Русская народная линия
информационно-аналитическая служба
Православие  Самодержавие  Народность

Демография, нравственность, образование

Протоиерей  Александр  Ильяшенко, Prokimen.Ru

31.01.2007

Могущество и процветание каждого государства связано с численностью его населения. Вопрос умножения численности российского народа издавна волновал лучшие умы нашего отчества. Так, Михаил Васильевич Ломоносов, который считал своим долгом "ничего полезного обществу не оставлять под спудом", находил самым главным делом "сохранение и размножение российского народа, в чем состоит величество, могущество и богатство всего государства, а не в обширности, тщетной (бесполезной - авт.) без обитателей".[1][1]

Дмитрий Иванович Менделеев был семнадцатым ребенком в семье. Также, как и Михаил Васильевич Ломоносов, Дмитрий Иванович - выдающийся ученый, верный и любящий сын Отечества, человек большого государственного масштаба с необыкновенно широким кругом интересов. Его единомышленниками были нобелевские лауреаты Иван Петрович Павлов и Илья Ильич Мечников, знаменитый адмирал Степан Осипович Макаров и многие другие незаурядные современники.

Дмитрий Иванович Менделеев считал, что "высшая или гуманнейшая цель всякой "политики" яснее проще и осязательнее всего выражается в выработке условий для размножения людского".[1][2] Действительно, если люди нравственно и физически здоровы, воодушевлены стремлением к цели, лежащей выше материальных интересов, чувствуют реальную заботу и защиту со стороны государства, то они уверенно смотрят в будущее и способны создать дружные, прочные, основанные на любви большие семьи, которые обеспечивают стабильный темп роста численности населения.

В самом конце XIX века, в 1897 году в России была проведена первая всероссийская перепись населения. Дмитрий Иванович Менделеев совершил огромный труд по обработке и анализу переписи. Результаты он обобщил в книге "К познанию России".

Таблица 1 содержит данные о рождаемости, смертности и приросте населения на 100 жителей (из обработки данных переписи).

Таблица 1. Рождаемость, смертность и прирост населения на 100 жителей в Российской Империи

Год

1894

1895

1896

1897

Рождаемость

4,87

4,94

4,97

4,95

Смертность

3,40

3,50

3,28

3,14

Прирост

1,47

1,44

1,69

1,81

Основная масса населения Империи проживала в европейской части России. Приведенные в таблице 1 данные относятся к пятидесяти губерниям, которые располагались именно в этой части страны. В других регионах темп роста населения был несколько ниже. Дмитрий Иванович полагал, что, приняв "текущий прирост равным 1,5%", он "недалеко ушел от действительности".[1][3] Далее Менделеев обращает внимание на то, что "такого большого естественного прироста, какой найден для 1897 года в Европейской России (1,81%), ни для одной страны до сих пор не известно".[1][4] Оказывается, этот уровень был значительно выше, чем в мусульманских регионах империи и даже в современных мусульманских странах.

На основе прироста равного 1,5% в год, Менделеев сделал прогноз динамики роста численности населения Российской Империи вплоть до 2000 года:

Таблица 2. Прогноз динамики роста численности населения Российской Империи до 2000 года.

Год

Численность

населения

млн. чел

Год

Численность

населения

млн. чел

Год

Численность

населения

млн. чел

1897

128,2

1902

138,2

1910

155,6

1898

130,2

1903

140,2

1950

282,7

1899

132,1

1904

142,3

2000

594,3

1900

134,1

1905

144,5

2006

650,0

1901

136,1

1906

146,6

2052

1 282,0

Согласно расчетам Менделеева к 2052 году численность населения Российской империи должна была вырасти в десять раз по отношению к 1897 году и достичь 1 млрд. 282 млн. человек, то есть практически сравняться с населением Китая. Это было бы государство с колоссальным духовным, экономическим, научным и культурным потенциалом. Правительство царской России прикладывало огромные усилия для создания эффективной системы здравоохранения, умножения благосостояния народа и роста его численности.

Многие выдающиеся государственные деятели подобно Дмитрию Ивановичу Менделееву и Михаилу Васильевичу Ломоносову считали нравственным долгом служение своему народу. Это, конечно, требовало обширных знаний, инициативы, умения стремительно принимать решения, а подчас и немалого гражданского и личного мужества.

Согласно переписи общее количество лиц, действующих в администрации, суде и полиции, а вместе с ними и тех, которые служили на сословно-общественных должностях, было сравнительно невелико: всего 336 тысяч человек. "Немало у нас лиц, которые полагают, что число "служащих" у нас очень велико. Тогда как оно, в сущности, очень мало. И если бы, чего не дай Бог, в каком-нибудь виде осуществились где-нибудь утопии социалистов и коммунистов, то число одних тех, которые будут распределять работы, сгонять на них и наблюдать за ними, равно как и за общими порядками, стало бы, наверное, во много раз превосходить число современных "служащих".[1][5] Во Франции на душу населения полицейских приходилось в пять раз больше, а в Англии - в семь раз больше, чем в России. Это обстоятельство не должно вызывать удивления, если учесть, что в 1913 году на международной выставке, проходившей в Швейцарии, российская полиция была признана лучшей в мире.

Февральский переворот, вынудивший Государя Императора Николая Второго отречься от престола, и последовавший затем октябрьский переворот, приведший к власти большевиков, явились началом демографической катастрофы русского народа. Народам России был нанесен удар неслыханной силы прежде всего в духовной сфере, а также в сферах культурной, научно-технической, социальной, демографической.

Люди, захватившие власть над огромной страной, отделили Церковь от государства и тем самым фактически отделили себя от народа, поскольку подавляющее большинство народа было православным. Поэтому власть, называвшая себя "рабоче-крестьянской", развернула кровавый террор против всех слоев населения, включая рабочих и крестьян. Приведем характерный документ той страшной эпохи, настолько жестокий, что принимавшие его 24-го января 1919 года в обстановке строжайшей секретности члены Оргбюро ЦК РКП(б), побоялись внести в протокол заседания свои имена:

"Протокол заседания Организационного бюро ЦК РКП(большевиков)

"Циркулярно, секретно.

Необходимо, учитывая опыт года гражданской войны с казачеством, признать единственно правильным самую беспощадную борьбу со всеми верхами казачества путем поголовного их истребления. Никакие компромиссы, никакая половинчатость пути недопустимы. Поэтому необходимо: Провести массовый террор против богатых казаков, истребив их поголовно; провести беспощадный массовый террор по отношению ко всем вообще казакам, принимавшим какое-либо прямое или косвенное участие в борьбе с Советской властью. К среднему казачеству необходимо применять все те меры, которые дают гарантию от каких-либо попыток с его стороны к новым выступлениям против Советской власти. Провести полное разоружение, расстреливая каждого, у кого будет обнаружено оружие после срока сдачи. Выдавать оружие только надежным элементам из иногородних. Вооруженные отряды оставлять в казачьих станицах впредь до установления полного порядка.

Центральный Комитет РКП".[1][6]

Получив такую директиву, партийные и советские работники Дона с бешеной энергией и беспощадной жестокостью стали проводить политику "расказачивания". Карательные отряды осуществляли массовые казни, не щадили никого: ни мужчин, ни женщин, ни стариков, ни детей, начался голод. Ответом на репрессивные меры явилось вспыхнувшее 11 марта 1919 года восстание казаков. "Беспощадный массовый террор по отношению ко всем вообще казакам" привел к тому, что население Тихого Дона сократилось наполовину.

С первых же дней большевики начали гонения на РПЦ и верующих, невзирая на их социальное положение, пол и возраст. Сотни тысяч священнослужителей, монахов, мирян, от полумиллиона до миллиона, были замучены и убиты. Их подвиги и мучения, также как и подвиг наших солдат на фронтах ВОВ составляют славу России! Верующие люди имеют право требовать, чтобы об этих трагических и славных фактах правдиво рассказывали школьные учебники, и наши дети могли слышать об этом на уроках истории. Для сохранения нации необходимо, чтобы в народе, и в первую очередь в учащихся возродились национальное самосознание, законная гордость за свою великую страну и благодарность своим славным предкам.

По окончании Великой Отечественной войны в Советском Союзе наблюдался значительный подъем рождаемости. Это было связано с Победой в Великой Отечественной войне, одержанной в тяжелейшей, кровопролитной борьбе. Тогда в стране царил необыкновенно высокий патриотический и духовный подъем, люди с оптимизмом смотрели в будущее. Победа была достигнута не только благодаря напряжению всех сил народа, его необыкновенному мужеству и патриотизму, но и благодаря чудесной помощи Божией, тому, что народ обратился к Церкви.

Этот духовный подъем, который был связан с победой, был обусловлен еще и тем, что Русская Православная Церковь получила некоторую свободу, и благотворное влияние православной веры на народ возросло, для многих став определяющим.

Сохранить этот энтузиазм не удалось. Причины этого исторического феномена сложны и требуют специальных исследований, мы можем указать лишь на некоторые. Во-первых, партийная верхушка боялась роста патриотических настроений. В свое время Н. И. Бухарин на вопрос: "Где классовые враги и внутренние вредители?" отвечал, что их надо искать в росте "проявлений великорусского, великодержавного шовинизма".[1][7] То есть, идеолог партии призывал видеть врага в русском патриотизме, в осознании народом своего национального достоинства. Во-вторых, гонения на Русскую Православную Церковь не прекратились, они приняли другую форму, а при Н.С. Хрущеве перешли в открытое преследование. Вновь закрывались монастыри и храмы, духовные семинарии и Академии, верующие подвергались дискриминации. Священнослужители приравнивались к кустарям и ремесленникам и облагались непосильным налоговым бременем. В-третьих, в 1956 г. было принято законодательство, разрешающее аборты. Антинародная политика, развязанная большевистским правительством в 1917 году, продолжалась и после Великой Отечественной Войны.

После смерти И. Сталина заключенных стали освобождать, и в течение двух-трех последующих за его смертью лет миллионы человек были выпущены на свободу. Очевидно, что все эти люди не могли быть преступниками. Многие из них были доблестными воинами, с победой вернувшимися с войны. Не только рядовые солдаты и офицеры, но и прославленные полководцы подверглись преследованиям и репрессиям. Этих людей боялось советское руководство и вело с ними беспощадную борьбу. Следует отметить, что после войны с 1946 по 1957 годы в заключении побывало больше людей, чем в период с 1930 по 1945 год.

Может быть, эти трагические факты нашей истории объясняют, почему из победителя, наш народ без явной войны превратился в побежденного.

Начиная с 1992 года, смертность в России превышает рождаемость. Приведем таблицу динамики демографических показателей с интервалом в сто лет в 90-х годах XIX века и 90-х годах XX века (мы воспользовались Таблицей 1 и данными А.И. Гундарова[1][8]):

Таблица 3. Динамика демографических показателей с интервалом в сто лет
(Рождаемость, смертность и прирост населения на 100 жителей)

Год

1894

1895

1896

1897

Рождаемость

4,87

4,94

4,97

4,95

Смертность

3,40

3,50

3,28

3,14

Прирост

1,47

1,44

1,69

1,81

Год

1994

1995

1996

1997

Рождаемость

0,95

0,93

0,89

0,86

Смертность

1,57

1,50

1,42

1,38

Прирост

-0,62

-0,57

-0,53

-0,52

Как видно из таблицы 2 за сто лет, благодаря несомненным успехам отечественной медицины, смертность сократилась более чем в два раза, но рождаемость, которая является свидетельством благополучия народной жизни, упала в 5-5,5 раза, что привело к негативному приросту населения, то есть к его вымиранию. Многообещающая демографическая ситуация начала ХХ века в результате развязанных советской властью террора и гражданской войны, спровоцированного в начале 20-х годов голода в Поволжье, массовых репрессий, потерь, связанных с Великой Отечественной Войной, либеральными реформами последних десятилетий, сменилась демографической деградацией. Если просуммировать общее количество потерь, то демографические потери за ХХ век составят 95,1 млн. человек, но эти потери нельзя считать полными. Напомним, что накануне распада СССР в 1993 году, численность его населения составляла 280 млн. человек, то есть столько же, сколько можно было ожидать по прогнозу Д. И. Менделеева в 1950 году, а в 2000 году можно было ожидать около 600 млн. человек. Но Д. И. Менделеев в своих прогнозах опирался на современный ему уровень здравоохранения, так что можно предположить, что если бы не "великие потрясения", которым пытались противостоять и П. А. Столыпин, и Д. И. Менделеев, и другие государственные мужи, то "Великая Россия" могла быть еще более многочисленной.

Сейчас в России идёт сокращение населения со скоростью 0,6 % в год. То есть каждый год, мы сокращаемся примерно на 800 тысяч человек. В Европейской России численность населения сокращается примерно 1,5 % в год. Напомним, что при царской власти в тех же областях скорость роста составляла 1,8%. Такого трагически рекордного изменения скорости роста населения, которое произошло в России за последнее столетие, не было ни в одной другой стране мира. Для того чтобы население не сокращалось, необходимо, чтобы на каждые десять семей рождалось бы 23 ребенка, однако на каждые десять семей рождается всего 12 детей. Это означает, что каждые 25 лет численность молодых людей сократится вдвое. Кроме того, необходимо иметь в виду, что уже сейчас доля молодых людей составляет 70% от нормы. Можно, например, предложить старшеклассникам задачу: через сколько лет не будет хватать молодых людей для прохождения по призыву службы в армии, и придется призывать девушек? В историческом плане 25 лет - совсем небольшой срок, поэтому не только родители, но и школа должны объяснять детям, что большая семья - это и благо, и необходимость, иначе наш народ может сойти с исторической арены, как сошли некогда Рим и Византия.

Очевидно, что эти негативные процессы являются следствием утраты нравственного и культурного уровня людей возглавлявших государство после революции. Преодолеть этот вакуум может возвращение народа и системы образования к традиционной нравственности.

Современное среднее образование находится в кризисном состоянии, прежде всего в гуманитарной сфере. Не получила замены базовая идеология, утрачены простейшие методологии. Например, современные педагоги зачастую не могут научить учеников писать сочинения по сложному плану, т.е. уметь планировать и структурировать свою работу. Вместо сочинений даже в выпускных классах пишут изложения, что в прошлом соответствовало уровню 6-го класса! Необходимо новое, независимое от давно показавших свою несостоятельность идеологических установок прочтение классической отечественной и мировой литературы, а также отечественной и мировой истории. Необходимо вернуть их учащимся, которым уже на протяжении нескольких поколений прививается стойкое отвращение к классической литературе и истории за счет навязанных обязательных, совершенно мертвенных и фальшивых прочтений и трактовок. Большинство старшеклассников и выпускников школ не могут ответить на вопрос: "Кто крестил Святую Русь?" На сайте "Православие и мир" мы ведем переписку с его посетителями. Поражает вопиющая безграмотность многих наших респондентов.

Для воспитания и образования наших детей необходимо опираться на лучшие достижения отечественной и мировой культуры далекого и недавнего прошлого. Из современной культуры исчезли нравственная и социальная направленность, которые так ярко звучали в произведениях отечественных и зарубежных авторов.

Полоцкий князь Константин, прозванный Безруким, собираясь укорить у себя на пиру за что-то своего тиуна, сказал при всех епископу: "Владыко, где будет тиун на том свете?" Епископ Семен отвечал: "Где и князь!" Князь же, рассердившись, говорит епископу: "Тиун неправедно судит, взятки берет, имущество людей с торгов продает, мучит, злое все делает, а я тут при чем?" И говорит епископ: "Если князь хороший, богобоязненный, людей бережет, правду любит, то выбирает тиуна или иным начальником человека доброго и богобоязненного, исполненного страха Божия, разумного, праведного, творящего все по законам Божиим и судить умеющего. Тогда князь - в рай, и тиун - в рай. Если же князь лишен страха Божия, христиан не бережет, сирот не милует и вдовиц не жалеет, то ставит тиуном или начальником человека злого, Бога не боящегося, закона Божия не знающего, судить не умеющего, - только для того, чтобы добывал князю имущество, а людей не щадил. Как взбесившегося человека напустил на людей, вручив ему меч, - так и князь, дав округу злому человеку, губит людей. Тут и князь в ад, и тиун с ним в ад!"

Аристотель дал классификацию форм правления с нравственных позиций. Он признает три основные государственные формы, которые могут быть или правомерными (когда имеют в виду благо государства), или извращенными (когда имеют в виду благо правителя). Таким образом, получаем:

1. Монархию, способную извращаться в тиранию.

2. Аристократию, способную извращаться в олигархию.

3. Демократию, способную извращаться в охлократию.

Олигархия - способ правления, противоположный аристократическому. Аристократ - благородный человек, следовательно, олигарх - неблагородный человек, который, пробравшись во власть, использует ее, имея в виду не благо государства, а свои эгоистические, корыстные интересы. Обратимся к апостолу Павлу, который говорит: "Начальник не напрасно носит меч, он Божий слуга". Если он - Божий слуга, значит он не напрасно носит меч. А если не считает себя Божьим слугой, тогда он начинает не служить людям, а манипулировать ими, ради своих или корпоративных корыстных интересов.

Аристотель отмечал: "считается, что дурной человек все делает ради себя самого, причем тем больше, чем он хуже, добрый же совершает поступки во имя прекрасного и тем больше чем он лучше, причем ради друга, а своим пренебрегает" (т. 4, с.256).

Современная система ценностей сравнительно проста. Ее суть, перефразируя классика марксизма, можно выразить словами: "в эпоху капитализации деньги решают все". Но это неправда. В нашей стране никогда деньги всего не решали и решать не будут. Как говорил один из героев И. Куприна: "Не все продается, что покупается". У Роберта Бернса есть прекрасное стихотворение "Честная бедность". Приведем две первые строфы:

Кто честной бедности своей

Стыдится и все прочее,

Тот самый жалкий из людей.

Трусливый раб и прочее.

При все при том,

При все при том,

Пускай бедны мы с вами,

Богатство -

Штамп на золотом,

А золотой -

Мы сами.

Необходимо прививать учащимся, что достоинство человека не зависит от пола, возраста, карьеры, семейного положения и т.п. Достоинство человека определяется богатством его души и праведностью жизни, а не деньгами. "Деньги потерять, - говорил великий немецкий поэт Гете, - ничего не потерять, здоровье потерять - потерять нечто, честь потерять - потерять многое, мужество потерять - все потерять, лучше бы на свет не родиться".

Такими людьми невозможно манипулировать, невозможно навязать им то, что противоречит голосу их совести. Такие люди не позволят себя унижать, напротив, они способны преподать нравственный урок любому, невзирая на его чины и звания. Благодарную память о таких, на первый взгляд, малозначительных эпизодах сохранил и передал нам замечательный писатель Борис Викторович Шергин.[1][9]

"...Царский чиновник едет мимо лодемских крестьян, сидящих на бревнах.

- Эй, борода!

- Все с бородами, - усмехнулись крестьяне.

- Кто у вас тут мастер? - сердится чиновник.

- Все мастера, кто у чего, - отвечают крестьяне.

- Я желаю купить здешнюю игрушку - кораблик!

- За худое понятие об учтивости ничего не купишь, - слышится спокойный ответ".

Православные крестьяне не стали топтать друг друга в конкурентной борьбе за рынок сбыта, а сохранили свое достоинство, не унизив и неучтивого чиновника.

Знаток низменных сторон человеческой природы, фашистский идеолог доктор Йозеф Пауль Геббельс сформулировал принцип: "человека дешевле купить, чем напугать". К счастью, этот циничный принцип не является универсальным, потому что нравственного человека ни купить, ни запугать невозможно.

Необходимо повторить тот опыт воцерковления образования и культуры, который уже накоплен в истории. Христианство возникло в период расцвета эллинистической культуры, которая, безусловно, является одной из вершин человеческого гения. Восприняв, осмыслив и развив высшие достижения этой культуры, христианство создало новую, одухотворенную культуру и смогло выстоять и победить в кровавой войне, которую римское культурное общество объявило молодому тогда и чуждому себе учению.

Если попытаться охарактеризовать одним словом главное в греко-римской культуре, то это слово "красота". Красота формы, линии, слова, созвучия, мысли.

Пифагор был потрясен, когда открыл, что гармонические звуки соотносятся между собой, как натуральные числа, что существует сверхъестественная связь между "алгеброй и гармонией". Античный философ не считал себя автором, а понимал, что "божественный глагол до слуха чуткого коснулся", т.е. осознавал себя избранником божества. Это понимание отражено во всем известном слове "теорема", которое происходит от греческого theo - бог и в переводе означает "речение божества". Поэтому, доказав знаменитую теорему, носящую его имя, Пифагор, благоговея перед совершенством божественного замысла и в благодарность за свое избранничество принес гекатомбу, т. е. стократную жертву. "Теория" также происходит от theo - и означает "созерцание божества". Если об этих фактах ученик узнает от учителя геометрии, то это запечатлеется в его памяти навсегда и, возможно, в дальнейшем поможет преодолеть умозрительный конфликт между наукой и верой.

Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий II, выступая на церковно-общественном форуме "Духовно-нравственные основы демографического развития России", подчеркнул, что возможность преодоления демографического кризиса лежит в нравственной области: "Светские социологи в качестве основной причины уменьшения рождаемости ставят экономику. Действительно, материальное благополучие - важная составляющая в вопросе демографического развития общества. Однако если вспомнить историю, то Россия переживала и более трудные времена в экономическом отношении, но, будучи нравственно здоровыми, люди видели в семье безусловную ценность и имели помногу детей, ответственно подходили к их воспитанию".

Именно на пути возрождения лучших традиций отечественного образования, достоинства каждой человеческой личности и нравственного здоровья всего народа Церковь и школа могут привести нашу страну к величию и процветанию.

Я присутствовал на казни,[1][10] которая состоялась этим утром в Проезде Конного рынка. Я пошел туда со специальной целью: мне хотелось видеть толпу, которая собралась смотреть казнь. Когда двое несчастных виновников этого ужасного сборища взвились в воздух, толпа не проявила ни малейшего чувства, ни капли жалости, не задумалась ни на миг над тем, что две бессмертные души отправились держать ответ перед своим Творцом; непристойности не прекращались ни на минуту. Можно подумать, что в мире никогда не звучало Имя Иисуса Христа и что люди не слыхали о религии, что смерть человеческая и гибель животного для них - одно и то же.

Мои утверждения относительно деморализующего характера публичных казней сводятся к следующему:

Во-первых, казни эти главным образом привлекают в качестве зрителей самую низменную, развращенную и отпетую часть человечества, между тем как чувства, которые подобные зрелища пробуждают у этих людей, никак нельзя считать благотворными.

Во-вторых, зрелище насильственной смерти не может быть полезным ни для какого разряда общества; тех же, кого оно обычно привлекает, оно должно по самой сути своей заставить пасть еще ниже, совсем закоснеть в черствости и бесчеловечности.

Для меня не могло бы быть большего утешения и ничто так не смягчило бы невыразимого ужаса этой сцены, как возможность поверить, что хоть какая-то часть огромной толпы, несколько песчинок в невообразимой нравственной пустыне, меня окружавшей, испытала чувство страха, раскаяния, жалости или отвращения при виде того, что происходит на эшафоте. Но, глядя на толпу, нельзя было тешиться такой надеждой.

Было полное очерствение и злодейство, и больше ничего. В то самое утро арестовали исступленную женщину, которая угрожала убить другую, находившуюся тут же в толпе; задержанная кричала, что у нее с собой нож, что она всадит его своей противнице в сердце, и пусть ее повесят на одной виселице с ее тезкой, миссис Маннинг, на чью смерть она пришла полюбоваться. Было очевидно, что сцена казни расшевелила в женщине самые злобные инстинкты; и то же самое происходило со всей толпой. Я убежден, что каждый, кто присутствует на нем, не только не делается лучше, а непременно и неминуемо становится хуже, чем был.

Из ста шестидесяти семи человек, на протяжении многих лет приговоренных в Англии к смерти, только трое ответили "нет" на вопрос напутствовавшего их священника, видели ли они публичную казнь. (Чарльз Диккенс. Собрание сочинений. М. 1962. т. 28, с. 106, 108-110. с. 38).

Какой отец пошлет своего ребенка, какой учитель пошлет своих учеников и какой хозяин пошлет своих слуг или подмастерьев посмотреть на казнь, чтобы отвратить их от стези порока? с. 44.

Современный человек около 80% информации получает через телевизор, остальное от радио и чтения. Сейчас продолжается революция в области электроники: при все возрастающем качестве, она становится все дешевле и доступнее. Вскоре видеомагнитофон может стать принадлежностью каждой семьи, не говоря уже о приходе. Если киномакулатуру нельзя запретить, то ее можно попытаться заменить высокими достижениями киноискусства, накопленными за историю кинематографа. Получить видеокопию любого фильма не является проблемой.

Спектр классических и просто хороших, добротных фильмов необычайно широк. Фильмы довоенные и послевоенные, отечественные и зарубежные, мультипликационные и художественные, для детей и для взрослых; фильмы самых разных жанров - исторические, о природе, документальные, о войне, комедии, фильмы-оперы, фильмы-спектакли, экранизации классических литературных произведений и т.д.

Детям, особенно младшего и подросткового возраста, не требуется большого разнообразия. Они готовы многократно смотреть или слушать то, что им нравится, важно лишь, чтобы взрослые предлагали бы им доброкачественную продукцию.


[1][1] М. В. Ломоносов. Избранные произведения. Архангельск. 1980 г. с.131.

[1][2] Д.И. Менделеев. К познанию России. М. Айрис пресс. 2002 г. с 43.

[1][3] там же, с. 272.

[1][4] там же, с. 39.

[1][5] Д.И. Менделеев. К познанию России. М. Айрис пресс. 2002 г. с. 99.

[1][6] Известия ЦК КПСС 1989 г. № 6 с. 176-178

[1][7] Н. И. Бухарин. Путь к социализму. Новосибирск. Издательство "Наука". 1990. с. 300,303.

[1][8] там же. с. 171.

[1][9]Б. Шергин. Океан-море русское. Москва. Молодая Гвардия. С. 207.

[1][10] 13 ноября 1849 г. была совершена казнь супругов Маннинг, убивших постояльца.

http://www.prokimen.ru/article_2523.html




РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.


Форма для пожертвования QIWI:

Вам выставят счет на ваш номер телефона, оплатить его можно будет в ближайшем терминале QIWI, деньги с телефона автоматически сниматься не будут, читайте инструкцию!

Мобильный телефон (пример: 9057772233)
Сумма руб. коп.

Инструкция об оплате (откроется в новом окне)

Форма для пожертвования Яндекс.Деньги:

Другие способы помощи

Наверх

 

Другие статьи этого автора

все статьи автора

Другие статьи этого дня

Другие статьи по этой теме