Русская народная линия
информационно-аналитическая служба
Православие  Самодержавие  Народность

Союзные арктические конвои 1941-1944 гг. (Свидетельства рядовых участников)

Победа.Ru

11.01.2007

Предпринятая союзными державами транспортировка грузов по северному маршруту в силу особенностей и условий, в которых она осуществлялась, являлась беспрецедентной по своему размаху и характеру. Подготовка и проводка конвоев рассматривались руководством союзных флотов как важнейшая операция, имеющая стратегическое значение [1].

В 1941 г. плавание в конвоях проводилось, главным образом, на участке Архангельск - о. Колгуев, в 1942 г. - Архангельск - о. Диксон, и в 1943 г. Архангельск - пролив Вилькицкого. Пункты формирования конвоев находились в порту Тикси и проливе Вилькицкого.
Всего, за время войны, северным путем проведен 41 конвой (811 транспортов) в Советский Союз и из СССР - 37 [2] конвоев. Из 540 торговых судов потоплено 100 (82 английских и американских, 9 советских и 9 - других стран). Потери сил сопровождения составили: ВМС Великобритании - 2 крейсера, 16 эскортных кораблей, 1 подлодка; ВМФ СССР потерял 2 эсминца, 20 подводных лодок и большое число самолетов [3].

Защиту арктических коммуникаций осуществляла, созданная в составе Северного флота, Беломорская военная флотилия. Опираясь на главную базу в г. Архангельске, флотилия в 1941 г. частью сил базировалась на Иоканьгу. В 1942 г. создана военно-морская база на архипелаге Новая Земля, в 1944 г. - на острове Диксон [4].

Арктическая транспортная операция являлась уникальной по ряду признаков. А именно:
o по продолжительности операции во времени - 1941-1945 гг. Период разового перехода составлял от 10 до 14 суток;
o по протяженности маршрута - 1800 - 2000 миль;
o по техническим параметрам (количеству задействованных транспортных средств и воинских формирований; объемам перевезенных грузов). По арктическому маршруту союзники отправили около 4 млн. тонн груза, или 22,7% от общего количества поставок [5]. Лишь в зоне ответственности Йоканьгской военно-морской базы [6] проведены 700 транспортов и доставлено для фронта 2 млн. тонн грузов [7];
o по экстремальным внешним факторам (осуществление круглогодичного судоходства в условиях арктических морей при активном боевом противодействия противника);
o по многоуровневому характеру поставленных и решаемых задач:
o материально-техническое обеспечение Вооруженных Сил и тыла Советского Союза;
o отвлечение на себя формирований Вооруженных Сил Германии [8];
o проведение активных боевых действий [9];
o по размеру вовлечения в сферу своей деятельности существующих на Севере СССР воинских формирований и объектов военной и гражданской инфраструктуры (транспортных средств, портового хозяйства, служб обеспечения - навигационных, гидрометеорологических и т. д.).

Безусловно, что подобная масштабная транспортная операция потребовала от ее участников, включая гражданские организации и местное население, осуществления в кратчайшие разнообразных организационных мероприятий.

Северному флоту предстояло в зоне своей ответственности создать и обеспечить продуманную систему охраны конвойных караванов, обеспечить активное их прикрытие и сопровождение авиацией и военно-морскими силами.

Северные порты - Мурманск, Молотовск, Архангельск - должны были принять и переработать интенсивные грузовые потоки. Следовало провести подготовку береговой инфраструктуры к приему, обработке и дальнейшему перенацеливанию грузопотока по суше, вглубь материка; а также наладить обслуживание транспортных судов и их экипажей. В осуществление этих мер, так или иначе, вовлекалось преобладающая часть гражданского населения Архангельского Севера [10].

Следует признать, что союзные арктические конвои оказали мощное воздействие на жизнедеятельность портовых городов, да и всего Европейского Севера, во многом изменив среду и строй жизни северян.

История союзных арктических конвоев 1941-1945 гг. обстоятельно освещена в многочисленных трудах и публикациях историков, мемуарах участников тех событий. Массовому сбору воспоминаний ветеранов во многом способствовали специализировавшиеся на их публикации архивные отделы, издательства, редколлегии журналов и альманахов. Мемуарные источники имеют большую научную ценность не только потому, что способствуют приращению знаний, но и позволяют передать скрытые за строкой официального документа детали и ощущения [11].

Автор предлагает вниманию читателей краткие свидетельства двух участников Великой Отечественной войны, волей судьбы оказавшихся причастными к обеспечению конвойных операций.

* * *


Колтовой Фёдор Петрович, (1915 г., д. Елисеевская Холмогорского уезда Архангельской губернии - 1999 г., г. Архангельск). Капитан дальнего плавания. Участник советско-финской и Великой Отечественной войн. В 1942-1945 гг. служил на Новоземельской военно-морской базе. Демобилизовался в 1945 г. в звании мичмана.

Воспоминания о службе на Новоземельской военно-морской базе написаны Ф. П. Колтовым в 1987/89 гг. по просьбе сотрудников музея Морского флота СССР и Музея Краснознаменного Северного флота. Они весьма кратки и лаконичны. Что объясняется как временной удаленностью от описываемых событий, так и личностью автора записок, скупого на слово и не склонного к написанию обстоятельных мемуарных документов. Для придания большей полноты в воспоминания врезаны, курсивом, цитаты из книги "Поселок Белушья Губа - столица полярного архипелага Новая Земля (1897-1997 гг.)" [12].

О службе на НЗВМБ

18 августа 1942 года приказом Народного комиссара ВМФ была образована Новоземельская военно-морская база в составе Беломорской военной флотилии. Основная задача Новоземельской ВМБ - защита Новоземельских проливов и подходов к ним.

Днем образования Новоземельской военно-морской базы считается 22 августа 1942 г., когда был издан соответствующий приказ командующего Северным флотом. Количество личного состава формируемой базы по штату составляло 1183 военнослужащих (153 человека офицерского состава, 262 человека старшинского состава, 768 человек рядового состава) и 170 вольнонаемных.

Командование Новоземельской ВМБ должно было: организовать оборону Новой Земли и западного сектора Арктики в границах оперативной деятельности базы от действий рейдеров, подводных лодок противника и его морских и воздушных десантов; защищать наши коммуникации с союзниками и северный морской путь в западном секторе Арктики; поддерживать выгодный оперативный режим на театре военных действий; создавать условия, исключающие внезапное появление и безнаказанные действия сил противника в своем районе.

В Белушьей Губе необходимо было срочно сформировать: командование, политотдел, финотдел Новоземельской военно-морской базы. В состав базы вошли: управление участка, телефонная станция, радиостанция, ремонтно-линейный взвод, 11 полярных радиостанций (Маточкин Шар, на мысе Столбовой, на мысе Выходной, в Малых Кармакулах, на мысе Желания, в заливе Русская Гавань, в заливе Благополучия, а также в Амдерме, в Югорском Шаре и на острове Вайгач), военно-морская почтовая станция N 1167, отделы тыла базы, ветеринарное отделение, базовый лазарет, военно-морская прокуратура, 12 постов СНиС (в губе Белушья, губе Крестовая, в проливе Маточкин Шар, в проливе Костин Шар, на острове Пахтусова, в заливах Абросимова и Литке, на мысе Меншикова, а так же два поста в проливе Югорский Шар, на острове Колгуев и на острове Диксон). В состав Новоземельской ВМБ вошел северный отряд в составе: управление отряда; 1-я группа сторожевых кораблей - ледокол "Литке" (СКР-18), ледокольный пароход "Дежнев" (СКР-19); 2-я группа сторожевых кораблей - ТЩ-903, ТЩ-904, группа мотоботов ГУСМП ("Норд", "Полярник", "Нерпа"); охрана рейда Русская Гавань (два СКР); охрана рейда Маточкин Шар: два СКР и береговая батарея N 28 (два 75 мм и два 76 мм орудия). В состав Новоземельской ВМБ также вошел Печерско-Новоземельский гидрографичесский район. Для обороны губы Белушьей были доставлены с острова Великий батарея N 240 (два 130 мм орудия), из Мурманска батарея 6-го зенитно-артиллерийского дивизиона и сухопутная батарея N570 (четыре 152 мм орудия).

В начале сентября 1942 года по приказу Командующего Беломорской военной флотилии нас, группу краснофлотцев, забросили в Белушью Губу на Новой Земле для организации Новоземельской военно-морской базы. В то время я служил в Архангельском районе СНИС начальником рейдового поста СНИС.

15 сентября 1942 г. в губу Белушью прибыл на самолете командир Новоземельской военно-морской базы капитан первого ранга Дианов.

С 19 сентября по 8 ноября более двух десятков военных кораблей и транспортов доставили в Белушью Губу специальные грузы для Новоземельской ВМБ. Малочисленный личный состав базы с помощью жителей становища круглосуточно производил разгрузку кораблей на необорудованное побережье.

Сначала жили мы в палатках, позднее в землянках, еще позднее уже в деревянных домиках. При жизни в палатках, когда просыпались, то волосы примерзали в подушкам. Баня была маленькая, в ней был большой чан, в который мы клали снег и его таяли. И так мылись. Очередь доходила раз в месяц.

В 1942 г. в различных пунктах архипелага строятся военные объекты Новоземельской ВМБ. 10 сентября построен аэродром у залива Рогачева (две взаимопересекающиеся полосы размерами 160х1000 м и 700х100 м). 16 сентября ставится батарея N 240 (два 130 мм орудия) на мысе Литке. 25 сентября заканчиваются работы по сооружению морского аэродрома в бухте Самоед губы Белушьей. 1 октября установлена зенитная батарея N 965 (четыре 37 мм орудия) в становище Лагерное и полубатарея N 960 (два 37 мм орудия) в Малых Кармакулах. 4 октября были сооружены две полубатареи N 960 (два 37 мм орудия) у аэродрома Рогачево. 25 ноября на мысе Морозова установлена подвижная батарея N 570 (четыре 152 мм орудия). 10 декабря 1942 г. на острове Колгуев была поставлена батарея N 645 (два 102 мм орудия).

Обстановка была такова: мы обеспечивали наблюдение и связь, вокруг Новой Земли находились посты СНИС. С них получали донесения и передавали на Большую Землю. Через нас шли донесения и с Диксона. Осенью 1942 года у нас, в губе Белушьей, стояло много торговых судов, которые затем шли дальше, в Англию и Исландию. В 1942 году здесь зимовал СКР-19 ("Дежнев"), после боя с карманным линкором "Адмирал Шеер". На мысе Лилье находилась батарея и сигнальный пост, стрелковая рота. В Рогачево располагался аэродром.

Несли службу, учились. Жизнь была суровая, обстановка - как на фронте. Часто проводились базовые учения. Неоднократно наблюдались эшелоны немецких самолетов, которые держали курс на мыс Лилье, оттуда поворачивали на Архангельск и бомбили его. Налетов на базу было немного.

По некоторым сведениям, на северо-восточном побережье Новой Земли была расположена база немецких подводных лодок. Здесь, в 2,5 км к югу от мыса Желания, отстаивались фашистские подводные лодки.

Больше вреда приносили подводные лодки, которые топили корабли в Карском море и в проливах, на подходе к Белушьей губе. Был такой случай, когда 2 тральщика конвоировали п/х [пароход] "Рошаль". Последний имел приличную скорость и ушел, а тральщики были торпедированы на виду у нас и затонули.

В становище Малые Кармакулы подводной лодкой расстреляны 2 самолета типа "Каталина". Уничтожались посты СНИС (на мысе Желания). Но все же Новая Земля оставалась нашей.

Командовал Новоземельской военно-морской базой замечательный командир и человек капитан I-го ранга Дианов Александр Иванович (в 1947 г. я его встречал во Владивостоке). Начальником политотдела был капитан II-го ранга Ушаков. Позднее, командование базой приняли капитан I-го ранга Макин и начальник политотдела - капитан II-го ранга Спиридонов. Начальником связи был сначала Полищук, затем - капитан II-го ранга Терещенко, позднее - капитан-лейтенант Андреев.

Несмотря на зимние условия, к 1 января 1943 г. были закончены основные работы по строительству жилых и вспомогательных помещений и складов. Большинство военнослужащих жили в землянках до 1943 г., когда были доставлены в разобранном виде рубленые домики.

В 1944 году построили штаб базы, клуб, баню. Связь с Большой Землей прекращалась с уходом последних кораблей. Почту получали редко. Ее сбрасывали с самолетов. Были случаи потери людей, по случаю сильной пурги. Силой ветра сносило человека с ног. Люди замерзали, когда приходили в базу за хлебом, с Рогачева.

В половине 1943 года меня перевели в штаб офицером дежурной службы по связи базы, где я и служил до момента демобилизации. Выполнял большую общественную работу в своей части: был редактором стенной газеты, заместителем секретаря парторганизации района СНИС, а позднее стал секретарем парторганизации района СНИС.

К нашему приезду в Белушьей губе находилось только 4 дома: школа, лазарет, домик И. К. Вылко, дом промышленников и еще была избушка на угоре, где сначала помещалась вся связь. После появились приемный и передающий радиоцентры.

Радисты у нас являлись хорошими специалистами. Все пришли с судов торгового флота: как Иван Червяков, Василий Плоский и другие.

В 1942 г. немцы проникли к берегам Новой земли. В этом году известный немецкий синоптик Руперт Гольцафель дважды побывал на острове Междушарский. Германскими военными были установлены в различных пунктах архипелага автоматические радиометеостанции.

Да. Был еще такой случай. Когда мы высадились и раскинули пост на крыше школы, то первое время, часов в одиннадцать, с острова Междушарский поднимался самолет Ю-88 и делал облет базы по горизонту. Облетит и скроется в том же районе. После был сделан десант на боте "Мурманец" в тот район. В этом десанте участвовал и я. На острове Междушарский обнаружили большие аккумуляторные батареи для питания лодок, которые уничтожили. С того времени самолет уже больше не появлялся.

День Победы я встретил, будучи на дежурстве, и первый известил начальство базы об этой большой радости.

Демобилизовался в октябре 1945 года и возвратился в свое Северное морское пароходство, где проработал капитаном на судах до 1980 года."

Ф. Колтовой

Как отмечает М. Н. Супрун [13], более всего воспоминаний оставили пилоты, моряки, диверсанты, технические специалисты. Меньше свидетельств сохранилось о функционировании других воинских и гражданских формирований по обеспечения безопасности конвойных транспортных операций (авиация, службы НКВД, гидрографические и гидрометеорологические организации).

* * *
Колтовая Августа Васильевна, (1918 г., д. Калюша Печорского уезда Архангельской губернии - 1998 г., г. Архангельск). Участник Великой Отечественной войны. Место службы - г. Архангельск (1942-1945 гг.). Офицер службы "Р". Демобилизовалась в 1945 г. в звании младший лейтенант.

В 1942 году, в июле, мобилизовали меня, как радиста-красноармейца. 23 июля 1942 г. нас [из Нарьян-Мара] привезли сюда, в Архангельск. Был отбор, и меня причислили во внутренние войска погранвойск, в отделение радиосвязи, для дальнейшей подготовки. Сначала меня определили для службы в военной цензуре, для перевода с коми языка. Но я его знала очень слабо. Тогда меня определили для подготовки на более серьезную службу, в контррадиоразведку. Здесь я прослужила до 20 июля 1945 года.

Три года я прослужила в этих частях. В основном, мы находились на своем "Объекте". Он располагался около реки Юрос. Наши группы выезжали на оперативные задания по ликвидации шпионских групп (около Коноши, Плесецка, Колгачихи и Заполярья)."

В 1942-1943 гг. шли бои в горле Белого моря, на подступах к г. Архангельску. Многие госпитали в Архангельске были разбомблены, хотя почти во всех школах они располагались, особенно осенью 1942 г. - весной - летом 1943 г. Фашистская авиация охотилась за конвоями PQ- 16 и PQ-17, бомбила и вступала в бой морскими силами. Наш "Объект", наше воинское подразделение, должно было фиксировать в аппаратном журнале команды боя, как врага и наши. С весны до осени фашисты бомбили город и порт без конца. Порт заполнен иностранными судами. Город наводнен американскими и английскими моряками. Были здесь и сухопутные части. Зачем они прибывали? Очевидно, для портовых работ, а возможно была переброска частей морем через наш порт.

А. В. Колтовая

Примечания:
1. Чернавин В. Н. Ленд-лиз в системе Второй мировой войны. //htth:gpw.tellur.ru/page.html?r+common&s+lendlease
2.Вислых А. В. приводит другие данные - 35 конвоев (715 судов). Вислых А. В. Спасительный ленд-лиз // Независимое военное обозрение. 2001. N 38.
3. Чернавин В. Н. Ленд-лиз в системе Второй мировой войны...
4. Советская военная энциклопедия. Том 1. М.: Воениздат, 1976. С. 236.
5. Чернавин В. Н. Ленд-лиз в системе Второй мировой войны...
6. Приказ о создании Йоканьгской ВМБ был подписан в январе 1941 г.
7. Яковлев А., Фомишенко Р. На стыке двух морей // Красная звезда. 2001. 16 окт. 8. Для борьбы на союзных коммуникациях гитлеровское руководство направило значительные силы. В Северной Атлантике были развернуты свыше 100 подводных лодок. На аэродромы Норвегии перебазировалось большое количество бомбардировщиков и торпедоносцев. В норвежских шхерах дислоцировались крупные немецкие надводные корабли - тяжелые крейсера и линкоры. // Чернавин В. Н. Ленд-лиз в системе Второй мировой войны...
9. Северный маршрут был самым коротким, но вместе с тем самым рискованным. Потери - потоплено немцами 38 советских и 77 союзнических транспортов, 17 британских кораблей. Погибли 4861 человек. // Вислых А. В. Спасительный ленд-лиз...
10. Коваленко Д., Олефир А. Британские конвои // http:diviky.narod.ru/konvoi.htm
11. Супрун М. Н. Ленд-лиз и северные конвои 1941-1945 гг. М.: Андреевский флаг, 1997 г. // http://www.pomorsu.ru/virtuale/suprun/Lend-Lease/Lend-Lease.htm
12. Боярский П. В., Вехов Н. В., Химичук Н. В., Шевченко В. В. Поселок Белушья Губа - столица полярного архипелага Новая Земля (1897-1997 гг.) М, 1997.
13. Супрун М. Н. Ленд-лиз и северные конвои 1941-1945 гг.. М.: Андреевский флаг, 1997 г.

http://www.pobeda.ru/content/view/4751/21/



РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.


Форма для пожертвования QIWI:

Вам выставят счет на ваш номер телефона, оплатить его можно будет в ближайшем терминале QIWI, деньги с телефона автоматически сниматься не будут, читайте инструкцию!

Мобильный телефон (пример: 9057772233)
Сумма руб. коп.

Инструкция об оплате (откроется в новом окне)

Форма для пожертвования Яндекс.Деньги:

Другие способы помощи

Наверх

 

Другие статьи этого автора

Другие статьи этого дня

Другие статьи по этой теме