Телепередача "Умники и умницы" - кузница православных политиков?

0
176
Время на чтение 8 минут
Программа "Умницы и Умники" - это не только незабываемый опыт борьбы за победу, но и влюбленность в своих соперников, опыт дружбы. И все же умники, чья дружба выходит за рамки передачи, к сожалению, встречаются не так уж часто. Но пять умников трех сезонов не просто сохранили дружбу...

...Но пять умников трех сезонов (2001-02, 2002-03 и 2003-04) не просто сохранили дружбу и частенько проводят время вместе, но решили, что дружбе можно дать иное измерение через совестное служение Богу и родине. Они стали одними из основателей православного молодежного общественно-политического журнала "МЫ в России и Зарубежье". Читайте интервью с автором и ведущим передачи "Умники и умницы" Юрием Вяземским, главным редактором журнала "МЫ в России и Зарубежье" Николаем Бобринским и другими молодыми сотрудниками редакции.

- Николай, как возник ваш журнал, почему именно умники составили, если так можно выразиться, костяк редколлегии?

- Журнал возник неожиданно. Собственно, его "отцы-основатели", будучи, в основном, зелеными первокурсниками, познакомились н а спецкурсе профессора А.Б. Зубова по истории религий. Так получилось, что в нашем самом что ни на есть светском вузе собрались вместе несколько верующих юношей и девушек, познакомились и подружились. Андрей Борисович активно нам в этом помогал. В чаепитиях, спорах и посещении богослужений прошли полгода. И тут выяснилось, что мы вроде бы во всем друг с другом согласны, спорить больше не о чем. Стало ясно, что надо что-то делать. Тут одному из нас предложили восстановить журнал "МЫ", который в 30-50-е годы в эмиграции издавали русские скауты (среди нас несколько человек тоже были скаутами). Было решено, что журнал - дело хорошее, но выпускать его для скаутов казалось слишком узко. Поэтому мы, не долго думая, пришли к тому, что "МЫ" станет православным общественно-политическим журналом молодежи России и Русского зарубежья. Прежде всего, мы христиане, но христиане, которые учатся в политическом вузе, естественно поэтому разобраться, можно ли применить христианские принципы в политической сфере и как.

Почему умники составили костяк редколлегии? На этой передаче познакомились и сдружились трое членов нашей редколлегии, которые в журнале с самого начала. Пожалуй, их дружба разрослась в нашу общую, большую. Я, хотя играл с ними в том же сезоне, но, будучи москвичем, видел их только на экране.

Вообще же "Умники" дают ни с чем не сравнимый опыт общения с хорошими, интересными и глубокими людьми, общения интеллектуального и одновременно, благодаря такту и обаянию ведущего, очень сердечного, которое легко перетекает в приятельство и дружбу. Этот опыт помог нам впоследствии собраться вместе и обратиться через журнал к окружающим нас.

- Как главный редактор, нарисуйте потрет вашего читателя.

- Это молодой человек, учащийся или работающий, верующий православный христианин. Его отличает "умный", отчасти даже книжный подход к христианской вере и в то же время желание осуществить в жизни открывшееся ему в Евангелии.

Мы сами ощущаем свою принадлежность к этой группе, которую можно было бы назвать "православной интеллигенцией". Много ли таких людей и доходит ли до них журнал - это вопрос. На статьи откликаются чаще всего провинциальные читатели.

Виктор Аверков

- Виктор, бытует мнение, что Иисус Христос и "чумазая" российская политика - довольно странное сочетание. Когда и почему ты пришел к вере, что было прежде - вера или интерес к политике? Что это такое - православный в политике или православная политика?


- Ещё до прихода к вере и Церкви мой жизненный путь состоял в поиске Бога и смысла человеческой жизни. В какой-то момент ещё до участия в "Умниках..." на основании некоторых мыслей Льва Гумилёва я выработал даже собственную концепцию бытия Бога и сотворения мира. А затем, на первом курсе, пришёл Он, пришёл Сам. И я уверовал в один момент в Того, каким Он есть без оговорок и философских теорий. Ещё через несколько месяцев я стал постоянно ходить в Церковь.

А политика, активная общественно-политическая деятельность была со мной ещё с 9 класса средней школы, когда я возглавил местное отделение одной из всероссийских молодёжных организаций, затем, параллельно, возглавил ещё одно отделение другой организации и даже вошёл в ряды "Молодёжного Единства", если кто помнит о существовании такой организации.

Обретение Бога только способствовало осознанию мной важности претворения в жизнь, развития тех даров, тех жизненных обстоятельств, в которых я находился и нахожусь. Вера лишь корректирует направление человеческой деятельности, направляет её в нужное, истинное русло. Поэтому, осознавая, что я призван к публичной и государственной деятельности, я не только не оставил политики, но и углубил свою вовлеченность в её просторы.

Моё мнение, что человек в политике без Бога, без веры, иными словами без ценностей и полноты жизни - занимается напрасной тратой сил и времени.

Построить социальную справедливость так, как её понимали в 18 и 20 веках, невозможно, но можно, и в сегодняшней распадающейся России просто необходимо реализовать естественное стремление человека к добру и благому исправлению общества. Но без веры, без служения человека, прежде всего Богу, любая попытка преобразования общества в конечном итоге утопична и бессмысленна.

Катя Лыткина

- Катя, этим летом ты поступила в МГИМО на факультет журналистики - поздравляю. Но до этого ты проиграла в полуфинале умников. Скажи, почему среди умников вашего журнала большинство, четыре из пяти, - умники, проигравшие в полуфинале или даже в четвертьфинале? Чем отличаются поверженные от триумфаторов - они что, православней, политичней?

- Любой опыт, подобный участию в "Умниках" очень полезен, очень многому учит. А тем более, опыт "неудачный". Зачастую проигрыш полезнее победы. Он заставляет многое переосмыслить, проанализировать... Начинаешь понимать, что в твоей неудаче виноват ты сам, что надо меняться, улучшаться. Это процесс болезненный, но необходимый. А меняя себя, понимаешь, что ты можешь помочь и другим измениться, избежать твоих ошибок. Для меня тот проигрыш был очень полезен. Я поняла, что в жизни не все всегда получается, а кроме того, научилась относиться к людям добрее, смирять гордыню, искренне сопереживать, сочувствовать неудачам или радоваться победе другого.

- Катя, ты вошла в состав редколлегии годом позже других умников - чем тебя привлекла работа в журнале?

- Во-первых, очень важно для любого человека делать что-то полезнее, нужное. Не себе лично, а другим людям. Тот необходимый, глубокий Смысл, без которого жизнь пуста. Кроме того, здесь я обрела настоящих верных друзей, которые, кроме того, многому меня научили, прежде всего, в духовном плане. Журнал - это еще и место, где я могу говорить о том, что меня интересует, что мне важно, делиться с читателем своим мнением.

Савелий

- Савелий, кто такие умники? Существует ли некое "призвание умников" или, говоря по-христиански, "крест умников"?

- Думаю, что для большинства умников участие в передаче стало маленьким чудом. Всякое чудо меняет сознание и является коренным переломом в жизни, которая наполняется положительным смыслом и вечным поиском истины. Поэтому для меня умники - это ребята, усердно, а порой и мучительно, ищущие правду.

Передача "Умницы и умники" по своему духу, безусловно, христианская. Христианский дух частично определяет характер того нравственного слома, который, по моим наблюдениям, переживает практически каждый умник. Но стать до конца христианином - удел, к сожалению, не всех участников передачи, ведь озарение верой не предрешает того ответа, который дает "озаренный". Вот почему, как мне кажется, "призвание умников" - попытаться донести свой крест духовного поиска до конца - к Богу, как Высшей Правде, а не потеряться где-нибудь в дебрях абстрактных теорий собственного производства.

Вадим Сергиенко

- Вадим, как связана твоя сегодняшняя работа в журнале и опыт умников, наследие передачи?

- Шесть дней состязаний в "Умниках" были для меня очень радостным и светлым временем. В то же время, это были дни потрясающего напряжения и концентрации, тогда не просто решался вопрос моей будущей карьеры, но жизнь ставила передо мной "проклятые" вопросы: зачем ты живешь, что для тебя дороже всего, каким ты хочешь быть? Ответы приходилось давать на ходу: в молчании в коридоре; в слезах в раздевалке; с радостной улыбкой, общаясь с ребятами; перед микрофоном Вяземского. Именно в те дни я пережил и испытал то, что раскололо мою жизнь на две половины - до "Умников" и во время них. И эти шесть дней перевесили семнадцать лет. Я решил стать другим, тем, каким был в дни "Умников", навсегда. Какой-то святой мудрец православный сказал, что "вера - это верность лучшим дням твоей жизни" - это сущая правда, проверено.

Так что мой опыт участия в передаче и служение Богу и родине через православный журнал связаны как причина и следствие, очень естественно.

Вопрос о существовании общего для всех умников наследия передачи сложнее - все предельно субъективно, у каждого свои "Умницы и Умники". И все же православная вера Юрия Павловича Вяземского, сквозящая в его так хитро прикрываемой любви к умникам, а также служение Богу его чернобородого зама Владимира Романовича Легойды в православном журнале "Фома" являются неким капиталом умников, с которым каждому приходится считаться.

- Ребята, это интервью возможно прочитают будущие умницы и умники. Что бы вы хотели пожелать, посоветовать грядущим поколениям "с высоты прожитого"?

Николай: Найти свое призвание в жизни. Найти верных друзей, с которыми вместе можно было бы делать дело. Уверен, что передача поможет и в том, и в другом.

Виктор: Я желаю умникам и умницам постоянного и непрекращающегося поиска истины, желаю познать радость веры и любви, и желаю всегда жить чуть глубже, чуть шире, чуть напряженнее, чем с первого взгляда позволяют вам ваши возможности.

Катя: Идти вперед, развивать себя, улучшать, в том числе и в духовном плане. И за всеми соревнованиями, амбициями, переживаниями, взлетами и падениями не забывать, что вы, прежде всего, Люди, способные любить и сопереживать, помогать и сочувствовать, болеть не только за себя. И, конечно, смотреть вокруг, ведь рядом с тобой много прекрасных, умных людей. Главное - не упустить то важное, что есть рядом, в душе, в сердце, вне тебя, то, чего, кажется, легче не замечать, но без чего жизнь мало чего стоит.

Вадим: Будьте максималистами, братцы! Опасный этот путь, но очень правильный, как раз для русских мальчиков. Главное, чтобы максимализм был настоящим, подлинным, а то ведь мешок с золотом, всемирная слава и власть над миллионами людей - мелковато будет...

Савелий: Желаю дорогим братьям и сестрам по передаче стать настоящей элитой страны - не гордой, не заносчивой, а жертвенной и глубокомыслящей.

Юрий Вяземский, автор и ведущий программы "Умницы и Умники"

- Юрий Павлович, однажды в своем интервью Вы сказали, что очень хотели бы видеть своих "умников" сознательными и ответственными людьми, ответственными за себя, за людей, которые их окружают и за свою страну. Как Вы считаете, Ваши питомцы из журнала "МЫ в России и Зарубежье" приблизились к осуществлению Вашего пожелания?

- Это очень хорошее дело и зачем я буду говорить об очевидном? Другое дело, что духовное поприще - самое сложное. Здесь главное все время сохранять остроту взгляда и чувствительность сердца. Это совершенно необходимо для духовного бытия. И главное, нужно все время учитывать, что многие люди в этом нуждаются и некоторые люди не совсем понимают, что предлагает им Церковь. То есть надо быть заранее открытым и готовым к самым различным точкам зрения, надо уметь убеждать, надо быть замечательным проповедником, надо уметь находить ключик к каждой душе. В Церковь люди зачастую идут со своими самыми больными проблемами, со своими самыми страшными сомнениями, со своими вопросами, которые, может, вообще-то ответов не имеют. Такими, на которые, возможно, и Серафим Саровский не сразу бы ответил. Но главное - понять, что эти вопросы существуют и с приходящими в Церковь людьми нужного говорить на языке, который им бы был доступен, а не бубнить им некоторые куски из катехизиса или очередной молитвы, раскатывая букву "о". Потому что ты пробубнил, а человеку как было больно, так и осталось, как он был во грехе, так и остался...

Поэтому пусть сотрудники журнала "смотрят, как опасно ходят", ведь журнал "МЫ в России и Зарубежье", в общем, этим духовным путем идет.

-Но ведь это же общественно-политический журнал, а значит, напрямую на какие-то вечные вопросы не отвечает, просто предлагает своим читателям вместе осуществить некую проекцию христианских ценностей на общественно-политическую жизнь, чтобы и в жизни общественной следовать заповедям Божьим.

- А общественно-политическая жизнь и христианство разве не связаны с этими высшими вопросами? Понимаете, если на эти вечные вопросы человек не отвечает, то зачем общественно-политическая жизнь?..

Почему я счел возможным напомнить о самом главном содержании христианства? Потому что, коль скоро мы называем себя православной страной, и такое внимание у нас к Церкви, и такие усилия предпринимаются, в том числе со стороны государства, по возрождению Церкви, то должно происходить и внутренне преображение нашего народа и государства. А это значит, что цель, которую ставит журнал "МЫ в России и Зарубежье", - рассказывать о том, как государство может, по возможности, становиться все более и более христианским, исповедовать и воплощать в жизнь правила христианского поведения, христианские ценности и христианские заповеди, эта цель верная и правильная.

http://www.taday.ru/text/41627.html
Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".
Подписывайте на телеграмм-канал Русская народная линия
РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне; Артемий Троицкий; Артур Смолянинов; Сергей Кирсанов; Анатолий Фурсов; Сергей Ухов; Александр Шелест; ООО "ТЕНЕС"; Гырдымова Елизавета (певица Монеточка); Осечкин Владимир Валерьевич (Гулагу.нет); Устимов Антон Михайлович; Яганов Ибрагим Хасанбиевич; Харченко Вадим Михайлович; Беседина Дарья Станиславовна; Проект «T9 NSK»; Илья Прусикин (Little Big); Дарья Серенко (фемактивистка); Фидель Агумава; Эрдни Омбадыков (официальный представитель Далай-ламы XIV в России); Рафис Кашапов; ООО "Философия ненасилия"; Фонд развития цифровых прав; Блогер Николай Соболев; Ведущий Александр Макашенц; Писатель Елена Прокашева; Екатерина Дудко; Политолог Павел Мезерин; Рамазанова Земфира Талгатовна (певица Земфира); Гудков Дмитрий Геннадьевич; Галлямов Аббас Радикович; Намазбаева Татьяна Валерьевна; Асланян Сергей Степанович; Шпилькин Сергей Александрович; Казанцева Александра Николаевна; Ривина Анна Валерьевна

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/uploaded/files/reestr-inostrannyih-agentov-10022023.pdf

Последние комментарии
Правда Православия и ложь «христианских» либералов
Новый комментарий от Сергей
26.04.2024 12:47
Леваки назвали великого русского философа Ильина фашистом
Новый комментарий от Сергей Швецов
26.04.2024 12:34
Почему удар по Ельцину последовал из либеральной среды?
Новый комментарий от Советский недобиток
26.04.2024 12:03
История капитализма в России. Куда идем?
Новый комментарий от Советский недобиток
26.04.2024 11:50
Декоммунизация Шевченко
Новый комментарий от Потомок подданных Императора Николая II
26.04.2024 11:33
4 книги, рассказывающие о заблуждениях верующих
Новый комментарий от Сергей
26.04.2024 11:27