Две главные угрозы национальному единству

0
601
Время на чтение 5 минут
Непрекращающиеся столкновения на национальной почве высветили глубокий кризис, существующий в России в сфере межнациональных отношений и национальной политики, особенно остро проявляющийся на юге страны. Игнорирование реально существующих проблем межнациональных отношений порождает кризисные явления, которые зачастую принимают остро конфликтные формы, а риски, которые несут в себе нерешенные проблемы в сфере межнациональных отношений, обладают повышенной деструктивной силой. Есть все основания полагать, что их конфликтный потенциал будет лишь нарастать, прежде всего, в преддверии предстоящие думских и президентских выборов. Уже сегодня со всей вероятностью можно констатировать, что некоторые недружественные нам государства пытаются навязать России конфликтогенную модель межнациональных отношений. Странным образом участившиеся - в канун выборов! - межнациональные столкновения не могут не натолкнуть на эту очевидную мысль.

Росту конфликтогенных тенденций в сфере межнациональных отношений в немалой степени способствует реакция отдельных политиков и государственных институтов, стремящихся "не замечать" рисков и объяснить кризисные явления бытовыми причинами, социально-экономическими неурядицами и происком заинтересованных деструктивных групп. Именно в таком "комфортном" духе выдержаны некоторые официальные заявления по событиям в Кондопоге и Ставрополе. Эти успокаивающие заявления высокопоставленных чиновников (сделанные, отметим, в период смены властных элит, который переживает сегодняшняя Россия) не могут быть приняты на веру. Вместо серьезного и объективного обсуждения взрывоопасных проблем продолжается его имитация. Иными словами - бегство от печальной действительности. И доводы типа "коней на переправе не меняют", подразумевающие нецелесообразность разработки "опасной" темы в преддверии выборов, не должны вводить в заблуждение. Они могут убедить лишь в одном: в нежелании (или неспособности) власти что-то серьезно менять в этой запущенной сфере. К тому же официальные заявления отдельных представителей федеральной власти об отсутствии проблемы межнациональных взаимоотношений радикализуют настроения на местах, усиливают неприятие официальной власти. Фактически эта тема исключена из легального политического диалога и стала монополией радикальной оппозиции.

Учитывая высокий уровень значимости проблемы межнациональных отношений, особенно для южнорусских регионов, ее дальнейшее игнорирование ведет к падению авторитета федерального центра. Усиливается трещина в фундаменте формирующейся политической системы современной России. Накануне и сразу после парламентско-президентских выборов власть будет вынуждена в спешном порядке исправлять ситуацию в этой сфере в условиях отсутствия четкого понимания целей и задач национальной политики.

Нельзя сказать, что тема кризисности межнациональных отношений совершенно нова для российского политикума. Напротив, она муссируется с начала 90-х. Специфика нашей ситуации в том, что вплоть до думских выборов 2003 года она являлась исследовательским и пропагандистским полем почти исключительно для внесистемной патриотической оппозиции. Затем эстафета была передана "старой", то есть рогозинской "Родине", особенно плотно аккумулировавшей протестные настроения, вызванные неправильной национальной политикой. Сегодня ситуация существенно изменилась. Растет число политиков (причем из числа представителей политической элиты первой величины), берущих на вооружение идеи, еще вчера казавшиеся слишком "неудобными" и радикальными. И дело не в политическом плагиате: радикализуется сама действительность. Тот взрывоопасный потенциал, что накоплен в 90-е годы, как ни странно, можно вспыхнуть в более стабильные 2000-е.

Первым представителем правящей элиты, кто высказал (пусть и в косвенном виде поддержки соотечественников за рубежом) требования изменения национальной политики страны, был президент Владимир Путин. С памятного заявления о приоритетности исправления демографической ситуации, прозвучавшего в прошлогоднем Послании Федеральному Собранию, тема демографии стала одной из наиболее обсуждаемых в нашем обществе. С нее, наконец-то, было снято негласное табу и в российском чиновничестве, ранее не замечавшем ее существования. Заявленная президентом России позиция - решать демографическую проблему собственными силами - имеет важное дополнение. Еще в начале 2006 года распоряжением Путина была создана межведомственная рабочая группа для разработки государственной программы переселения соотечественников в Россию. Под соотечественниками понимались так называемые этнические россияне (русские и коренные народы России), а также люди, чьи родители родом из нашей страны. Указ президента от 22 июня 2006 г. содержал призыв к русским, проживающим за рубежом, вернутся на родину. Эта же позиция была вновь озвучена Путиным на Всемирном Русском Соборе, проходившем в октябре того же года.

Подчеркнем, что президентом проблема исправления демографической ситуации поставлена в единственно правильном ключе: нужно не бороться с трудовой миграцией (или, наоборот, создавать благоприятные условия для нее), а решать демографическую проблему за счет внутренних ресурсов. В том числе, за счет переселения на историческую родину наших соотечественников, в большинстве своем русских. Подобная постановка проблемы свидетельствует о том, что именно русский народ был и остается становым хребтом российского государства.

Наряду с президентом еще один государственный и политический деятель первой величины постоянно поднимает вопрос о необходимости пересмотра стратегии развития российского государства в национальной сфере. Сергей Миронов, спикер верхней палаты парламента и лидер партии "Справедливая Россия" еще 25 сентября 2006 г., на заседании Совета Федерации заявил о том, что существующая национальная политика "безнадежно устарела" и нуждается в замене на новую, призвав сенаторов к совершенствованию законодательства. Слова спикера получили развитие на практике: Совет Федерации фактически взял на себя функции "центра оперативного реагирования" по межнациональным конфликтам. В рамках этого направления 23 апреля 2007 года были организованы парламентские слушания "О совершенствовании правового регулирования в сфере государственной национальной политики", в которых приняли участие члены Совета Федерации и Государственной Думы, сотрудники ряда профильных министерств, представители регионов, научной общественности.

На поиск оптимальной в условиях России модели национальной политики направлены и усилия части научного сообщества. Постепенно налаживается диалог между властью и наукой, в необходимости которого убеждали ведущие отечественные ученые еще в 90-е годы. Впрочем, этот процесс еще в самом начале и пока рано говорить даже о предварительных результатах. Но устойчивой тенденцией становится отказ от либеральных идеологем в сфере национальной политики. В практическом преломлении критический пересмотр либеральной модели связан с акцентуализацией "русского вопроса", долгое время (все советские десятилетия, в 90-е и в первую половину 2000-х гг.) находившегося в состоянии табуированного. В научной и общественно-политической литературе неоднократно уже делались критические замечания, согласно которым, принятая на вооружение еще в начале 1990-х гг. стратегия национальной политики (юридически оформленная в 1996 г. принятием действующей "Декларации национальной политики РФ") нуждается в концептуальном пересмотре. Основной недостаток реализуемой стратегии национальной политики, основанной на духе и букве либеральной Конституции РФ от 12 декабря 1993 г., по мнению, разделяемому широким кругом экспертов, заключается в игнорировании "русского вопроса". Соответственно, полагают эти специалисты, стержнем новой концепции национальной политики должен стать так называемый "русский вопрос", существования которого до самого недавнего времени старалась не замечать федеральная власть. Поэтому при выработке новой концепции национальной политики необходимо исходить из соображений социальной и исторической справедливости. Что подразумевает государственно-правовую "реабилитацию" русского народа как нации-строителя российского государства.

Социальная несправедливость, порожденная бандитской приватизацией 90-х годов, и национальное неравенство, проявляемое в дискриминации русского большинства, "унаследованное" от ленинской эпохи и доведенное до логического завершения либеральными революционерами ельцинской поры, - вот взрывоопасный материал, который подложен под здание нынешней российской государственности. И вопрос заключается лишь в одном: воспользуются ли этим материалом враги России для окончательного ее развала по варианту, успешно отработанному в бывшей Югославии, или у нашей правящей элиты все же достанет мужества и государственной мудрости взглянуть правде в глаза.

В любом случае, ждать осталось не так уж много. Исторического времени, отпущенного нам для исправления ситуации, до скудости мало, едва ли даже десятилетие, и с каждым днем оно уменьшается.

http://www.novopol.ru/material29764.html
Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".
Подписывайте на телеграмм-канал Русская народная линия
РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне; Артемий Троицкий; Артур Смолянинов; Сергей Кирсанов; Анатолий Фурсов; Сергей Ухов; Александр Шелест; ООО "ТЕНЕС"; Гырдымова Елизавета (певица Монеточка); Осечкин Владимир Валерьевич (Гулагу.нет); Устимов Антон Михайлович; Яганов Ибрагим Хасанбиевич; Харченко Вадим Михайлович; Беседина Дарья Станиславовна; Проект «T9 NSK»; Илья Прусикин (Little Big); Дарья Серенко (фемактивистка); Фидель Агумава; Эрдни Омбадыков (официальный представитель Далай-ламы XIV в России); Рафис Кашапов; ООО "Философия ненасилия"; Фонд развития цифровых прав; Блогер Николай Соболев; Ведущий Александр Макашенц; Писатель Елена Прокашева; Екатерина Дудко; Политолог Павел Мезерин; Рамазанова Земфира Талгатовна (певица Земфира); Гудков Дмитрий Геннадьевич; Галлямов Аббас Радикович; Намазбаева Татьяна Валерьевна; Асланян Сергей Степанович; Шпилькин Сергей Александрович; Казанцева Александра Николаевна; Ривина Анна Валерьевна

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/uploaded/files/reestr-inostrannyih-agentov-10022023.pdf

Эдуард Попов
Все статьи Эдуард Попов
Последние комментарии
К 305-летию выхода Робинзона Крузо
Новый комментарий от учитель
26.04.2024 01:58
Леваки назвали великого русского философа Ильина фашистом
Новый комментарий от Константин В.
26.04.2024 00:55
«Регионы должны укрупняться»
Новый комментарий от учитель
26.04.2024 00:27
История капитализма в России. Куда идем?
Новый комментарий от Потомок подданных Императора Николая II
25.04.2024 23:57
Откуда берутся товарищи Ивановы?
Новый комментарий от Потомок подданных Императора Николая II
25.04.2024 23:44
Потерянное время
Новый комментарий от Русский Иван
25.04.2024 21:45