Среди грозных событий того времени судил Господь о.Александру ступить на стезю своего служения в качестве военного священника. Его направляют в армию полковым священником Ставропольской дивизии. Знаменателен и уникален такой факт из военной биографии о.Александра: под селом Вишневым немецкие войска вступили в бой с частями Русской армии. Силы были неравны. Наши войска терпели поражение. Был убит командир роты, войска дрогнули. И тогда о.Александр в рясе, с крестом в высоко поднятой руке поднимает солдат в атаку. Бой был выигран. За личное мужество и героизм о.Александр был награжден солдатским Георгиевским крестом.
17 ноября Ленин подписывает указ о всеобщей демобилизации Русской армии. О. Александр переправляется на Юг Украины, где в то время формировалось ядро Русской Добровольческой армии под руководством генерала Деникина.
После войны о.Александр переезжает в Киев, где живут родственники жены. Здесь получает приход в церкви Св. Троицы.
Обстановка в городе накалена. Власть меняется не по дням, а по часам: поляки, красные, белые, махновцы, петлюровцы и т.д.
5 февраля 1918г. победой Красной армии под руководством Щорса в Киеве устанавливается большевистская власть. Начинается "Красный террор".
В числе первых 3000 арестованных под лозунгами "Красного террора" оказывается и о.Александр. Обреченных людей свозят в Октябрьский дворец культуры, где в мрачных подвалах зверски пытают, а затем расстреливают как "врагов Советской власти". С особой изощренностью издевались над священством.
Избитый до неузнаваемости, в изорванной одежде возвращается он домой. Осознавая мощное влияние о.Александра на прихожан, власти запрещают ему читать проповеди. Чувствуя личную ответственность за чистоту христианской нравственности народа, о.Александр принимает участие в религиозных диспутах. Примечателен приезд в Киев наркома просвещения А.Луначарского. С большой помпой по городу было объявлено об атеистической дискуссии наркома со священником Александром Вишняковым.
Послушать "златоуста" советской власти собрался полный зал. В интеллектуальном бою сошлись две непримиримые силы. Но "Бог поругаем не бывает". Мощная эрудиция о.Александра, его глубокая вера, блестящий талант красноречия наголову разбивают бесовскую доктрину глашатая безбожной власти. Нарком остается посрамленным.
В Киеве стали закрывать церкви. В Троицком храме сократили время служб. О.Алескандра с семьей (женой и двумя детьми, младшему из которых не было и года) выгоняют из церковного дома на улицу. На квартире, которую снял о.Александр, производятся бесконечные обыски. Ввиду временно введенных автокефалий возникают церковные расколы на национальной почве. Уже в 1920г. на Украине создается Всеукраинская церковная рада, которая отвергает всех епископов, как ставленников Москвы.
Провозглашается автокефалия, "посвящается" в митрополиты всея Украины лишенный сана Василий Липковский. Возникает множество группировок, призывающих к "революции" в Церкви, к "всестороннему обновлению". В 1922г. арестовывают Патриарха Тихона.
о.Александр проводит серьезную пастырскую работу, бесстрашно защищая Церковь от нападок обновленцев и автокефалистов.
В конце 30-х годов снова усиливается гонение на Церковь. Решением пресловутой "тройки" о.Александр приговаривается к тюремному заключению с последующей ссылкой на три года. Трудно приходится и его семье в Киеве. Жена и сын голодают, на работу жену не берут, сына исключают из нескольких школ, как родственников "врага народа". За квартиру платить нечем. Не выдержав испытаний жена о.Александра оформляет с ним развод.
Батюшка узнает об этом вернувшись из ссылки (1940г.).
Куда идти? Дома нет, церковь закрыта, в паспорте отметка об отбытии заключения. Вокруг - зловещий быт тех лет: предательство близких и друзей, недоверие, подозрительность, злоба. Он едет в Москву, где местоблюститель Патриаршего престола Митрополит Сергий (Старогородский) постригает его в монашество в чин архимандрита.
Грядет 1941 год. В день Всех святых в Земле Российской просиявших начинается Великая Отечественная война. Но уже в первый день войны Местоблюститель Патриаршего престола митрополит Сергий обращается с "Посланием" к русскому народу, в котором призывает православных к защите Отечества. В Киев "Послание" привозит митрополит Николай, и вместе с о.Александром они развозят обращение по всем церквям Киева. Ежедневно батюшка читает на службах "Послание" митрополита прихожанам.
Вскоре после начала войны до Киева стали доходить известия об уничтожении евреев в Житомире и Виннице. Киевские евреи стали обращаться к о.Александру с просьбой окрестить их в Православную веру. Движимый чувством христианской любви, батюшка крестит евреев и выдает им свидетельства о крещении на сохранившихся у него церковных бланках. Таким образом ему удалость спасти от расстрела много еврейских семей, в числе которых пианист Райский, солист оперного театра Иванов, зубной врач Паин с семьей, дирижер Раклин, семьи евреев, живших по-соседству.
19 сентября 1941г. немцы вошли в Киев. Вместе с ними пришли униаты и автокефалисты-самостийники. Начался жестокий период оккупационной власти. С огромным риском для жизни о.Александр читает на службах "Послание" митрополита Сергия. Находятся предатели, которые доносят на батюшку в гестапо.
Его несколько развызывали в управление гестапо и отпускают с запретом читать "Послание" и обязуют служить в церкви молебен о здравии фюрера.
О. Александр продолжает служить в домашней церкви Марии Магдалины. Однако, он уже находится под негласным надзором гестапо.
Начались расстрелы в Бабьем Яру. К о.Александру прибежал запыхавшийся сосед по ул. Казачей Ян (фамилия забыта). Это был мадьярский еврей. Который проживал на этой улице с женой Симой и тремя детьми. Еще в первые дни войны о.Александр крестил всю его семью. Теперь немцы отправили их всех в Бабий Яр. Яну удалось убежать. Он просил батюшку, чтобы он засвидетельствовал перед немцами, что семья его крещена в православии.
Надев рясу с крестом и орденом Георгиевского кавалера, отправляется о.Александр в Бабий Яр. Уже издали слышны отчетливые выстрелы из пулеметов. Чем ближе - гул толпы, крики, визг. Батюшка с Яном пробирается к немецкому офицеру, показывает свидетельства о крещении семьи. На немца производит впечатление чистая немецкая речь священника, его спокойствие и убедительность. Он разрешает отыскать в огромной толпе обреченную семью Яна. До ночи ходит о.Александр среди обезумевших от страха людей, утешая и ободряя их. Среди евреев находятся много военнопленных. Батюшка поддерживает их дух, благословляет. Наконец, находятся жена и двое детей Яна. Третьего ребенка найти не удалось. Немцы приказывают уйти.
Долго молился о.Александр в ту ночь. А на утро в церкви вновь зазвучала его гневная проповедь - обличение врагам Отечества.
Доносчики не дремали. Следует очередной донос в гестапо.
Архимандрит снимает свои карманные часы, отдает их сыну и говорит: "Возьми, сынок. Больше мы не увидимся".
Два дня сын надеялся, что отец вернется. На третий день, 4 ноября пошел в управление гестапо. Оттуда его выгнали.
Правду о гибели отца Гавриил Вишняков узнал от Владыки Пантелеймона в декабре 1941г. Со слезами на глазах владыка сказал: "Ваш отец, архимандрит Александр Вишняков, расстрелян немцами в Бабьем Яру 6 ноября 1941г."
6 ноября 1941г. Угрюмый осенний день. Скорбной дорогой смерти под немецким конвоем и украинских полицаев шла в Бабий Яр колонна измученных, избитых, голодных людей. Это были военнопленные красноармейцы, евреи, подпольщики. Были в этой колонне и православные священники, приговоренные к смерти по доносам немецких дружков - украинских националистов, бандеровцев, которых "благословили" на их предательскую деятельность автокефалы-самостийники.
Среди смертников был и архимандрит Александр. Рассказ о его трагической смерти записан по свидетельству очевидцев, чудом избежавших смерти.
"Колонну" разделили. Священников отвели вперед по краю обрыва. Архимандрита Александра вытолкали из общей группы и отвели метров за 30. Несколько автоматчиков бесстрастно и четко расстреляли группу священников. Затем украинские полицаи в вышитых сорочках и повязках на рукавах подошли к о.Александру. Его заставили раздеться донага. В это время он спрятал в рот свой нательный крестик. Пытались распять батюшку на этом кресте, но у них не получилось. Тогда вывернули ему ноги, и колючей проволокой за руки и за ноги все же распяли его на кресте. Затем, облили бензином и подожгли. Так, горящим на кресте, его сбросили в обрыв. Немцы в это время расстреливали евреев и военнопленных".
Так мученически окончил свой земной путь верный друг Христов архимандрит Александр. Через физические мучения, душевные страдания и испытания пронес он свой Крест, и, будучи на кресте распят, вознес его, как символ победы Православия.
http://www.pobeda.ru/content/view/4985/10/