим внимание - знать не только то, что нужно "вообще", но и то, что нужно именно "сейчас".

Каким образом обычный человек узнает то, что нужно делать? Не то, что хочется, или что приятно, а именно то, что нужно делать в тех или иных ситуациях? Он узнает это с помощью механизмов социализации, воспринимая полезные навыки в рамках общества.

Точно таким же образом христианин узнает то, что нужно Богу, в рамках воцерковления в Его Церкви, в основанном Христом "обществе верных" (при этом непредвзятый анализ исторических фактов на наш взгляд убедительно показывает, что этим обществом является существующая со времен апостолов Православная Церковь).

Каким же образом Церковь определяет, что в данный конкретный момент необходимо делать православным христианам?

Образец этого показан в Библии, в 15 главе Деяний апостолов. Там рассказывается о том, что когда было необходимо понять, какими правилами жизни должны руководствоваться христиане, обращенные из числа язычников, апостолы собрались на собор, на котором, вдохновленные Главой Церкви - Богом, приняли все необходимые решения.

В течение всей истории Церкви преемники апостолов (архиереи) множество раз собирались на соборы, которые решали самые различные проблемы, касавшиеся христиан в те или иные исторические эпохи. Те же самые соборы, которые выявляли догматы веры, принимали решения и о том, в каких случаях позволительно держать в храме животных. Не было на церковных соборах неважных вопросов, ибо, по словам их святых участников, "всеми средствами должно иметь попечение о спасении человека".

Все аспекты христианской жизни - от дел веры до личной, общественной и государственной деятельности христиан за два тысячелетия существования христианской Церкви неоднократно подвергались соборному рассмотрению. В настоящее время в Русской Православной Церкви его результаты в кратком и обобщенном виде изложены в принятых на Юбилейном Архиерейском Соборе 2000 г. Основах социальной концепции РПЦ.

Однако многие ли сейчас знают про этот принятый чуть более 7 лет назад акт? Многие ли вообще знают про позицию Церкви по тем или иным конкретным вопросам жизни? Многие ли христиане ведают, какого конкретно служения ожидает от них Бог в наше время? К сожалению, нет.

Именно поэтому одной из задач предстоящего в 2008 году Архиерейского Собора РПЦ должно, на наш взгляд, стать развертывание всеохватывающей системы массовой проповеди подлинно христианского, основанного на Христовой любви, отношения ко всему многообразию современного мира.

Разумеется, эта проповедь должна вестись современными средствами, в том числе и с использованием светских СМИ. Кстати, не так давно государство (устами Президента России) предложило Церкви поддержку в осуществлении её деятельности в информационной сфере. Думается, наша Церковь должна в полной мере воспользоваться этим предложением, реализация которого должна происходить в адекватных современности правовых формах. Например, путем заключения при содействии государства пакета равноправных договоров о медиа-сотрудничестве Церкви и крупнейших российских телекомпаний, радиостанций и печатных изданий...

Зам. руководителя Управления социально-политических исследований Всероссийского центра изучения общественного мнения Вадим Балытников, зам. генерального директора Центра политической конъюнктуры России Виталий Иванов

http://www.ioannp.ru/publications/68984

Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".
Подписывайте на телеграмм-канал Русская народная линия
РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне; Артемий Троицкий; Артур Смолянинов; Сергей Кирсанов; Анатолий Фурсов; Сергей Ухов; Александр Шелест; ООО "ТЕНЕС"; Гырдымова Елизавета (певица Монеточка); Осечкин Владимир Валерьевич (Гулагу.нет); Устимов Антон Михайлович; Яганов Ибрагим Хасанбиевич; Харченко Вадим Михайлович; Беседина Дарья Станиславовна; Проект «T9 NSK»; Илья Прусикин (Little Big); Дарья Серенко (фемактивистка); Фидель Агумава; Эрдни Омбадыков (официальный представитель Далай-ламы XIV в России); Рафис Кашапов; ООО "Философия ненасилия"; Фонд развития цифровых прав; Блогер Николай Соболев; Ведущий Александр Макашенц; Писатель Елена Прокашева; Екатерина Дудко; Политолог Павел Мезерин; Рамазанова Земфира Талгатовна (певица Земфира); Гудков Дмитрий Геннадьевич; Галлямов Аббас Радикович; Намазбаева Татьяна Валерьевна; Асланян Сергей Степанович; Шпилькин Сергей Александрович; Казанцева Александра Николаевна; Ривина Анна Валерьевна

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/uploaded/files/reestr-inostrannyih-agentov-10022023.pdf

Вадим Балытников
На страже благочестия
К вопросу об участии мирян в церковном управлении
13.07.2005
Вера, отечество, соборность
Cтоль необходимая Отечеству вера неразрывно сопряжена с "разумением всех в их единстве"
02.02.2004
Все статьи Вадим Балытников
Последние комментарии
Правда Православия и ложь «христианских» либералов
Новый комментарий от Сергей
26.04.2024 12:47
Леваки назвали великого русского философа Ильина фашистом
Новый комментарий от Сергей Швецов
26.04.2024 12:34
Почему удар по Ельцину последовал из либеральной среды?
Новый комментарий от Советский недобиток
26.04.2024 12:03
История капитализма в России. Куда идем?
Новый комментарий от Советский недобиток
26.04.2024 11:50
Декоммунизация Шевченко
Новый комментарий от Потомок подданных Императора Николая II
26.04.2024 11:33
4 книги, рассказывающие о заблуждениях верующих
Новый комментарий от Сергей
26.04.2024 11:27