В запасниках Музея героической обороны и освобождения Севастополя хранится немало графических работ русских и зарубежных художников - старых мастеров и наших современников, - изображающих эпизоды славной истории Черноморского флота.
Самая ранняя из них - очень редкая сегодня гравюра "Севастополь в 1795 г." (то есть через двенадцать лет после его основания) немецкого акварелиста и рисовальщика Генриха Гейслера, работавшего в России в конце XVIII века. В 1790-е годы он сопровождал известного путешественника П.С.Палласа в поездке по Крыму и сделал ряд зарисовок (пейзажи, бытовые сцены, портреты, костюмы), в том числе и в Севастополе. А.А.Федоров-Давыдов называет Гейслера "рассказчиком и документатором, полуперспективистом - полужанристом"1. Гравюра подтверждает это определение: точно рассчитанный масштаб фигур на переднем плане и редких построек вдали передает обширность бухты; классически правильная линейная перспектива композиции уводит взгляд зрителя к горизонту. Изображение заставляет вспомнить слова первого командующего Черноморским флотом адмирала Ф.А.Клокачева: "Во всей Европе нет подобной сей гавани - положением, величиной и глубиной. Можно в ней иметь флот до ста линейных судов"2... Художник и в самом деле скрупулезен до документальности - у самой воды хорошо различимы дом адмирала Ф.Ф.Мекензи, пристань, кузница и часовня святителя Николая Чудотворца; выше по берегам - казармы, склады, жилые дома. Рисовальная техника филигранна: кружева переплетений корабельных снастей, едва уловимое отражение судов в спокойной воде, мастерские контрасты светотени...
Во время создания гравюры Черноморским флотом командовал адмирал Ф.Ф.Ушаков. То были годы бурного становления и роста. Флот являлся предметом насущной державной заботы. Каждый корабль имел свою пристань, казарму, баню и док для ремонта. В 1794 году были увеличены флотские штаты: 15 кораблей, 18 фрегатов, 3 катера, до 140 гребных судов. Расцветал и юный Севастополь благодаря системе льгот при покупке земельных участков и строительстве жилья для поселенцев. Этот дух становления и роста хорошо передан Г.Гейслером.
Автор большой гравюры рубежа XVIII - XIX веков "Вид эскадры Императорского Российского Черноморского флота под командою вице-адмирала Ушакова, расположенной при местечке Буюкдер в проливе Черного моря августа 25 дня 1798 г." Козьма Ческий взял за основу картину с тем же названием пейзажиста Семена Щедрина, который руководил ландшафтным классом в Академии художеств, где братья Иван и Козьма Ческие получили первые уроки гравирования, став впоследствии известными граверами.
Если работа Гейслера, тонкая, но суховатая и рассудочная, создана любознательным и дотошным иностранцем из чисто "краеведческого" интереса, то рукой Ческого, несомненно, водило патриотическое чувство восхищения мощью и великолепием Черноморского флота. Событие, его вдохновившее, - средиземноморский поход русской эскадры 1798 - 1800 годов.
Около двух веков отделяют гравюру "Вид эскадры..." от произведения на ту же тему современного московского художника Н.Н.Благоволина, выполнившего в 1979 году в редкой технике шелкографии портрет Ф.Ф.Ушакова. Организованное пространство фона воссоздает один из важнейших эпизодов Средиземноморской экспедиции - штурм Объединенной русско-турецкой эскадрой острова Корфу - "подлинного ключа Адриатики", по словам Наполеона. "В Европе не могли прийти в себя от удивления: флот взял сильнейшую крепость! Едва ли не лучшей оценкой действий Ушакова и его моряков были слова поздравления, посланного А.В.Суворовым: "Ура! Русскому флоту!.. Зачем не был я при Корфу хотя мичманом!"3 За этот подвиг вице-адмирал Ф.Ф.Ушаков был удостоен в Греции титула "Спаситель всех Ионийских островов".
Через тридцать лет Турция вновь вернулась в разряд всегдашнего соперника России на Черном море. В 1828 году началась очередная русско-турецкая война. 14 мая 1829 года бриг Черноморского флота "Меркурий" вступил в сражение с двумя турецкими линейными кораблями, имевшими десятикратный перевес в артиллерии. Умело маневрируя, русский экипаж под командованием капитан-лейтенанта А.И.Казарского вел меткий ответный огонь. Около четырех часов длился неравный бой. В конце концов турецкие корабли вынуждены были прекратить преследование "Меркурия". Бриг, получивший 22 попадания в корпус и около 300 - в паруса и рангоут, не потерял хода и на следующий день присоединился к своей эскадре.
Подвиг капитана и команды "Меркурия" нашел живой отклик в народном изобразительном жанре - лубке. Один из них - перед вами: при свойственном лубку наивном примитивизме и затейливой декоративности - удивительны цельность и законченность композиции, ритмичность деталей, согласие пропорций. Русский корабль - в центре. Врагов - великое множество. Подчеркнуты повреждения, нанесенные кораблям неприятеля: у каждого сломано по мачте. Надпись на картинке говорит, что подвигу "Меркурия" "в летописях морских держав нет подобного".
Уже в наше время Г.Черкашин написал об этом событии книгу-балладу. Высокому слогу текста соответствуют иллюстрации - линогравюры, созданные в 1981 году петербургским художником Р.М.Яхниным. На одной из них бриг - маленький гордый победитель, хоть и весь израненный, к которому можно отнести слова, сказанные в другое время и о другом судне: "Пробоины и повреждения составляют его лавры, его почетные отличия, столь лестные для каждого военного корабля"4.
Особая страница в истории Черноморского флота - Наваринское сражение 1827 года и героизм, проявленный в нем линейным кораблем "Азов" под командованием капитана I ранга М.П.Лазарева, участника трех кругосветных путешествий, открывателя Антарктиды, воспитателя П.С.Нахимова, В.А.Корнилова, В.И.Истомина. К 200-летию со дня рождения М.П.Лазарева (ноябрь 1988 года) владимирский художник В.И.Рузин, земляк флотоводца, выполнил его портрет в технике офорта (из серии "Замечательные владимирцы"), решенный лаконично и обобщенно, - только лицо на фоне необъятного морского простора: адмирал и море.
Ряд морских эпизодов Крымской войны запечатлен на литографиях 1850-х годов, отпечатанных с рисунков А.П.Боголюбова, одного из самых значительных русских маринистов. Морской офицер и художник Главного штаба флота, Боголюбов был точен в показе количества и порядка построения кораблей, деталей их оснастки, очертаний берегов. Его литографии имеют, кроме художественной, значительную историческую ценность.
Литография "Фрегат "Флора". Нападение трех турецких пароходов ночью у берегов Пицунды 6-го ноября 1853 г." лишена батального драматизма. Художник не преминул передать живописность южной ночи, гладь штилевого моря, отражающего луну и огни пушечных залпов, стройность и четкость корабельных контуров. Композиция выверена, рисунок точен5.
18 ноября 1853 года в большом морском сражении с турками при Синопе русские одержали победу, вошедшую в анналы отечественной военной истории. Эскадра из трех кораблей под командованием вице-адмирала П.С.Нахимова, крейсировавшая у южных берегов Черного моря, заметила стоявшую на рейде Синопа турецкую эскадру, которую Нахимов решил заблокировать и, дождавшись подкреплений, разгромить быстрой атакой. Неприятель имел 16 судов, 510 орудий и находился под защитой береговых батарей, насчитывавших 38 орудий. Подошедшее подкрепление увеличило силы Нахимова до 8 кораблей и 720 орудий6. В результате боя турки потеряли 15 из 16 судов и свыше 3000 тысяч человек убитыми и ранеными. В плен попали около 200 человек, в том числе командующий турецкой эскадрой вице-адмирал Осман-паша7. Потери русских составили 37 убитыми и 235 ранеными.
Синопское сражение также запечатлено А.П.Боголюбовым. По обыкновению художник передает все подробно и достоверно: город, который, скорее всего, рисовал с натуры, так как в Синопе бывал, превосходную бухту - одну из лучших и безопасных на Черном море, расположение эскадр, шлюпки со спасающимися экипажами, турецкая батарея на крепостной стене и бегущие в панике ее защитники, русские корабли, которые при желании можно сосчитать.
После Крымской войны завершился "парусный" этап развития Черноморского флота. С 1870-х годов началось строительство броненосцев. Черноморский флот "возникает вновь" - и обретает новых художественных летописцев.
1Федоров-Давыдов А. Русский пейзаж XVIII - нач. XIX вв. М., 1953. С.162.
2Головачев В.Ф. История Севастополя как русского порта. СПб., 1872. С.71.
3Тарле Е.В. Адмирал Ф.Ф.Ушаков на Средиземном море. М., 1948. С.117-118.
4Тимм Г.-В. Русский художественный листок. СПб., 1854. № 33.
5Там же. № 15.
6Там же. № 6.
7Там же. № 3,4.