itemscope itemtype="http://schema.org/Article">

Рождение трехмерной иконы

Рядом с Саввино-Сторожевским монастырем воздвигнут необычный памятник его основателю

0
384
22 августа 2007 года у стен Звенингородского ставропигиального Саввино-Сторожевского монастыря Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий, спикер Государственной Думы Борис Грызлов и и.о. губернатора Московской области Игорь Пархоменко торжественно открыли памятник основателю древней обители. В этом году отмечается 600-летие преставления святого Саввы Сторожевского.

Памятник преподобному Савве Сторожевскому не совсем обычен. Скорее его можно назвать трехмерной иконой, как и характеризует свое произведение автор, скульптор Сергей Сорокин. Принципиальное его отличие от других скульптур, в том, что пропорции и облик преподобного Саввы основаны на его традиционных иконописных изображениях, лишь минимально допуская "творческий произвол" автора. Труднейшую задачу перевода плоскостных иконных изображений в объемные Сергей Сорокин поставил перед собой уже более десяти лет назад. Главным мотивом для него являлся поиск адекватной формы для церковной скульптуры. "А разве церковных статуй не существовало раньше?" - вправе мы поинтересоваться. Статуи существовали, трехмерные иконы - нет.

Дело в том, что скульптуры, которыми стали украшать русские православные храмы после XVIII века, исполнялись по образцам западного католического искусства. Философ священник Павел Флоренский даже считал скульптуру выражением католической религиозности, в то время как выражением православной называл икону (протестантизму в градации Флоренского досталась гравюра).

С другой стороны, на Руси издавна существовала традиция так называемой резной иконы (т.е. деревянной скульптуры). В таком жанре обычно изображали Николу Можайского, Христа в темнице, главу Иоанна Предтечи, преп. Нила Столобенского, Распятие... Однако здесь не сложилось никаких стилевых канонов, в силу чего, когда дух времени потребовал ввести в круг церковного искусства скульптуру, сочли проще обратиться к западным наработкам.

Блюстители строгих традиций периодически напоминали в XIX-м, а особенно в начале XX века, об опасности искажения через скульптуру православной антропологии, т.е. учения о божественном предназначении человека. С помощью символического языка, удлиненных пропорций и других приемов икона показывала не обычного человека, а преображенного по действию благодати святого. Когда же в скульптурные изображения проникли - пусть идеальные - но слишком физиологичные пропорции, пропала ключевая идея: обязанность церковного искусства свидетельствовать о Новом Человеке, изменение внутренней природы которого наглядно визуализировано.

Так рассуждали многие православные искусствоведы до революции и в эмиграции, когда развитие церковного искусства в России оказалось заморожено. Однако с возвращением Церкви свободы проповеди значение православной скульптуры стало очевидным для всех.

Сегодня православная скульптура обрела, наконец, предельно органичное применение. Вынесенная из храмового интерьера, где она не всегда уместно смотрелась, на открытые пространства городов России, скульптура наглядно воплощает истину Нового Завета: истинным храмом, угодным Богу, является сам человек, воплощающий в своей жизни учение Христа. Скульптуры святых преподобных Сергия Радонежского и Серафима Саровского, святых воинов и царей, появившиеся за последние 15 лет, стали неотъемлемой частью российского ландшафта.

Теперь открытие памятника святому преподобному Савве Сторожевскому знаменует новую веху. Сделан невероятно важный для всего русского религиозного искусства шаг: от простого памятника святому подвижнику к трехмерной иконе, существующей в согласии с философией традиционного искусства.

http://www.rpmonitor.ru/ru/detail_m.php?ID=5397
Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".
Подписывайте на телеграмм-канал Русская народная линия
РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне; Артемий Троицкий; Артур Смолянинов; Сергей Кирсанов; Анатолий Фурсов; Сергей Ухов; Александр Шелест; ООО "ТЕНЕС"; Гырдымова Елизавета (певица Монеточка); Осечкин Владимир Валерьевич (Гулагу.нет); Устимов Антон Михайлович; Яганов Ибрагим Хасанбиевич; Харченко Вадим Михайлович; Беседина Дарья Станиславовна; Проект «T9 NSK»; Илья Прусикин (Little Big); Дарья Серенко (фемактивистка); Фидель Агумава; Эрдни Омбадыков (официальный представитель Далай-ламы XIV в России); Рафис Кашапов; ООО "Философия ненасилия"; Фонд развития цифровых прав; Блогер Николай Соболев; Ведущий Александр Макашенц; Писатель Елена Прокашева; Екатерина Дудко; Политолог Павел Мезерин; Рамазанова Земфира Талгатовна (певица Земфира); Гудков Дмитрий Геннадьевич; Галлямов Аббас Радикович; Намазбаева Татьяна Валерьевна; Асланян Сергей Степанович; Шпилькин Сергей Александрович; Казанцева Александра Николаевна; Ривина Анна Валерьевна

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/uploaded/files/reestr-inostrannyih-agentov-10022023.pdf

Роман Багдасаров
Роман Багдасаров: Телеэлита испытывает ненависть к молодёжи
Координатор арт-проекта инициативы "Декалог - XXI" о реакции журналистской общественности на ограничение трансляции "Дома-2"
01.08.2009
Роман Багдасаров: "Нужно поддерживать в обществе правильное отношение к умершим"
Координатор арт-проекта "Декалог-XXI" предлагает поднять на государственном уровне вопрос о необходимости введения светского дня поминовения усопших
29.04.2009
Роман Багдасаров: Русский стиль - это альтернатива американизации
Координатор арт-проекта "Декалог-XXI" призывает восстановить нравственные основы общества и культуры
17.04.2009
Попустительство сквернословию угрожает безопасности граждан
Координатор арт-проекта инициативы "Декалог - XXI" размышляет о проблеме нецензурной брани
23.03.2009
Все статьи Роман Багдасаров
Последние комментарии
«Не плачь, палач», или Ритуальный сатанизм
Новый комментарий от наталья чистякова
28.03.2024 10:53
Молчать нельзя осаживать
Новый комментарий от Валерий
28.03.2024 10:25
Прежней «половинчатой» жизни больше не будет
Новый комментарий от С. Югов
28.03.2024 08:25
Почему ушёл Малофеев?
Новый комментарий от С. Югов
27.03.2024 22:34
«И пускай никто нас не пугает русским национализмом!»
Новый комментарий от Русский Иван
27.03.2024 21:55
Отчего не видно новых Пушкиных?
Новый комментарий от Русский Иван
27.03.2024 21:44
Отмените шабаш!
Новый комментарий от Русский танкист
27.03.2024 20:59