Поповские гусли

0
248
Время на чтение 7 минут
"Куда девается музыка, когда перестают играть?" - спрашивал мальчик в одном из фильмов Феллини. А куда делась музыка, которую перестали играть очень давно? Можно ли услышать, как звучал средневековый русский город? Оказывается, да. Музыку из далекого прошлого слушали те, кто приехал в начале июня в Ростов Великий на ежегодный фестиваль "Живая старина".

Фольклорный фестиваль "Живая старина" проходит на территории музея-заповедника "Ростовский Кремль" и ежегодно собирает десятки музыкантов и широкую аудиторию слушателей. Он традиционно приурочен ко дню памяти ростово-ярославских святых. В рамках этого праздника проводятся концерты, практические конференции, выставки, ярмарки ремесел, а также мастер-классы и встречи по обмену опытом среди мастеров по изготовлению инструментов. В этом году было около 100 участников - хоров духовной музыки, гусляров, звонарей, сказителей

Люди мы нездешние, нет железа в стране нашей...

При упоминании русских народных инструментов первое, что приходит в голову, гармошка и балалайка. Но, например, гармонь попала к нам из Италии и Германии. Начиная с XVIII века привозные инструменты потихоньку вытеснили национальные, прежде всего гусли. Сейчас этот былинный инструмент не во всяком музее найдешь, а в старину им даже снаряжали послов с особо деликатной миссией. Вот как пересказывал Н. М. Карамзин сочинение греческого историка Феофилакта Симмокатта (VI век): "Во время войны с хазарским ханом в конце VI века греки взяли в плен трех чужеземцев, имевших вместо оружия кифары (т. е. гусли). Император спросил, кто они? "Мы славяне, - ответствовали чужеземцы, - живем на отдаленнейшем конце Западного океана (т. е. Балтийского моря). Хан аварский прислал дары к нашим старейшинам и требовал войска, чтобы действовать против греков. Старейшины взяли дары, но отправили нас к хану с извинением, что не могут за великою отдаленностью дать ему помощи. Мы с оружием обходиться не умеем и только играем на гуслях. Нет железа в стране нашей; не зная войны и любя музыку, ведем жизнь мирную и покойную". Император подивился тихому нраву сих людей, великому росту и крепости их; угостил послов и доставил им способ возвратиться в отечество".

Изображения гусляров содержатся в псковских и новгородских рукописных служебных сборниках и Псалтири XIII-XIV веков. А на стенах Димитриевской церкви во Владимире и в украшениях знаменитого собора в Юрьеве Польском и сейчас можно увидеть святого царя псалмопевца Давида, играющего на русских гуслях.

Славянское название "гусли", возможно, связано со звучанием тетивы лука. В древности она называлась "гусла". Приставив к струне полый сосуд можно представить, как звучал архаичный инструмент. Делали его из долбленой сухой доски ели или клена, потому и назывались гусли "яровчатыми" (от клена, "явора"). Об их устройстве мы имеем полное представление благодаря археологическим раскопкам Великого Новгорода. Большая часть этих инструментов, фрагменты которых были найдены в слоях XI-XIV веков, имеет форму крыла. К более поздним разновидностям относятся гусли шлемовидные. Специалисты предполагают, что эта форма заимствована у западноевропейского варианта древней псалтири (другой вариации многострунного щипкового инструмента), широко распространенной в Средние века.

"В наше время произошла подмена понятия "русская народная музыка". В массовом сознании народная культура - это эстрадные коллективы, подобные ансамблям "Русская песня" и "Золотое кольцо". Или созданная на экспорт сувенирная "Березка", - говорит Светлана Ойнас, художественный руководитель фестиваля "Живая старина", завсектором музыкальной культуры Государственного музея-заповедника "Ростовский Кремль". Светлана Юрьевна - профессиональный музыкант, музыковед, собиратель старинных песен и былин и сама играет на гуслях. - На эстраду народная музыка пришла еще до революции, хор Пятницкого изначально представлял подлинную народную культуру Российской империи. Но в советское время репертуар обезличился, и хор стал исполнять в основном городские песни для непритязательной публики. Однако и сейчас есть специалисты, глубоко знающие подлинную культуру. Наш фестиваль - попытка вывести аутентичную русскую музыку в свет. Гусли возвращаются к нам и, возможно, станут для России таким же символом фольклорного возрождения, как арфа в Бретани или кото в Японии".

Есть мнение, что традиционная русская гусельная игра навсегда утеряна. Однако еще в 80-х годах прошлого века в Псковской и Новгородской областях фольклористы Ленинградской консерватории записали больше тысячи гусельных наигрышей. Тогда в глубокой провинции удалось отыскать около 150 гусляров, которые сохранили старинные мелодии.

А сейчас на волне растущего интереса к этнической музыке сложился круг специалистов, занимающийся проблемой возрождения древнерусских инструментов. Например, Алексей Мехнецов из Санкт-Петербурга - крупный исследователь, собиратель фольклора. Среди известных исполнителей коллектив "Русичи". Ансамбль существует более 25 лет, за эти годы изысканий, экспедиций и большой концертной практики им восстановлены традиции знаменитых хоров владимирских рожечников, псково-новгородских гудочников, донских казачьих рылеечников (это редчайшая культура игры на колесной лире).

Современное прочтение старинной музыки предлагает автор-исполнитель Татьяна Купреянова. Кроме того, она создает авторские гусли. Для основы использует необычные материалы: один из инструментов сделан из водостока храма XIV века - куска дерева, обнаруженного на чердаке суздальской церкви. Ее гусли неповторимы, и они носят имена: Алатырик, Одолень, Дельфин, Симаргла. Купреянова организовала в своем Суздале уникальный былинный театр "Плеяда", где было распето, как в древности, "Слово о полку Игореве".

Но всех этих знатоков слышат, как правило, только в узком кругу. На широкую публику они выходят раз в год - в Ростове.

Звуковая атмосфера древнего города

Ростов, уже пятый год собирающий мастеров на фольклорный фестиваль, известен своими колоколами и звонами - здесь один из четырех сохранившихся в России с дореволюционных времен уникальных колокольных наборов. Но даже на 1100-летний юбилей города, в 60-е годы, знаменитая звонница молчала. Только в последние 15-20 лет утраченные традиции стали возрождаться. Сейчас колокольные концерты, мастер-классы по звонарскому искусству - неотъемлемая часть "Живой старины".

Гости фестивального праздника окунаются в звуковую среду древнего города. Повседневная музыка Ростова Великого веками складывалась из колокольных звонов, церковной хоровой музыки, монастырского пения кантов и духовных стихов и из народной инструментальной музыки. Еще в конце XVIII века архиепископ Ростовский и Ярославский Самуил писал управителю архиерейского дома, эконому Иллариону. "Я получил известие, что моя вокальная музыка весьма неисправна, и нимало не старается регент, чтоб выучить новые концерты, от меня посланные, да и мальчиков, нужных к пению, поныне не собрано. Донель возвратится казначей, я вам препоручаю все то исправить и привесть в порядок... Гусли диакону Александру Архангельскому дать и велеть непременно учить мальчиков петь с гуслями". Речь здесь о гуслях щипковых, этот инструмент называли "поповскими гуслями", в среде духовенства они были очень популярны. В XX веке возрождению этой разновидности гуслей в нашей стране способствовало творчество народной артистки России, композитора, педагога, гуслярши Веры Николаевны Городовской, дочери церковного регента из Ростова.

На концертах "Живой старины" можно увидеть точные копии инструментов XI-XIV веков, восстановленные по археологическим находкам, и услышать средневековую музыку, в том числе лиру, гудки, рожки. А еще малороссийские цимбалы, карело-финские кантеле, марийские и удмуртские гусли, армянские гусли канон.

Фестиваль приурочен ко дню памяти ростово-ярославских святых, среди основных организаторов - Ярославская епархия. "Это уникальный случай музейно-церковного фестивального сотрудничества. Мы убеждены, что такие праздники являются и своеобразной проповедью, ведь древнерусская музыка, которую исполняют участники, возвышенная, глубокая, наполненная молитвой наших предков. Даже бытовые, праздничные, обрядовые песни одухотворены, - считает Светлана Ойнас. - Гусли - парадоксальный инструмент. С одной стороны, власти преследовали скоморохов за сатиру, часто в форме гротеска, и духовенство порицало гусельников за крамольные стихи и прочие вольности. И с другой стороны, в XVIII веке был выпущен нотный сборник для "поповских" щипковых гуслей, где в качестве нотных примеров приводится "Херувимская", исполняемая на этом инструменте. На фестивале "Живая старина" среди исполнителей духовных стихов - иеродиакон Феофил из Абхазии и иерей Андрей Воронин из села Михайловского Ивановской области".

В числе постоянных участников - Евгений Бунтов из Екатеринбурга, в прошлом солдат-афганец. Бунтов основал культурный центр "Солдаты России", куда входят творческие люди, воевавшие в горячих точках. Сначала Евгений исполнял свои песни под гитару, потом в поисках нового звучания пришел к гуслям, волынке, лире.

Уникальный репертуар у собирателей духовных стихов и былин Людмилы и Алексея Захаровых из Санкт-Петербурга. Алексей Николаевич - композитор, преподаватель и регент в храме. У Людмилы Николаевны редчайший дар сказительницы, причем рассказывает она сказки и на диалектах. Один из фестивальных концертов был в воинской части. Как известно, усталые солдаты ищут любой повод, чтобы заснуть. Когда Захаровы начали свое выступление, то подумали: вот и пусть солдатики поспят... А солдаты с большим вниманием слушали, очень тепло приняли выступление, как если бы слушали своих бабушек.

"В рамках фестиваля всегда бывают концерты в детских садах, в реабилитационном центре для детей-инвалидов и стариков, в дальних школах района. Но, к сожалению, когда на концерте я прошу детей спеть со мной под гусли народные песни, то разве что вспомнят "Во поле береза стояла", а иногда даже и ее не знают! - говорит Светлана Ойнас. - Преподавание музыки в школе сейчас ведется по системе Кабалевского, созданной в 1962 году. А до революции русская песня была одной из составляющих образования. Репертуарные сборники народных песен выпускались в больших количествах и для разных возрастов. Были и гимназические песни. В школьной церкви пел ученический хор".

Ростовский фестиваль - это не просто встреча с воспоминаниями, а приглашение в мир национальной музыки, в яркий дружеский круг, на ярмарку новых идей. Недавно музыкант Сергей Стангрит основал в Петрозаводске школу игры на кантеле (это карело-финские гусли), где он занимается с больными детьми. Это настоящая арт-терапия: играя на кантеле, дети заметно развиваются, их стояние успешно корректируется. В мире уже давно развивается этнопедагогика, но для нас это пока новое явление. И выдумывать ничего не требуется - надо лишь внимательно вслушаться в музыку наших предков.

http://www.nsad.ru/index.php?issue=41§ion=14&article=644
Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".
Подписывайте на телеграмм-канал Русская народная линия
РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне; Артемий Троицкий; Артур Смолянинов; Сергей Кирсанов; Анатолий Фурсов; Сергей Ухов; Александр Шелест; ООО "ТЕНЕС"; Гырдымова Елизавета (певица Монеточка); Осечкин Владимир Валерьевич (Гулагу.нет); Устимов Антон Михайлович; Яганов Ибрагим Хасанбиевич; Харченко Вадим Михайлович; Беседина Дарья Станиславовна; Проект «T9 NSK»; Илья Прусикин (Little Big); Дарья Серенко (фемактивистка); Фидель Агумава; Эрдни Омбадыков (официальный представитель Далай-ламы XIV в России); Рафис Кашапов; ООО "Философия ненасилия"; Фонд развития цифровых прав; Блогер Николай Соболев; Ведущий Александр Макашенц; Писатель Елена Прокашева; Екатерина Дудко; Политолог Павел Мезерин; Рамазанова Земфира Талгатовна (певица Земфира); Гудков Дмитрий Геннадьевич; Галлямов Аббас Радикович; Намазбаева Татьяна Валерьевна; Асланян Сергей Степанович; Шпилькин Сергей Александрович; Казанцева Александра Николаевна; Ривина Анна Валерьевна

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/uploaded/files/reestr-inostrannyih-agentov-10022023.pdf

Стелла Арутюнова
Все статьи Стелла Арутюнова
Последние комментарии
Ватикан и Фанар готовят страшнейшую диверсию
Новый комментарий от Бармалей
18.04.2024 15:00
Американские христиане выбирают из двух зол
Новый комментарий от Сергей
18.04.2024 14:40
«Церковь ожидает от мигрантов уважения к традициям России»
Новый комментарий от Сергей В.
18.04.2024 14:35
Легализация мата и чистота языка
Новый комментарий от Мирянин
18.04.2024 14:35
Теряем здравый смысл...
Новый комментарий от Сергей
18.04.2024 14:35
Заметки из бывшей Северной Фиваиды
Новый комментарий от учитель
18.04.2024 13:48