Институт духа

0
130
Время на чтение 4 минуты
- Цель Всемирного русского народного собора, его организации, его создания - показать социальный, а в перспективе социально-политический потенциал церкви. В большинстве случаев церковь выступает как религиозный институт, но на самом деле церковь является формой национальной и социальной идентичности русского народа более чем в течение тысячелетия. В этом отношении церковь у нас отделена от государства, но она не отделена от общества. В наше время, когда снят запрет на религию, церковь, являясь частью общества и формируя общество, постепенно входит в свои права. Территория Всемирного русского народного собора - это территория социальной активности Русской православной церкви как народообразующей, духовной, культурной, этической и даже эстетической инстанции. В этом отношении объектами внимания Русского народного собора становятся темы, которые стоят в центре именно социальной проблематики, а не религиозной, не церковной.

Одиннадцатое заседание Всемирного русского народного собора посвящено проблеме бедности. Предшествующие были посвящены правам человека, экономике, национальной идентичности, месту России в мире и другим проблемам. На самом деле все эти проблемы являются остро социальными и не имеют прямого отношения к религии. Тем не менее, религиозный институт, который является народообразующей инстанцией, имеет на все эти вопросы определенные ответы или, по крайней мере, определенные позиции. Проблема бедности лежит в основе христианской этики, особенно подчеркнутой в православии. Дело в том, что три христианские конфессии - католичество, протестантизм и православие - совершенно по-разному решали проблему бедности. Это очень важно понять. В кальвинистской теологии, в протестантской теологии бедный означает плохой, в материальном неравенстве протестанты видят промысел, провидение. И отсюда возникает идея, что тот, кто богат, тот награжден богатством от Бога, а тот, кто беден, тот наказан Богом в этой жизни. Соответственно, эта идея лежит в основе капиталистической этики, и она имеет христианские корни, христианские версии кальвинистского протестантства.

Существует католическое представление о бедности и проблеме социального неравенства, экономического неравенства, социального неравенства. Здесь более сложная модель, поскольку католичество связано с идеей сословного государства, где бедность сама по себе не рассматривается как порок. Она рассматривается как некое состояние определенных типов людей, которым предлагается с этой бедностью смириться и достойно ее выносить.

И совершенно иной подход к бедности заложен в православной традиции, которая, может быть, ближе всего лежит к корням христианского вероучения и более консервативно сохраняет изначальный дух христианства. Бедность в православии рассматривается, если угодно, как добродетель. На самом деле это полная противоположность протестантского отношения к бедности. Бедный в православном понимании - значит честный, бедный - значит заслуживающий сострадания, любви и внимания. Если угодно, бедность становится парадоксальной этической ценностью в православном контексте. Именно этот момент объясняет, например, непреходящую симпатию к социальной справедливости, которая есть в русском народе, что, собственно говоря, объясняет и XX век.

Определить бедность как явление, понять его духовное содержание было призвано заседание Всемирного русского народного собора. Однако, нужно видеть другой аспект проблемы, когда бедность представляет собой социальное зло. И возникает дилемма, как выработать правильное отношение, как интерпретировать это социальное зло? Либо это естественное, закономерное следствие разделения общества на сильных и слабых, как учит протестантизм или этика социал-дарвинизма, либо необходимо обратить энергию общества на помощь бедным и сделать проблему бедности не только проблемой самих бедных, но и богатых, да и вообще всех остальных людей, имеющих определенный достаток.

Я думаю, что общий вывод дискуссий, которые проходят на 11-м Всемирном русском народном соборе, сводится именно к тому, что бедность как явление представляет собой социальное зло, бедные являются нравственным укором всему обществу, и русское общество не должно следовать путями оголтелого протестантского, западноевропейского или уже постпротестантского, атеистического капитализма, а должно сделать помощь бедным моральным императивом всех, кто хоть немножко поднимается. Иными словами, церковь призывает к обществу, основанному на принципе социальной солидарности, религиозной православной социальности. Распределение бремени материальных нагрузок на всех членов общества является православным ответом на вызов бедности. Любопытно, что представители традиционных конфессий, в частности, глава русских мусульман Талгат Таджуддин, который выступал на соборе, полностью поддержал именно такой подход, упомянув, что у мусульман имеется обязательная, можно сказать, принудительная плата десятины в пользу общины, и эта традиция является формой социальной ориентации исламского общества. Это полностью соответствует духу православного отношения к бедности. Иными словами, чем больше мы будем обращаться к социальным нормам Русской православной церкви, мы тем самым не будем углублять разницу с другими конфессиями, а наоборот, будем сближаться с ними. Наше общество станет более справедливым, в нем будет меньше бедных, если в общественной, экономической и даже социально-политической жизни России будет больше церковно-религиозных начал. Заседание Всемирного русского народного собора фактически вынесло приговор либерал-протестантизму англосаксонского западного образца, который, в настоящее время широко распространяется на современной русской почве. По сути дела, это объявление войны, потому что либерал-капитализм и его носители выступают против основной этической и историко-культурной тенденции нашего народа, противопоставляя себя ему и его традициям. Тем не менее, мне кажется, что основные идеи были изложены и сформулированы очень корректно, как и следует представителям церкви.

Нынешний собор показывает резкий рост влияния церкви на социально-политическую жизнь в России. Церковь постепенно, но неуклонно становится все более важной инстанцией при разрешении сложных социальных, этических, культурных и даже экономических проблем. Фактически церковь начинает осознавать себя социально-политической силой, не только религиозной, но и социально-политической. Площадка Всемирного русского народного собора дает то весьма корректное пространство, где этот рост может проходить взвешенно, равномерно, последовательно, не вступая в прямые конфликты. Например, церковь не должна вмешиваться в мелочи партийной жизни и не дискредитировать тем самым колоссальный авторитет русского православия.

Сейчас можно сказать, что в рамках Всемирного русского народного собора церковь все больше становится не просто социальной, но и социально-политической, но в то же время надпартийной силой. Участие в заседаниях собора многих уважаемых людей показывает, что такое видение роли православной церкви в российском обществе начинает получать признание высшего российского руководства.

Александр Дугин, руководитель Международного евразийского движения, член президиума Всемирного русского народного собора:

http://www.kreml.org/opinions/143774234?mode=print
Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".
Подписывайте на телеграмм-канал Русская народная линия
РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне; Артемий Троицкий; Артур Смолянинов; Сергей Кирсанов; Анатолий Фурсов; Сергей Ухов; Александр Шелест; ООО "ТЕНЕС"; Гырдымова Елизавета (певица Монеточка); Осечкин Владимир Валерьевич (Гулагу.нет); Устимов Антон Михайлович; Яганов Ибрагим Хасанбиевич; Харченко Вадим Михайлович; Беседина Дарья Станиславовна; Проект «T9 NSK»; Илья Прусикин (Little Big); Дарья Серенко (фемактивистка); Фидель Агумава; Эрдни Омбадыков (официальный представитель Далай-ламы XIV в России); Рафис Кашапов; ООО "Философия ненасилия"; Фонд развития цифровых прав; Блогер Николай Соболев; Ведущий Александр Макашенц; Писатель Елена Прокашева; Екатерина Дудко; Политолог Павел Мезерин; Рамазанова Земфира Талгатовна (певица Земфира); Гудков Дмитрий Геннадьевич; Галлямов Аббас Радикович; Намазбаева Татьяна Валерьевна; Асланян Сергей Степанович; Шпилькин Сергей Александрович; Казанцева Александра Николаевна; Ривина Анна Валерьевна

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/uploaded/files/reestr-inostrannyih-agentov-10022023.pdf

Александр Дугин
«Они хотят дискредитировать патриотический фронт»
Александр Дугин назвал петицию против школы Ильина операцией западных спецслужб
19.04.2024
В этом году Запад ожидают революции
Западный обыватель — главная опора грядущего восстания
18.01.2024
Все статьи Александр Дугин
Последние комментарии
Уроки двух лет операции на Украине
Новый комментарий от Павел Тихомиров
10.05.2024 02:26
«Если женщина не хочет рожать, никакие деньги не помогут»
Новый комментарий от Русский Иван
09.05.2024 20:26
«Дружба народов»: Россия и Средняя Азия
Новый комментарий от Русский Иван
09.05.2024 19:54
Царская Семья и Распутин
Новый комментарий от Русский Иван
09.05.2024 19:19