Русская народная линия
информационно-аналитическая служба
Православие  Самодержавие  Народность

Поповские гусли

Стелла  Арутюнова, Нескучный сад

05.06.2007

"Куда девается музыка, когда перестают играть?" - спрашивал мальчик в одном из фильмов Феллини. А куда делась музыка, которую перестали играть очень давно? Можно ли услышать, как звучал средневековый русский город? Оказывается, да. Музыку из далекого прошлого слушали те, кто приехал в начале июня в Ростов Великий на ежегодный фестиваль "Живая старина".

Фольклорный фестиваль "Живая старина" проходит на территории музея-заповедника "Ростовский Кремль" и ежегодно собирает десятки музыкантов и широкую аудиторию слушателей. Он традиционно приурочен ко дню памяти ростово-ярославских святых. В рамках этого праздника проводятся концерты, практические конференции, выставки, ярмарки ремесел, а также мастер-классы и встречи по обмену опытом среди мастеров по изготовлению инструментов. В этом году было около 100 участников - хоров духовной музыки, гусляров, звонарей, сказителей

Люди мы нездешние, нет железа в стране нашей...

При упоминании русских народных инструментов первое, что приходит в голову, гармошка и балалайка. Но, например, гармонь попала к нам из Италии и Германии. Начиная с XVIII века привозные инструменты потихоньку вытеснили национальные, прежде всего гусли. Сейчас этот былинный инструмент не во всяком музее найдешь, а в старину им даже снаряжали послов с особо деликатной миссией. Вот как пересказывал Н. М. Карамзин сочинение греческого историка Феофилакта Симмокатта (VI век): "Во время войны с хазарским ханом в конце VI века греки взяли в плен трех чужеземцев, имевших вместо оружия кифары (т. е. гусли). Император спросил, кто они? "Мы славяне, - ответствовали чужеземцы, - живем на отдаленнейшем конце Западного океана (т. е. Балтийского моря). Хан аварский прислал дары к нашим старейшинам и требовал войска, чтобы действовать против греков. Старейшины взяли дары, но отправили нас к хану с извинением, что не могут за великою отдаленностью дать ему помощи. Мы с оружием обходиться не умеем и только играем на гуслях. Нет железа в стране нашей; не зная войны и любя музыку, ведем жизнь мирную и покойную". Император подивился тихому нраву сих людей, великому росту и крепости их; угостил послов и доставил им способ возвратиться в отечество".

Изображения гусляров содержатся в псковских и новгородских рукописных служебных сборниках и Псалтири XIII-XIV веков. А на стенах Димитриевской церкви во Владимире и в украшениях знаменитого собора в Юрьеве Польском и сейчас можно увидеть святого царя псалмопевца Давида, играющего на русских гуслях.

Славянское название "гусли", возможно, связано со звучанием тетивы лука. В древности она называлась "гусла". Приставив к струне полый сосуд можно представить, как звучал архаичный инструмент. Делали его из долбленой сухой доски ели или клена, потому и назывались гусли "яровчатыми" (от клена, "явора"). Об их устройстве мы имеем полное представление благодаря археологическим раскопкам Великого Новгорода. Большая часть этих инструментов, фрагменты которых были найдены в слоях XI-XIV веков, имеет форму крыла. К более поздним разновидностям относятся гусли шлемовидные. Специалисты предполагают, что эта форма заимствована у западноевропейского варианта древней псалтири (другой вариации многострунного щипкового инструмента), широко распространенной в Средние века.

"В наше время произошла подмена понятия "русская народная музыка". В массовом сознании народная культура - это эстрадные коллективы, подобные ансамблям "Русская песня" и "Золотое кольцо". Или созданная на экспорт сувенирная "Березка", - говорит Светлана Ойнас, художественный руководитель фестиваля "Живая старина", завсектором музыкальной культуры Государственного музея-заповедника "Ростовский Кремль". Светлана Юрьевна - профессиональный музыкант, музыковед, собиратель старинных песен и былин и сама играет на гуслях. - На эстраду народная музыка пришла еще до революции, хор Пятницкого изначально представлял подлинную народную культуру Российской империи. Но в советское время репертуар обезличился, и хор стал исполнять в основном городские песни для непритязательной публики. Однако и сейчас есть специалисты, глубоко знающие подлинную культуру. Наш фестиваль - попытка вывести аутентичную русскую музыку в свет. Гусли возвращаются к нам и, возможно, станут для России таким же символом фольклорного возрождения, как арфа в Бретани или кото в Японии".

Есть мнение, что традиционная русская гусельная игра навсегда утеряна. Однако еще в 80-х годах прошлого века в Псковской и Новгородской областях фольклористы Ленинградской консерватории записали больше тысячи гусельных наигрышей. Тогда в глубокой провинции удалось отыскать около 150 гусляров, которые сохранили старинные мелодии.

А сейчас на волне растущего интереса к этнической музыке сложился круг специалистов, занимающийся проблемой возрождения древнерусских инструментов. Например, Алексей Мехнецов из Санкт-Петербурга - крупный исследователь, собиратель фольклора. Среди известных исполнителей коллектив "Русичи". Ансамбль существует более 25 лет, за эти годы изысканий, экспедиций и большой концертной практики им восстановлены традиции знаменитых хоров владимирских рожечников, псково-новгородских гудочников, донских казачьих рылеечников (это редчайшая культура игры на колесной лире).

Современное прочтение старинной музыки предлагает автор-исполнитель Татьяна Купреянова. Кроме того, она создает авторские гусли. Для основы использует необычные материалы: один из инструментов сделан из водостока храма XIV века - куска дерева, обнаруженного на чердаке суздальской церкви. Ее гусли неповторимы, и они носят имена: Алатырик, Одолень, Дельфин, Симаргла. Купреянова организовала в своем Суздале уникальный былинный театр "Плеяда", где было распето, как в древности, "Слово о полку Игореве".

Но всех этих знатоков слышат, как правило, только в узком кругу. На широкую публику они выходят раз в год - в Ростове.

Звуковая атмосфера древнего города

Ростов, уже пятый год собирающий мастеров на фольклорный фестиваль, известен своими колоколами и звонами - здесь один из четырех сохранившихся в России с дореволюционных времен уникальных колокольных наборов. Но даже на 1100-летний юбилей города, в 60-е годы, знаменитая звонница молчала. Только в последние 15-20 лет утраченные традиции стали возрождаться. Сейчас колокольные концерты, мастер-классы по звонарскому искусству - неотъемлемая часть "Живой старины".

Гости фестивального праздника окунаются в звуковую среду древнего города. Повседневная музыка Ростова Великого веками складывалась из колокольных звонов, церковной хоровой музыки, монастырского пения кантов и духовных стихов и из народной инструментальной музыки. Еще в конце XVIII века архиепископ Ростовский и Ярославский Самуил писал управителю архиерейского дома, эконому Иллариону. "Я получил известие, что моя вокальная музыка весьма неисправна, и нимало не старается регент, чтоб выучить новые концерты, от меня посланные, да и мальчиков, нужных к пению, поныне не собрано. Донель возвратится казначей, я вам препоручаю все то исправить и привесть в порядок... Гусли диакону Александру Архангельскому дать и велеть непременно учить мальчиков петь с гуслями". Речь здесь о гуслях щипковых, этот инструмент называли "поповскими гуслями", в среде духовенства они были очень популярны. В XX веке возрождению этой разновидности гуслей в нашей стране способствовало творчество народной артистки России, композитора, педагога, гуслярши Веры Николаевны Городовской, дочери церковного регента из Ростова.

На концертах "Живой старины" можно увидеть точные копии инструментов XI-XIV веков, восстановленные по археологическим находкам, и услышать средневековую музыку, в том числе лиру, гудки, рожки. А еще малороссийские цимбалы, карело-финские кантеле, марийские и удмуртские гусли, армянские гусли канон.

Фестиваль приурочен ко дню памяти ростово-ярославских святых, среди основных организаторов - Ярославская епархия. "Это уникальный случай музейно-церковного фестивального сотрудничества. Мы убеждены, что такие праздники являются и своеобразной проповедью, ведь древнерусская музыка, которую исполняют участники, возвышенная, глубокая, наполненная молитвой наших предков. Даже бытовые, праздничные, обрядовые песни одухотворены, - считает Светлана Ойнас. - Гусли - парадоксальный инструмент. С одной стороны, власти преследовали скоморохов за сатиру, часто в форме гротеска, и духовенство порицало гусельников за крамольные стихи и прочие вольности. И с другой стороны, в XVIII веке был выпущен нотный сборник для "поповских" щипковых гуслей, где в качестве нотных примеров приводится "Херувимская", исполняемая на этом инструменте. На фестивале "Живая старина" среди исполнителей духовных стихов - иеродиакон Феофил из Абхазии и иерей Андрей Воронин из села Михайловского Ивановской области".

В числе постоянных участников - Евгений Бунтов из Екатеринбурга, в прошлом солдат-афганец. Бунтов основал культурный центр "Солдаты России", куда входят творческие люди, воевавшие в горячих точках. Сначала Евгений исполнял свои песни под гитару, потом в поисках нового звучания пришел к гуслям, волынке, лире.

Уникальный репертуар у собирателей духовных стихов и былин Людмилы и Алексея Захаровых из Санкт-Петербурга. Алексей Николаевич - композитор, преподаватель и регент в храме. У Людмилы Николаевны редчайший дар сказительницы, причем рассказывает она сказки и на диалектах. Один из фестивальных концертов был в воинской части. Как известно, усталые солдаты ищут любой повод, чтобы заснуть. Когда Захаровы начали свое выступление, то подумали: вот и пусть солдатики поспят... А солдаты с большим вниманием слушали, очень тепло приняли выступление, как если бы слушали своих бабушек.

"В рамках фестиваля всегда бывают концерты в детских садах, в реабилитационном центре для детей-инвалидов и стариков, в дальних школах района. Но, к сожалению, когда на концерте я прошу детей спеть со мной под гусли народные песни, то разве что вспомнят "Во поле береза стояла", а иногда даже и ее не знают! - говорит Светлана Ойнас. - Преподавание музыки в школе сейчас ведется по системе Кабалевского, созданной в 1962 году. А до революции русская песня была одной из составляющих образования. Репертуарные сборники народных песен выпускались в больших количествах и для разных возрастов. Были и гимназические песни. В школьной церкви пел ученический хор".

Ростовский фестиваль - это не просто встреча с воспоминаниями, а приглашение в мир национальной музыки, в яркий дружеский круг, на ярмарку новых идей. Недавно музыкант Сергей Стангрит основал в Петрозаводске школу игры на кантеле (это карело-финские гусли), где он занимается с больными детьми. Это настоящая арт-терапия: играя на кантеле, дети заметно развиваются, их стояние успешно корректируется. В мире уже давно развивается этнопедагогика, но для нас это пока новое явление. И выдумывать ничего не требуется - надо лишь внимательно вслушаться в музыку наших предков.

http://www.nsad.ru/index.php?issue=41§ion=14&article=644



РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.


Форма для пожертвования QIWI:

Вам выставят счет на ваш номер телефона, оплатить его можно будет в ближайшем терминале QIWI, деньги с телефона автоматически сниматься не будут, читайте инструкцию!

Мобильный телефон (пример: 9057772233)
Сумма руб. коп.

Инструкция об оплате (откроется в новом окне)

Форма для пожертвования Яндекс.Деньги:

Другие способы помощи

Наверх

 

Другие статьи этого автора

Другие статьи этого дня

Другие статьи по этой теме