Русская народная линия
информационно-аналитическая служба
Православие  Самодержавие  Народность

Поклониться Александру Невскому - воину и святому

Борис  Клин, Известия

13.09.2007

С 20 сентября по 20 октября частица мощей святого благоверного князя Александра Невского совершит путешествие по России и Латвии, а затем навсегда останется в московском храме Христа Спасителя. По благословению Святейшего патриарха Московского и всея Руси Алексия II акцию проводит Фонд апостола Андрея Первозванного, известный принесением в Россию мощей Иоанна Крестителя и апостола Луки. На этот раз задача - "актуализировать образ князя".

Мощи святого Александра Невского находятся в Санкт-Петербурге, в Лавре. Но в странствие отправится лишь их частица. Для святыни будет изготовлен специальный ковчег из дерева и серебра размером 30х30х23 санти-метра.

Однако в столице частицы мощей уже есть в двух московских храмах - Влахернской иконы Божией Матери в Кузьминках и преподобных Сергия и Германа Валаамских (на 2-й Тверской-Ямской). Чем же вызвана потребность принесения еще одной?

В пресс-службе Фонда Андрея Первозванного объясняют так: во-первых, их нет в провинции, а во-вторых, такие события привлекают внимание множества людей. А фонд хочет "актуализировать образ князя" - ведь его "нивелируют" и "обытовляют". Используют для рекламы банковских вкладов, деловых центров, роскошных жилых комплексов. И что еще хуже - святой подвергается поношению теми, кто его союз с Золотой Ордой называет предательством Руси и обвиняет в пособничестве татаро-монгольским "оккупантам".

Действительно, продвигать товары и услуги, эксплуатируя народное почитание святого, нехорошо. Тем более что занимаются этим не только финансисты и строители. Есть, например, водка "Князь Александр" и коктейль "Александр Невский", рецепт которого легко найти в интернете.

Правда и то, что в 90-х годах прошлого века деятельность князя подверглась очернению и злобным нападкам. Его исторической реабилитацией занимается Русская православная церковь. Митрополит Ташкентский и Среднеазиатский Владимир считает обвинения в измене несостоятельными: "Ордынцы убивали, жгли, грабили, давили поборами, но не так страшен был этот враг, как хищный Запад, шедший на русскую землю не только порабощать, но и "обращать" народ в кривую латинскую ересь. Потому благоверный князь Александр стал стражем западных границ Руси, грозою разномастных папских "крестоносцев" - и в битвах с ними стяжал имя Невского героя". Митрополит Владимир считает князя "великим политиком и великим дипломатом". По словам иерарха, политика и дипломатия князя "основывались на христианском смирении, христианской мудрости и на любви христианской". По мнению владыки, святой Александр "был милосерд и незлобив, не помнил личных обид и никогда не мстил за них, но зачинщикам антиордынских мятежей, безумным "ура-патриотам", лидерам преждевременного национально-освободительно-го движения по повелению благоверного князя вынимали очи: выкалывали глаза". "Никому не угождал на земле святой князь Александр - и в делах государственных, как и во всем своем житии, был он угодником Божиим", - говорит владыка Владимир.

"Восстал князь из гроба, и все трое стали невидимы"

Первое чудо произошло во время погребения его останков. По преданию, когда монах Севастьян, подойдя к гробу, хотел разогнуть руку усопшего князя, чтобы митрополит мог вложить в нее разрешительную грамоту, то князь, "яко жив", сам простер руку, принял "свиток грехов прощения" и затем снова сложил руки крестообразно на груди.

После завершения своего земного пути князь помог Дмитрию Донскому одержать победу в Куликовской битве.

Летом 1380 года, когда Мамай шел на Русь, пономарь ночью стоял и мо-лился об избавлении от врагов. Он при-зывал на помощь и князя Александра Невского. И было ему такое видение: у гробницы святого стали зажигаться свечи сами собой, а из алтаря вышли 2 старца, подошли к гробнице со словами: "Княже Александре, восстани на помощь сроднику твоему - великому князю Димитрию!" Восстал князь из гроба, и все трое стали невидимы. Именно в то утро после видения и бы-ла одержана победа князя Дмитрия Донского.

Когда царь Иван Грозный шел брать Казань, он остановился во Владимире, чтобы испросить благословения у мо-щей своего святого предка. У одного из царских спутников, Аркадия, болел палец. Во время молитвы он засунул его в щель на помосте, где стояла рака с мощами святого князя, и получил ис-целение. Грозный посчитал это добрым знаком, а после взятия Казани царь с митрополитом Макарием приня-ли решение о всенародном почитании Невского. Петр I считал, что по молитвам князя был заключен Ништадтский мир со Швецией, после чего мощи были перенесены в Санкт-Петербург.

http://www.izvestia.ru/obshestvo/article3108200/



РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.


Форма для пожертвования QIWI:

Вам выставят счет на ваш номер телефона, оплатить его можно будет в ближайшем терминале QIWI, деньги с телефона автоматически сниматься не будут, читайте инструкцию!

Мобильный телефон (пример: 9057772233)
Сумма руб. коп.

Инструкция об оплате (откроется в новом окне)

Форма для пожертвования Яндекс.Деньги:

Другие способы помощи

Наверх

 

Другие статьи этого автора

Другие статьи этого дня

Другие статьи по этой теме