В магазин - за радостью?

0
106
Время на чтение 5 минут
Неблагозвучное слово "шопинг" уже прижилось в русском языке. В странах, где это слово известно давно, врачи и психологи лечат людей от ониомании - страсти к покупкам. Ониоманы покупают что попало и не могут остановиться, тратят все свои деньги, влезают в долги и даже идут на преступление, чтобы приобрести очередную совершенно ненужную вещь. Глянцевые журналы рекомендуют шопинг как средство для снятия стресса. Почему не купить новую кофточку, если от этого улучшится настроение? И почему же людей так утешают вещи?

Игумен НЕКТАРИЙ (Морозов), редактор портала "Православие и современность" :

- Не всегда можно провести границу в отношении того, что еще не является грехом и что уже греховно. Наверное, в данном случае, как и во многих других, подобных, лучшим руководством могут быть слова апостола Павла: "Все мне позволительно, но ничто не должно обладать мною" (1 Кор. 6, 12). Если человек покупает новый мобильный телефон, сумку, пальто и т. п. потому, что они ему нужны, то само слово "нужны" уже дает возможность понять, что ничего предосудительного в этом нет. Если он покупает "просто так", без необходимости, то здесь определенное начало греха присутствует. Хотя бы уже потому, что можно вспомнить древних христиан, которые старались быть умереннее в своих расходах, чтобы иметь, из чего вспомоществовать нуждающимся. Если же приобретение превращается в страсть, которая овладевает душой, то здесь человек оказывается уже в положении раба. И, безусловно, чем большее утешение он находит в материальном, тем меньше делается его душа способной находить утешение в Боге. Да и другой духовный (или просто психологический) закон хорошо известен: сильные желания порождают сильные скорби - хочет человек, но не имеет (ведь порой видит око, да зуб неймет - нет денег, и все тут), а потому переживает, обижается, злится. А иногда, чтобы иметь то, что вожделенно, идет на многие компромиссы или, жестче говоря, сделки с совестью.

Вообще же, если поискать аналогию этому явлению в Священном Писании, то искать придется недолго. Первым человеком, который поддался на "пропаганду шопинга", была наша праматерь Ева. Не было необходимости в яблоке с древа познания добра и зла, но казалось оно привлекательным и сулило утешение...

Протоиерей Аркадий ШАТОВ, настоятель храма святого благоверного царевича Димитрия при Первой градской больнице:

- Человек так задуман Богом, что его главной радостью должно было быть общение с создавшим его Творцом. После грехопадения человек утратил полноту этой радости и стал искать, чем бы ее заменить. Он стал возбуждать в себе какие-то другие желания и в удовлетворении этих желаний стал видеть для себя утешение. И таким образом в нем образовались три главные страсти, служа которым человек получает радость и удовольствие. Первая страсть - сластолюбие, стремление доставлять удовольствие своему телу. Вторая страсть - славолюбие, когда человек получает удовольствие, тщеславясь перед людьми или властвуя над ними. И третья страсть условно называется страстью сребролюбия. Это необязательно любовь к деньгам. Это - стремление человека с помощью неодушевленных предметов окружающего мира тоже получить какую-то радость. Так что любовь к шопингу - проявление страсти сребролюбия.

Начать духовную борьбу мирянину святые отцы нередко рекомендуют именно со страсти сребролюбия (для монаха и так само собой разумеется, что он, придя в монастырь, отказывается от имущества и денег). Есть страсти, с которыми нельзя бороться "понемногу", - например, с плотской страстью: с ней надо бороться безжалостно и категорично. А есть страсти, с которыми нужно бороться постепенно, например, с чревоугодием или сребролюбием.

Человеку, который страдает страстью к шопингу, для того чтобы бороться с этой страстью, нужно обязательно время от времени проводить ревизию своих вещей и стараться побольше отдавать нуждающимся. Один мой знакомый, когда идет в магазин, составляет себе необходимый список и не покупает ничего больше. Это тоже хороший способ положить начало борьбе со страстью к покупкам.

Конечно, до духовных высот нам далеко, но все же мы должны представлять и степень подвига, который совершают святые. Если мы не можем этого достичь, то мы должны смиряться и понимать, что есть люди, которые живут по-другому. Например, авва Дорофей в повествовании о преподобном Досифее рассказывал: однажды, когда преподобный Досифей показал авве Дорофею очень удобный, очень хороший нож, то авва Дорофей сказал, что лучше ему этого ножа даже не касаться. И преподобный Досифей буквально по указанию своего старца, своего духовного наставника, с тех пор, даже если кто-то просил передать нож, этого ножа не касался.

Иногда страсть сребролюбия заключается не в том, что человек обязательно имеет много вещей, а в том, что он все время хочет что-нибудь новое. А вот если мы можем радостно расстаться с вещью, которую только что купили, если мы не горюем, что новое платье у нас оказалось испорченным по какой-то причине - перекрасилось, например, в стиральной машине, значит, у нас, возможно, этой страсти нет.

С другой стороны, конечно, мы должны следить за нашей одеждой, заботиться, чтобы она была аккуратной. Тот же авва Дорофей говорил, что человек должен свою совесть хранить по отношению к вещам, относиться к ним бережно. Конечно, женщина должна одеваться красиво, но целомудренно, помнить, что главное - это украшение души: как говорил апостол Павел, женщина должна украшать себя не многоценною одеждою и не внешним плетением волос, а должно у нее быть украшение внутреннее, "сокровенный сердца человек". О подобном украшении души нужно обязательно заботиться.

Мне кажется, любовь к хождению по магазинам, к покупке вещей - вещь довольно опасная, потому что всякая серьезная страсть начинается с малого. Ведь в Царство Небесное мы с собой эти вещи не возьмем, и магазинов-то там не будет.

Татьяна ОРЛОВА, психолог, психотерапевт, сотрудник Синодального отдела по взаимодействию с правоохранительными органами и вооруженными силами:

- От приобретения вещей человек получает временную радость: женщина думает, как прекрасно она будет выглядеть в новой кофточке, мужчины покупают какие-то запчасти для автомобиля или компьютера и предвкушают, как они это все установят. Шопинг - такой же способ ухода от действительности, как алкоголизм и наркомания. Любовь к приобретению часто становится серьезной проблемой. У меня есть одна знакомая, она покупает брюки - у нее десятки брюк практически одинаковых моделей. Это, конечно, крайняя форма, но бывает и так - только деньги появились, человек тут же спускает до копейки их в первом же магазине. Человек что-то купил, получил удовольствие. Постепенно он к этому привыкает и начинает прибегать к этому способу всякий раз, когда у него неприятности или когда не хватает адреналина.

Мгновенная радость, которую ты приобретаешь, быстро меркнет, и нужны новые подпитки.

- Понятно, что покупка вещей дает временную душевную радость. Но разве православный человек не имеет на нее права? На красивую одежду, уютно обставленный дом?

- Во всем хороша мера. Если покупка вещей становится основным способом утешения, перерастает в привычку, если первое, что приходит в голову, когда ты расстроен, купить что-нибудь, и пока ты не купишь, не можешь прийти в себя, - тогда это уже зависимость. Человек старается следовать за последними тенденциями моды и покупает вещи не потому, что они ему нужны, не для себя и своей семьи, а для того, чтобы поддержать свой социальный статус. И вещи становятся выражением не радости, а тщеславия. Важно вовремя это заметить и остановиться.

Среди православных людей часто случается другая крайность - человек старается избегать магазинов, не интересуется модой, не покупает одежды. Человеку кажется, что вера может быть реализована с помощью какой-то формы, что должна быть некая внешняя манифестация - юбка в пол, постоянно повязанный платок, закрытая рубашка темного цвета... Понятно, что, когда человек уходит во внешние атрибуты, это некая форма фарисейства.

- Как бороться с соблазнами шопинга?

- Наверное, в торговом центре не стоит забывать, что в каком-то смысле ты - на территории врага. Эта территория очень привлекательна, она затягивает. Когда ты гуляешь в парке, ты свободен. Если ты решил что-то купить, ты можешь это обдумать. А в торговом центре ты невольно попадаешься на всякие рекламные приманки, распродажи и т. п. - есть масса различных уловок, об этом можно прочитать в любой книге по маркетингу. Поэтому очень важно это понимать и не начать себя идентифицировать с образом рекламной картинки.

Подготовили Алиса ОРЛОВА и Юлия ДАНИЛОВА

http://www.nsad.ru/index.php?issue=42§ion=8&article=704
Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".
Подписывайте на телеграмм-канал Русская народная линия
РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне; Артемий Троицкий; Артур Смолянинов; Сергей Кирсанов; Анатолий Фурсов; Сергей Ухов; Александр Шелест; ООО "ТЕНЕС"; Гырдымова Елизавета (певица Монеточка); Осечкин Владимир Валерьевич (Гулагу.нет); Устимов Антон Михайлович; Яганов Ибрагим Хасанбиевич; Харченко Вадим Михайлович; Беседина Дарья Станиславовна; Проект «T9 NSK»; Илья Прусикин (Little Big); Дарья Серенко (фемактивистка); Фидель Агумава; Эрдни Омбадыков (официальный представитель Далай-ламы XIV в России); Рафис Кашапов; ООО "Философия ненасилия"; Фонд развития цифровых прав; Блогер Николай Соболев; Ведущий Александр Макашенц; Писатель Елена Прокашева; Екатерина Дудко; Политолог Павел Мезерин; Рамазанова Земфира Талгатовна (певица Земфира); Гудков Дмитрий Геннадьевич; Галлямов Аббас Радикович; Намазбаева Татьяна Валерьевна; Асланян Сергей Степанович; Шпилькин Сергей Александрович; Казанцева Александра Николаевна; Ривина Анна Валерьевна

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/uploaded/files/reestr-inostrannyih-agentov-10022023.pdf

Последние комментарии
Страх и подвиг
Новый комментарий от Константин В.
26.04.2024 23:09
Иван Ильин как идеологическая мишень
Новый комментарий от РомКа
26.04.2024 23:08
Об Иване Ильине sine ira et studio
Новый комментарий от Константин В.
26.04.2024 22:25
Леваки назвали великого русского философа Ильина фашистом
Новый комментарий от Русский Сталинист
26.04.2024 22:15
История капитализма в России. Куда идем?
Новый комментарий от Русский Сталинист
26.04.2024 22:06