Чадородие - не средство спасения само по себе

Семья 
0
249
Время на чтение 3 минуты
2 января 2008 года, как уже сообщала "Вода живая", в часовне Новомучеников и Исповедников Российских в Петербурге состоялась просветительская конференция "Таинство Брака - Таинство Единения". В рамках ее пленарной части с докладом на тему "Брак в Новом Завете" выступил известный петербургский библеист, профессор Санкт-Петербургских Духовных школ архимандрит Ианнуарий (Ивлиев).

Отец Ианнуарий подробно прокомментировал места новозаветных Писаний, в которых говорится об отношениях мужчины и женщины, и попытался развенчать ряд устойчивых мифов о браке и семье, распространенных сегодня в церковной среде.

Так, по словам отца Ианнуария, современными христианами нередко ошибочно трактуются высказывания из поздних апостольских Посланий, о том, что женщина должна повиноваться мужу и бояться его (особенно много об этом говорится, например, в Послании к Ефесянам). Расхожее мнение о том, что Библия освящает патриархальные устои в семье и ставит женщину в подчиненное положение по отношению к мужчине, по мнению архимандрита Ианнуария, едва ли согласуется с собственно библейским текстом. "Жены, повинуйтесь своим мужьям, как Господу, потому что муж есть глава жены, как и Христос глава Церкви", - говорит Апостол (Еф 5, 22). Однако выражение о том, что "муж есть глава жены", по словам отца Ианнуария, - "не увещание, но сформулировано как само собой разумеющееся утверждение, которое просто отражает социальные реальности того времени". "Разумеется, мы должны учитывать временную обусловленность этих увещаний. А главное, мы не должны упустить существенную их цель. А цель эта - не в санкционировании или абсолютизации существующих социальных структур, - будь то рабство-господство, империя, патриархат, - но в призыве к любви и к тому единству, какое мы признаём в отношениях Христа и Его Церкви. При этом распределение ролей мужа и жены имеют второстепенное, преходящее, относительное значение", - подчеркнул отец Ианнуарий.

Также был подвержен критике миф о том, что безбрачие является по определению более высшей формой жизни и более подобающей для христианина, нежели брак. Здесь, по признанию отца Ианнуария, сказываются и недостатки Синодального перевода Библии, который порой "вводит читателя в некоторое заблуждение". В частности, в Первом Послании к фессалоникийцам, согласно Синодальному тексту, Апостол призывает христиан "соблюдать свой сосуд в святости и чести, а не в страсти похотения, как и язычники, не знающие Бога" (1 Фесс 4,3-5). Поскольку в данном случае под "сосудом" часто понимается собственное тело человека, то и весь пассаж трактуется как призыв к половому воздержанию. Однако, заметил отец Ианнуарий, "Синодальный перевод вводит читателя в заблуждение: в оригинале не "соблюдать свой сосуд", а "приобретать свой сосуд", по церкосно-славянски - "свой сосуд стяжавати", что на библейском языке "жить с собственной женой". Иначе говоря, Апостол Павел призывает к "святому и честному" браку и напоминает о заповеди, запрещающей преступление в этом отношении (не преступати... в вещи), то есть прелюбодеяние".

По поводу известного высказывания Апостола о том, что "хорошо человеку не касаться женщины" (1 Кор 7, 1), архимандрит Ианнуарий заметил следующее: "К сожалению, Синодальный перевод представляет это утверждение как позицию самого Апостола Павла. В то время как Апостол Павел цитирует здесь ту позицию, которая была представлена в коринфской Церкви и в то же время вызывала там острое сопротивление". Иными словами, Апостол защищает здесь как раз не безбрачие, но брак, и выступает тем самым против чрезмерно аскетической тенденции в Церкви. Это подтверждает и последующий пассаж: "Во избежание блуда, каждый имей свою жену, и каждая имей своего мужа" (1 Кор 7, 2)."Рассуждения Апостола обусловлены конкретной ситуацией в церкви, которая состояла преимущественно из людей, вскормленных эллинистической культурой и нравственностью, - подчеркнул отец Ианнуарий, - Если в предыдущей, шестой главе (1 Кор 6, 12-20) Апостол был вынужден выступить против безграничного сексуального произвола, то в седьмой главе речь идет о строго аскетической, чуть ли не отрицающей брак вообще, позиции". "Не исключено, - добавил он, - что обе эти позиции представляла одна и та же группа в Коринфе. Это не такая уж редкость, когда "высокие" идеалы, враждебные жизни, идут рука об руку с грубым развратом".

Наконец, архимандрит Ианнуарий прокомментировал одно из наиболее дискуссионных ныне высказываний Апостола из Первого послания к Тимофею - о спасении женщины "через чадородие". "Эта фраза, - отметил отец Ианнуарий, - действительно, трудна для понимания и всегда вызывала удивление. "Не Адам прельщен; но жена, прельстившись, впала в преступление; впрочем, спасется через чадородие, если пребудет в вере и любви и в святости с целомудрием" (1 Тим 2,14-15)". Однако выражение "через чадородие" ("dia tes teknogonias"), исходя из особенностей употребления греческих предлогов, скорее всего, должно пониматься так: "спасется, несмотря на деторождение, несмотря на то особенное наказание, которое возложено на неё за её особое преступление".

"Чадородие нужно понимать не как средство спасения само по себе, а как то событие, через которое проходит путь женщины к спасению, и которое, с другой стороны, не может воспрепятствовать её спасению, - подчеркнул отец Ианнуарий, - Пока женщина стоит в вере, путь к спасению для неё открыт точно так же, как и для мужчины".

http://news.aquaviva.ru/news/date/2008-01-08/id/375/
Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".
Подписывайте на телеграмм-канал Русская народная линия
РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне; Артемий Троицкий; Артур Смолянинов; Сергей Кирсанов; Анатолий Фурсов; Сергей Ухов; Александр Шелест; ООО "ТЕНЕС"; Гырдымова Елизавета (певица Монеточка); Осечкин Владимир Валерьевич (Гулагу.нет); Устимов Антон Михайлович; Яганов Ибрагим Хасанбиевич; Харченко Вадим Михайлович; Беседина Дарья Станиславовна; Проект «T9 NSK»; Илья Прусикин (Little Big); Дарья Серенко (фемактивистка); Фидель Агумава; Эрдни Омбадыков (официальный представитель Далай-ламы XIV в России); Рафис Кашапов; ООО "Философия ненасилия"; Фонд развития цифровых прав; Блогер Николай Соболев; Ведущий Александр Макашенц; Писатель Елена Прокашева; Екатерина Дудко; Политолог Павел Мезерин; Рамазанова Земфира Талгатовна (певица Земфира); Гудков Дмитрий Геннадьевич; Галлямов Аббас Радикович; Намазбаева Татьяна Валерьевна; Асланян Сергей Степанович; Шпилькин Сергей Александрович; Казанцева Александра Николаевна; Ривина Анна Валерьевна

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/uploaded/files/reestr-inostrannyih-agentov-10022023.pdf

Архимандрит Ианнуарий (Ивлиев)
Экзегеза отрывка из Апокалипсиса (Откр. 13, 15-18) о начертании числа зверя
Доклад на VII Пленуме Синодальной Богословской комиссии Русской Православной Церкви, Московская Духовная академия, 19-20 февраля 2001 года
01.12.2004
Экзегеза откровения в связи с проблемой ИНН
Когда аргументы богословия исчерпаны, за дело берутся идеологи, правозащитники и политически ангажированные люди
01.05.2002
Экзегеза отрывка из Апокалипсиса (Откр. 13:15-18) в связи с проблемой инн
VII Пленум Синодальной Богословской комиссии<br>Московская Духовная Академия 19-20 февраля 2001 г.
01.02.2001
Все статьи Архимандрит Ианнуарий (Ивлиев)
Семья
«Инкубаторные дети» цивилизацию не спасут
Если не принять кардинальных мер, а они лежат в духовной сфере, то через десятилетие начнётся необратимый процесс исчезновения этноса белорусского и русского
07.05.2024
Жизнь жительствует
С Праздником праздников и Торжеством из торжеств
05.05.2024
«Все задачи, которые ставите Вы, выполняются»
Губернатор Тульской области А.Дюмин доложил Президенту о поддержке СВО в регионе
03.05.2024
Борода расти не хочет
Если бы мужчины не гнались за непонятными шаблонами, не распадались бы их семьи
03.05.2024
Страна выбирается из демографической ямы?
Число занятых в экономике граждан в ближайшую трехлетку вырастет на 1,4 млн, до 73,3 млн человек
02.05.2024
Все статьи темы
Последние комментарии