Русская народная линия
информационно-аналитическая служба
Православие  Самодержавие  Народность

Антипасха - праздник атеистов?

Татьянин день

14.04.2007

15 апреля, первое воскресенье после праздника Пасхи, называется в церковном календаре странным словом "Антипасха". Что это? Может быть, праздник, противоположный Пасхе? Ведь приставка "анти" - вроде бы означает "против". Не узнаем ли мы в этот день, что Христос на самом деле не воскресал?

Праздник атеистов - наверное, именно такая ассоциация может возникнуть у человека нецерковного при упоминании слова Антипасха. Но если быть корректным в переводе, то греческое слово анти значит вместо. Следовательно - Антипасха - праздник некоего восполнения, это как бы еще одна Пасха, еще одна радость встречи.

В этот день Церковь празднует встречу апостола Фомы и воскресшего Христа. Согласно Евангелию, Фома, с чьим именем устойчиво ассоциируется эпитет "неверующий", однако, не был ни богоненавистником, ни еретиком. Но имел "доброе" сомнение в том, что Христос, его Учитель, любимый и преданный, распятый и погребенный, именно Он, - будто бы воскрес. Фомы не было среди апостолов, видевших Христа сразу по Воскресении. Слова сомневающегося: "Если не увижу на руках Его ран от гвоздей и не вложу руки моей в ребра Его, не поверю" - это слова эдакого естествоиспытателя, человека, жаждущего по-настоящему пережить встречу с Богом, восполнить Пасху радостью о Христе. И Фома получает чаемое, явившийся Христос говорит ему:"Подай перст свой сюда и посмотри руки Мои; подай руку твою и вложи в ребра Мои; и не будь неверующим, но верующим", а ошеломленный Фома только восклицает: "Господь мой и Бог мой!".

Святитель Феофан Затворник размышляет: ""Господь мой и Бог мой!" - воззвал святой апостол Фома. Ощущаете ли с какою силою ухватился он за Господа и как крепко держит Его? Не крепче держит утопающий доску, на которой чает спасенным быть от потопления. Прибавим, что кто не имеет таким Господа для себя и себя в отношении к Господу, тот еще не верует в Господа, как следует... Такого рода события в духовной жизни христианина не воображаются только умом, а переживаются самым делом. Затем, как вера его, так и сочетание со Христом становятся крепки, как жизнь или смерть".

Так что Антипасха - скорее праздник для "добрых сомневающихся": жаждущих новых открытий, ищущих и горящих, готовых именно в вере подражать Фоме.

Символично, что среди православных сложилась добрая традиция венчаться на Красную горку, как еще в народе называют Фомино воскресение. Церковь, сама, как Невеста, убранная для Жениха Христа, красуется великолепием пасхального наряда, священство, облаченное в "порфиру и виссон", возглашает: "сопрязи я в единомудрии, венчай я в плоть едину", а хор, или по-церковному "лик", воспевает: "святии мученицы, добре страдальчествовавшии и венчавшиеся".

Венчание - обет верности любящих перед лицом Бога, воссоединение во Христе, а еще - выражение готовности жертвовать собой ради другого, по примеру святых мучеников. Апостол Фома и здесь является подходящим примером, ведь в конце своего земного пути он принимает мученическую смерть за христианское благовестие, жертвует жизнью ради познанного им Христа.

http://www.st-tatiana.ru/text/28445.html



РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.


Форма для пожертвования QIWI:

Вам выставят счет на ваш номер телефона, оплатить его можно будет в ближайшем терминале QIWI, деньги с телефона автоматически сниматься не будут, читайте инструкцию!

Мобильный телефон (пример: 9057772233)
Сумма руб. коп.

Инструкция об оплате (откроется в новом окне)

Форма для пожертвования Яндекс.Деньги:

Другие способы помощи

Наверх

 

Другие статьи этого автора

Другие статьи этого дня

Другие статьи по этой теме