Игумен НЕКТАРИЙ (Морозов), редактор портала "Православие и современность" :
- Не всегда можно провести границу в отношении того, что еще не является грехом и что уже греховно. Наверное, в данном случае, как и во многих других, подобных, лучшим руководством могут быть слова апостола Павла: "Все мне позволительно, но ничто не должно обладать мною" (1 Кор. 6, 12). Если человек покупает новый мобильный телефон, сумку, пальто и т. п. потому, что они ему нужны, то само слово "нужны" уже дает возможность понять, что ничего предосудительного в этом нет. Если он покупает "просто так", без необходимости, то здесь определенное начало греха присутствует. Хотя бы уже потому, что можно вспомнить древних христиан, которые старались быть умереннее в своих расходах, чтобы иметь, из чего вспомоществовать нуждающимся. Если же приобретение превращается в страсть, которая овладевает душой, то здесь человек оказывается уже в положении раба. И, безусловно, чем большее утешение он находит в материальном, тем меньше делается его душа способной находить утешение в Боге. Да и другой духовный (или просто психологический) закон хорошо известен: сильные желания порождают сильные скорби - хочет человек, но не имеет (ведь порой видит око, да зуб неймет - нет денег, и все тут), а потому переживает, обижается, злится. А иногда, чтобы иметь то, что вожделенно, идет на многие компромиссы или, жестче говоря, сделки с совестью.
Вообще же, если поискать аналогию этому явлению в Священном Писании, то искать придется недолго. Первым человеком, который поддался на "пропаганду шопинга", была наша праматерь Ева. Не было необходимости в яблоке с древа познания добра и зла, но казалось оно привлекательным и сулило утешение...
Протоиерей Аркадий ШАТОВ, настоятель храма святого благоверного царевича Димитрия при Первой градской больнице:
- Человек так задуман Богом, что его главной радостью должно было быть общение с создавшим его Творцом. После грехопадения человек утратил полноту этой радости и стал искать, чем бы ее заменить. Он стал возбуждать в себе какие-то другие желания и в удовлетворении этих желаний стал видеть для себя утешение. И таким образом в нем образовались три главные страсти, служа которым человек получает радость и удовольствие. Первая страсть - сластолюбие, стремление доставлять удовольствие своему телу. Вторая страсть - славолюбие, когда человек получает удовольствие, тщеславясь перед людьми или властвуя над ними. И третья страсть условно называется страстью сребролюбия. Это необязательно любовь к деньгам. Это - стремление человека с помощью неодушевленных предметов окружающего мира тоже получить какую-то радость. Так что любовь к шопингу - проявление страсти сребролюбия.
Начать духовную борьбу мирянину святые отцы нередко рекомендуют именно со страсти сребролюбия (для монаха и так само собой разумеется, что он, придя в монастырь, отказывается от имущества и денег). Есть страсти, с которыми нельзя бороться "понемногу", - например, с плотской страстью: с ней надо бороться безжалостно и категорично. А есть страсти, с которыми нужно бороться постепенно, например, с чревоугодием или сребролюбием.
Человеку, который страдает страстью к шопингу, для того чтобы бороться с этой страстью, нужно обязательно время от времени проводить ревизию своих вещей и стараться побольше отдавать нуждающимся. Один мой знакомый, когда идет в магазин, составляет себе необходимый список и не покупает ничего больше. Это тоже хороший способ положить начало борьбе со страстью к покупкам.
Конечно, до духовных высот нам далеко, но все же мы должны представлять и степень подвига, который совершают святые. Если мы не можем этого достичь, то мы должны смиряться и понимать, что есть люди, которые живут по-другому. Например, авва Дорофей в повествовании о преподобном Досифее рассказывал: однажды, когда преподобный Досифей показал авве Дорофею очень удобный, очень хороший нож, то авва Дорофей сказал, что лучше ему этого ножа даже не касаться. И преподобный Досифей буквально по указанию своего старца, своего духовного наставника, с тех пор, даже если кто-то просил передать нож, этого ножа не касался.
Иногда страсть сребролюбия заключается не в том, что человек обязательно имеет много вещей, а в том, что он все время хочет что-нибудь новое. А вот если мы можем радостно расстаться с вещью, которую только что купили, если мы не горюем, что новое платье у нас оказалось испорченным по какой-то причине - перекрасилось, например, в стиральной машине, значит, у нас, возможно, этой страсти нет.
С другой стороны, конечно, мы должны следить за нашей одеждой, заботиться, чтобы она была аккуратной. Тот же авва Дорофей говорил, что человек должен свою совесть хранить по отношению к вещам, относиться к ним бережно. Конечно, женщина должна одеваться красиво, но целомудренно, помнить, что главное - это украшение души: как говорил апостол Павел, женщина должна украшать себя не многоценною одеждою и не внешним плетением волос, а должно у нее быть украшение внутреннее, "сокровенный сердца человек". О подобном украшении души нужно обязательно заботиться.
Мне кажется, любовь к хождению по магазинам, к покупке вещей - вещь довольно опасная, потому что всякая серьезная страсть начинается с малого. Ведь в Царство Небесное мы с собой эти вещи не возьмем, и магазинов-то там не будет.
Татьяна ОРЛОВА, психолог, психотерапевт, сотрудник Синодального отдела по взаимодействию с правоохранительными органами и вооруженными силами:
- От приобретения вещей человек получает временную радость: женщина думает, как прекрасно она будет выглядеть в новой кофточке, мужчины покупают какие-то запчасти для автомобиля или компьютера и предвкушают, как они это все установят. Шопинг - такой же способ ухода от действительности, как алкоголизм и наркомания. Любовь к приобретению часто становится серьезной проблемой. У меня есть одна знакомая, она покупает брюки - у нее десятки брюк практически одинаковых моделей. Это, конечно, крайняя форма, но бывает и так - только деньги появились, человек тут же спускает до копейки их в первом же магазине. Человек что-то купил, получил удовольствие. Постепенно он к этому привыкает и начинает прибегать к этому способу всякий раз, когда у него неприятности или когда не хватает адреналина.
Мгновенная радость, которую ты приобретаешь, быстро меркнет, и нужны новые подпитки.
- Понятно, что покупка вещей дает временную душевную радость. Но разве православный человек не имеет на нее права? На красивую одежду, уютно обставленный дом?
- Во всем хороша мера. Если покупка вещей становится основным способом утешения, перерастает в привычку, если первое, что приходит в голову, когда ты расстроен, купить что-нибудь, и пока ты не купишь, не можешь прийти в себя, - тогда это уже зависимость. Человек старается следовать за последними тенденциями моды и покупает вещи не потому, что они ему нужны, не для себя и своей семьи, а для того, чтобы поддержать свой социальный статус. И вещи становятся выражением не радости, а тщеславия. Важно вовремя это заметить и остановиться.
Среди православных людей часто случается другая крайность - человек старается избегать магазинов, не интересуется модой, не покупает одежды. Человеку кажется, что вера может быть реализована с помощью какой-то формы, что должна быть некая внешняя манифестация - юбка в пол, постоянно повязанный платок, закрытая рубашка темного цвета... Понятно, что, когда человек уходит во внешние атрибуты, это некая форма фарисейства.
- Как бороться с соблазнами шопинга?
- Наверное, в торговом центре не стоит забывать, что в каком-то смысле ты - на территории врага. Эта территория очень привлекательна, она затягивает. Когда ты гуляешь в парке, ты свободен. Если ты решил что-то купить, ты можешь это обдумать. А в торговом центре ты невольно попадаешься на всякие рекламные приманки, распродажи и т. п. - есть масса различных уловок, об этом можно прочитать в любой книге по маркетингу. Поэтому очень важно это понимать и не начать себя идентифицировать с образом рекламной картинки.
Подготовили Алиса ОРЛОВА и Юлия ДАНИЛОВА
http://www.nsad.ru/index.php?issue=42§ion=8&article=704