Русская народная линия
информационно-аналитическая служба
Православие  Самодержавие  Народность

От стратегических до контртеррористических операций

Александр  Рукшин, Независимое военное обозрение

02.02.2007

Напомню, что в соответствии с Федеральным законом "Об обороне" Вооруженные силы предназначены для отражения агрессии, направленной против Российской Федерации, вооруженной защиты целостности и неприкосновенности ее территории, а также выполнения задач в соответствии с федеральным законодательством и международными договорами Российской Федерации. Исходя из этого, цели применения Вооруженных сил могут быть следующими:

- защита независимости и суверенитета, территориальной целостности Российской Федерации и ее союзников, отражение агрессии, нанесение поражения агрессору, принуждение его к прекращению военных действий на условиях, отвечающих интересам Российской Федерации и ее союзников - в крупномасштабной (региональной) войне;

- локализация очага напряженности, создание предпосылок для прекращения войны, вооруженного конфликта либо для принуждения к их прекращению на ранних стадиях, нейтрализация агрессора и достижение урегулирования на условиях, отвечающих интересам Российской Федерации и ее союзников - в локальных войнах и международных вооруженных конфликтах;

- разгром и ликвидация незаконных вооруженных формирований, создание условий для полномасштабного урегулирования конфликта - во внутренних вооруженных конфликтах;

- разведение противоборствующих сторон, стабилизация обстановки, обеспечение условий для справедливого мирного урегулирования - в операциях по поддержанию и восстановлению мира.

В МИРНОЕ И ВОЕННОЕ ВРЕМЯ


Появление новых вызовов и угроз военной безопасности Российской Федерации в перспективе может потребовать адекватного применения Вооруженных сил. Поэтому возлагаемые на них задачи могут быть структурированы по основным направлениям, связанным со стратегическим сдерживанием угроз военной безопасности Российской Федерации, обеспечением экономических и политических интересов РФ, осуществлением силовых мер мирного времени и ведением военных действий.

Коротко остановлюсь на каждом из названных направлений.

Цель стратегического сдерживания не нова - это недопущение силового давления и агрессии против Российской Федерации и ее союзников - в мирное время, а также деэскалация агрессии и прекращение военных действий на приемлемых для Российской Федерации условиях - в военное время.

Основу стратегического сдерживания составляет способность стратегических сил сдерживания в ответных действиях нанести ущерб, размеры которого поставили бы под сомнение достижение целей возможной агрессии.

Использование Вооруженных сил в интересах обеспечения экономических и политических интересов Российской Федерации может быть направлено на создание условий для безопасности экономической деятельности страны или представляющих ее экономических структур, демонстрацию военной силы и военного присутствия в зонах политической нестабильности, а также обеспечение безопасности граждан Российской Федерации в районах вооруженных конфликтов.

В этих целях мы обязаны предусмотреть возможность проведения по решению президента РФ операций заданного масштаба в регионах жизненно важных экономических и политических интересов Российской Федерации с использованием группировок войск (сил) Вооруженных Сил.

Уже сегодня в соответствии с действующим законодательством, существует ряд задач, предполагающих осуществление силовых мер в мирное время.

Это и выполнение Российской Федерацией союзнических обязательств, и осуществление миротворческих операций в составе коалиций, созданных в рамках международных организаций, и силовое обеспечение режима международных санкций, введенных на основании решения Совета Безопасности ООН. Это также борьба с международным терроризмом, экстремизмом и сепаратизмом, предотвращение и пресечение диверсий и террористических актов.

Кроме того, к данным задачам относятся защита государственной границы Российской Федерации в воздушном пространстве и подводной среде, обеспечение режима чрезвычайного положения на территории РФ, а также предупреждение экологических катастроф и других чрезвычайных ситуаций, ликвидация их последствий.

И, наконец, четвертым направлением деятельности Вооруженных сил является выполнение задач в ходе ведения военных действий в интересах обороны государства.

Вооруженные силы должны быть готовы к отражению вооруженного нападения и нанесению поражения агрессору, ведению активных действий при любом варианте развязывания и ведения войн и вооруженных конфликтов.

При этом выполнение задач по обеспечению военной безопасности государства и отражению вооруженного нападения (агрессии) на Российскую Федерацию и ее союзников предлагается осуществлять Вооруженными cилами и другими компонентами военной организации государства в следующих формах:

стратегических операций, операций и боевых действий - в крупномасштабной и региональных войнах;

операций и боевых действий - в локальных войнах и международных вооруженных конфликтах;

совместных специальных операций - во внутренних вооруженных конфликтах;

контртеррористических операций - при участии в борьбе с терроризмом;

миротворческих операций - при выполнении миротворческих задач.

В целом Вооруженные силы сегодня и в будущем должны быть способны в мирное время и в чрезвычайных ситуациях, сохраняя потенциал стратегического сдерживания и выполняя задачи поддержания боеготовности, соединениями и воинскими частями постоянной готовности без проведения дополнительных мобилизационных мероприятий решать задачи одновременно в двух вооруженных конфликтах любого типа, а также осуществлять миротворческие операции как самостоятельно, так и в составе многонациональных контингентов.

В случае обострения военно-политической обстановки - осуществить стратегическое развертывание и завершить подготовку к ведению военных действий, а в военное время - отразить агрессию, обеспечить суверенитет и территориальную целостность Российской Федерации.

Применение Вооруженных Сил должно носить не только ответный характер, но предусматривать и упреждающие действия. Это очень важно. Поэтому в ходе подготовки новой редакции военной доктрины данный вопрос подлежит тщательной проработке.

НЕРАЗРЫВНАЯ СВЯЗЬ


В области строительства Вооруженных сил необходимо исходить из того, что в отличие от стран-членов НАТО, военные доктрины которых носят блоковый характер, военная доктрина Российской Федерации должна учитывать полную самодостаточность наших Вооруженных сил в обеспечении национальной безопасности страны, и, исходя из этого, должно осуществляться их строительство.

С учетом влияния всего спектра факторов и, прежде всего экономического, Генеральным штабом выработаны требования к перспективному облику Вооруженных сил, принципы и основные направления их строительства на дальнейшую перспективу. При этом главный принцип сегодня и в будущем - соизмеримость реформаторских усилий с реальными ресурсными возможностями государства.

Именно на таких позициях основываются подходы к формированию перспективного облика Вооруженных сил, которые базируются на основных принципах, выработанных Генеральным штабом:

- приоритетность невоенных средств разрешения кризисных ситуаций;

- поддержание военного потенциала страны на необходимом, достаточном для парирования угроз безопасности государства, уровне;

- создание и поддержание в мирное время минимально необходимых группировок сил и средств, отвечающих реальным угрозам и не вызывающим обеспокоенности у граничащих с нами государств.

Кроме того, выработаны принципиальные требования к российским Вооруженным силам:

- способность осуществить стратегическое сдерживание;

- высокая боевая и мобилизационная готовность;

- стратегическая мобильность;

- высокая степень укомплектованности хорошо обученным и подготовленным личным составом, в том числе военнослужащими контрактниками;

- высокая техническая оснащенность и ресурсообеспеченность.

Вместе с тем строительство Вооруженных сил осуществляется в неразрывной связи со строительством всей военной организации государства и является основой военного строительства.

Военное строительство в Российской Федерации зиждется на следующих основных принципах.

Первое. С учетом того, что силы и средства обеспечения военной безопасности государства в России минимально достаточны по своей структуре, составу и численности, дальнейшее совершенствование военной организации Российской Федерации необходимо осуществлять на основе принципа комплексного использования сил и средств обеспечения обороны и безопасности государства.

Второе. Исходя из оптимального состава военной организации государства, дальнейшее совершенствование системы военного и государственного управления осуществлять на основе принципа объединения под единым командованием усилий разновидовых и разноведомственных сил и средств по обеспечению военной безопасности в регионе.

Третье. Завершить создание и продолжить развитие межведомственных (сопряженных) унифицированных систем технического, тылового обеспечения, подготовки кадров и военного образования, что позволит ликвидировать дублирующие структуры в компонентах военной организации государства.

Четвертое. Военное строительство осуществлять на основе долгосрочных концепций и программ, которые необходимо разработать в ближайшие годы с учетом возможностей государства по финансово-экономическому обеспечению мероприятий военного строительства.

Пятое. С учетом сложной демографической ситуации в России продолжить совершенствование системы комплектования компонентов военной организации государства. При этом особое внимание обратить на совершенствование системы комплектования войск (сил) рядовым и сержантским составом при сохранении смешанного способа комплектования (по контракту и призыву). То есть необходимо создать дееспособный сержантский корпус.

Шестое. Планирование военного строительства на основе экономических возможностей государства предопределяет осуществлять рациональное распределение выделяемых на нужды обороны ассигнований, исходя из задач, возложенных на военную организацию государства, а не на отдельные ее компоненты. А этого можно достичь, только организовав планирование военного строительства программно-целевым методом, суть которого заключается в определении конечной цели, а также взаимообусловленной, взаимосвязанной по содержанию системы мероприятий на долгосрочную, среднесрочную и краткосрочную перспективу.

В свою очередь строительство российских Вооруженных сил должно иметь в виду такие моменты.

Первое. Вооруженные силы приведены к оптимальной трехвидовой структуре: Сухопутные войска, Военно-воздушные силы и Военно-морской флот. По существу реализован принцип применения войск (сил) по сферам вооруженной борьбы - суша, воздух-космос, море. В обозримом будущем, на наш взгляд, необходимо сохранять эту структуру. При этом мы не исключаем включение отдельных родов войск Вооруженных сил в родственные виды ВС.

Второе. В целях гарантированного выполнения задачи стратегического сдерживания крупномасштабной агрессии против Российской Федерации и ее союзников потенциал стратегических сил сдерживания и в дальнейшем необходимо поддерживать на минимально достаточном уровне. При этом надо в одинаковой мере развивать наземные, авиационные, морские компоненты стратегических ядерных сил, так называемую ядерную триаду.

Третье. В ближайшей и дальнейшей перспективе пристальное внимание нужно уделять развитию боеспособных сил общего назначения.

Необходимо продолжить мероприятия по созданию самодостаточных группировок войск (сил) постоянной готовности на стратегических направлениях и обеспечению их мобильности. Спланировать последовательное увеличение количества соединений и воинских частей постоянной готовности, в первую очередь в истребительной и армейской авиации, в войсках противовоздушной обороны, а также усиление сил и средств разведки, связи и радиоэлектронной борьбы.

Четвертое. Отражение крупномасштабной агрессии против Российской Федерации потребует проведения мобилизационных мероприятий. С учетом этого необходимо совершенствовать и такой компонент Вооруженных сил, как база мобилизационного развертывания. При этом, по нашему мнению, она должна содержаться на таком уровне, чтобы не раздувать затраты на Вооруженные силы в мирное время и гарантированно обеспечить развертывание ВС до штатов военного времени.

Пятое. Характер современной вооруженной борьбы предопределяет необходимость дальнейшего развития Военно-воздушных сил и системы противовоздушной обороны Российской Федерации в направлении повышения возможностей по борьбе с современными и перспективными средствами воздушно-космического нападения противника, в том числе с высокоточным управляемым и нестратегическим ракетным оружием. В этом вопросе необходимо идти еще дальше и сформировать полноценную систему воздушно-космической обороны Российской Федерации на основе приведения группировок войск и сил, выполняющих задачи ВКО, их боевого и численного состава, возможностей, степени боевой готовности и напряженности боевого дежурства в соответствие с уровнем развития СВКН, существующей и прогнозируемой степенью угрозы воздушно-космического нападения на РФ и ее союзников.

Шестое. Создание современной Российской армии невозможно без модернизации вооружения, военной и специальной техники, поддержания ее в боеготовом состоянии, разработки и принятия на вооружение новых образцов и систем оружия.

http://nvo.ng.ru/concepts/2007-02-02/5_operations.html



РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.


Форма для пожертвования QIWI:

Вам выставят счет на ваш номер телефона, оплатить его можно будет в ближайшем терминале QIWI, деньги с телефона автоматически сниматься не будут, читайте инструкцию!

Мобильный телефон (пример: 9057772233)
Сумма руб. коп.

Инструкция об оплате (откроется в новом окне)

Форма для пожертвования Яндекс.Деньги:

Другие способы помощи

Наверх

 

Другие статьи этого автора

Другие статьи этого дня

Другие статьи по этой теме