Рождение трехмерной иконы

Рядом с Саввино-Сторожевским монастырем воздвигнут необычный памятник его основателю

22 августа 2007 года у стен Звенингородского ставропигиального Саввино-Сторожевского монастыря Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий, спикер Государственной Думы Борис Грызлов и и.о. губернатора Московской области Игорь Пархоменко торжественно открыли памятник основателю древней обители. В этом году отмечается 600-летие преставления святого Саввы Сторожевского.

Памятник преподобному Савве Сторожевскому не совсем обычен. Скорее его можно назвать трехмерной иконой, как и характеризует свое произведение автор, скульптор Сергей Сорокин. Принципиальное его отличие от других скульптур, в том, что пропорции и облик преподобного Саввы основаны на его традиционных иконописных изображениях, лишь минимально допуская "творческий произвол" автора. Труднейшую задачу перевода плоскостных иконных изображений в объемные Сергей Сорокин поставил перед собой уже более десяти лет назад. Главным мотивом для него являлся поиск адекватной формы для церковной скульптуры. "А разве церковных статуй не существовало раньше?" - вправе мы поинтересоваться. Статуи существовали, трехмерные иконы - нет.

Дело в том, что скульптуры, которыми стали украшать русские православные храмы после XVIII века, исполнялись по образцам западного католического искусства. Философ священник Павел Флоренский даже считал скульптуру выражением католической религиозности, в то время как выражением православной называл икону (протестантизму в градации Флоренского досталась гравюра).

С другой стороны, на Руси издавна существовала традиция так называемой резной иконы (т.е. деревянной скульптуры). В таком жанре обычно изображали Николу Можайского, Христа в темнице, главу Иоанна Предтечи, преп. Нила Столобенского, Распятие... Однако здесь не сложилось никаких стилевых канонов, в силу чего, когда дух времени потребовал ввести в круг церковного искусства скульптуру, сочли проще обратиться к западным наработкам.

Блюстители строгих традиций периодически напоминали в XIX-м, а особенно в начале XX века, об опасности искажения через скульптуру православной антропологии, т.е. учения о божественном предназначении человека. С помощью символического языка, удлиненных пропорций и других приемов икона показывала не обычного человека, а преображенного по действию благодати святого. Когда же в скульптурные изображения проникли - пусть идеальные - но слишком физиологичные пропорции, пропала ключевая идея: обязанность церковного искусства свидетельствовать о Новом Человеке, изменение внутренней природы которого наглядно визуализировано.

Так рассуждали многие православные искусствоведы до революции и в эмиграции, когда развитие церковного искусства в России оказалось заморожено. Однако с возвращением Церкви свободы проповеди значение православной скульптуры стало очевидным для всех.

Сегодня православная скульптура обрела, наконец, предельно органичное применение. Вынесенная из храмового интерьера, где она не всегда уместно смотрелась, на открытые пространства городов России, скульптура наглядно воплощает истину Нового Завета: истинным храмом, угодным Богу, является сам человек, воплощающий в своей жизни учение Христа. Скульптуры святых преподобных Сергия Радонежского и Серафима Саровского, святых воинов и царей, появившиеся за последние 15 лет, стали неотъемлемой частью российского ландшафта.

Теперь открытие памятника святому преподобному Савве Сторожевскому знаменует новую веху. Сделан невероятно важный для всего русского религиозного искусства шаг: от простого памятника святому подвижнику к трехмерной иконе, существующей в согласии с философией традиционного искусства.

http://www.rpmonitor.ru/ru/detail_m.php?ID=5397
Загрузка...

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции».

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
https://minjust.ru/ru/nko/perechen_zapret
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html
https://rg.ru/2019/02/15/spisokterror-dok.html

Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить
Введите комментарий
Роман Багдасаров:
Роман Багдасаров: Телеэлита испытывает ненависть к молодёжи
Координатор арт-проекта инициативы "Декалог - XXI" о реакции журналистской общественности на ограничение трансляции "Дома-2"
01.08.2009
Роман Багдасаров: "Нужно поддерживать в обществе правильное отношение к умершим"
Координатор арт-проекта "Декалог-XXI" предлагает поднять на государственном уровне вопрос о необходимости введения светского дня поминовения усопших
29.04.2009
Роман Багдасаров: Русский стиль - это альтернатива американизации
Координатор арт-проекта "Декалог-XXI" призывает восстановить нравственные основы общества и культуры
17.04.2009
Попустительство сквернословию угрожает безопасности граждан
Координатор арт-проекта инициативы "Декалог - XXI" размышляет о проблеме нецензурной брани
23.03.2009
Все статьи автора
Последние комментарии
Правда о неправедном развале СССР
Новый комментарий от Андрей Козлов
12.12.2019
Ради этого стоит трудиться!
Новый комментарий от максим поляков
13.12.2019
Полуправда хуже лжи
Новый комментарий от Владимир
27.11.2019
Александр Проханов: «Это день волшебный!»
Новый комментарий от Русский Сталинист
09.12.2019
Возбудить дело против депутата Оксаны Пушкиной
Новый комментарий от Русский Сталинист
11.12.2019
Священник-антисоветчик - жалкое зрелище
Новый комментарий от Советский недобиток
06.11.2019
Вторая мировая война началась 14 марта 1939 года
Новый комментарий от Русский Сталинист
14.12.2019