itemscope itemtype="http://schema.org/Article">

Орган стратегического планирования

20 февраля - день Главного оперативного управления Генерального штаба Вооруженных Сил РФ

0
918
Время на чтение 17 минут
20 февраля отмечает свой день рождения один из ведущих органов Генерального штаба Вооруженных Сил Российской Федерации - Главное оперативное управление. Ему исполняется 303 года. На фоне развернувшегося в нашей армии поиска своих исторических корней эта дата выглядит достойной и исторически справедливой.

История органов оперативного управления Русской армии действительно насчитывает не одну сотню лет. Их прообразом были чины походно-полевой службы, введенные в полках "нового строя" при царе Алексее Михайловиче в 30-е годы XVII века, - полковые сторожеставцы и станоставцы. В середине XVII века полковых сторожеставцев и станоставцев по примеру армий западно-европейских государств стали именовать квартирмейстерами. Впервые обязанности чинов квартирмейстерской службы были определены в Воинском уставе 1698 года, автором которого был принятый на русскую службу немецкий генерал А. Вейде.

В стройную централизованную систему квартирмейстерская служба сложилась в годы Северной войны (1700 - 1721 гг.). После неудачного Нарвского сражения главнокомандующий армией в Лифляндии генерал-фельдмаршал Б.П. Шереметев направил доклад на имя Петра I, в котором одной из причин неудачи указал на отсутствие генерал-квартирмейстера как своего помощника по всем вопросам, касающимся расположения и передвижения войск. "Нужно, надобно, и без того пробыть нельзя", - писал он царю. 9(20) февраля 1702 года высочайшей резолюцией в Русской армии учреждается должность генерал-квартирмейстера, на которую назначается князь А.Ф. Шаховской. Тем самым было положено начало созданию системы органов оперативного управления, основными задачами которых были и остаются подготовка предложений по планированию применения войск и обеспечение управления ими в ходе боевых действий.

После знаменитого Полтавского сражения, в феврале 1711 г., Петр I утверждает первые "Штатные положения Генерального штаба", в которых закрепляет учреждение должности генерал-квартирмейстера как главы квартирмейстерской службы.

Должностные обязанности квартирмейстеров - от ротного фурьера (от нем. fuhren - вести) до генерал-квартирмейстера при главнокомандующем - были закреплены в петровском Воинском уставе 1716 г. На них возлагалось изучение театров военных действий, организация размещения и передвижения войск в мирное и военное время, сбор сведений о противнике, ведение карт, составление отчетов о военных действиях и т.п. Одновременно с уставом были утверждены и новые "Штатные положения Генерального штаба": должности квартирмейстеров вводились во всех воинских организмах от роты до армии.

Первоначально квартирмейстерские органы создавались только в штабах действующей армии (на период боевых действий). В мирное время подготовке квартирмейстеров уделялось мало внимания. Да и сам Генеральный штаб понимался тогда не как орган военного управления, а как собрание высших военных чинов. Такое положение отрицательно сказалось на состоянии управления Русской армией в ходе Семилетней войны (1756 - 1763 гг.), несмотря на ряд одержанных Россией побед.

Екатерина II, вступив на престол, назначила военную комиссию для выработки мер по реформированию армии. Комиссия предложила реорганизовать Генеральный штаб в особый орган военного управления, "дабы оному, обще с генерал-квартирмейстерами, яко главными в том штабе классами, во время мира состоять под единственным ведением главного над всем... войском". В предложениях были изложены и основные задачи Генерального штаба: в мирное время сбор сведений о вероятном противнике, ведение карт дислокации войск, планирование военных кампаний, определение путей движения и снабжения войск, а в военное время - выделение офицеров-квартирмейстеров в армии и корпуса, чтобы вести войска в соответствии с разработанными планами.

14(25) января 1763 г. Екатерина II утвердила предложения военной комиссии и штат Генерального штаба. Впервые в истории Русской армии создавался постоянно действующий орган военного управления, которому вменялось в обязанность в мирное время заниматься вопросами подготовки к будущим войнам.

Вся последующая история квартирмейстерской службы связана с Генеральным штабом, в состав которого она неизменно входила при всех реорганизациях, а порой брала на себя и полное выполнение его функций (в период упразднения Генерального штаба с 1796 по 1827 г.).

Первоначально в Генеральном штабе состояли только чины квартирмейстерской службы. В последующем в нем были созданы секретная экспедиция (для передачи войскам приказов боевого управления), чертежное бюро (для ведения картографических работ), а также научная библиотека - для "ученых занятий" офицеров-квартирмейстеров.

Исторический факт. До 1770 г. в должности обер-квартирмейстера в Генеральном штабе проходил службу М.И. Голенищев-Кутузов - будущий генерал-фельдмаршал, главнокомандующий Русской армией в Отечественную войну 1812 г. Так что этого выдающегося полководца офицеры Главного оперативного управления считают своим сослуживцем.

По вступлении на престол Павла I в 1796 г. управление квартирмейстерской частью было изменено. Генеральный штаб упразднялся, а вместо него создавалась подчинявшаяся непосредственно царю Свита по квартирмейстерской части. В отличие от Генерального штаба у свиты не было ни постоянного штата, ни особой формы одежды; она представляла собрание военных чинов, порой слабо сведущих в вопросах военного управления. Участие России в войнах против наполеоновской Франции (1799 - 1804 гг.) выявило этот недостаток в полной мере.

Император Александр I начал предпринимать шаги по укреплению органов военного управления. Правда, Свита по квартирмейстерской части сохранила свою самостоятельность и после создания в 1802 г. Военного министерства. В мае 1810 г. на должность генерал-квартирмейстера свиты был назначен большой знаток военного дела и штабной культуры генерал П.М. Волконский. Накануне Отечественной войны 1812 г. при его непосредственном участии был разработан важный уставной документ - "Учреждение для управления большой действующей армией", в котором подробно излагались права и обязанности чинов квартирмейстерской части по управлению войсками в военное время.

В годы Отечественной войны генерал-квартирмейстер свиты, периодически выезжая в действующую армию, находился при императоре как его главный военный советник. Офицеры квартирмейстерской части практически все были распределены по воинским частям. За годы войны некоторые из них в знак признания личных заслуг в деле управления войсками были причислены к гвардии и образовали гвардейский Генеральный штаб.

После Отечественной войны последовало преобразование органов управления военного времени. В июне 1827 г. Свита по квартирмейстерской части вновь преобразуется в Генеральный штаб, во главе которого был поставлен генерал-квартирмейстер. В 1832 г. все сохранившиеся с войны органы военного управления, получив иное наименование, функции и организацию, вошли в состав Военного министерства. На правах департамента в состав Военного министерства был включен и Генеральный штаб.

Выполнение обязанностей по квартирмейстерской части требовало специального военного образования. В этой связи большое значение имело открытие 26 ноября 1832 г. в Петербурге Военной академии, специально предназначенной для подготовки офицеров Генерального штаба (с 1855 г. она стала именоваться Николаевской академией Генерального штаба). С началом деятельности академии к Генеральному штабу было запрещено причислять офицеров без высшего военного образования. Исключение делалось только для имеющих особые военные заслуги.

В ходе военных реформ 60-70 годов XIX века, получивших название "милютинских", система военного управления была реорганизована. Департамент Генерального штаба был преобразован в Главное управление Генерального штаба (ГУГШ). Военный министр Д.А. Милютин, сам бывший "из квартирмейстеров", стремился превратить ГУГШ в свой рабочий орган, охватывающий все основные вопросы руководства вооруженными силами в мирное и военное время. Однако многие начинания Милютина были либо отвергнуты, либо забыты его последователями на посту военного министра.

После неудачной для России войны с Японией последовала череда организационных преобразований. В 1905 г. восстанавливается должность начальника Генерального штаба как самостоятельного военного руководителя, подчиненного непосредственно царю. Его рабочим органом стало ГУГШ. Однако уже в 1908 г. начальник Генштаба вновь был подчинен военному министру, а ГУГШ введено в состав Военного министерства.

В 1910 г. были приняты новые структура и положение о Главном управлении Генерального штаба. Ведущим органом ГУГШ был отдел генерал-квартирмейстера, а сам генерал-квартирмейстер, согласно положению, являлся "ближайшим сотрудником начальника Генерального штаба по всем вопросам и делам, касающимся размещения, передвижения и службы войск, их боевой подготовки и мобилизационной готовности".

С началом Первой мировой войны благодаря деятельности ГУГШ в запланированные сроки были проведены мобилизация, сосредоточение и развертывание войск на театрах военных действий. Кстати, некоторые фрагменты этой работы образно раскрыты в известном историческом романе В. Пикуля "Честь имею".

Из руководящего состава ГУГШ была сформирована Ставка Верховного Главнокомандующего. Две трети штаба Ставки составляли офицеры отдела генерал-квартирмейстера. Начальник отдела генерал-майор Ю.Н. Данилов стал генерал-квартирмейстером при Верховном Главнокомандующем.

Накануне Октябрьской революции отдел генерал-квартирмейстера разделили. На отдел 2-го генерал-квартирмейстера возлагались вопросы военной разведки и контрразведки. В ведении отдела 1-го генерал-квартирмейстера остались только вопросы оперативного характера.

После Октября новая власть стала создавать собственные органы военного управления. Хотя формально ГУГШ существовало до мая 1918 года, заметной роли в управлении войсками оно уже не играло. Тем не менее опыт и организаторские способности многих "старорежимных" военспецов были востребованы новой властью и заложили первоосновы штабной культуры органов оперативного управление советского периода. Достаточно сказать, что практически все создаваемые советской властью органы оперативного управления возглавлялись и укомплектовывались выпускниками Академии Генерального штаба. Среди них главнокомандующие вооруженными силами республики И.И. Вацетис и С.С. Каменев, начальники Всероссийского главного штаба и Полевого штаба Реввоенсовета республики генералы Н.И. Раттэль, Ф.В. Костяев, А.А. Свечин, М.Д. Бонч-Бруевич, П.П. Лебедев, начальники оперативных управлений генералы Н.А. Сулейман, С.Н. Кузнецов, В.И. Михайлов, полковники С.А. Меженинов, Б.М. Шапошников. Всего в 1918 - 1920 гг. в корпусе Генерального штаба РККА состояло 639 офицеров, в т.ч. 252 генерала. Эти факты дают право говорить об исторической преемственности Красной Армией штабной культуры и традиций старой Русской армии.

3 марта 1918 года для руководства обороной Советской Республики и организации Вооруженных Сил постановлением Совнаркома РСФСР был образован Высший военный совет. При Высшем военном совете в качестве рабочего органа создается штаб, начальником которого назначается генерал-майор Русской армии Н.И. Раттэль. Оперативное управление штаба возглавил также бывший генерал Н.А. Сулейман (первоначально должность начальника оперативного управления называлась "генерал-квартирмейстер"), а его помощником по оперативной работе был назначен бывший полковник Генерального штаба Б.М. Шапошников (впоследствии Маршал Советского Союза, начальник Генерального штаба Красной Армии).

В целях упорядочения структуры и работы центральных органов военного управления в мае 1918 года происходит их реорганизация. Органы бывшего Военного министерства, в том числе и ГУГШ, расформировываются и учреждается Всероссийский главный штаб (Всеросглавштаб), на который возлагается решение вопросов мобилизации, формирования, устройства и обучения Красной Армии, а также разработка штатов, уставов, инструкций и положений для войск.

В составе Всеросглавштаба также создается оперативное управление, сотрудники которого разрабатывали планы военных действий и инженерной обороны страны, готовили еженедельные оперативные сводки по фронтам, ежемесячные отчеты о проведенных операциях, карты расположения своих войск и войск противника, статистические описания военных округов.

В результате оперативное руководство войсками оказалось децентрализовано и разделено между несколькими органами управления.

С целью объединения руководства Вооруженными Силами в руках ответственного перед правительством единого органа высшей военной власти постановлением ВЦИК от 2 сентября 1918 г. создается Революционный военный совет республики (РВСР) и учреждается должность главнокомандующего вооруженными силами республики, на которую назначается И.И. Вацетис.

Рабочим органом РВСР и главнокомандующего, через который осуществлялось оперативно-стратегическое руководство армией и флотом, стал штаб РВСР, сформированный на основе упраздненного штаба высшего военного совета. Его начальником остался Н.И. Раттэль.

2 октября 1918 г. штаб РВСР переименовывается в Полевой штаб РВСР. Одновременно расформировывается оперативное управление Всеросглавштаба. С этого момента оперативное управление Полевого штаба РВСР становится единственным органом оперативного руководства войсками. Его первым начальником стал опытный генштабист, бывший генерал Русской армии В.И. Михайлов.

На оперативное управление возлагались: разработка стратегических планов по указанию главного командования, директив и оперативных заданий фронтам; ведение учета вооруженных сил, их группировок на фронтах и дислокации внутри государства; организация оперативных перевозок войск; руководство войсковой разведкой; сбор и обработка сведений о противнике; организация военно-топографической службы; обобщение боевого опыта; ведение переписки с Наркоматом иностранных дел по военно-дипломатическим вопросам.

С октября 1919 г. по февраль 1921 г. Оперативное управление Полевого штаба возглавлял Б.М. Шапошников. Находясь на этом посту, он принимал активное участие в разработке плана контрнаступления против деникинских войск в октябре 1919 года, кампании 1920 года на Юго-Западном, Западном фронтах и в Крыму. Наряду с разработкой стратегических планов разгрома внутренней контрреволюции и интервентов, Б.М. Шапошников немало сделал и для претворения их в жизнь, проявляя при этом инициативу и твердость в управлении войсками.

В ходе военной реформы 1924-1925 гг. органы военного управления вновь подвергаются реорганизации. В соответствии с приказом РВС СССР в 1924 г. на базе Штаба РККА создаются три самостоятельных органа: Административный штаб - Управление РККА; Штаб подготовки войск - Инспекторат РККА и Оперативный штаб - Штаб РККА. "...Оперативный штаб, - отмечал его начальник и комиссар М.В. Фрунзе, - должен стать не только мозгом Красной Армии - он должен стать военным мозгом всего нашего Советского государства". Содержание этого крылатого выражения прекрасно раскрыл в своем фундаментальном труде "Мозг армии" Б.М. Шапошников.

Очень скоро стало ясно, что проведенная реорганизация неудачна. Поиск оптимальной структуры высшего военного управления занял практически все предвоенные годы. Постановлением СНК от 22 сентября 1935 г. вместо Штаба РККА создается Генеральный штаб РККА. Это преобразование позволило сосредоточить в одних руках все вопросы управления Вооруженными Силами. Так, в Оперативном управлении, помимо 5 отделов по ТВД, были образованы отделы авиации и ПВО, морской, оперативной подготовки, связи, шифровальный.

Главными в работе Оперативного управления Генерального штаба в предвоенный период были вопросы повышения боеспособности и боевой готовности войск (сил). Его сотрудникам приходилось внимательно следить за развитием международной обстановки и делать соответствующие выводы при разработке оперативных планов, принимать меры по укреплению как западных, так и дальневосточных границ государства.

В 1938 г. был принят План развития и реорганизации РККА на третью пятилетку (1938 - 1942). Планом предусматривались усиление ударной мощи и оперативной маневренности РККА за счет увеличения стрелковых войск, артиллерии (войсковой и Резерва Главного Командования) и воздушных сил, создание крупных автомобильных соединений РГК оперативного назначения, дальнейшая моторизация тыла. Была отменена территориальная система строительства армии.

После утверждения плана в Оперативном управлении началась разработка основ стратегического развертывания армии. Руководил этой работой непосредственно начальник Генерального штаба Б.М. Шапошников. Она осуществлялась в условиях нарастающей угрозы возникновения новой мировой войны. К вероятным противникам были отнесены государства фашистского блока и их союзники на западе, милитаристская Япония на востоке.

Работа над этим важнейшим стратегическим документом шла очень трудно. Динамичные изменения военно-политической и стратегической обстановки на фоне возрастающей угрозы агрессии со стороны Германии и ее сателлитов требовали как никогда сосредоточенной и профессиональной работы офицеров-операторов по уточнению документов оперативно-стратегического планирования, в то время как развернувшаяся борьба с "врагами народа", репрессии против руководителей и ответственных работников Генерального штаба создавали атмосферу нервозности, неуверенности и сомнения в правоте принимаемых решений. Достаточно сказать, что за четыре предвоенных года сменились четыре начальника Генерального штаба (маршалы А.И. Егоров, Б.М. Шапошников, генералы армии К.А. Мерецков, Г.К. Жуков) и восемь (!) начальников Оперативного управления. В этом проявилась известная недооценка И.В. Сталиным и наркомом обороны К.Е. Ворошиловым роли Генерального штаба как основного рабочего органа Главного Командования по оперативно-стратегическому планированию и руководству вооруженной борьбой. Только с назначением начальником Генерального штаба в феврале 1941 года генерала армии Г.К. Жукова отношение к Генеральному штабу стало меняться в лучшую сторону.

Несмотря на неблагоприятные условия, в Оперативном управлении был разработан и в октябре 1940 года утвержден "План стратегического развертывания Вооруженных Сил Советского Союза на Западе и на Востоке на 1940 - 1941 годы". Одновременно были разработаны частные планы возможных боевых действий против Финляндии, Румынии и Турции, что придавало общему замыслу гибкость и обеспечивало возможность развертывания группировок войск в зависимости от складывающейся обстановки.

В стратегическом отношении концепция плана была верной: он исходил из неизбежности вооруженного столкновения Советского Союза и фашистской Германии, адекватно отражал состояние и тенденции развития военно-политической обстановки, основывался на теоретических положениях советского военного искусства относительно характера возможной войны и способов отражения нападения противника.

В то же время необходимо признать, что план содержал серьезные просчеты относительно начала, сроков и последовательности развертывания противником боевых действий в начальном периоде войны. Генеральный штаб не смог "просчитать" возможность внезапного перехода германских войск в наступление всеми имеющимися и заранее развернутыми силами на всех стратегических направлениях.

Великая Отечественная война стала суровым испытанием для нашего народа и его армии. Нелегко она далась и коллективу Оперативного управления. Процесс становления и выработки собственного стиля работы продолжался до осени 1942 года. Только к этому времени, как отмечает в своих мемуарах С.М. Штеменко, организационные формы Генерального штаба пришли в соответствие с содержанием его работы. Канули в прошлое авралы. Установилась планомерность, позволявшая глубоко обдумывать обстановку и вытекающие из нее задачи, все рассчитать во времени и пространстве, каждое оперативное мероприятие должным образом обосновать. Сложился опытный, работоспособный и дружный коллектив офицеров-операторов.

Оперативное управление стало ведущим органом Генерального штаба, его основным рабочим ядром, "задающим генератором". Ни один вопрос не решался начальником Генерального штаба, если он не был согласован с Оперативным управлением. В свою очередь Оперативное управление постоянно запрашивало мнение других управлений Генштаба и Наркомата обороны и только после согласования всех вопросов по конкретной проблеме докладывало их начальнику Генерального штаба для принятия решения. В годы войны управление возглавляли такие выдающиеся военачальники, как А.М. Василевский, Н.Ф. Ватутин, А.И. Антонов, С.М. Штеменко.

Оперативное управление накопило богатейший опыт решения многих проблем планирования и организации боевых действий войск. Достаточно сказать, что за годы войны с его участием было разработано свыше 300 операций фронтов и групп фронтов, из которых более 50 относятся к разряду стратегических. Многие из них составили золотой фонд мирового военного искусства.

После войны была проведена новая реорганизация высших органов военного управления. 23 марта 1946 г. в соответствии с приказом начальника Генерального штаба Оперативное управление реорганизуется в Главное оперативное управление Генерального штаба. Первым начальником ГОУ - заместителем начальника Генерального штаба был назначен генерал-полковник С.М. Штеменко.

Неоднократно подвергаясь реорганизациям и в последующие годы, Главное оперативное управление сохранило и упрочило свою роль ведущего органа управления войсками в мирное и военное время.

В настоящее время Главное оперативное управление является органом военного управления Вооруженных Сил, предназначенным для организации и осуществления планирования строительства, развития, подготовки и применения Вооруженных Сил, оперативного управления войсками (силами) в мирное и военное время.

К основным направлениям деятельности ГОУ относятся анализ военно-политической обстановки в мире, участие в определении источников военных угроз безопасности Российской Федерации и подготовка предложений военно-политическому руководству государства по вопросам военного строительства; определение основных направлений строительства Вооруженных Сил, координация разработки планов строительства других войск, воинских формирований и органов; стратегическое и оперативное планирование применения Вооруженных Сил; организация оперативной подготовки органов управления высшего звена; оперативное управление войсками (силами) в мирное и военное время.

ГОУ организовывает взаимодействие Вооруженных Сил с федеральными органами исполнительной власти, в составе которых имеются другие войска, воинские формирования и органы, а также со Штабом по координации военного сотрудничества государств - участников Содружества Независимых Государств, Объединенным штабом Организации Договора о коллективной безопасности.

2005 год является во многом знаковым как для Главного оперативного управления, так и для Вооруженных Сил России. Исходя из установленного пятилетнего цикла планирования в течение года необходимо принять решения по важнейшим вопросам, которые определят будущий облик Вооруженных Сил России.

При непосредственном участии Главного оперативного управления ведется работа по определению перспектив развития военной организации государства на период до 2015 года и нового плана строительства Вооруженных Сил на 2006 - 2010 годы, соответствующих планов видов и родов войск Вооруженных Сил, а также других войск, воинских формирований и органов.

Неустанного внимания требует уточнение плана применения Вооруженных Сил с целью адаптирования форм и способов применения войск (сил) к новым вызовам и угрозам национальной безопасности.

ГОУ принимает активное участие в формировании предложений в проект новой Государственной программы вооружения на 2006 - 2015 годы.

Одной из приоритетных задач является работа по наращиванию группировки войск (сил) постоянной готовности, осуществление контроля за системой боевой и мобилизационной готовности и оказание методической помощи органам военного управления в этих вопросах.

Организация и контроль осуществления в Вооруженных Силах мероприятий антитеррористической деятельности - также работа, возложенная на ГОУ.

Эффективным средством поддержания боевой готовности органов военного управления и войск (сил) является оперативная подготовка. В ходе ее мероприятий вырабатывается единый подход к организации военных действий и управлению войсками (силами), осуществляется слаживание штабов, оценивается реалистичность планов оперативного и стратегического развертывания, исследуются новые формы и способы применения войск (сил).

Организация и контроль за проведением мероприятий оперативной подготовки составляет важное направление деятельности ГОУ. При этом хочу подчеркнуть, что количество мероприятий оперативной подготовки имеет стойкую тенденцию к увеличению и никак не связано с плановым сокращением Вооруженных Сил.

Одной из крупных задач, решаемых ГОУ, является освоение новых уставных документов по руководству Вооруженных Сил, подготовке и ведению военных действий, службе оперативных штабов - по существу, "настольных книг" всех офицеров-операторов.

Ситуация в мире такова, что ГОУ все больше и больше приходится втягиваться в международное военное сотрудничество: вопросы стратегической стабильности, обеспечения региональной безопасности, организация борьбы с международным терроризмом, взаимодействие в рамках Совета Россия - НАТО, реализация договоренностей по сокращению стратегических наступательных потенциалов, нераспространению оружия массового уничтожения приобрели сегодня важное значение для обеспечения военной безопасности государства.

Приоритетным направлением остается укрепление отношений с государствами СНГ, прежде всего с участниками Организации Договора о коллективной безопасности. При активном и деятельном участии ГОУ создан и начал функционировать орган военного управления ОДКБ - Объединенный штаб, на который возложен широкий круг задач по созданию системы коллективной безопасности.

Хочу отметить, что коллектив Главного оперативного управления в целом успешно справляется со своими обязанностями, подтверждая роль ведущего органа Генерального штаба, направляющего, координирующего и объединяющего деятельность органов военного управления, федеральных органов исполнительной власти в вопросах строительства, подготовки и применения Вооруженных Сил, других войск и воинских формирований в интересах обороны Российской Федерации.

История Главного оперативного управления - это не архив, а арсенал, хранящий подходы к решению многих современных задач по совершенствованию стиля и методов работы органов оперативного управления. Поэтому закономерно, что из Главного оперативного управления и его предшественников вышла замечательная плеяда крупных военачальников, оставивших заметный след в военной истории России. Среди них "спаситель Отечества" в войну 1812 г. М.И. Голенищев-Кутузов, начальники Генерального штаба Маршалы Советского Союза Б.М. Шапошников, А.М. Василевский, С.Ф. Ахромеев, генералы армии С.М. Штеменко, А.И. Антонов, А.И. Грибков, В.И. Варенников, А.В. Квашнин. 15 лет службы связывают с ГОУ и нынешнего начальника Генерального штаба генерал-полковника Ю.Н. Балуевского.

Сегодня, выполняя возложенные на Генеральный штаб сложные и ответственные задачи, Главное оперативное управление стремится использовать богатый опыт своей истории в интересах укрепления военной безопасности и обороноспособности России, повышения боевого потенциала ее Вооруженных Сил.

И еще об одном. 20 февраля мы рассматриваем не только как день рождения Главного оперативного управления Генерального штаба, но и как профессиональный праздник всех офицеров-операторов российских Вооруженных Сил. Позвольте через вашу газету поздравить представителей этой сложной и ответственной военной профессии, пожелать им доброго здоровья, благополучия и дальнейших успехов в ратном служении Отечеству!

Начальник Главного оперативного управления - заместитель начальника Генерального штаба Вооруженных Сил Российской Федерации генерал-полковник Александр РУКШИН

19.02.2005
Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".
Подписывайте на телеграмм-канал Русская народная линия
РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне; Артемий Троицкий; Артур Смолянинов; Сергей Кирсанов; Анатолий Фурсов; Сергей Ухов; Александр Шелест; ООО "ТЕНЕС"; Гырдымова Елизавета (певица Монеточка); Осечкин Владимир Валерьевич (Гулагу.нет); Устимов Антон Михайлович; Яганов Ибрагим Хасанбиевич; Харченко Вадим Михайлович; Беседина Дарья Станиславовна; Проект «T9 NSK»; Илья Прусикин (Little Big); Дарья Серенко (фемактивистка); Фидель Агумава; Эрдни Омбадыков (официальный представитель Далай-ламы XIV в России); Рафис Кашапов; ООО "Философия ненасилия"; Фонд развития цифровых прав; Блогер Николай Соболев; Ведущий Александр Макашенц; Писатель Елена Прокашева; Екатерина Дудко; Политолог Павел Мезерин; Рамазанова Земфира Талгатовна (певица Земфира); Гудков Дмитрий Геннадьевич; Галлямов Аббас Радикович; Намазбаева Татьяна Валерьевна; Асланян Сергей Степанович; Шпилькин Сергей Александрович; Казанцева Александра Николаевна; Ривина Анна Валерьевна

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/uploaded/files/reestr-inostrannyih-agentov-10022023.pdf

Александр Рукшин
Все статьи Александр Рукшин
Последние комментарии
О красных и белых
Новый комментарий от Потомок подданных Императора Николая II
29.03.2024 00:26
Пикник на обочине Москвы
Новый комментарий от Vladislav
29.03.2024 00:17
«Такого маршала я не знаю!»
Новый комментарий от учитель
29.03.2024 00:00
Если всерьёз об Эдмунде Шклярском и о «Пикнике»
Новый комментарий от С. Югов
28.03.2024 23:30
«Не плачь, палач», или Ритуальный сатанизм
Новый комментарий от Калужанин
28.03.2024 22:04
Молчать нельзя осаживать
Новый комментарий от Александр Тимофеев
28.03.2024 21:09
Прежней «половинчатой» жизни больше не будет
Новый комментарий от С. Югов
28.03.2024 20:04