Калужский Крестовский монастырь

0
84
Время на чтение 6 минут
Информационное агентство "Белые воины" не раз рассказывало о Спасском храме Подольского Благочиния, настоятель которого - протоиерей Александр Шумаев сыграл большую роль в духовном становлении участников проекта. Не так давно бывший прихожанин этого храма, а ныне - иеромонах Тихон (Шипиленко), стал наместником Крестовского монастыря в Калуге. Об истории этого монастыря и непростой работе по его восстановлению, которую предстоит проделать его настоятелю, рассказывается в этом материале.
До революции в древнем городе Калуга было множество храмов, да и монастырей куда больше, нежели сохранилось до наших дней. Одной из таких не дошедших до нас обителей был Калужский Крестовский монастырь, основанный в начале XIX века. Он не имел такой богатой истории, как, например, Тихонова пустынь, однако, являлся усыпальницей почетных и известных жителей Калуги и поэтому представляет немалый интерес, как для историков, так и для Православной общественности.
Еще задолго до возникновения монастыря на этом месте находилась сначала деревянная, а затем и каменная часовня устроенная на Боровской дороге.
О построении этой часовни калужские старожилы рассказывают так: после большого Калужского пожара, в конец истребившего город, в числе святыни, спасенной из погоревших церквей, был большой издревле чтимый Крест. Спасенные вещи были сложены до времени в одной из посадских церквей. При распределении оных по уцелевшим и вновь устроенным храмам, граждане пришли к единодушной мысли поставить этот Крест за городом на большой Московской дороге, воздвигнув для него особую часовню, в ограждение его силою этой лесистой окрестности их города, от часто случавшихся там грабежей и разбоев.
Благое намерение было приведено в исполнение; и не постыдилась вера их: разбои в этой стороне с тех пор стали видимо уменьшаться, а потом и вовсе прекратились; а это обстоятельство еще более усилило благоговение, которое издревле имели калужские граждане к сему чудному Кресту. Это предание заключает в себе, между прочим, и указание на древность упомянутого Креста, если даже остановиться и на том мнении, что его стали особенно чествовать со времени постановления в часовне. Предание упоминает о "большом пожаре".
По всей вероятности, здесь надобно разуметь тот самый пожар, который докончил разорение Калуги, начатое в 1618 году Сагайдачным, и о котором упоминается в жалованной грамоте Царя Михаила Федоровича Калужанам в 1620 году. В одном старом Синодике (1685), читанном при Патриархе в неделю православия, между прочим, написано: "и иже в городе Калуге загоревшем от заполения, и нужною смертию скончавшимся св. Инокам и Инокиням и всем православным христианам вечная память". Итак, согласно сему преданию, известность Креста, надобно полагать, начинается с первой четверти XVII столетия". Хотя сам крест может относится и к более раннему периоду. Чему является свидетельством - уважение к этой святыне всех калужских граждан, даже отдалившихся от церкви.
По ведомости 1763 года "часовня на Боровской дороге" значится принадлежащей к Лаврентьевскому монастырю. А что же послужило поводом к построению на месте часовни Крестовской церкви?
"Один отставной полковник Павел Сергеевич Чебышев, приехав в 1827 году в Калугу, для лечения тяжкого недуга, видел 15 августа во сне, что он совершенно выздоровел после поклонения Честному Животворящему Кресту в какой-то неизвестной часовне. Пробудившись ото сна и выехав, по совету врача, из дома пользоваться свежим воздухом, больной нечаянно приблизился к неизвестной ему дотоле часовне, и будучи введен в оную, весьма обрадовался, увидев в ней те самые предметы и всю обстановку их какая ему виделась во сне. С верою и упованием на всесильную помощь Божию, помолившись Кресту Господню, больной, по принятию святой воды, опущенной с ног (изображенного на Кресте резьбою) Господа нашего Иисуса Христа, вдруг почувствовал в себе силу и крепость, вышел из часовни уже без посторонней помощи и возвратился в квартиру совершенно здоровым. В благодарение Господу за свое чудесное исцеление полковник Чебышев дал обет устроить на часовни храм во имя Воздвижения Честного Животворящего Креста".
Но в 1829 году, спустя два года после этого события, Павел Сергеевич Чебышев умирает. И обету его суждено было бы не сбыться, если бы не старания супруги его Натальи Павловны Чебышевой в 1830 году. Вот что пишет об этом иеромонах Леонид:
"Тогдашний Калужский Архипастырь Преосвященный Епископ Гавриил, известясь о благочестивом желании г-жи Чебышевой, испросил на сие дело благословения Святейшего Синода, и деятельно помогал осуществлению оного, так что храм сей, благодаря усердию храмосоздательницы и других доброхотных дателей, окончен в течение одного года и освящен тем же Епископом Гавриилом, при многочисленном стечении народах ".
"Преосвященный Епископ Гавриил тогда же установил, чтобы торжественные крестные ходы вокруг Калуги и Лаврентьев монастырь были совершаемы у сказанной церкви, с остановками в оной для совершения молебствия Честному Животворящему Кресту. Здесь Матерь Божия, присутствуя в своей цельбоносной иконе, останавливается у Креста своего Божественного сына, чтобы способствовать молитве народного множества, подобно женам Мироносицам сопровождавшим ее некогда вне города, на лобное место; а в день Вознесения Господня, расположенный на горе, которую как говорит предание, Матерь Божия особенно любила посещать в память Вознесшегося с нее на небо Божественного Сына ее. Начатое Преосвященным Епископом Гавриилом удачно поддержано и продолжено Преосвященным Епископом Николаем. Ибо ему принадлежит благая мысль учредить при церкви Креста Богадельню, или приют нуждающихся в оном Священнослужителей. Для сего Преосвященный Епископ Николай устроил вокруг церкви каменную ограду, с готическими по углам башенками, заняв ею довольно большое пространство; потом выстроил деревянный на каменном фундаменте флигель для помещения призреваемой братии, и, наконец, пожертвовал в пользу сей Крестовой Богадельни еще при жизни свой билет в 2117 рублей серебром.
Но это было лишь благое начало, полное осуществление его мысли досталось на долю Преосвященного Епископа Григория, благодетельному попечению которого Крестовская Обитель обязана вечной признательностью. Вскоре по вступлении в управлении епархиею (1851 г.), он приступил к постройке каменного двухэтажного дома, который окончен совершенно в 1854 году, так что в настоящем своем виде Крестовская церковь, с принадлежащими к ней зданиями, чистенькой оградою, украшенной готическими башнями, кладбищем, усеянным красивыми памятниками, и садом, совершенно походит на благоустроенный монастырь, доставляя целесообразным внутренним устройством своим душевного утешение своему покровителю, и радуя внешним благодеянием взоры подъезжающих с сей стороны к городу Калуге".
В книге Д.И. Малинина "Опыт исторического путеводителя по Калуге и главнейшим центрам губернии " указывается, что "...в 90-х г.г. XIX века церковь обращена в монастырь, который находится под управлением архирейского дома".
Так и простоял Крестовский монастырь до начала 20-х годов, когда постигла его незавидная участь большинства монастырей России. Он был вначале закрыт, а постановлением заседания бюро РКП(б) от 1929 года сломан. Причем мотивировалось это тем, что денег на его ремонт в бюджете нет, а особой исторической ценности монастырские постройки не представляют. На месте собора до сих пор поросший травой холм земли, там где были погребения монахов и почетных жителей города растут одуванчики и ничего не напоминает о том, что здесь покоятся останки людей, которые много сделали для процветания Калуги. Рядом стоят два двухэтажных квартирных дома, а от монастырских построек уцелели только здание просфорни, которое до недавнего времени занимал ЖЭК, и братский корпус в котором сейчас расположена детская школа искусств. Стоит еще маленький деревянный домик, служивший монахам для хозяйственных нужд, но он заброшен.
В таком состоянии монастырь передан в 2006 году Русской Православной церкви, вернее пока передано только здание, где находилась просфорня. Именно там настоятель иеромонах Тихон (Шипиленко) рассчитывает в ближайшие восемь месяцев расчистить помещение для служб. Еще митрополит Климент обещает помочь с расселением двух домов, тогда можно будет подумать о воссоздании храма, тем более что существует и проект.
Еще через несколько лет власти города собираются отдать монастырю здание школы искусств, когда для детей будет построено новое помещение. Хочется надеяться, что у отца Тихона все получится, ведь он уже отлично зарекомендовал себя на должности эконома в монастыре в Шамордино, а до этого еще десять лет назад, помогал восстанавливать храм в Подмосковье.
Он не унывает оттого, что предстоит колоссальный объем работ, но во всем полагается на Волю Божию.
Помоги ему Господи.

Фоторепортаж


Калужский крестовский монастырь



Калужский Крестовский монастырь



Калужский Крестовский монастырь

Калужский Крестовский монастырь



Кулужский Крестовский монастырь

Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".
Подписывайте на телеграмм-канал Русская народная линия
РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне; Артемий Троицкий; Артур Смолянинов; Сергей Кирсанов; Анатолий Фурсов; Сергей Ухов; Александр Шелест; ООО "ТЕНЕС"; Гырдымова Елизавета (певица Монеточка); Осечкин Владимир Валерьевич (Гулагу.нет); Устимов Антон Михайлович; Яганов Ибрагим Хасанбиевич; Харченко Вадим Михайлович; Беседина Дарья Станиславовна; Проект «T9 NSK»; Илья Прусикин (Little Big); Дарья Серенко (фемактивистка); Фидель Агумава; Эрдни Омбадыков (официальный представитель Далай-ламы XIV в России); Рафис Кашапов; ООО "Философия ненасилия"; Фонд развития цифровых прав; Блогер Николай Соболев; Ведущий Александр Макашенц; Писатель Елена Прокашева; Екатерина Дудко; Политолог Павел Мезерин; Рамазанова Земфира Талгатовна (певица Земфира); Гудков Дмитрий Геннадьевич; Галлямов Аббас Радикович; Намазбаева Татьяна Валерьевна; Асланян Сергей Степанович; Шпилькин Сергей Александрович; Казанцева Александра Николаевна; Ривина Анна Валерьевна

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/uploaded/files/reestr-inostrannyih-agentov-10022023.pdf

Последние комментарии
Леваки назвали великого русского философа Ильина фашистом
Новый комментарий от Русский танкист
26.04.2024 12:10
Почему удар по Ельцину последовал из либеральной среды?
Новый комментарий от Советский недобиток
26.04.2024 12:03
История капитализма в России. Куда идем?
Новый комментарий от Советский недобиток
26.04.2024 11:50
Правда Православия и ложь «христианских» либералов
Новый комментарий от С. Югов
26.04.2024 11:43
Декоммунизация Шевченко
Новый комментарий от Потомок подданных Императора Николая II
26.04.2024 11:33
4 книги, рассказывающие о заблуждениях верующих
Новый комментарий от Сергей
26.04.2024 11:27