Что не так в отношениях Церкви со СМИ? - мнение журналистов светских и церковных

Новости Москвы 
0
646
Время на чтение 6 минут
Как складываются взаимоотношения Церкви со СМИ в Санкт-Петербурге? Насколько достоверным является образ РПЦ в петербургских газетах и журналах? С какими проблемами сталкивается петербургский журналист, пишущий на церковную тему? Где в Петербурге можно получить достоверную информацию о современной церковной жизни? Какую роль в медийном пространстве Петербурга играет Санкт-Петербургская епархия? - 4 октября в пресс-центре "Санкт-Петербургских ведомостей" обсудить эти вопросы собрались светские и церковные журналисты.

Поводом для встречи послужило исследование, проведенное в августе-сентябре 2007 года Информационной службой Санкт-Петербургской епархии РПЦ "Вода живая", при поддержке мониторинговой компании "Экро-RG". Целью работы было выяснить, какой изображали Русскую Православную Церковь крупнейшие городские СМИ в 1997 году, и как изменилась ситуация сегодня. Для анализа были выбраны пять ведущих петербургских газет - "Вечерний Петербург", "Деловой Петербург", "Невское время", "Санкт-Петербургские ведомости" и "Смена".

Результаты исследования представил журналистам председатель Издательского отдела Санкт-Петербургской епархии, протоиерей Александр Сорокин. По его словам, данные мониторинга - "неоднозначны и во многом противоречивы". Так, увеличилось количество публикаций в городской прессе, посвященных или касающихся РПЦ. В то же время, доля их в общем массиве публикаций остается очень небольшой (в среднем ок. 1% из всех публикаций исследованных изданий в 1997 г., и ок. 1,2% в 2007), что в целом говорит о том, что церковная тема не является "кассовой", - по крайней мере, для означенных пяти изданий.

Также, с одной стороны, в СМИ больше стало говориться об участии Церкви в общественной жизни (в 1997 г. - 9 % из всех публикаций об РПЦ, в 2007 г. - 20 %), а также о событиях современной церковной жизни (в 1997 г. ей посвящается всего 9% публикаций о Церкви, в 2007 г. - уже 17%). Кроме того, Церковь стала гораздо меньше, чем десятилетие назад, ассоциироваться с народными традициями и обычаями (12 % публикаций увязывают между собой православие и народные обычаи и обряды в 1997 г., и только 3 % в 2007 г.).

Таким образом, по мнению социологов, можно предположить, что из разряда "экзотики" и "фольклорного заповедника" Церковь в глазах прессы уже попадает в разряд "обыденного". "Если раньше, в 90-е годы, многие считали, что Церковь - это нечто, имеющее отношение к нашим корням, к нашим истокам, - но не более того, - то сегодня ситуация изменилась. Пресса, а вместе с ней - и общество, привыкают к присутствию Церкви во многих сферах жизни и считают его естественным", - сообщил отец Александр.

С другой стороны, по-прежнему в СМИ описывается в основном внешняя сторона жизни Церкви. Наиболее типичный "информационный повод" в публикациях о Церкви последнего времени - это участие церковных иерархов в официальных мероприятиях, или освящение храмов с участием представителей светской власти. В то же время, в СМИ практически ничего не сообщается о социальных и благотворительных проектах РПЦ, о миссионерской деятельности Церкви. "Героями" публикаций становятся в основном Святейший Патриарх, реже - священнослужители. Гораздо реже упоминаются конкретные миряне и конкретные приходы. Иными словами, основа Церкви - сообщество верующих, его жизнь, его позиция - зачастую остается вне поля зрения журналистов.

"Церковь часто воспринимается прессой как некое учреждение, позицию которого выражают его начальники. В то время как в догматическом плане Церковь - это не только иерархия, но все сообщество верующих. Впрочем, во многом это проблема не прессы, а самой Церкви - в первую очередь, мирян, которые далеко не всегда осознают степень своей ответственности за жизнь Церкви", - добавил отец Александр.

Показателен и составленный на основе изученных материалов рейтинг "упоминаемости". Так, в 1997 году главным "героем" публикаций о Церкви был Иисус Христос; в 2007 году главным "героем" стал Святейший Патриарх, Иисус Христос занимает уже 2-е место (3-е - Бог, 4-е Ксения Блаженная). "Возможно, на основании такого результата нельзя делать каких-то уверенных выводов - все-таки, выборка была достаточно ограниченна. Однако можно предположить, что таким образом Церковь в сознании прессы дрейфует из области всеобщих, христианских ценностей, в область нашего национального достояния и ценностей патриотических. Последние также очень важны, однако досадно, что на второй план задвигаются ценности христианства как такового", - утверждает священник.

Наконец, по результатам мониторинга были получены данные об авторах статей на церковные темы. С одной стороны, авторы стали более "просвещенными", - в их текстах заметно увеличилось количество специальных церковных терминов, упоминаний элементов богослужения, богословских понятий, органов церковного управления. С другой стороны, в целом многие журналисты по-прежнему плохо осведомлены в нормах церковного устава и лексикона, в результате чего, например, имена священнослужителей и названия икон приводятся в произвольной форме (чаще же - без упоминания сана (у священника) или точного названия (у иконы)). "Образ РПЦ в прессе стал менее абстрактным и более конкретным, но, в то де время, пресса с трудом осваивает специфический церковный язык", - заключил о. Александр.

Он предположил, что одна из причин происходящего в том, что, - по крайней мере, в тех СМИ, которые были изучены в ходе исследования, - практически отсутствуют журналисты, специализирующиеся на сюжетах о религии: "Список авторов публикаций - обширен, но большинство из тех, кто в нем упомянут, за изученный период написали всего одну-две заметки о Церкви".

Некомпетентность светской журналистики в религиозных вопросах отмечают и представители власти. Как заметила присутствовавшая на встрече руководитель Отдела по связям с религиозными организациями Администрации Губернатора Санкт-Петербурга Любовь Мусиенко, светские журналисты крайне редко обращаются в отдел с вопросами, а если и обращаются, то исключительно по поводу "деструктивных сект" и "нетрадиционных религиозных объединений". В то же время, сотрудники отдела готовы помочь журналистам консультациями: "Сейчас выходит много новых законов, и много конструктивных изменений происходит в государственно-конфессиональных отношениях, - по всем этим вопросам мы всегда с радостью поможем с объективной информацией", - сообщила Любовь Мусиенко. Конфессиональная журналистика, по ее словам, в этом отношении представляет обратную картину: "Мы прекрасно взаимодействуем с религиозными СМИ, особенно с изданиями Санкт-Петербургской епархии".

Главный редактор "Санкт-Петербургских ведомостей" Дмитрий Шерих прокомментировал результаты исследования следующим образом: "С точки зрения не только количества, но и качества публикаций о Церкви, меня как журналиста ситуация не удовлетворяет. Действительно, часто журналисты рассматривают Церковь как предприятие, как один из субъектов городской экономики или, в лучшем случае, общественной жизни. В любом случае, жизнь Церкви освещается исключительно на бытовом уровне. И очень мало публикаций, посвященных позициям Церкви по сущностным, мировоззренческим вопросам". Говоря о причинах, Дмитрий Шерих посетовал не только на "непрофессионализм СМИ", но и на "частое нежелание церковных чиновников идти на контакт". Хотя, по его словам, "сегодня, когда в обществе преобладают ценности успеха и денег, Церковь и "качественные", "просвещенные" СМИ могли бы идти рука об руку в отстаивании духовных ценностей".

Как заметил обозреватель Интернет-портала "Религия и СМИ", Андрей Зайцев (Москва), журналист, пишущий о религии, вовсе не обязательно сам должен быть религиозным человеком - просто он "должен писать о Церкви так же объективно и честно, как обо всех остальных вещах". "СМИ не могут передать сущность понятия "Церковь", - да это и не их задача, - но они могут создать соответствующее информационное поле, в котором интересующийся человек сможет черпать объективные и достоверные сведения о жизни современной Церкви", - утверждает он.

По словам Андрея Зайцева, "один из самых сложных вопросов здесь: может ли журналист критиковать Церковь?". "Нужно здесь действовать так же, как и в случае с другими пуликациями: если журналист утверждает, что священник что-то украл, то нужно либо решение суда, либо сведения из уголовного дела. В противном случае автора статьи можно привлечь за клевету. Важно понять, что утверждения типа "все в Церкви торгуют табаком", - это по сути то же самое, что говорить, что "все журналисты - продажные люди", - полагает Андрей Зайцев.

С ним был солидарен директор петербургского представительства журнала "Фома", Денис Маханько: "главная задача нашего журнала - компетентно и грамотно излагать материал". В связи с этим, отметил он, сегодня журналу крайне сложно подобрать авторов, способных качественно писать о Церкви. "Часто, если человек верующий, - так называемый "православный журналист", - то он начинает писать как-то чересчур слащаво и благостно. А со светскими журналистами другая проблема - они часто не знают специальной терминологии, например, ступеней церковной иерархии и допускают ошибки типа "митрополит Московский и Всея Руси Алексий"...

Результат встречи, по общему признанию участников - журналистам светским и церковным необходимо чаще общаться и активнее обмениваться опытом.

http://news.aquaviva.ru/news.php?readmore=585
Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".
Подписывайте на телеграмм-канал Русская народная линия
РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне; Артемий Троицкий; Артур Смолянинов; Сергей Кирсанов; Анатолий Фурсов; Сергей Ухов; Александр Шелест; ООО "ТЕНЕС"; Гырдымова Елизавета (певица Монеточка); Осечкин Владимир Валерьевич (Гулагу.нет); Устимов Антон Михайлович; Яганов Ибрагим Хасанбиевич; Харченко Вадим Михайлович; Беседина Дарья Станиславовна; Проект «T9 NSK»; Илья Прусикин (Little Big); Дарья Серенко (фемактивистка); Фидель Агумава; Эрдни Омбадыков (официальный представитель Далай-ламы XIV в России); Рафис Кашапов; ООО "Философия ненасилия"; Фонд развития цифровых прав; Блогер Николай Соболев; Ведущий Александр Макашенц; Писатель Елена Прокашева; Екатерина Дудко; Политолог Павел Мезерин; Рамазанова Земфира Талгатовна (певица Земфира); Гудков Дмитрий Геннадьевич; Галлямов Аббас Радикович; Намазбаева Татьяна Валерьевна; Асланян Сергей Степанович; Шпилькин Сергей Александрович; Казанцева Александра Николаевна; Ривина Анна Валерьевна

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/uploaded/files/reestr-inostrannyih-agentov-10022023.pdf

Анастасия Коскелло
Проект «православного пантюркизма» забуксовал
В Московском патриархате стараются на национальный вопрос отвечать деликатно
03.04.2024
Церковное ЧП районного масштаба
Конфликт возник вследствие планов снести храм
20.12.2023
«Все равно умирать – умрем за Божью Матерь!» К 100-летию «шуйского дела»
«Шуйское дело» могло стать концом кампании по изъятию церковных ценностей, но стало началом кровавых гонений
12.05.2022
Все статьи Анастасия Коскелло
Новости Москвы
Все статьи темы
Последние комментарии
Страх и подвиг
Новый комментарий от Константин В.
26.04.2024 23:09
Иван Ильин как идеологическая мишень
Новый комментарий от РомКа
26.04.2024 23:08
Об Иване Ильине sine ira et studio
Новый комментарий от Константин В.
26.04.2024 22:25
Леваки назвали великого русского философа Ильина фашистом
Новый комментарий от Русский Сталинист
26.04.2024 22:15
История капитализма в России. Куда идем?
Новый комментарий от Русский Сталинист
26.04.2024 22:06