Значение трудов Н. О. Лосского для понимания глобализации. Часть 3

0
218
Время на чтение 5 минут
Часть 1
Часть 2

Состояние разработанности проблемы

Изучая философское наследие Н. О. Лосского и критическую ли­тературу о нем, мы пришли к выводу, что в таком аспекте твор­чество русского философа не рассматривалось. Н. О. Лосский в рус­ской истории философии понимался как гносеолог, прежде всего. Тогда как гносеология, на наш взгляд, лишь фундамент, на котором философ выстроил добротное здание идеалреализма. Философские взгляды Н. О. Лосского в целом мало изучены. На родине творчест­во философа долгое время не исследовалось всесторонне. Но тем не менее оно присутствовало как объект критики (и не всегда негативной) в работах Л.А. Коганий, И.П. Луевой, П.Л. Гайденко, а позднее В.Л. Круткина, Е.Г. Томилова, Ю.Ф. Абрамова, Н.Н. Старченко. Наиболее основательной, по нашему мнению, является работа П.П. Гайденко "Идеал-реализм и диалектика органической целостности", опубликованная как раздел в книге "Идеалистическая диалектика в XX столетии" в 1987 г. Автор (по советским меркам) профессионально и (по ним же) непредвзято характеризует систему русского философа, следуя его железной ло­гике. Удерживаясь от политических ярлыков, П.П. Гайденко изыскивает несколько принципиальных противоречий в системе Н. О. Лосско­го, с чем очень трудно согласиться. Дело в том, пишет Гайденко, что "Н. О. Лосский допускает непосредственное созерцание Абсолюта. Абсолют в его системе есть сверхвременной Творец бытия. Следовательно, по П.П. Гайденко, Он не может быть постижим средствами человеческого ума, а может быть явлен только в откровении. Гайденко также считает, что, утверждая возможность Его непо­средственного созерцания, Н. О. Лосский входит в противоречие с логикой своей системы и с православными догматами. Кроме того, этим утверждением он слишком сближает мир Бога с миром людей, делая; уступ­ку пантеизму, за который сам же критиковал П.А.Флоренского и С.Н.Бул­гакова". На самом деле, сам факт критики Лосским аспектов связанных с наличием крупиц пантеизма в работах русских философов, подразумевает, что Николай Онуфриевич приложил не мало сил, знаний и философского опыта, чтобы самому избежать подобных обвинений в свой адрес. Подтверждение этому нашему утверждению, мы находим у великого отечественного философа, богослова и педагога, Василия Васильевича Зеньковского, который именовал Лосского "главой современных русских философов" и мыслителем высочайшего уровня, создавшим уникальную философскую систему. Предположения же Гайденко являются "логическим" продуктом вульгарной советской философской традиции (по отношению к Абсолюту), которая была не способна даже предположить, что Абсолют может равняться не только своей полноте, но и своему минимуму, как в прочем и любому другому промежуточному состоянию, между собой и собственным минимумом. Между тем, такое положение, в принципиальном интуитивизме, как раз и позволяет Абсолюту, одновременно быть в минимуме (Бог Отец в Иисусе Христе человеке или даже просто в человеке) и в максимуме (Троица Единосущная и Нераздельная). Абсолют, может видеть и понимать минимум из нутрии и с наружи, а у минимума, имеются свобода и силы использовать присвоенные ему возможности видеть воплотившийся в него Абсолют, а так же возможности постепенного и реального его познания через комплексное созерцание.

Различные аспекты творчества философа разбирались в статьях и очерках Н.Г. Тараканова, И.Я. Щипанова, В.А. Маяинина, М.А. Маслина, В.А. Кувакина, П.В. Алексеева, А. Титаренко, М. Ситникова. В "Очер­ках русской философии начала XX века" Б.В. Емельянов посвятил Н. О. Лосскому специальную статью.

Общая характеристика философской системы Н. О. Лосского пред­ставлена в зарубежной историографии трудами В. Гердта и Ф. Коплектона. К его творчеству обращались в своих работах такие русские философы как В.Н. Ильин, В.В. Зеньковский, Б.В. Яковенко С.И. Поварнин и С.А. Левицкий, считавший себя учеником Н. О. Лосского.

Возрастающий интерес к русской философии начала нынешнего века обусловил появление многих публикаций, помогающих воссоздать картину философской жизни того времени и место Н. О. Лосско­го в ней. Это работы В.Н.Акулинина, Е.В. Барабанова, И.И. Блауберг, К.И. Власенко, С.С. Хоружего, Л.Е. Шапошникова, Н.Ф. Уткиной, В.С. Малахова, С.М. Половинкина и др. Но они имеют лишь косвенное отношение к философии Н. О. Лосского.

Таким образом, на сегодняшний день еще нет развернутого, целостного анализа философской системы Н. О. Лосского. Наличие в научном пространстве столь небольшого количества литературы по данному вопросу, мы вполне осознано и достаточно, с научной точки зрения, воспринимаем и даже считаем также доводом в пользу заявленного исследования.

Цель и задачи комплексного исследования

Цель данной комплексной работы - реконструировать фи­лософскую систему Н. О. Лосского и воссоздать логику ее становле­ния.

Поставленная цель определяет следующие задачи исследования:

1. Проследить становление принципов интуитивизма и выявить особенности его методологического подхода к построению системы интуитивизма.

2. Определить место гносеологии и идеалреализма Н. О. Лосского в контексте мировой и русской философской мысли.

3. Рассмотреть идеал-реализм Н. О.Лосского как логическое завершение интуитивизма, как закончинный философский продукт пригодный для приложения к технологическим цепям.

4. Определить место понятия "субстанциальный деятель" как ключевого понятий системы Н. О. Лосского.

5. Воспроизвести диалектику реального, идеального бытия и Абсолюта в философии Н. О. Лосского.

6. Проследить вектор движения концепции Н. О. Лосского в контексте Русской и мировой исторической перспективы.

7. Ввести религиозно-мировозренческие идеи Н. О. Лосского в контекст современной мировой истории и сделать на их основе её краткий системный анализ.

8.Используя схемы логических интерполяций, раскрыть религиозно-мировозренческие идеи Н. О. Лосского в виде одного из методологических принципов познания мировых глобализационных процессов.

По нашему мнению, решение этих задач способно дать доста­точно полное представление об интуитивизме и идеалреализме талантливого русского философа, а так же, об их возможностях быть актуально применёнными на практике.

Научно - практическая значимость работы

Значимость работы обусловлена самим объектом исследования - философской системой оригинального русского интуитивиста Н. О. Лосского. Творческое изучение его системы должно стать вкладом в работу по воссозданию традиции русского философствования. Значение имеет также выделение таких особенностей этой системы, как: провозглашение открытого характера сознания, утверждение координации субъекта и объекта в процессе познания, выделение "субстанциального деятеля" в структуре субъекта и развертывание тезиса об его имманентности всего всему. Вскрытие логики развертывания этого направления позволяет на­метить ту сферу, где возможно и необходимо сотворчество нынеш­них историков философии с интереснейшим пластом мировой фило­софии. Но самое главное, религиозно-мировозренческие воззрения Н. О. Лосского способны быть раскрыты, как один из возможных методологических принципов познания мировых глобализационных процессов нашего странного времени.



Литература

1. Лосский Н. О. Чувственная, интеллектуальная и мистическая интуиция. М., 1995.
2. Лосский Н. О. Идеал-реализм. Лосский Н. О. Чувственная, интеллектуальная и мистическая интуиция. М., 1995.
3. Лосский Н. О. Избранное (серия: из истории отечественной философской мысли). М., 1991.
4. Лосский Н. О. Мир как осуществление красоты. Основы эстетики. М., 1998.
5. Лосский Н. О. Типы мировоззрений. Введение в метафизику // Лосский Н. О. Чувственная, интеллектуальная и мистическая интуиция. М., 1995.
6. Лосский Н. О. Учение о перевоплощении. М., 1994.
7. Лосский Н. О. О характере русского народа. М., 2006.
8. Лосский Н. О. История русской философии. М., 1991.


Протоиерей Вячеслав Пушкарев, заведующий Миссионерским отделом Иркутской епархии, аспирант кафедры философии Иркутского государственного университета

http://pravostok.ru/ru/journal/culture/?id=460
Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".
Подписывайте на телеграмм-канал Русская народная линия
РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне; Артемий Троицкий; Артур Смолянинов; Сергей Кирсанов; Анатолий Фурсов; Сергей Ухов; Александр Шелест; ООО "ТЕНЕС"; Гырдымова Елизавета (певица Монеточка); Осечкин Владимир Валерьевич (Гулагу.нет); Устимов Антон Михайлович; Яганов Ибрагим Хасанбиевич; Харченко Вадим Михайлович; Беседина Дарья Станиславовна; Проект «T9 NSK»; Илья Прусикин (Little Big); Дарья Серенко (фемактивистка); Фидель Агумава; Эрдни Омбадыков (официальный представитель Далай-ламы XIV в России); Рафис Кашапов; ООО "Философия ненасилия"; Фонд развития цифровых прав; Блогер Николай Соболев; Ведущий Александр Макашенц; Писатель Елена Прокашева; Екатерина Дудко; Политолог Павел Мезерин; Рамазанова Земфира Талгатовна (певица Земфира); Гудков Дмитрий Геннадьевич; Галлямов Аббас Радикович; Намазбаева Татьяна Валерьевна; Асланян Сергей Степанович; Шпилькин Сергей Александрович; Казанцева Александра Николаевна; Ривина Анна Валерьевна

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/uploaded/files/reestr-inostrannyih-agentov-10022023.pdf

Протоиерей Вячеслав Пушкарев
Миротворческий и богословский диалог с инославными более не имеет смысла
Это попытка понравиться государству, обмануть истинно православных верующих и создать иллюзию миротворчества для неверующих
20.04.2024
Патриот бывает только от Патрио
О формулировке национальной идеи России
20.05.2023
Зачем России нужно казачество?
Все могут уйти, но казаки останутся умирать за Бога, справедливость, народ Божий
13.04.2023
Все статьи Протоиерей Вячеслав Пушкарев
Последние комментарии
Душевный самонастрой
Новый комментарий от Владимир С.М.
07.05.2024 18:32
«Инкубаторные дети» цивилизацию не спасут
Новый комментарий от Русский человек
07.05.2024 18:31
«Дружба народов»: Россия и Средняя Азия
Новый комментарий от Калужанин
07.05.2024 18:16
Вредительство: новые регионы заселяют мигрантами
Новый комментарий от Калужанин
07.05.2024 18:04
Рубикон еще не пройден
Новый комментарий от Иван Демид
07.05.2024 17:55
Школа радости – мечта или реальность?
Новый комментарий от Ленчик
07.05.2024 16:58