Александр Константинович Петров родился в 1957 г. в с. Пречистое Ярославской обл. Окончил Ярославское художественное училище, анимационное отделение художественного факультета ВГИКа, отделение режиссуры анимационного кино ВКСР. Своими главными учителями называет аниматоров Ф. Хитрука, Ю. Норштейна, Э. Назарова и учителя живописи Б. Неменского. В 1995 г. организовал в Ярославле студию анимационных фильмов "Панорама". Автор сценария, режиссер и художник-аниматор фильмов: "Корова" 1989 г., "Сон смешного человека" 1992 г., "Русалка" 1996 г., "Старик и море" 1999 г., "Моя любовь" 2006 г. В 2000 г. получил премию "Оскар" за фильм "Старик и море" по повести Хемингуэя. Дважды лауреат Государственной премии России. Его работы неоднократно номинировались на "Оскар", получали престижные призы на российских и международных фестивалях. Член Союза кинематографистов России, Международной ассоциации аниматоров (АСИФА), Американской киноакадемии.
- Сколько нужно времени, чтобы нарисовать закат на Карибском море?
Мои знакомые интересовались: "Ну и как, ты видела "Оскар"?" Видела, стоит на полочке, рядом с прочими призами и коллекцией Дедов Морозов советского времени. (В полумраке кинозала у них, кстати, на вид схожая конфигурация). При студии есть небольшой кинозал, и перед интервью Александр Петров предложил мне посмотреть его работы.
Что знают о них российские зрители? Большинство припомнят разве что несколько секунд, показанных в теленовостях, когда Петров получил американскую награду. За 17 лет им создано пять фильмов общей длительностью час тридцать две минуты. Невольно вспоминаются слова старика Сантьяго из повести Хемингуэя: "Завтра я обязательно выловлю Большую Рыбу, так что лучше мне пока ничего не ловить, чтобы Рыба была по-настоящему Большая".
Для работы над лентой по Хемингуэю Петрову пришлось переехать в Канаду. Продюсеры поставили условие работать по технологии "IMAX" - для кинотеатров с 20-30 метровыми экранами. И дали два с половиной года времени - необычно интенсивный режим. Билеты на фильм уже продавались, а режиссер со своим героем еще продолжали сражаться с огромной рыбиной и со стаей акул. Всего из-под его рук вышло около 29 тысяч рисунков. Или 22 минуты зрелища, подобного которому не создавал никто в истории кино. Чего стоит, например, нарисованный закат на Карибском море - практически в натуральную величину?
В России в аутентичном виде фильм о самой знаменитой в истории литературы рыбалке пока не демонстрировался. Но сам Петров, несмотря на обилие предложений от иностранных продюсеров, вернулся в Ярославль. Позднее перевез сюда же полюбившийся ему анимационный станок, сделанный специально для "Старика..." И сейчас работает на этой машине весом в тонну- с двигающимися столами, с подсветками и разными приспособлениями.
"Корова" лучше!
На премию Американской киноакадемии номинировались и две более ранние работы Петрова, в том числе замечательная лента "Корова", но победа оба раза доставалась другим.- Не был уверен, что и за "Старика" дадут! То, что этот фильм получил награду - отчасти случай, - говорит сам режиссер. - Мне кажется, "Корова" лучше - по своей эмоциональной, психологической составляющей. Это пронзительная история пробирает до самых глубин души и больше трогает, чем даже, объективно говоря, хорошо сделанная история о старике и рыбе.
Первый свой фильм как режиссер Александр Петров создавал на Свердловской киностудии, когда учился на Высших курсах режиссеров и сценаристов. Было задание - одноминутный сюжет. Петров пытался за минуту рассказать про корову, которую завтра зарежут, как она вспоминает свою жизнь. Снимал на остатках пленки в свободное от работы других режиссеров и операторов время. Ему казалось, что ничего не получилось, но руководители мастерских Хитрук (автора фильмов о Винни-Пухе, "Каникулы Бонифация", "Остров", "Фильм, фильм, фильм!") и Норштейн ("Ежик в тумане", "Сказка сказок") вдруг увидели в его опытах заявку на что-то большее. Предложили развивать идею. Результат - дипломная десятиминутная лента "Корова" по рассказу А. Платонова. Это фильм о мальчике Васе, семья которого живет около железной дороги. И о "серой степной корове черкасской породы", очеловеченной добрым Васиным сердцем. У коровы сначала отняли теленка, а потом она, как написал мальчик в школьном сочинении, "умерла от поезда". "Корова отдала нам все, то есть молоко, сына, мясо... Она была доброй. Я помню нашу корову и не забуду".
Как создается анимация Александра Петрова? Прежде всего основная идея, сценарий, затем разработка ключевых эпизодов - раскадровка. На этапе поиска персонажей - работа с натурщиками, причем, прототипами для героев часто служат близкие режиссера. С сына рисовался мальчик, герой мультфильма "Корова", с тестя - рыбак-неудачник Сантьяго. Тот факт, что прототипы - реальные люди, а не выдуманные, собирательные образы, усиливает впечатление от фильмов.
Художник делает множество карандашных набросков, портретов в цвете и только потом переходит к детальной проработке эпизодов. Фигуру героя или пейзажный план рисуют на матовом стекле прозрачной масляной краской, которая пропускает свет. Художники пишут не только кистью, но и непосредственно рукой, что придает живописи этюдную легкость и свежесть. На том же стекле изображение будет по ходу действия меняться, фиксироваться камерой и, наконец, застынет в последней фазе движения.
Александр Петров не очень разговорчив и предпочитает не рассказывать, а показывать: "Видите: чтобы создать движение, нужно стереть предыдущий рисунок и на его месте создать новый. И так кадр за кадром". Похоже на рисунки на песке. И на жизнь - лучшие моменты необратимы.
Во время съемки стекло с нанесенным изображением, подобно витражу, подсвечивается с оборотной стороны. При каждом шаге или жесте персонажа стирают прилегающее цветное пятно на фоновом плане. Работа ювелирная. Малейшие неточности в работе аниматора недопустимы - в масштабе фильма они "разгонятся" на всю величину экрана. Что касается компьютера, то Петров использует его лишь как вспомогательный технический, но никак не творческий инструмент. Художник и герои - на расстоянии вытянутой руки, на кончиках пальцев, это близкие люди, какой тут компьютер!
Сквозь катастрофы
Недавно Петров закончил новую картину- "Моя любовь" (по роману Ивана Шмелева "История любовная"). Это светлая, весенняя 26-минутная лента - о чувствах юноши-гимназиста, о разных лицах любви и о спасительном даре чистоты. В фильме необычно много персонажей. "Чуть не все Замоскворечье 19 века", - говорит режиссер. Главный герой, гимназист Тоня, проходит через любовные коллизии как через опыт смерти и воскресения. От чувственной любви до того, как он говорит, "нектара, который на небесах пить". Когда Тоня выжил после тяжелой болезни, то узнал, что его первая любовь, горничная Паша, ушла по обету в монастырь.Фильмы ярославца называют ожившей реалистической живописью. Но это не механический реализм внешнего подобия. В них ощутимы теплота парного молока, и трепет мотылька, бьющегося о стекло, и сырость петербургских подворотен.
Чувствуешь, что автор очень любит своих героев, да и как можно не любить их, если живешь годами рядом с ними, отмечаешь собственной рукой повороты их судеб. Его персонажей роднит то, что все они проходят через очищающие катастрофы, и в каждом из фильмов ощущается обостренное соприсутствие в мире двух сил: невинности и греха, чистоты и тьмы.
Так в картине "Сон смешного человека", снятой по фантастическому рассказу Ф.Достоевского, зыбкий раздел между сном и явью уподобляется тонкой грани между раем и грехопадением. "Сон? Что такое сон? А наша-то жизнь не сон?" - восклицает Смешной человек.
Разговор в студии
- Недавно я была на выставке творчества детей-инвалидов в Фонде "Взгляд ребенка", среди авторов рисунков были тяжело больные дети. Меня поразило, насколько светлые, яркие краски были на картинах. А на рисунках здоровых детей из благополучных семей встречаем порой черный цвет, агрессивные линии. Может быть, это из-за того, что сейчас дети смотрят "не те" мультики?- В нашем детстве не было такого вала коммерческой анимации. В советское время была, на мой взгляд, хорошая традиция: в кинотеатрах перед показом художественного фильма, можно было посмотреть мультфильмы, были и целые сеансы анимации. Мультфильмы были и хорошие, и плохие, и наивные, и глупые. Разные... Но агрессивных не было. Для меня это всегда было событием, я целенаправленно ходил на программы.
А насчет черно-белых, темных рисунков... Может быть, напротив, дети рисуют то, чего им не хватает в жизни? И веселым, довольным детям, у которых все спокойно и благостно вокруг, не хватает стресса, борьбы?
Популярность фильмов-сериалов объяснима: человек проще реагирует на понятные движения, на то, что лежит на виду. Для восприятия серьезных анимационных фильмов необходимо думать, они требуют определенного усилия, наличия фантазии. Я думаю, что со временем все придет в норму. Это как синтетическая еда: нельзя ею питаться долго, это не что-то необходимое, это не витамины. Проблема-то в том, что нет противовеса - показов хороших анимационных фильмов. Я знаю, что фильмы есть, их много, но я их редко вижу.
- Для вашего искусства нужен особый внутренний склад: художник, точно отшельник, сидит на студии, годами работая над одним фильмом. Трудно сейчас живется аниматору в России?
- Российский аниматор не избалован. Готов работать за копейки, просто потому что для нас этот труд - радость. В настоящее время есть возможность также работать и над коммерческими анимационными сериалами, и создавать рекламные ролики.
Затворниками нас не назовешь, конечно, мы обычные люди, но, действительно, дело у нас тихое, неброское. Работаем мы в небольшом составе. Можно создать индустрию, но это будет уже другая анимация. У нас длительная, порой монотонная работа, ведь отдельный рисунок - это лишь атом в общем строе фильма. Да, это труд на любителя. Но в этом есть своя тайна. Юрий Норштейн сравнивает анимацию с поэзией, и мне тоже близко такое понимание. Большая концентрация мысли, время и события сжаты, безупречно точны. Ёмкость - определяющее слово.
- Вы работаете с постоянной творческой группой?
- У меня нет большой постоянной группы. Я много лет работаю с оператором Сергеем Решетниковым. Мой сын Дмитрий - партнер по фильмам, моя жена Наташа - директор студии. Она занимается и решением хозяйственных вопросов, и общением с властями и продюсерами. Она - мой представитель на всех уровнях и защитник всех моих интересов, и лучшего помощника я не могу себе представить. Получается, у нас семейная команда. Правда, на последнем фильме группа стала больше. Приехали аниматоры из Екатеринбурга. Мой друг Михаил Тумеля из Белоруссии очень помог мне и с подготовкой сценария и со съемками.
В ближайшее время мы собираемся набирать помощников для будущего фильма, а так как времени для осуществления проекта очень мало, то задача сейчас - подготовить учеников за полгода. Совместно с ярославским Центром творчества "Перспектива" мы планируем открыть на базе нашей студии курсы подготовки художников-аниматоров. Для лекций и мастер-классов будем приглашать известных мастеров.
Правда, я уже объявлял о наборе учеников, когда мне необходимы были помощники для работы над предыдущим фильмом. Думал, что желающие будут сюда ломиться, и придется удерживать от их напора двери студии. Ничего подобного! Пришло полтора человека. Причем, уже сложившиеся, более старшего возраста художники, пробовали себя в нашем деле, и ничего не вышло. Молодых людей с художественным образованием легче обучить работе в анимации: они свободные, более восприимчивые к новому, более гибкие.
- Ваш новый фильм "Моя любовь" уже участвовал в фестивале в Японии, получил там призы от жюри и зрителей. Почему он пока не в широком показе в России?
- Мои продюсеры готовят программу моих фильмов для кинопроката. В список включена и новая картина. Надеемся, в этом году программа выйдет на экран.
Материал подготовила Стела АРУТЮНОВА
http://www.nsad.ru/index.php?issue=13§ion=14&article=579