Наука, расизм и абсурд

0
147
Время на чтение 4 минуты
Как сообщают СМИ, в США и Великобритании разгорелся скандал, вызванный высказываниями 79-летнего лауреата Нобелевской премии биолога Джейма Уотсона об интеллектуальных способностях чернокожих.

В беседе с обозревателем британской газеты The Sunday Times он сказал, что что "по существу, удручен перспективами Африки", потому что "вся наша социальная политика построена на том, что умственные способности ее населения равны нашим - в то время как все исследования говорят, что это не совсем так".

Высказывания Уотсона заставляют задуматься о двух вещах. Первая - это то, что и нобелевские лауреты могут делать высказывания явно сомнительные. Гилберт Кийт Честертон как-то заметил, что интеллектуалы делятся на две категории - одни пользуются интеллектом, другие - поклоняются ему. Это же относится и к науке - одни ей пользуются, прекрасно зная и ее возможности, и ее границы, другие превращают свое отношение к науке в суррогат религиозного культа, уверяя, что наука может отвечать на вопросы - например, о бытии Божием - на которые она отвечать не полномочна. В рамках этого культа науки нобелевские лауреаты воспринимаются в качестве заменителя святых и пророков. Их суждения не только в тех областях, где они компетентны, но о жизни вообще воспринимаются с благоговейным трепетом. Попытки не соглашаться с ними воспринимаются как крайнее кощунство - да как смеют эти неучи спорить с Нобелевским Лауреатом! Что же, я с глубоким уважением отношусь к профессиональной компетентности; однако она сама по себе не означает способности здраво судить обо всем на свете. Нобелевский лауреат вполне может быть невежественным за пределами своей компетенции; более того, он, как и всякий человек, может грешить и ошибаться. У него могут быть пристрастия, он может быть необъективен.

Высказывания Дж. Уотсона еще раз показывают, что нобелевская премия - не гарантия непогрешимости. Научные гуру могут ошибаться, как в том, что касается науки, так и в том, что касается этики. Православные люди верят в то, что человек - будь он белым, черным или желтым, создан по образу Божию, искуплен честной Кровию Христовой и призван к вечному спасению. Как говорят "Основы социальной концепции РПЦ".

Православной этике противоречит деление народов на лучшие и худшие, принижение какой-либо этнической или гражданской нации.

Нравы многих жителей Африки могут быть весьма худы - как и нравы наших языческих предков, их способность быстро решать логические задачки (по которым определяется так называемый "коофициент интеллекта") сильно ослаблена невозможностью получить образование или элементарным недоеданием, но от природы они являются человеческими существами, подобно нам сотворенным по образу Божию, подобно нам, падшими, и, подобно нам, искупленными. Православная Церковь знает темнокожих святых; а примерно 40% прихожан Александрийского Патриархата, одного из четырех древнейших православных патириархатов, составляют чернокожие.

Тут у нас есть более надежный источник нравственности, чем слова нобелевского лауреата - учение Церкви. Однако стоит отметить, что верность "научному мировоззрению" очень легко обрачивается разрушением этики - когда соотвествующий ученый гуру дает "научное" обоснование для того или иного греха, особенно для гордыни. В интернете уже можно найти комментарии, авторы которых радостно утверждают, что "вот и наука доказала, что негры - тупые". Люди, увы, склонны высокомерно уничижать своих ближних; кто-то желает быть уверенным в тупости русских, а кто-то в тупости негров. И "научные" подтверждения такого отношения, конечно, будут восприняты с восторгом. Это никоим образом не значит, что наука сама по себе плоха; это просто значит, что человеческая нравственность и человеческое достоинство держится на истине более глубокой, твердой и несомненной, чем научная истина. Не стоит забывать, что адепты коммунизма, как и национал-социализма были глубоко уверены в совершенной "научности" своих мировоззрений. Поэтому стоит с осторожностью относиться к тезису "наука доказала" - идет ли речь о чьей-то "расовой неполноценности" или чем-то еще. Есть еще одно квазинаучное верование, которое упоминает Дж.Уотсон - генетическая детерминированность гомосексуализма, и второе, что обращает на себя внимание в связи с высказываниями нобелевского лауреата, это поразительная абсурдность современной постхристианкой этики.

Дж. Уотсон сказал, что "если удастся идентифицировать ген гомосексуальности, следует разрешить женщинам, в чьем плоде этот ген будет выявлен, делать аборт".

Западная общественность была возмущена этим высказыванием. Но почему? Если люди верят в то, что убивать ребенка во чреве есть вполне допустимое дело, а гомосексуализм детерминирован генетически, то что же странного в предложении Уотсона? В чем вообще состоят нравственные убеждения людей, которые негодуют на эти его слова? Получается, что убивать ребенка во чреве матери можно, по любой причине и вообще без объяснения причин, это неотъемлемое право взрослых - но вот убивать ребенка из-за того, что он, как предполагается, вырастет гомосексуалистом - уже аморально. От ребенка можно избавиться потому, что он мешает карьере, потому, что он угрожает достатку, да по чему угодно еще - кроме причины, названной Уотсоном. Конечно, если современное моральное сознание объявит часть детей в утробе матери "гомосексуалистами" и на этом основании запретит их абортировать, это можно только приветствовать - сколько-то невинных человеческих жизней будет спасено, спасибо и на том. Но тогда непонятно, на каком основании можно будет продолжать резать всех остальных. Разве для младенца в утробе быть "натуралом" - это преступление, которое должно выводить его из-под защиты морали и закона?

Тут уж либо соглашаться с Уотсоном, что ребенка можно убивать в утробе по любой причине, включая предполагаемый врожденный гомосексуализм, либо выступать против абортов вообще. Позиция негодователей на Уотсона, которые, в то же время горой стоят за "право на аборт" тут просто сюррелистична. Впрочем, она сюрреалистична не только в этом вопросе. Но это уже с высказываниями Уотсона прямо не связано и выходит за рамки этой статьи.

http://www.radonezh.ru/analytic/articles/?ID=2464
Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".
Подписывайте на телеграмм-канал Русская народная линия
РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне; Артемий Троицкий; Артур Смолянинов; Сергей Кирсанов; Анатолий Фурсов; Сергей Ухов; Александр Шелест; ООО "ТЕНЕС"; Гырдымова Елизавета (певица Монеточка); Осечкин Владимир Валерьевич (Гулагу.нет); Устимов Антон Михайлович; Яганов Ибрагим Хасанбиевич; Харченко Вадим Михайлович; Беседина Дарья Станиславовна; Проект «T9 NSK»; Илья Прусикин (Little Big); Дарья Серенко (фемактивистка); Фидель Агумава; Эрдни Омбадыков (официальный представитель Далай-ламы XIV в России); Рафис Кашапов; ООО "Философия ненасилия"; Фонд развития цифровых прав; Блогер Николай Соболев; Ведущий Александр Макашенц; Писатель Елена Прокашева; Екатерина Дудко; Политолог Павел Мезерин; Рамазанова Земфира Талгатовна (певица Земфира); Гудков Дмитрий Геннадьевич; Галлямов Аббас Радикович; Намазбаева Татьяна Валерьевна; Асланян Сергей Степанович; Шпилькин Сергей Александрович; Казанцева Александра Николаевна; Ривина Анна Валерьевна

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/uploaded/files/reestr-inostrannyih-agentov-10022023.pdf

Сергей Худиев
Два массовых убийства привели к диаметрально разным выводам
Использование преступления одного человека для безудержной демонизации этноконфессиональной группы, из которой он происходит
02.04.2021
Хроника одной гордыни
Почему нужно беречься тех, кто нам аплодирует
29.01.2021
С американцами надо говорить напрямую
Старая Америка оказывается нашим естественным союзником – причем не только ситуативным, но и мировоззренческим
08.12.2020
Все статьи Сергей Худиев
Последние комментарии
О чём говорят американские конспирологи
Новый комментарий от Александр Волков
27.04.2024 03:11
Страх и подвиг
Новый комментарий от Константин В.
26.04.2024 23:09
Иван Ильин как идеологическая мишень
Новый комментарий от РомКа
26.04.2024 23:08
Об Иване Ильине sine ira et studio
Новый комментарий от Константин В.
26.04.2024 22:25
Леваки назвали великого русского философа Ильина фашистом
Новый комментарий от Русский Сталинист
26.04.2024 22:15
История капитализма в России. Куда идем?
Новый комментарий от Русский Сталинист
26.04.2024 22:06